Национальный фармацевтический университет подписал меморандум о присоединении к Magna Charta Universitatum

Процесс объединения Европы сопровождается формированием общего образовательного, научного пространства и разработкой единых критериев и стандартов в этой сфере. Можно считать, что первым серьезным шагом на этом пути стало подписание университетским сообществом Великой Хартии университетов (Magna Charta Universitatum), являющейся отражением той жизненно важной роли, которую университеты играют в развитии европейских гуманистических традиций и мировой цивилизации.

От истоков

Великая Хартия университетов — документ, созданный с целью совершенствования образовательных систем и политики развития европейского университетского сообщества. Он определяет основные принципы, которыми должны руководствоваться университеты для обеспечения развития образования, инновационного движения и налаживания тесных связей между вузами, подчеркивает основные ценности, права и обязанности университета как ключевого института общества.

18 сентября 1988 г. во время торжеств по случаю 900-летия старейшего университета мира — Болонского — в присутствии политических и общественных деятелей мирового масштаба ректоры 388 высших учебных заведений подписали Magna Charta Universitatum (Хартия). С этого момента документ стал основополагающим при определении фундаментальных ценностей и принципов университета. Подписывая Хартию, университеты подтверждают свою принадлежность к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему векторы интеграции в общество, которое всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, разнообразные сравнимые и адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования.

В Европе ежегодно обучается свыше 10 млн студентов

Хартия зафиксировала новую роль университетов в условиях перехода от элитного к массовому высшему образованию, ставшему востребованным благодаря быстрому технологическому развитию:

  • задача университетов по распространению знаний… предполагает, что в современном мире они должны служить всему обществу;
  • университеты должны давать… такое образование…, которое научит… уважать великую гармонию природы и самой жизни;
  • будущее человечества зависит… от… прогресса, что обеспечивается в центрах,… каковыми являются настоящие университеты.

Четыре основных принципа Хартии

Великая Хартия университетов декларирует конкретные четыре принципа деятельности высших учебных заведений. Так, первый из них сформулирован так: «Университет — автономный, по-своему организованный институт в сердце общества, который производит, оценивает, преумножает и распространяет культуру путем научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать потребностям окружающего мира, его исследования и учебный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти» и называется в настоящее время принципом университетской автономии, зафиксированным законодательно во многих странах. Второй принцип провозглашает единство образовательной и научной деятельности университетов и отражает сущность исследовательского университета: «Обучение и исследования в университетах идут в неразделимом учебном процессе, который не должен отставать от изменяющихся нужд и требований общества и обеспечивать их удовлетворение с помощью передового научного знания». Не менее важен и актуален третий принцип — академических свобод в вузе: «Свобода в исследованиях и обучении является фундаментальным принципом университетской жизни; и правительства, и университеты должны, насколько это зависит от них, обеспечить уважение этого фундаментального требования». Принцип получил дальнейшее развитие в годы, последовавшие за принятием Хартии, и также вошел в законы об образовании многих стран.

Болонская декларация — это процесс распознавания одной образовательной системы другой системой в европейском пространстве

Четвертый принцип подчеркивает миссию университетов как хранителей традиций и накоп­ленного интеллектуального богатства, способствующих интеграции различных культур: «Университет является гарантом европейской гуманистической традиции…». В настоящее время принцип дополнен сохранением национальной культуры, традиций, достижений, новым понятием европейского измерения. Разрешение возможного конфликта национального и глобального при объединении этих подходов и понятий состоит в единственно возможном построении общеевропейского культурного «здания» на основе национальных «блоков». Принцип должен подвигнуть примк­нувшие к Хартии государства поддерживать старейшие вузы, накопившие богатый научно-педагогический опыт и демонстрирующие открытость миру и преобразованиям.

Таким образом, Великая Хартия университетов стала не только декларацией целей и необходимости демократизации вузовской жизни, но и впервые ввела основополагающие концепции развития сферы высшего образования, предложила механизмы реализации сформулированных подходов.

Впоследствии Хартия дала толчок появлению Болонской декларации. И хотя Magna Charta Universitatum была провозглашена за 11 лет до появления самого понятия Болонской декларации, она является неотъемлемой ее составляющей.

— Интеграционный процесс в науке и образовании, — отмечает ректор Национального фармацевтического университета (НФаУ), член-корреспондент НАН Украины, профессор Валентин Черных, — состоит из формирования содружества ведущих европейских университетов в соответствии с Хартией университетов, объединения национальных систем образования и науки в европейское пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами. Главная цель процесса — консолидация усилий научной и образовательной общественности и правительств европейских стран для повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении, для повышения роли этой системы в общественных преобразованиях.

Болонская декларация как процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования

Болонская декларация на уровне государств была основана 19 июня 1999 г. в Болонье подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств одноименного документа. Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и обсудили программу создания единого европейского образовательного и научного пространства.

— Для достижения поставленных целей были предложены удобные и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций, структура высшего образования, — рассказывает профессор В. Черных. — Введена взаимно признаваемая на европейском пространстве ученая степень доктора философии, внедрена система кредитных единиц в соответствии с европейской системой трансфера оценок, созданы и разработаны сопоставимые критерии, механизмы и методы оценки качества образования, введены унифицированные и взаимно признанные в европейском пространстве приложения к диплому, предложены модели путей мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев высшей школы.

Академическая мобильность в рамках Болонской декларации

Принцип академических свобод в отношении свободы мобильности студентов и университетской профессуры приобрел дополнительный смысл в 90-е годы прошлого века. Именно мобильность как одна из важнейших целей Болонской декларации является условием обеспечения качества высшего образования.

В Болонской декларации различают два вида академической мобильности: вертикальную и горизонтальную. Под вертикальной подразумевают полное обучение студента на степень, под горизонтальной — обучение в течение ограниченного периода (семестра, учебного года). Важное замечание: в болонских документах подчеркивается, что «виртуальная мобильность не является заменой физической мобильности»

Если говорить о мобильности в отношении студента, то ее главная задача — дать возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры.

Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок прежде всего тем, что студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки — от семестра до учебного года, и во время таких академических обменов они обучаются полноценно, не только штудируя язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходя полный семестровый или годичный курс, который «засчитывается» по возвращении в базовый вуз.

Magna Charta Universitatum сегодня

С тех пор, как Хартия была открыта для подписания, к ней присоединились 775 университетов со всего мира, в частности, ведущие учебные заведения, такие как Кембриджский и Оксфордский университеты. Среди участников Хартии — 60 украинских вузов. С каждым годом количество подписавших Хартию учебных заведений увеличивается.

19–20 сентября 2013 г. состоялась юбилейная ежегодная конференция в Болонье, приуроченная к 25-й годовщине Великой Хартии университетов. Присоединиться к особым торжествам самого престижного объединения университетского сообщества прибыли 140 участников из 44 государств.

— Вниманию участников юбилейной конференции были предложены выступления докладчиков из 11 стран мира, — отмечает ректор НФаУ профессор В. Черных, глава делегации университета. — Все доклады объединяла ключевая тема: роль и влияние университетов на формирование общественного сознания, сохранение общечеловеческих гуманистических традиций.

Торжественная церемония празднования 25-летия Великой Хартии университетов завершилась официальным присоединением новых участников. В этом году Хартию подписали ректоры 25 университетов. В торжествах приняли участие делегации 8 украинских вузов. В стенах древнейшего в мире университета ректор Национального фармацевтического университета Валентин Черных подписал Меморандум о присоединении к Великой Хартии.

Болонья расположена в северной части Италии. Население — более 370 тыс. человек. Здесь функционирует целый ряд высших учебных заведений, поэтому Болонью считают древнейшим университетским центром Европы

— Подписание Великой Хартии университетов является целью первостепенной важности для нашего университета. Это одна из возможностей для ученых НФаУ продемонстрировать свой опыт и знания мировому образовательному сообществу, обеспечить нашим студентам и преподавателям свободный доступ к системе высшего образования Европы и развитых стран мира, — подчеркивает ректор НФаУ профессор В. Черных. — В частности, участие в Хартии дает возможность внедрения обменных программ, содействует созданию совместных проектов для развития образования и научной деятельности, а это позволяет целенаправленно находить новых партнеров и укреплять существующие связи. Одной из главных целей присоединения к Хартии является взаимное признание учебных программ ее участниками из разных стран и расширение возможностей трудоустройства выпускников. Подписание Великой Хартии университетов послужит повышению конкурентоспособности и подчеркнет имидж НФаУ как прогрессивного учебного заведения мирового уровня.

— Великая Хартия констатирует повышение роли университета в грядущем тысячелетии и призывает рассматривать взаимный обмен научно-методической информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов как важнейшую меру для предоставления знаний, — утверждает проректор по научно-педагогической работе НФаУ (международным связям) профессор Сергей Попов, представитель делегации университета. — Участие в такой престижной ассоциации открывает перед учеными, преподавателями и студентами НФаУ широкие возможности сотрудничества и взаимодействия на европейском уровне. Бесплатный доступ к новым ресурсным и информационным возможностям позволит увеличить объем обмена студентами, преподавателями, качественно улучшить сотрудничество с ведущими вузами мира, в частности, отраслевыми, в отношении совместных научных разработок, реализации общих проектов.

Во время пребывания в Италии делегация НФаУ осуществила визит на фармацевтический факультет Болонского университета.

— Болонский университет основан в 1088 г. Сегодня в нем обучается более 70 тыс. студентов, из которых на фармацевтическом факультете — 3 тыс. студентов,рассказывает заведующая кафедрой фармацевтической химии НФаУ, профессор Виктория Георгиянц, представитель делегации университета. — Выпускающей кафедрой для специальности «Фармация» является кафедра фармации и биотехнологии, обучение по специальности — «сквозной» магистр. Мы имели возможность ознакомиться с учебными планами по специальности и убедились, что в целом они аналогичны нашим. Делегацию НФаУ представили ректору Болонского университета Ivano Dionigi, проректору по международным связям Carla Salvaterra, декану фармацевтического факультета Claudio Galetti, заместителю декана по международным связям Maria Laura Bolognesi, заведующему кафедрой фармации и биотехнологии Maurizio Recanatini. Следует отметить, что спроректором по международным связям состоялось обсуждение основных направлений сотрудничества, следствием которого стало получение предварительных договоренностей об академических обменах студентами, возможности совместных научных исследований и стажировке, в первую очередь в сфере биотехнологий.

— Изучение опыта ведущих учебных заведений, адаптация к условиям нашего образовательного пространства и внедрение инноваций — это один из способов модернизации учебного процесса отечественных университетов, — считает ректор НФаУ профессор В. Черных. — Среди особенностей Болонского университета для себя мы выделили следующие. Во-первых, рацио­нальное использование кадров — каждый профессор руководит 2–3 аспирантами как минимум. Во-вторых, требовательность и строгость в отношении организации учебного процесса — студенты фармацевтического факультета обязаны посещать все лекции и занятия. В-третьих, — в стенах университета существуют и незыблемо соблюдаются многолетние традиции, в частности, проведение ежегодных мероприятий.

По протоколу подписывать Великую Хартию университетов уполномочен только ректор учебного заведения

Делегация НФаУ посетила базы практики по биотехнологии студентов Болонского университета, в частности сыроваренный комбинат и фермерское хозяйство по производству традиционного бальзамического уксуса. Впечатлениями об этих визитах поделился проректор по научно-педагогической работе НФаУ (международным связям) профессор С. Попов.

На сыроваренном комбинате обращает на себя внимание система контроля качества. Это предприятие сертифицировано по системе ISO 9002. Аудит на комбинате проводится со стороны независимой организации по качеству сыров. Контроль качества осуществляется на всех этапах, стандартные операционные процедуры разработаны на каждый процесс, начиная от условия выращивания животных и заканчивая выдерживанием и хранением готового сыра.

Не менее интересным оказалось и посещение фермерского хозяйства по производству традиционного бальзамического уксуса, являющимся, по данным корейских ученых, мощным адаптогеном и антиоксидантом. Зона реализации продукции этого хозяйства — вся Европа. Бальзамический уксус производится только со сгущенного виноградного сока без каких-либо добавок. Любопытно, что выдержка готового продукта составляет минимум 10 лет. Разумеется, и стоимость варьирует в значительных пределах — чем выдержаннее, тем дороже. Нам демонстрировали образцы 30-летней выдержки, 100 г которых стоит более 150 евро. С руководителями производства нам удалось обсудить возможности создания на основе лечебного бальзама различных лекарственных форм.

В качестве послесловия

Участие высшего учебного заведения в Великой Хартии университетов является одним из основных показателей при рейтинговом оценивании вузов Украины, а это, в свою очередь, оказывает большое влияние на репутацию НФаУ в мировом образовательном пространстве. Подписание Великой Хартии университетов — это начало создания мощного и эффективного международного сотрудничества Национального фармацевтического университета с другими высшими учебными заведениями мира.

Подписание Хартии означает, по сути, присоединение к самому глобальному, авторитетному и престижному движению университетов мира.

Елена Яковлева,
газета НФаУ,
фото предоставлены НФаУ
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті