Фармацевтический рынок в период кризиса: украинский региональный опыт и мировые тенденции

Последствием глобального финансового кризиса стало снижение покупательной способности населения, что, в свою очередь, негативно отразилось на состоянии фармацевтической отрасли. В Украине ситуация усугубилась ростом инфляции и политической нестабильностью. Подорожание медикаментов снизило их доступность, ведь большинство приобретений в отечественных аптеках осуществляется за счет личных средств граждан. Поэтому проблема рационального обеспечения населения лекарственными средствами (ЛС) сегодня является весьма актуальной.

Состояние рынка ЛС во время кризиса и поиск оптимальных решений возникших проблем обсуждались участниками IV Всеукраинской конференции «АПТЕКА–2009 Весна» (далее — конференция) на первой сессии. Прозвучали доклады представителей государственных регуляторных органов, посвященные факторам влияния и перспективам трансформации фармацевтической отрасли Украины, о чем сообщалось в предыдущей публикации (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 21 (692) от 25.05.2009 г.).

Ирина Козлова, заместитель генерального директора КП (коммунальное предприятие) «Луганская областная «Фармация»

И. Козлова

Продолжая тему текущего состояния отечественного фармацевтического рынка, Ирина Козлова, заместитель генерального директора КП (коммунальное предприятие) «Луганская областная «Фармация», представила вниманию участников конференции доклад «Региональный опыт рационального обеспечения населения лекарственными средствами». Она поприветствовала участников семинара от имени КП «Луганская областная «Фармация» и лично ее генерального директора Александра Гудзенко, а также пожелала всем плодотворной работы.

И. Козлова отметила, что сегодня условия экономической деятельности в Украине определяются сочетанием системы государственного регулирования и саморегуляции. Особенно наглядно государственный контроль проявляется в отношении фармацевтической отрасли. Лицензирование, сертификация, контроль цен и качества ЛС, порядок их отпуска и другие механизмы, определяющие стратегию развития отрасли, относятся к сфере государственного регулирования. Опыт экономически развитых стран показывает, что оно осуществляется путем социально-экономического прогнозирования, разработки государственных программ, определения приоритетных направлений развития.

Докладчик рассказала о том, что КП «Луганская областная «Фармация» уже не одно десятилетие осуществляет деятельность по лекарственному обеспечению лечебно-профилактических учреждений и населения области. Предприятие постоянно стремилось поддерживать и развивать аптечную сеть. Сегодня в его структуре — 308 аптек, 188 аптечных пунктов, 43 аптечных киоска, областной аптечный склад, Луганская фармацевтическая фабрика, контрольно-аналитическая лаборатория, автобаза, столярная мастерская. В своей деятельности КП «Луганская областная «Фармация» исходит из определения, что аптека — это учреждение здравоохранения, основным заданием которого является обеспечение населения, лечебно-профилактических учреждений ЛС и изделиями медицинского назначения. Поэтому для модели лекарственного обеспечения, предлагаемой предприятием, характерны:

  • разветвленная аптечная сеть с единой ценовой политикой;
  • социальная ориентированность деятельности;
  • взаимодействие с органами здравоохранения (перспективное планирование деятельности КП с учетом потребностей учреждений здравоохранения);
  • развитие собственного производства;
  • обеспечение качества продукции за счет ведомственного контроля;
  • эффективное лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения области.

И. Козлова подчеркнула что, несмотря на экономическую нестабильность в Украине, КП «Луганская областная «Фармация» продолжает реализацию социально ориентированных проектов. На протяжении последних лет отмечается стабильный рост ассигнований для лекарственного обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны. Однако их недостаточно для полного обеспечения названной категории населения ЛС в соответствии со льготами, предусмотренными Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». С 2003 г. расширяется сеть аптек для ветеранов. В Луганской обл. сейчас их 10. В каждой из них в отдельном кабинете работает врач. Кроме того, в аптеках предприятия предоставляются скидки для пенсионеров при приобретении жизненно необходимых ЛС отечественного и зарубежного производства. В I кв. текущего года общая сумма скидок составила 1 945 600 грн.

Фармацевтический рынок в период кризиса: украинский региональный опыт и мировые тенденции Фармацевтический рынок в период кризиса: украинский региональный опыт и мировые тенденции

Планирование деятельности предприятия на 2009 г. осуществлялось в условиях нестабильной экономики и неопределенности механизмов государственного регулирования цен. Была принята программа антикризисных мероприятий, нацеленная на максимальное сокращение затрат. В результате анализа установлено, что по состоянию на 01.03.2009 г. на фармацевтическом рынке Луганской обл. доля КП «Луганская областная «Фармация» составляет 46,5%, что на 2,5% меньше, чем в начале 2008 г. По словам И. Козловой, это можно объяснить открытием в 2008 г. новых коммерческих аптек в Луганске. В разрезе видов аптечных учреждений в I кв. 2009 г. сеть предприятия (при практически равном с другими субъектами рынка количестве аптек) включает больше аптечных пунктов. При этом аптечных киосков — меньше в 3,5 раза. Постепенно оптимизируя сеть, предприятие добилось увеличения доли аптек при уменьшении количества мелкорозничных точек. Таким образом, прослеживается тенденция к укрупнению розничного сегмента. Это дает большие возможности в работе с ассортиментом ЛС. Первые месяцы экономического спада дали предприятию рекомендации по выживанию. Прежде всего, важен постоянный контроль ассортиментной и ценовой политики с учетом продаж и тенденций регионального рынка.

С целью оптимизации управления ассортиментом на предприятии создана модель изучения спроса и контроля за дефектурой. Разработана и внедрена концепция оптимизации ассортимента генерических ЛС. Они закупаются только после тщательного анализа спроса на оригинальный препарат с использованием данных маркетинговых исследований объемов продаж, экспертных оценок специалистов аптечной сети и лечебно-профилактических учреждений. Предприятие имеет эффективную модель работы с врачами. Сегодня в центральных районных аптеках работают 17 врачей-методистов и 15 провизоров-информаторов. Организационно-методическое руководство осуществляет отдел маркетинга.

Как отметила И. Козлова, с экономической точки зрения Луганская обл. имеет предприятие, перечислившее в I кв. 2009 г. в Государственный бюджет налогов и сборов на сумму 11 130 200 грн. Ежегодно оно комплектует свой портфель программами по основным направлениям деятельности. Общая программа экономической деятельности предполагает рост производства ЛС, увеличение объемов аптечных продаж, развитие материально-технической базы, повышение производительности труда и материальной мотивации специалистов.

Предприятие постоянно проводит маркетинговые исследования конкурентоспособности цен на ЛС. Реализация товаров в натуральном выражении увеличивалась во всех ценовых сегментах. С целью управления продажами в условиях снижения покупательной способности населения разработаны и направлены в аптечную сеть рекомендации по выбору генерических препаратов зарубежного и отечественного производства.

Ежемесячно проводятся маркетинговые исследования объемов продаж с целью определения групп препаратов, имеющих максимальный удельный вес в розничном сегменте. В I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. отмечен рост общего товарооборота на 24,6%, розничного — на 26,8%, оптового — на 11,9%. Сравнительный анализ аптечных продаж КП «Луганская областная «Фармация» с показателями фармацевтического рынка Украины (по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт») в I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года свидетельствует, что сейчас тенденции развития предприятия соответствуют таковым рынка. В этот же период структура продаж товаров «аптечной корзины» (в абсолютных показателях) продемонстрировала уменьшение удельного веса ЛС на 3,99%, однако таковой изделий медицинского назначения повысился на 3,98%.

И. Козлова также сообщила о результатах работы фармацевтической фабрики, которая в I кв. 2009 г. выпустила продукции на 4 663 000 грн. Увеличение объемов производства в этот период — небольшое, что объясняется отсутствием механизма приобретения спирта в связи с введением нулевой ставки акцизного сбора. Имея собственное производство, маркетинговый отдел предприятия разработал стратегию продвижения ЛС на рынке — таким образом решается проблема обеспечения населения качественными и доступными ЛС. Стоит отметить, что оно осуществляется не только через городские аптечные сети, но и через сельские аптечные пункты, которых насчитывается более 300 при фельдшерско-акушерских пунктах. При этом большинство из них является нерентабельными по причине небольшого количества обслуживаемого населения.

На протяжении нескольких лет предприятие работало с низкой рентабельностью (около 2%). В середине апреля 2009 г. вступило в силу постановление КМУ от 25.03.2009 г. № 333, ставшее результатом изнурительного согласования схемы государственного регулирования цен в течение нескольких месяцев. По словам И. Козловой, анализ названного документа показал, что ЛС, попадающие под его действие, в общем объеме товара, реализуемого предприятием, составляют 11%. Для аптечных учреждений, осуществляющих отпуск ЛС государственным учреждениям, такая схема регулирования цен губительна, поскольку надбавка 10% применяется ко всем препаратам и изделиям медицинского назначения, приобретаемым за бюджетные средства, и не покрывает расходов предприятия на доставку, хранение и реализацию товара. Новая схема регулирования цен введена в нынешнем бюджетном году, когда фактически проведены тендерные торги на 2009 г. и заключены договора с аптечными учреждениями на поставку ЛС. При этом ощущается постоянный рост издержек обращения.

Введение НДС негативно повлияет на покупательную способность населения, которая и без того невысока

Сегодня КП «Луганская областная «Фармация» ставит перед собой цели, достижение которых считается безусловным обязательством. В первую очередь, необходима комплексная автоматизация предприятия начиная с аптечной сети и вплоть до создания единой бухгалтерской учетной системы для консолидированного управления всей структурой. До конца года предстоит внедрить систему менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2008, провести лицензирование на право осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических, психотропных ЛС и прекурсоров.

В завершение И. Козлова высказала от имени предприятия мнение по поводу инициативы МЗ Украины, касающейся введения НДС на ЛС. Она отметила, что этот вопрос на протяжении последних лет поднимался неоднократно. В условиях экономического кризиса введение НДС на социально значимые группы товаров может вызвать общественный резонанс. В таких действиях прослеживается единственная цель — пополнение Государственного бюджета. Реальность возврата НДС аналогично компенсациям акцизного сбора на спирт этиловый вызывает опасения. Введение НДС негативно повлияет на покупательную способность населения, которая и без того невысока. Ведь он теоретически является налогом на потребление, который в конечном итоге оплачивается покупателем. Проводя параллели между Украиной и странами ЕС, необходимо учитывать более высокий уровень платежеспособности населения этих стран и приоритетов социальной политики. Поэтому введению НДС в Украине должен предшествовать глубокий экономический анализ его последствий с привлечением представителей не только центральных органов власти, но и непосредственных участников фармацевтического рынка.

Владислав Страшный, профессор, доктор фармацевтических наук, заслуженный деятель науки и техники, глава представительства компании «Пфайзер» (США) в Украине

В. Страшный

Доклад Владислава Страшного, профессора, доктора фармацевтических наук, заслуженного деятеля науки и? техники, главы представительства компании «Пфайзер» (США) в Украине, был посвящен мировым тенденциям фармацевтического рынка в период кризиса. Информация, использованная в докладе, предоставлена Американской торговой палатой и Ассоциацией производителей инновационных ЛС.

Сегодня фармацевтическая отрасль, которая считается защищенной от экономических спадов, в полной мере испытывает на себе последствия мирового кризиса. В условиях неблагоприятной экономической ситуации потребители экономят на ЛС, в результате чего объемы продаж фармацевтических и страховых компаний уменьшаются. Кризис отразился на мировой фармацевтической отрасли и в виде сокращений сотрудников компаний. По словам В. Страшного, это не редкость в отрасли. Она будет ощущать его дальнейшее влияние по мере того, как потребители будут становиться все более умеренными в затратах. Но сильным игрокам рынка это поможет тщательно отработать стратегию и улучшить конкурентные позиции для получения преимуществ в долгосрочной перспективе. Сегодня отмечено освоение компаниями новых игровых полей. Наблюдается не только выход новых генериков на традиционные поля «Big Pharma», но и обратное явление. Компании продолжают искать новые возможности на развивающихся рынках. Параллельно отмечается снижение вероятности посещения врачей пациентами и следования их предписаниям.

В декабре 2008 г. «IMS Health» сообщила о розничных аптечных продажах за 12 мес, включая октябрь 2008 г. Американский рецептурный рынок вырос на 1% по сравнению с предыдущими 12 мес — наименьший показатель роста с 1963 г. Во Франции, Великобритании и Италии не выше 1%, в Японии, Германии, Испании и Мексике — в пределах 5%. Увольнения в фармкомпаниях — еще одно проявление экономического спада. В начале декабря 2008 г. в фармкомпаниях США сокращено больше 76 тыс. сотрудников, и это без учета увольнений среди партнеров, поставщиков, консультантов.

Как сообщил В. Страшный, сегодня в развитых странах отмечается тенденция к совершенствованию отрасли здравоохранения. Так, в США реформа здравоохранения находилась среди 3 основных приоритетов предвыборной программы Б. Обамы. Правительство США признало одной из первоочередных задач повышение доступности населению услуг здравоохранения и принимает активные меры в этом направлении. Для достижения поставленной цели создается федеральное покрытие для незастрахованных граждан или имеющих неполный страховой пакет. В числе мер по сдерживанию расходов — использование генериков в программах медицинского страхования и спонсируемых правительством проектах. Кроме того, предусмотрен реимпорт — ввоз вывезенных ранее товаров.

В Великобритании отмечена тенденция к повышению доступности инновационных препаратов. В ноябре 2008 г. британское правительство приняло программу, регламентирующую ценообразование брэндированных рецептурных ЛС. Также оно считает обоснованным установление гибких цен на некоторые препараты. Компании позволяется устанавливать первичную цену при выходе на рынок с сохранением права повышать или снижать ее по мере возникновения новых показаний.

В Китае взят курс на поддержку собственных инноваций. 27.12.2008 г. Комитет национального народного конгресса Китая принял ряд новых положений по производству фармпрепаратов, ключевым положением которых является абсолютный стандарт новизны. До этого китайский патент выдавался на изобретение или технологию, новую в Китае. Абсолютный стандарт новизны требует, чтобы изобретение или технология являлась новизной мирового уровня. Здесь явно прослеживается стремление стимулировать инновации в Китае. Предполагается, что потенциал ранее ограничивался воспроизведением терапевтических аналогов. Новый закон о патенте вступает в силу в октябре 2009 г. Некоторые видят в нем конкурентную угрозу. В то же время руководство государственного патентного офиса Китая полагает, что новый закон, вероятно, станет конкурентным вызовом зарубежным фармкомпаниям в плане ценообразования на этом рынке. Можно сделать вывод, что сегодня Китай (традиционный генерический рай) осознал необходимость развития собственных инновационных ЛС.

Страны ЕС также принимают меры, касающиеся фармацевтического рынка. 10.12.2008 г. в Брюсселе был принят фармацевтический пакет, одобренный Европейской федерацией ассоциаций фармацевтических производителей (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations). Пакет включает 3 законодательные инициативы и раскрывает вопросы коммуникации, которая не является законодательным инструментом, но призвана представить общую позицию Еврокомиссии относительно будущего фармацевтического рынка. Странам — членам ЕС даны рекомендации по поводу некоторых аспектов ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли. В частности, цены, регулируемые национальными системами здравоохранения, должны применяться к реимбурсируемым ЛС. Законодательные инициативы касаются рекламы рецептурных препаратов, контрафактной продукции (подделок), фармаконадзора.

В условиях кризиса интересы пациента должны оставаться в фокусе особого внимания

Как отметил докладчик, существующие нормы законодательства в ЕС запрещают рекламу рецептурных ЛС, но недостаточно определяют понятие рекламы. В результате во многих европейских странах компании не могут донести до людей информацию о своих продуктах. Поэтому в качестве одной из мер фармацевтический пакет предусматривает прояснение и гармонизацию понятий «информация» и «реклама», что позволит представлять информацию непромоционного характера непосредственно пациентам. Контрафактные препараты — растущая проблема в Европе. Она усугубляется фактом перепакетирования препаратов, поскольку это приводит к параллельной торговле между европейскими странами, что, в свою очередь, позволяет беспрепятственно внедрять подделки в каналы поставок. Поэтому в ЕС продвигается идея полного запрета на перепакетирование, что фактически устранит всю параллельную торговлю. Фармаконадзор в Европе неоправданно сложен и нередко дублируется. Предложение направлено на укрепление европейской системы фармаконадзора посредством централизации, гармонизации и оптимизации использования информационных технологий.

В завершение И. Страшный отметил, что в условиях кризиса интересы пациента должны оставаться в фокусе особого внимания.

В ходе первой сессии вниманию участников конференции был представлен доклад В. Черныха, ректора Национального фармацевтического университета, доктора химических наук, доктора фармацевтических наук, профессора, члена-корреспондента НАН Украины, посвященный психологическим аспектам подготовки кадров для фармацевтической отрасли. Содержательность выступления, доступность изложения и большой интерес со стороны аудитории стали основанием для его отдельной публикации в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

О дальнейшей работе конференции «Аптека–2009 Весна» читайте в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» и на сайте www.apteka.ua.

Елена Приходько,
фото Любови Столяр


Фармацевтический рынок в период кризиса: украинский региональный опыт и мировые тенденции

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті