Олег Мусий — общественный деятель с 20 летним стажем работы в украинских и международных медицинских сообществах, президент Всеукраинского врачебного сообщества, председатель Общественного совета при Министерстве здравоохранения Украины. Он принимал активное участие в координации работы медицинской службы Штаба национального сопротивления. О. Мусий закончил Национальный медицинский университет им А.А. Богомольца по специальности анестезиология и реаниматология, после чего продолжил обучение в Польше, США, Австрии, Финляндии и Германии. Разработчик 6 проектов законов Украины в сфере здравоохранения, инициатор и автор принятия Этического кодекса врача Украины, автор 4 и редактор 7 медицинских изданий, 40 научных и научно-популярных статей и докладчик более 20 всеукраинских и международных медицинских съездов, конгрессов и конференций.
О. Мусий неоднократно критиковал Министерство здравоохранения за монополию в сфере предоставления медицинских услуг и ратовал за введение страховой модели здравоохранения на основе общеобязательного медицинского страхования.
В настоящее время среди первоочередных задач в системе здравоохранения, которые определил Парламент Украины, — установление моратория на закрытие медицинских учреждений, что, как известно, противоречило Конституции Украины, концептуальный пересмотр реформы и ее продолжение.
Выступая на заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, О. Мусий отметил: «Здравоохранение Украины, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и поэтому перед Министерством здравоохранения Украины стоит много текущих задач, которые требуют незамедлительного решения. Главная наша цель — сохранение и обеспечение здоровья украинской нации. Сегодня необходимо провести ряд организационных мероприятий, для того чтобы в дальнейшем министерство работало эффективно».
Также министр подчеркнул: «Реформа здравоохранения, несмотря на заявления некоторых политиков, не остановится. В ее идеологии есть рациональное зерно, поэтому реформа будет пересмотрена и продолжена после внутреннего и международного аудита. В дальнейшем совместно с ведущими международными экспертами мы определим дорожную карту медицинской реформы, проанализировав механизмы ее внедрения, использованные ранее. Мы намерены выяснить, чем сегодня недовольны медицинские работники и население».
О. Мусий заверил, что Министерство будет работать на обеспечение потребности населения и реагировать на его запросы. «Я сторонник медицинской реформы, но системной и последовательной, с опережающей информационно-просветительской работой в СМИ, — сообщил министр. — Отсутствие такой работы в предыдущий период послужило причиной непонимания и отсутствия поддержки реформы на местах».
По словам О. Мусия, обязательное условие реформы — уменьшение влияния государства на управление системой здравоохранения. «Сегодня мы имеем дело фактически с монопольным управлением системой здравоохранения профильным министерством без привлечения профессиональных медицинских ассоциаций и сообществ, — отметил министр. — Поэтому, в первую очередь, Министерство здравоохранения будет работать над внедрением врачебного самоуправления и саморегуляции рынка медицинских услуг, то есть, часть его функций будет передана медицинской общественности, вплоть до визирования важных документов. В большинстве развитых стран здравоохранение выглядит как партнерство государства и профессиональных врачебных ассоциаций. Специалисты-практики сами устанавливают отраслевые стандарты. Профессиональные организации оказывают большое влияние на систему здравоохранения, и это тот баланс, который необходим и нашему государству. Я уверен, что в условиях монополии любая система работает неэффективно».
В контексте экономической составляющей системы здравоохранения, по мнению О. Мусия, один из самых актуальных вопросов для Украины — внедрение обязательного медицинского страхования. «Долгие годы в Украине декларируется необходимость внедрения обязательного медицинского страхования, — напомнил министр. — Ни для кого не секрет, что его внедрению препятствовали затяжные дискуссии на уровне заинтересованных органов власти по поводу управления страховым фондом. Мне импонирует модель, которая работает в Словении, где в единую систему объединены государственный и частные страховые фонды, а также учреждения здравоохранения всех форм собственности. Львиная доля пациентов в этой стране, помимо обязательного государственного страхования, дополнительно застрахованы по программам добровольного медицинского страхования. Словении удалось достичь паритета между государственным и частным медицинским страхованием, и мы сможем это сделать. На примере Польши можно увидеть эффективную организацию предоставления первичной медицинской помощи, которая создана совместными усилиями профессиональных врачебных ассоциаций и профильного министерства».
Министр отметил, что украинские врачи должны получить право продавать свои услуги. Между управлениями здравоохранения и лечебными учреждениями будут заключаться контракты, а лечебные учреждения в лице главврачей будут заключать контракты с врачами, то есть от бюджетных отношений система здравоохранения перейдет к контрактным. Учреждения здравоохранения будут аккредитоваться, а лицензию будут получать непосредственно врачи.
Среди проблем, которые на сегодня существуют в системе здравоохранения, О. Мусий также выделил неэффективное использование коечного фонда (30–40% больничных коек пустует) и пробелы в системе подготовки семейных врачей. Министр согласился с репликами депутатов о необходимости сохранения квалифицированных кадров в педиатрии. Ведь до недавнего времени педиатров ускоренно «перековывали» в семейных врачей. По словам О. Мусия, пересмотр системы подготовки кадров — немаловажная составляющая реформирования системы здравоохранения.
Министр сообщил, что возглавляемое им ведомство намерено уделять значительное внимание развитию профилактической медицины, поскольку предотвратить заболевание легче и дешевле, чем лечить. Речь идет о возобновлении профилактических осмотров, усилении роли института семейного врача. В этом контексте важная задача, стоящая перед отечественным здравоохранением, — достаточный охват профилактическими прививками, полное обеспечение вакцинами всех регионов, соблюдение календаря прививок.
Относительно кадрового обеспечения Министерства здравоохранения Украины О. Мусий сообщил, что его руководство, начиная от высшего звена и заканчивая средним звеном, будет подвергнуто «народной люстрации». В настоящее время Кабинет Министров Украины разрабатывает механизм данной процедуры. Руководители высшего и среднего звена профильного министерства будут уволены. Возможно, после люстрации некоторые из них вновь будут приняты на работу.
Кандидатуры заместителей министра выдвигаются непосредственно парламентской коалицией. «Пока есть кредит доверия населения необходимо в короткие сроки завершить кадровые изменения и реорганизацию министерских подразделений, — отметил О. Мусий. — Я надеюсь, что комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения не останется в стороне и даст свои рекомендации. Что касается уровня зарплат медицинским работникам, то это — прерогатива Парламента, а не Минздрава».
О. Мусий также заверил, что с порочной практикой отказа министра от участия в ключевых заседаниях профильного парламентского комитета будет покончено. Он выразил готовность принимать участие в заседаниях комитета для быстрого принятия важных законов.
Министр обратился к депутатам не апеллировать к нему с лоббистскими вопросами, поскольку лоббирование интересов отдельных финансово-экономических групп на уровне Министерства здравоохранения закончилось. О. Мусий обратил внимание на то, что вверенное ему ведомство — Министерство здравоохранения, а не Министерство государственных закупок. Прозрачность тендеров, проводимых ранее этим ведомством, вызывает большие сомнения. Отныне тендеры станут открытыми, а вся ответственность за принятые решения ляжет на плечи министра.
О. Мусий подчеркнул, что экспертные учреждения, которые работают в составе Министерства здравоохранения Украины и задействованы в системе допуска препаратов на рынок, Государственная служба Украины по лекарственным средствам, занимающаяся выдачей разрешительных документов, должны немедленно прекратить порочную практику вымогательств. Кроме того, пора поставить точку в проблеме фальсификации индикаторов системы здравоохранения, которая практиковалась ранее в погоне за «удобными» статистическими показателями.
Говоря о лекарственном обеспечении населения, министр отметил, что на повестке дня стоит вопрос усовершенствования процессов ценообразования на лекарственные средства. Возможно, для лекарственных средств, закупаемых за бюджетные средства в рамках государственных программ, следует пойти по пути прямых закупок у производителя, исключив посредников. Кроме того, существующая сегодня система декларирования оптово-отпускных цен производителя неэффективна и нуждается в существенном пересмотре.
Касательно проблем в сфере регистрации лекарственных средств, О. Мусий сообщил, что в настоящее время украинский рынок не защищен от препаратов сомнительной эффективности. «Украина четко провозгласила курс на евроинтеграцию, поэтому мы намерены максимально гармонизировать украинское законодательство в сфере допуска лекарственных средств на рынок и их обращения с нормами ЕС, чтобы к моменту принятия решения о вступлении Украины в ЕС оно полностью соответствовало европейскому законодательству». О. Мусий также подчеркнул роль отечественной фармацевтической промышленности в становлении адекватного лекарственного обеспечения населения.
Министр обратился к народным депутатам с просьбой активизировать законотворческий процесс в сфере здравоохранения. На сегодня истек срок действия ряда государственных программ, в том числе «Сахарный диабет», «Детская онкология» и других. Эти важные программы необходимо срочно продлить.
В завершение выступления О. Мусий отметил, что министр здравоохранения должен заниматься политикой в сфере здравоохранения, а выполнением текущей работы должны заниматься профессионалы — заместители министра и руководители подразделений. Новая политика Министерства здравоохранения Украины будет прозрачной, честной и профессиональной. Отныне двери в Министерство и кабинет министра будут всегда открыты.
Коментарі