Напомним, что при проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств (ЛС) в денежном выражении.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I кв. 2010 г. общий объем аптечных продаж составил 5,6 млрд грн. (701,6 млн дол. США) за 449,5 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 15,6% в гривне, 11,4% в долларах и 6,1% в упаковках. Показательно, что почти половину объема аптечных продаж в денежном выражении обеспечивают 5 из 26 регионов Украины. Так, в анализируемый период Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области суммарно аккумулировали удельный вес в размере 47,6% общего объема розничной реализации в денежном выражении. Причем доля лидера объема аптечных продаж — Киева — уменьшилась с 14,0 до 13,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а доля Донецкой обл., напротив, увеличилась с 10,6 до 12,6% благодаря опережающим темпам прироста в сегменте ЛС (рис. 1).
Если взглянуть на структуру розничной реализации, то соотношение различных категорий «аптечной корзины» в денежном выражении во всех регионах довольно близко коррелирует с таковым в целом по рынку и варьирует в таком диапазоне: 78–88% составляют ЛС, 5–11% — изделия медицинского назначения (ИМН), 2–8% — косметика, 2–4% биологически активные добавки (БАД) (табл. 1). Несколько иную структуру аптечных продаж в денежном выражении отмечают лишь для столицы и Киевской обл., где удельный вес парафармацевтической продукции (косметика + БАД) практически вдвое выше, чем в среднем по рынку, и в анализируемый период составил около 15%. Кроме того, в этих регионах также отмечают высокий удельный вес ИМН в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении и, соответственно, минимальный удельный вес ЛС.
Таблица 1 | Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I кв. 2010 г. |
I кв. 2010 г. | ЛС | ИМН* | Косметика | БАД | ||||
Млн грн. | Удельный вес категории,% | Млн грн. | Удельный вес категории,% | Млн грн. | Удельный вес категории,% | Млн грн. | Удельный вес категории,% | |
Донецкая обл. | 592,8 | 84,3 | 57,1 | 8,1 | 28,9 | 4,1 | 24,5 | 3,5 |
Киев | 583,5 | 76,1 | 73,9 | 9,6 | 77,6 | 10,1 | 31,5 | 4,1 |
Днепропетровская обл. | 418,7 | 86,3 | 33,8 | 7,0 | 19,0 | 3,9 | 13,6 | 2,8 |
Харьковская обл. | 325,6 | 84,3 | 33,7 | 8,7 | 16,4 | 4,3 | 10,4 | 2,7 |
Одесская обл. | 258,0 | 79,4 | 29,9 | 9,2 | 25,2 | 7,8 | 11,7 | 3,6 |
Запорожская обл. | 227,3 | 83,8 | 22,7 | 8,4 | 13,2 | 4,9 | 7,9 | 2,9 |
АР Крым | 226,3 | 86,2 | 18,4 | 7,0 | 10,8 | 4,1 | 6,9 | 2,6 |
Львовская обл. | 222,4 | 84,8 | 21,8 | 8,3 | 11,7 | 4,5 | 6,4 | 2,4 |
Луганская обл. | 216,6 | 87,7 | 19,4 | 7,8 | 5,1 | 2,1 | 5,9 | 2,4 |
Киевская обл. | 138,0 | 72,8 | 23,6 | 12,5 | 19,9 | 10,5 | 8,0 | 4,2 |
Полтавская обл. | 133,8 | 86,0 | 12,0 | 7,7 | 5,5 | 3,5 | 4,3 | 2,7 |
Винницкая обл. | 114,8 | 82,3 | 12,0 | 8,6 | 8,4 | 6,0 | 4,2 | 3,0 |
Житомирская обл. | 109,3 | 88,0 | 8,6 | 6,9 | 3,9 | 3,2 | 2,4 | 1,9 |
Ивано-Франковская обл. | 108,9 | 87,6 | 7,9 | 6,4 | 4,7 | 3,8 | 2,7 | 2,2 |
Херсонская обл. | 104,2 | 88,1 | 7,1 | 6,0 | 3,9 | 3,3 | 3,2 | 2,7 |
Черкасская обл. | 103,5 | 86,2 | 8,9 | 7,5 | 4,5 | 3,8 | 3,1 | 2,6 |
Хмельницкая обл. | 93,9 | 89,6 | 5,6 | 5,4 | 2,5 | 2,4 | 2,7 | 2,6 |
Черниговская обл. | 85,3 | 78,2 | 12,0 | 11,0 | 8,0 | 7,3 | 3,8 | 3,5 |
Сумская обл. | 82,9 | 86,2 | 6,0 | 6,3 | 4,3 | 4,4 | 2,9 | 3,1 |
Николаевская обл. | 81,5 | 86,7 | 6,5 | 6,9 | 3,6 | 3,9 | 2,4 | 2,6 |
Ровенская обл. | 81,0 | 84,7 | 8,4 | 8,7 | 4,0 | 4,2 | 2,3 | 2,4 |
Волынская обл. | 79,4 | 82,0 | 10,3 | 10,6 | 4,4 | 4,5 | 2,7 | 2,8 |
Кировоградская обл. | 77,0 | 86,6 | 6,8 | 7,6 | 2,8 | 3,1 | 2,4 | 2,6 |
Закарпатская обл. | 70,1 | 86,7 | 6,0 | 7,4 | 3,1 | 3,8 | 1,7 | 2,1 |
Черновицкая обл. | 67,4 | 87,9 | 4,8 | 6,2 | 2,6 | 3,4 | 1,9 | 2,5 |
Тернопольская обл. | 67,4 | 83,2 | 6,4 | 7,8 | 5,1 | 6,3 | 2,2 | 2,7 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
РЫНОК ЛС
В течение всего ушедшего года мы наблюдали парадоксальную картину — динамика рынка в денежном выражении в зависимости от валютного измерения характеризовалась отдаляющимися траекториями. Так, в долларовом эквиваленте в этот период отмечали перманентную убыль на фоне прироста объема аптечных продаж ЛС в гривне ввиду ее значительной девальвации. В натуральном выражении рынок аптечных продаж ЛС демонстрировал отрицательные темпы развития еще до начала кризиса, а в период экономического спада эта тенденция лишь усугубилась. Эпидемическая ситуация стала неким трамплином, с помощью которого рынок преодолел довлеющие над ним депрессивные тенденции. Обретение относительной стабильности, выравнивание и сближение темпов прироста по всем показателям рыночного развития происходило не в одночасье. Однако то, что в конце прошлого года казалось лишь намеком на выход фармрынка из кризиса, в I кв. 2010 г. обрело черты сильного тренда — умеренного прироста розничного рынка ЛС во всех измерениях. В анализируемый период объем аптечных продаж ЛС превысил показатель предыдущего года на 16,7% в национальной валюте, 12,5% в долларовом эквиваленте и 9,8% в натуральном выражении. В региональном разрезе зафиксирован значительный разброс по темпам развития розничной реализации ЛС. Максимальный прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с I кв. 2009 г. отмечают для Донецкой и Ивано-Франковской областей — 34,6 и 44,2% в гривне и 29,7 и 39,0% в долларовом эквиваленте (рис. 2). В натуральных величинах по этому показателю лидировали Полтавская и Херсонская области. Наиболее слабое развитие розничного сегмента ЛС в это время было характерно для Хмельницкой и Черниговской областей, которые стали единственными регионами, где в анализируемый период была отмечена убыль в национальной валюте.
Разнокалиберность темпов развития розничного рынка ЛС в денежном и натуральном выражении обусловлена спецификой ценовой структуры аптечных продаж в разрезе регионов. По итогам I кв. 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в целом по рынку составила 16,3 грн., увеличившись на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В региональном разрезе этот показатель варьировал в диапазоне от 11,7 (Ровенская обл.) до 21,8 грн. (Киев; рис. 3). По сравнению с I кв. 2009 г. максимальная убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС была отмечена для Полтавской областей, что было обусловлено значительным прорывом в сегменте низкостоимостных препаратов (рис. 4).
В целом по стране структура аптечных продаж ЛС в анализируемый период выглядела следующим образом: доля низкостоимостных препаратов составила 11,8% в денежном и 59,4% в натуральном выражении, среднестоимостных — 45,4 и 33,1% соответственно, высокостоимостных — 42,8 и 7,5%.
Практически во всех регионах в этот период увеличился удельный вес высокостоимостных ЛС в объеме аптечных продаж в денежном выражении, за исключением Черниговской, Хмельницкой, Николаевской и Закарпатской областей, где, напротив, произошло уменьшение объема аптечных продаж ЛС данного сегмента по сравнению с I кв. 2009 г. (см. рис. 4). Кроме того, в анализируемый период повсеместно было зафиксировано повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши, в то время как в сегменте высокостоимостных ЛС, напротив, было отмечено ее снижение в большинстве регионов. Позволим себе предположить, что сложившаяся ситуация является следствием стремления рынка к сбалансированному развитию — прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС высокостоимостной ниши в кризисный период сменился убылью, в то время как для низкостоимостных препаратов (в сегменте которых в ушедшем году отмечали минимальное удорожание), напротив, продолжается прирост по этому показателю.
Таблица 2 | Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины по итогам I кв. 2010 г. |
Регион | Объем продаж ЛС | |||||||
Зарубежного производства | Отечественного производства | Зарубежного производства | Отечественного производства | |||||
Млн грн. | Удельный вес,% | Млн грн. | Удельный вес,% | Млн упаковок | Удельный вес,% | Млн упаковок | Удельный вес,% | |
Донецкая обл. | 467,9 | 78,9 | 125,0 | 21,1 | 15,6 | 42,0 | 21,5 | 58,0 |
Киев | 456,2 | 78,2 | 127,4 | 21,8 | 10,2 | 38,0 | 16,6 | 62,0 |
Днепропетровская обл. | 320,2 | 76,5 | 98,5 | 23,5 | 8,7 | 37,5 | 14,6 | 62,5 |
Харьковская обл. | 243,1 | 74,7 | 82,5 | 25,3 | 7,1 | 36,7 | 12,3 | 63,3 |
Одесская обл. | 202,3 | 78,4 | 55,7 | 21,6 | 5,4 | 40,0 | 8,1 | 60,0 |
Запорожская обл. | 170,4 | 74,9 | 56,9 | 25,1 | 4,7 | 35,8 | 8,4 | 64,2 |
АР Крым | 160,7 | 71,0 | 65,6 | 29,0 | 4,5 | 30,1 | 10,5 | 69,9 |
Львовская обл. | 165,6 | 74,4 | 56,8 | 25,6 | 4,9 | 34,9 | 9,2 | 65,1 |
Луганская обл. | 147,0 | 67,9 | 69,6 | 32,1 | 4,3 | 29,7 | 10,2 | 70,3 |
Киевская обл. | 103,2 | 74,8 | 34,8 | 25,2 | 2,6 | 32,9 | 5,4 | 67,1 |
Полтавская обл. | 82,9 | 61,9 | 51,0 | 38,1 | 2,4 | 22,5 | 8,4 | 77,5 |
Винницкая обл. | 86,5 | 75,3 | 28,3 | 24,7 | 2,1 | 34,3 | 4,0 | 65,7 |
Житомирская обл. | 73,3 | 67,1 | 36,0 | 32,9 | 2,4 | 27,2 | 6,5 | 72,8 |
Ивано-Франковская обл. | 80,9 | 74,3 | 28,0 | 25,7 | 2,4 | 35,4 | 4,3 | 64,6 |
Херсонская обл. | 74,9 | 71,9 | 29,3 | 28,1 | 2,6 | 35,2 | 4,8 | 64,8 |
Черкасская обл. | 68,7 | 66,4 | 34,8 | 33,6 | 2,3 | 27,2 | 6,1 | 72,8 |
Хмельницкая обл. | 67,7 | 72,1 | 26,1 | 27,9 | 2,1 | 32,6 | 4,3 | 67,4 |
Черниговская обл. | 58,4 | 68,5 | 26,9 | 31,5 | 1,6 | 27,6 | 4,1 | 72,4 |
Сумская обл. | 59,6 | 71,9 | 23,3 | 28,1 | 1,5 | 32,4 | 3,2 | 67,6 |
Николаевская обл. | 58,2 | 71,4 | 23,3 | 28,6 | 1,6 | 33,3 | 3,2 | 66,7 |
Ровенская обл. | 55,0 | 67,9 | 26,0 | 32,1 | 2,0 | 29,3 | 4,9 | 70,7 |
Волынская обл. | 55,0 | 69,2 | 24,4 | 30,8 | 1,8 | 31,3 | 4,0 | 68,7 |
Кировоградская обл. | 51,5 | 66,9 | 25,5 | 33,1 | 1,5 | 27,8 | 4,0 | 72,2 |
Закарпатская обл. | 49,2 | 70,2 | 20,9 | 29,8 | 1,6 | 32,6 | 3,4 | 67,4 |
Черновицкая обл. | 46,8 | 69,4 | 20,6 | 30,6 | 1,4 | 33,3 | 2,8 | 66,7 |
Тернопольская обл. | 50,3 | 74,7 | 17,1 | 25,3 | 1,6 | 38,2 | 2,6 | 61,8 |
Как уже было отмечено, в структуре аптечных продаж ЛС Полтавской обл. произошло смещение в сторону низкостоимостных препаратов, что вполне ожидаемо с учетом значительного прорыва в этом регионе в сегменте отечественной продукции, менее дорогостоящей по сравнению с зарубежными аналогами. Так, в анализируемый период удельный вес ЛС украинского производства в объеме аптечных продаж в Полтавской обл. увеличился с 24,6 до 38,1% в денежном и с 66,2 до 77,5% в натуральном выражении (табл. 2). В свою очередь, максимальный удельный вес ЛС зарубежного производства в этот период отмечают для Донецкой обл. — 78,9% в денежном и 42,0% в натуральном выражении. В остальных регионах структура аптечных продаж ЛС более тесно коррелирует с общерыночной — на долю ЛС зарубежного производства приходится 74,0% в денежном и 34,6% натуральном выражении, отечественного — 26,0 и 65,4% соответственно. Причем в анализируемый период зафиксировано повальное наращивание доли ЛС отечественного производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении благодаря опережающим темпам прироста на фоне сегмента зарубежных ЛС (рис. 5).
В разрезе отдельных городов Украины в анализируемый период по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении, за исключением Киева, традиционно лидировал Харьков (201,5 млн грн.). За ним расположились Донецк (169,4 млн грн.) и Днепропетровск (151,6 млн грн.; рис. 6). Максимальные темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в этот период были отмечены для Херсона и Севастополя.
По итогам I кв. 2010 г. в целом по Украине в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении рецептурные и безрецептурные препараты были представлены в соотношении 52:48 соответственно. В региональном разрезе отмечают схожую структуру розничного рынка, хотя в 8 регионах (Киев, Днепропетровская, Киевская, Житомирская, Черкасская, Ровенская, Закарпатская и Тернопольская области) с незначительным перевесом превалируют безрецептурные ЛС, а в Херсонской обл. оба сегмента представлены в равном долевом соотношении.
Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в денежном выражении в анализируемый период во всех регионах была аналогична. В частности, повсеместно в состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечной реализации вошли препараты групп А, C, R, N и J, хотя их долевое соотношение варьировало в региональном разрезе. Пальму первенства по объему аптечной выручки во всех без исключения регионах в анализируемый период удерживали препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», удельный вес которых в регионах находился в диапазоне 21–26%.
Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов Украины возглавляет АКТОВЕГИН (табл. 3). В 8 регионах лидерство по этому показателю принадлежит другим препаратам — ЭССЕНЦИАЛЕ, МИЛДРОНАТ, НАТРИЯ ХЛОРИД, АМИЗОН, ЦЕФТРИАКСОН и РИБАРИН.
Таблица 3 | Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2010 г. |
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | ЛАЗОЛВАН |
Киев | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | АКТОВЕГИН | ЭНТЕРОСГЕЛЬ | СИНУПРЕТ |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | МЕЗИМ | НО-ШПА |
Харьковская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | НО-ШПА |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | КОДТЕРПИН | ВИТРУМ |
Запорожская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛАЗОЛВАН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
АР Крым | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА | АУГМЕНТИН |
Львовская обл. | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ | ТИОТРИАЗОЛИН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | ЦЕРАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | АУГМЕНТИН | МИЛДРОНАТ |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | АМИЗОН |
Винницкая обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | ТРАУМЕЛЬ С | АМИЗОН |
Житомирская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛАЗОЛВАН |
Ивано-Франковская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ТИОТРИАЗОЛИН | МЕЗИМ | ЛАЗОЛВАН |
Херсонская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Черкасская обл. | АМИЗОН | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА |
Хмельницкая обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД | АМИЗОН | МИЛДРОНАТ |
Черниговская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | АМИЗОН |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | АМИЗОН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ТИОТРИАЗОЛИН | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН |
Закарпатская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | КОЛДРЕКС | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | МЕЗИМ |
Черновицкая обл. | РИБАРИН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | МЕЗИМ | ТИОТРИАЗОЛИН | НО-ШПА | КАНЕФРОН |
Среди маркетирующих организаций в анализируемый период по объему аптечных продаж ЛС в 21 регионе первенство традиционно удерживала немецкая компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В Полтавской, Сумской, Ровенской и Волынской областях этот топ-лист возглавила отечественная компания «Фармак», а в Луганской обл. — норвежская компания «Nycomed».
Интересным представляется анализ объема аптечных продаж ЛС на душу населения в регионах на фоне общерыночного бенчмарка. Причем динамика в данном случае более показательна и является отражением инвестиционного потенциала регионов, в то время как ранжирование регионов по этому показателю в абсолютных величинах весьма статично. Хотя следует отметить, что ввиду сравнительно невысокой миграции населения, темпы прироста объема аптечных продаж ЛС на душу населения тесно коррелируют с таковыми в целом по рынку в региональном разрезе.
В анализируемый период объем аптечных продаж ЛС на душу населения в целом по стране составил 101,7 грн., увеличившись на 17,1% по сравнению с I кв. 2009 г. Максимальные темпы прироста по этому показателю в данный период были отмечены для Ивано-Франковской обл. — на уровне 44,2% (рис. 7). В абсолютных величинах традиционно лидировал Киев с объемом аптечных продаж ЛС на душу населения в размере 209,5 грн., что вдвое выше среднерыночного показателя.
ИТОГИ
Общей для всех регионов тенденцией в текущем году была нормализация динамики отечественного фармрынка. В частности, постепенно сошли на нет такие симптомы кризисной лихорадки, как падение объема розничной реализации в натуральном и долларовом выражении. Кроме того, в анализируемый период наметилась тенденция к восстановлению спроса на препараты высокостоимостной ниши.
Примечательно, что отечественные производители значительно укрепили свои конкурентные позиции. Кризис заставил потребителей пересмотреть свое отношение к продукции украинского производства, мифы о сомнительности качества которой по сравнению с более дорогостоящими импортными аналогами были распространены ранее.
На текущем этапе развития отечественного фармрынка уровень продаж ЛС в расчете на душу населения по-прежнему остается на невысоком уровне по сравнению с более развитыми рынками. Однако то, что сейчас кажется негативным моментом, в перспективе можно рассматривать как преимущество. Ведь именно здесь кроется значительный потенциал для дальнейшего развития. Поскольку бремя расходов на ЛС в Украине возложено преимущественно на пациента, то ключевым стимулом роста уровня потребления является увеличение реальных доходов населения в контексте улучшения макроэкономической ситуации в стране.
Позволим себе предположить, что импульс украинской фармрознице даст ее дальнейшее сбалансированное региональное развитие!
Коментарі