Напомним, что на сегодня в Украине действует процедура декларирования оптово-отпускных цен на препараты, закупаемые за бюджетные средства. Порядок декларирования изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства (далее — Порядок) регулируется постановлением КМУ от 2 июля 2014 г. № 240 «Вопросы декларирования изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства». Согласно Порядку для декларирования изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство владелец регистрационного свидетельства на лекарственное средство или уполномоченное им в установленном порядке лицо (заявитель) подает в Министерство здравоохранения заявление о декларировании изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство по установленной форме. Заявитель декларирует оптово-отпускную цену по своему усмотрению. Задекларированная таким образом оптово-отпускная цена применяется при закупке лекарственных препаратов за бюджетные средства, а также для возмещения стоимости лекарств, отпущенных в соответствии с постановлением КМУ от 17 августа 1998 р. № 1303.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.03.2017 г. № 152 были внесены изменения в Порядок. В соответствии с этими изменениями с 18 марта 2017 г. декларированию подлежат оптово-отпускные цены на лекарственные средства, включенные в Перечень международных непатентованных наименований лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению, утвержденный постановлением КМУ от 9 ноября 2016 г. № 863 (правительственная программа «Доступные лекарства»).
Основываясь на положениях постановления КМУ № 240, заявители, которые желают, чтобы их препараты участвовали в программе «Доступные лекарства», должны декларировать изменения оптово-отпускных цен для них в соответствии с Порядком. При этом такие цены не должны превышать граничный уровень оптово-отпускных цен, рассчитанный МЗ Украины на основе референтного ценообразования, в соответствии с постановлением КМУ от 9 ноября 2016 г. № 862. Реестр граничных оптово-отпускных цен на лекарственные средства в рамках программы «Доступные лекарства» утверждается приказом МЗ Украины и содержит рассчитанные МЗ Украины граничные оптово-отпускные цены в пересчете на установленную ВОЗ суточную дозу (DDD) лекарственного средства. Пользуясь этим реестром, производители/импортеры пересчитывают граничную оптово-отпускную цену на количество DDD в упаковке, получают граничную оптово-отпускную цену упаковки своего препарата и, соответственно, подают в Минздрав заявку на включение лекарственных средств в программу «Доступные лекарства» с оптово-отпускной ценой, не превышающей граничную.
Полное или частичное возмещение стоимости этих препаратов осуществляется в пределах утвержденного МЗ Украины размера возмещения для лекарственных средств, включенных в Реестр лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению.
Таким образом, в настоящее время существуют два реестра оптово-отпускных цен на лекарственные средства и две разные процедуры их включения в них лекарственных средств — по программе «Доступные лекарства» и в соответствии с процедурой декларирования изменений оптово-отпускных цен на препараты, закупаемые за бюджетные средства.
Вследствие этого задекларированные оптово-отпускные цены на одно и то же торговое название лекарственного средства для госзакупок и для программы «Доступные лекарства» могут существенно отличаться.
Мы сравнили задекларированные оптово-отпускные цены на препараты, включенные в Реестр лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению, с задекларированной оптово-отпускной ценой на эти же препараты для закупок за бюджетные средства.
На сегодня такой Реестр утвержден приказом МЗ Украины от 22.01.2018 г. № 111 и содержит 239 торговых названий лекарственных средств, стоимость которых возмещается государством.
В ходе анализа было выявлено, что для 86 торговых названий лекарственных средств задекларированная оптово-отпускная цена для закупок за бюджетные средства выше таковой для программы «Доступные лекарства». При этом для 15 препаратов такая разница составляет 2 и более раз. В то же время фактическая цена, по которой осуществляется закупка этих лекарственных средств через систему ProZorro, существенно ниже задекларированной оптово-отпускной. Исходя из этого, возникает вопрос эффективности такой регуляции. Данная ситуация возникает по причине того, что для закупок за бюджетные средства оптово-отпускная цена декларируется по заявительному принципу, то есть на усмотрение производителя. А для включения в систему реимбурсации задекларированная оптово-отпускная цена не должна превышать граничную, рассчитанную на основе референтного ценообразования.
Так, например, оптово-отпускная цена на препарат Фламогрель 75 (таблетки 75 мг блистер, № 100) производства Flamingo (Индия) в Реестре составляет 164,00 грн. В то же время в Реестре оптово-отпускных цен на лекарственные средства для закупок за бюджетные средства цена на этот препарат составляет 740,20 грн. (задекларировано приказом МЗ Украины от 07.09.2015 г. № 579). Таким образом, разница в цене составляет 576,20 грн., то есть 4,5 раза.
Для 37 торговых названий ситуация противоположная, и задекларированная оптово-отпускная цена для закупок за бюджетные средства ниже таковой для программы «Доступные лекарства». Вероятно, такая ситуация возникает ввиду необходимости декларировать оптово-отпускную цену для программы «Доступные лекарства» каждые полгода после опубликования МЗ Украины Реестра граничных цен, в то время как для закупок за бюджетные средства сроки изменения задекларированной оптово-отпускной цены не определены.
Следует отметить, что для 54 торговых названий, включенных в Реестр лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению, оптово-отпускная цена для закупок за бюджетные средства вообще не задекларирована. Таким образом, государство финансирует амбулаторное лечение пациента в рамках программы «Доступные лекарства», однако, попав в стационар, пациент не сможет получать терапию этим же препаратом, поскольку лечебные учреждения не могут закупать лекарства, оптово-отпускная цена на которые не задекларирована.
Решить все эти парадоксальные ситуации можно путем принятия нормативного акта, которым будет определено, что задекларированная оптово-отпускная цена в рамках программы «Доступные лекарства» автоматически будет вноситься и в Реестр оптово-отпускных цен для закупок за бюджетные средства.
Стоит отметить, что есть и сознательные, социально-ответственные компании, которые, декларируя оптово-отпускную цену для участия в программе «Доступные лекарства», декларируют такую же цену и для закупок за бюджетные средства. На сегодня в реестре насчитывается 62 торговых названия таких препаратов.
Как известно, в Украине существует еще процедура закупок лекарственных средств через международные организации. При этом цены, по которым осуществляются такие закупки, не регулируются и не контролируются государством.
Кроме того, Реестр лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению, содержит информацию не только об оптово-отпускной цене, но и о розничной цене с учетом всех наценок и НДС. Таким образом, аптеки, которые участвуют в программе «Доступные лекарства», руководствуются этой ценой, в то время как в аптеках, которые не принимают участия в программе реимбурсации, цена на такие же препараты может быть значительно ниже за счет эксклюзивных скидок дистрибьюторов, маркетинговых договоров и т.д.
Но это уже предмет для отдельных обсуждений.
Коментарі