Фармацевт/нефармацевт
Декларируемой целью ограничения круга собственников аптек одними фармацевтами (табл. 1) является предохранение от размывания меркантильными мотивами этической составляющей фармации — важной части общественного здравоохранения. Европейский суд в 2009 г. (на примере Германии и Италии) пришел к выводу, что обеспечение свободы предпринимательства и свободное движение капитала не являются препятствиями для запрещения владения аптекой нефармацевтами на уровне национального законодательства (Case C-531/06). Государство-член вправе расценивать аптеку как представляющую риск для здоровья населения, если ее возглавляет нефармацевт.
Таблица 1. Ограничения в отношении владения аптекой и почтовой доставки рецептурных лекарств в Европе (German pharmacies — figures, data, facts 2019)
Страна | Запрет на почтовую доставку рецептурных препаратов | Запрет на владение третьими сторонами |
Бельгия | Да | Нет |
Болгария | Да | Нет |
Дания | Нет | Да |
Германия | Нет | Да |
Эстония | Нет | Да |
Финляндия | Нет | Да |
Франция | Да | Да |
Греция | Да | Нет |
Ирландия | Да | Нет |
Италия | Да | Нет |
Хорватия | Да | Нет |
Латвия | Н/О | Н/О |
Литва | Н/О | Н/О |
Люксембург | Н/О | Да |
Мальта | Нет | Нет |
Нидерланды | Нет | Нет |
Австрия | Да | Да |
Польша | Да | Да |
Португалия | Да | Нет |
Румыния | Да | Нет |
Швеция | Нет | Нет |
Словакия | Да | Нет |
Словения | Да | Да |
Испания | Да | Да |
Чехия | Да | Нет |
Венгрия | Да | Да |
Великобритания | Нет | Нет |
Кипр | Да | Да |
«Неоспорим тот факт, что предприниматель, имеющий статус фармацевта, преследует, как и другие лица, цель получения прибыли. Однако… личный меркантильный интерес сдерживается его подготовкой, профессиональным опытом и ответственностью, которую он несет… В отличие от фармацевтов, нефармацевтам по определению не хватает подготовки, опыта и ответственности, эквивалентных таковым у фармацевтов. Соответственно, они не предоставляют такие же гарантии, как фармацевты», — отмечено в судебном решении.
Частная корпоративная собственность в отношении аптек, при которой не делают различий между фармацевтами и другими собственниками, разрешена в Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Чехии, Грузии, Исландии, Ирландии, Казахстане, Кыргызстане, Литве, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Республике Молдова, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане, Украине, Великобритании и Узбекистане. С 29 августа 2017 г. Италия разрешила корпорациям владеть общественными аптеками. Однако в некоторых из этих стран существуют ограничения по горизонтальной (или вертикальной) интеграции (табл. 2).
Таблица 2. Примеры ограничений горизонтальной интеграции
Страна | Ограничение |
Болгария | Не более 4 аптек у одного собственника |
Дания | Множественное владение не разрешено |
Эстония | Не больше 4 аптек (или миноритарное владение 4 общественными аптеками) для одного физического или юридического лица |
Финляндия | Множественное владение не разрешено |
Франция | Множественное владение не разрешено, но миноритарное, не более чем в 4 аптеках, разрешено |
Германия | Множественное владение запрещено |
Венгрия | Не больше 4 аптек могут быть контролируемы прямо или опосредованно одним фармацевтом или компанией |
Италия | Каждый собственник (включая компанию) прямо или косвенно может контролировать не более 20% аптек, расположенных в регионе или автономной провинции |
Мальта | Физическое или юридическое лицо может владеть только одной аптекой в населенном пункте |
Монако | Множественное владение запрещено |
Норвегия | Никакая аптечная сеть не может владеть более 40% всех аптек страны |
Польша | Право собственности ограничено 4 аптеками |
Португалия | Собственность (прямая или опосредованная) ограничена 4 аптеками |
Испания | Множественное владение запрещено |
Турция | Множественное владение запрещено |
Государственная собственность в отношении общественных аптек довольно широко распространена в бывших республиках Югославии (Хорватии, Словении, Сербии). В Италии муниципалитеты (в основном в северных регионах) владеют некоторыми общественными аптеками, называемыми коммунальными (farmacie comunali). Еще недавно их насчитывалось около 20% общего количества аптек, но в последнее время аптечные сети массово приобретают права собственности на них (как в Милане, где выкуплено уже около 80% соответствующих акций). Риск этого заключается в опасности создания монополии в интересах собственника. Например, в Исландии и Норвегии либерализация требований к собственникам быстро привела к высокой концентрации рынка, так что к 2004 г. 2–3 группы компаний контролировали 85 и 97% рынка в каждой из стран соответственно. Аналогичные процессы идут и в Швеции.
Аптеки, принадлежащие потребительским кооперативам, страховым компаниям, университетам, являются, скорее, исключениями. Охват ими значительной доли рынка — редкость. К примеру, в Бельгии доля кооперативных аптек на рынке составляет 20%. Во Франции есть исторические исключения в отношении прав собственности на общественные аптеки (почти 100 из них принадлежат страховым компаниям). В Финляндии два университета (Хельсинки и Восточной Финляндии) имеют право владеть аптекой, включая филиалы (до 16).
Распоряжается лицензиат или государство?
Традиционная европейская модель с наследуемым правом осуществления фармацевтической деятельности отличается от привычной для нас, когда лицензией распоряжается государство, и никакая передача или переуступка (ни по наследству, ни за деньги) невозможна.
Однако в тех странах, где лицензией распоряжается государство, оно часто берет на себя и обязанность планирования соответствующей деятельности, а также участвует в ней как один из партнеров. Нередко положение в этой сфере выглядит как государственная концессия. Так, в Финляндии лицензии выдаются Финским агентством по лекарственным средствам (Finnish Medicines Agency — Fimea) и может стать вакантной в двух случаях: когда фармацевт-владелец достигает возраста 68 лет, или если он приобретает другую аптеку. Кроме того, Fimea может решить создать новую лицензию или отменить существующую. В Люксембурге большинство общественных аптек действуют на концессионной основе. Технические характеристики публикуются министерством здравоохранения с указанием местоположения аптеки, сроков предоставления и запуска концессии. Размер соответствующей государственной пошлины определяется, исходя из величины оборота аптеки. В Словении некоторые аптеки подлежат концессии (на срок от 15 до 30 лет), которая может быть предоставлена только фармацевтам или компаниям, 50% уставного капитала которых принадлежит фармацевту. В отличие от Финляндии и Люксембурга, необходимость создания концессии определяется на местном уровне одним или несколькими муниципалитетами.
Во многих странах ЕС лицензия на аптеку может принадлежать только фармацевту с правом передачи — за плату или по наследству, при условии соответствия нового владельца определенным требованиям законодательства. Кроме того, во Франции 2 года, а в Германии 1 год наследники могут держать аптеку открытой после смерти владельца, пока новый собственник не вступит в права. В Германии период внешнего управления может быть продлен до получения фармацевтического образования одним из наследников — детей собственника, которым на момент его смерти не исполнилось 23 лет.
Горизонтальная/вертикальная интеграция
Горизонтальная интеграция относится к ситуации, когда одному человеку (или корпорации) принадлежит более одной общественной аптеки. Это может обеспечить эффект масштаба, но и чревато ограничением конкуренции и даже монополизацией. Многие страны СНГ, такие как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан не имеют в законодательстве ограничений на горизонтальную интеграцию. Ограничения могли быть установлены до либерализации или для устранения возникших в ее ходе проблем. Например, в Норвегии оно последовало со стороны антимонопольного органа, когда во владении одной группы сосредоточилось более 80% аптек. Новый польский закон, принятый в 2017 г., также препятствует дальнейшей горизонтальной интеграции, не позволяя увеличивать долю во владении общественными аптеками в данном регионе более 1%.
Вертикальная интеграция в контексте общественных аптек относится, прежде всего, к оптовым операторам или производителям в качестве собственников. Вертикальная интеграция позволяет крупнейшим оптовым операторам Европейского региона ВОЗ (Walgreens Alliance Boots, McKesson-Celesio и Phoenix) владеть одной или несколькими сетями аптек. Однако в Эстонии с 2020 г. вертикальная интеграция между оптовыми компаниями и общественными аптеками больше не допускается. В Польше согласно принятому в 2017 г. закону новые лицензии не будут выдавать нефармацевтам (при этом физическому лицу не должно принадлежать более 4 аптек). Это ограничит дальнейшую вертикальную интеграцию, так как не будет возможности передачи лицензии другим компаниям даже в случае слияния.
Помимо ограничений на вертикальную интеграцию, часто отмечается запрет на владение общественными аптеками для врачей и других лиц, назначающих лекарства, с целью предотвращения потенциальных конфликтов интересов. Так обстоят дела в Дании, Эстонии, Исландии, Ирландии, Мальте, Норвегии и Швеции. В Армении около 25% аптек, входящих в сети, принадлежат оптовикам, и министерство здравоохранения намерено вмешаться в ситуацию.
Аптечные филиалы
Во многих странах ограничивают количество филиалов, приходящихся на одну аптеку и имеющих общего владельца, или величину его дохода как доли от оборота основной аптеки. Так, в Финляндии, если оборот филиала превышает 50% такового у основной аптеки, его трансформируют в самостоятельную аптеку. Нередко допускают управление филиалом бакалавром, а не магистром фармации. Аптечный филиал также может иметь более короткие часы работы и более узкий ассортимент по сравнению с основной аптекой.
В Армении, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане и Украине разрешено лицензирование аптечных пунктов и киосков (кроме Украины) в сельской местности. При этом филиалом аптеки может управлять техник. Как отмечено в отчете, в странах СНГ, несмотря на действующее законодательство об аптечных пунктах и аптечных киосках, их распространение недостаточно, а отсутствие географических и демографических критериев для открытия новых аптек привело к наращиванию числа аптек только в городах.
Город/село
В Эстонии разовое пособие (15 тыс. евро) выплачивают фармацевтам, приступающим к работе в общественной аптеке (или филиале), находящейся на расстоянии не менее 10 км от города или села и не менее 5 км от другой аптеки или филиала, при условии, что она открыта не менее 30 ч и 5 дней в неделю. В Казахстане, Республике Молдова, Российской Федерации, Украине и Узбекистане выпускники, завершившие обучение за счет государственного бюджета, после окончания учебы должны работать 3 года в государственной аптеке. Однако из-за сокращения числа государственных аптек эта система не улучшает доступ населения к фармацевтической консультации.
В Испании небольшие аптеки имеют право на получение ежемесячного пособия, которое может составлять до 833 евро в месяц при выполнении определенных условий (например участие в мероприятиях по укреплению здоровья). В трех странах Великобритании (Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс) создана система «малых аптек». В соответствии с этой схемой правительство Шотландии, например, гарантирует минимальный ежемесячный доход 3804 фунта стерлингов за общественную аптеку, открытую не менее 30 ч в неделю. После либерализации шведского аптечного сектора был выделен фонд для поддержки сельских аптек, составивший в 2016 г. 10 млн шведских крон (1 млн дол. США).
Финская модель использует другой подход: аптеки облагаются налогами, исходя из их годового оборота. Самые мелкие аптеки не платят налогов; крупные — до 10% объема продаж. Эффект от меняющейся ставки налога заключается в том, что небольшая аптека зарабатывает пропорционально больше, чем крупная, при отпуске того же лекарства. В Литве правительство и муниципалитеты могут освобождать или снижать налоги и сборы и предоставлять другие виды поддержки аптекам.
Аптека или что-то другое?
Некоторые страны разработали дополнительные подходы для обеспечения доступа к лекарствам. Так, в Германии аптеки могут запросить разрешение на создание пункта приема рецептов, но не в помещении коммерческой компании или офисе медицинского работника. В Финляндии регулирующий орган может дать разрешение местной аптеке на создание пункта аптечного обслуживания (apteekin palvelupiste) с заранее определенным ассортиментом безрецептурных и только изредка — рецептурных лекарственных средств.
В Испании аптечные пункты первой помощи (botiquines farmacéuticos) могут быть открыты на расстоянии не более 5 км от аптек на предприятиях с числом работающих от 100 человек. Румынское законодательство разрешает учреждать аптеки сообщества местных пунктов распространения (oficine locale de distributioție) в местах, где нет фармацевтических услуг (как правило, в сельской местности, в том числе курортных зонах. Действие соответствующей лицензии прекращается с появлением аптеки.
В Словении аптеки могут создать запас лекарственных средств в кабинете врача, если он находится не менее чем в 10 км от ближайшей аптеки или филиала. Этим запасом управляет аптека сообщества, на что требуется разрешение местного муниципалитета. Другим подходом является передвижная общественная аптека — «аптечный автобус» (apteegibuss) в Эстонии. Мобильные аптечные пункты разрешены также в Венгрии, Казахстане, Турции и Узбекистане.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим