10 лет после дерегуляции аптечного рынка Швеции — отчет

Профессиональная организация шведских фармацевтов (Sveriges Farmaceuter) 1 июля опубликовала отчет, в котором оценены изменения в отрасли ровно через 10 лет после частичной приватизации предприятия «Apoteket AB». С 1971 до 2009 г. этот государственный фармацевтический ритейлер, подчиняющийся министерству финансов, имел эксклюзивное право отпускать населению страны лекарственные препараты. До дерегуляции под давлением ЕС шведская аптечная монополия оставалась единственной в Европе, обеспечивая один из наиболее низких показателей (10 тыс. жителей на 1 аптеку; самый низкий — в соседней Дании) по количеству аптек на душу населения.

Экскурс в историю

В результате преобразований, как отмечено автором из экономического департамента Лундского Университета (Lunds universitet), доля «Apoteket AB» на аптечном рынке уменьшилась до 35%, так как остальные 65% были отданы другим игрокам (Eilard H., 2017). В частности, 150 из 615 проданных аптек образовали новые государственные предприятия «Apoteksgruppen» и «Sverige AB», которые, в свою очередь, учредили мелкие компании, частично профинансировавшие сделки по приобретению аптек. Также возросла активность по открытию новых розничных точек, за первые полгода их появилось около 70. Однако, несмотря на то что в результате дерегуляции рассчитывали улучшить фармацевтическое обеспечение в сельской местности, 99% открытия аптек пришлось на населенные пункты с количеством жителей свыше 3 тыс. человек. Обедненные как в инфраструктурном, так и в популяционном отношении, сельские районы, где проживает 35% населения страны, не могут обеспечить такие же выгодные условия ведения бизнеса, как городские агломерации.

Однако в целом обеспеченность аптеками увеличилась: с приходившихся на 1 аптеку 10 тыс. населения в 2009 г. до 7400 — в 2013 г. Также уменьшилась доля проживающих более чем в 5 мин езды от аптеки, хотя это связано не только с дерегуляцией, но и с миграцией из сельских в городские районы.

Обеспеченность аптеками: как регулировать?

Вообще на поведение рынка после дерегуляции влияет множество факторов, отмечает вышеназванный автор. Так, Исландия и Норвегия пережили подобные преобразования раньше Швеции, в 1996 и 2011 гг. соответственно. В обеих странах новые правила быстро привели к высокой концентрации рынка, отмечает Хиллеви Эйлард (Hillevi Eilard), так что к 2004 г. 2–3 группы компаний контролировали 85 и 97% рынка в каждой из стран соответственно. В Норвегии, к тому же, и обеспеченность населения аптеками после дерегуляции уменьшилась.

В ЕС известны примеры сравнительно тонкой регуляции плотности аптек, отмечает Х. Эйлард. Так, в Италии, к примеру, в городах и поселках с населением менее 12 500 тыс. человек положено иметь аптеку на каждые 5 тыс. человек, тогда как в более крупных городах — на 4 тыс. В то же время во Франции строго предписано иметь аптеку на каждые 2500 человек, не взирая ни на какие другие условия, а в Германии розничные точки можно открывать в любом месте, лишь бы позволяли рыночные условия.

Упор на консультации

А что вышеупомянутый профсоюзный отчет? Его авторы выразили удовлетворение в связи с улучшением фармацевтического обеспечения страны по причине открытия новых аптек и удлинения времени их работы. В целом это повысило доступность услуг, отметили они, но теперь настало время подумать об их качестве.

Тысячи сертифицированных фармацевтов в более чем 1400 аптеках с продолжительным временем работы — отличная и не вполне использованная возможность для улучшения как профилактической работы, так и ухода. Консультирование сегодня входит в стоимость лекарства, отмечено в отчете, но фармацевты считают, что требуется специальное вознаграждение за консультации и поддержку надлежащего применения лекарственных средств, что должно способствовать как пользе для здоровья пациентов и общества в целом, так и снижать расходы на здравоохранение. Поэтому отрадно, что правительство поручило Стоматологическому и фармацевтическому агентству (Тandvårds- och läkemedelsförmånsverket — TLV) провести предварительное исследование условий предоставления фармацевтических услуг в аптеках. Основной упор при этом делают на предложения отчета «Качество и безопасность на рынке аптек», предоставленного в риксдаг.

Нехватка фармацевтов

Сегодня существуют определенные трудности с обеспечением отрасли квалифицированными фармацевтами, что связано, помимо прочего, с обеспечением условий для хорошей работы в аптеках. Регулярно проводят кампании по увеличению количества заявителей, подающих заявки на обучение фармацевтике, а также улучшению адаптации зарубежных специалистов.

«Мы видим нехватку фармацевтов, которые хотят работать в аптеках. Масса специалистов предпочитает работать в других секторах, и многие из наших членов считают, что их навыки не полностью используются в аптеках. Это серьезно, и эта тенденция должна быть переломлена, чтобы поддержать хорошую доступность аптек. Развитие фармацевтических услуг — это шаг в правильном направлении, но в то же время предприятия отрасли должны создавать лучшие условия, привлекательные для наших членов, в противном случае они выберут другую сферу деятельности», — отметил Ульф Янзон (Ulf Janzon), председатель профсоюзной организации.

По материалам www.sverigesfarmaceuter.se; lup.lub.lu.se

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи