Интенсивный и экстенсивный. Аптечные продажи в Украине: август 2005 г.

В данной публикации проведено исследование структуры и итогов развития фармацевтического рынка Украины в августе 2005 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Общий объем аптечных продаж в августе 2005 г. составил 590,4 млн грн. в денежном и 148,5 млн упаковок в натуральном выражении, что больше аналогичных показателей августа 2004 г. на 46,5 и 27,9% соответственно (табл. 1). Как и на протяжении всего 2005 г., в августе среди товаров «аптечной корзины» наивысшие показатели прироста продаж как в денежном, так и в натуральном выражении демонстрировали косметика и БАД. В то же время по всем категориям товаров, кроме БАД, зафиксировано повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 1). И август, в данном случае, также не является исключением из правил — подобная динамика наблюдается с начала 2005 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в августе 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Август Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 352,5 86,3 74,5 75,7
2004 г. 346,8 86,1 -1,6 77,1 66,4 3,5
2005 г. 510,7 86,5 47,3 101,5 68,4 31,7
ИМН
2003 г. 33,7 8,2 21,0 21,3
2004 г. 39,1 9,7 15,9 36,4 31,4 73,8
2005 г. 52,8 8,9 35,1 43,0 28,9 17,9
Косметика
2003 г. 13,4 3,3 1,9 2,0
2004 г. 10,1 2,5 -24,0 1,4 1,2 -25,7
2005 г. 16,0 2,7 57,3 2,0 1,4 40,9
БАД
2003 г. 9,1 2,2 1,0 1,0
2004 г. 6,9 1,7 -24,0 1,1 0,9 9,9
2005 г. 10,9 1,8 57,2 2,0 1,3 80,8
ВСЕГО
2003 г. 408,7 98,4
2004 г. 402,9 -1,4 116,1 18,0
2005 г. 590,4 46,5 148,5 27,9

Объем розничного рынка ЛС в августе 2005 г. составил 510,5 млн грн. в денежном и 101,5 млн упаковок в натуральном выражении, что больше показателей августа 2004 г. на 47,3 и 31,7% соответственно (рис. 2, 3). Как следует из представленных данных, нет никаких предпосылок к замедлению темпов его роста. С апреля 2005 г. каждый месяц прирост объема розничных продаж ЛС оставался на очень высоком уровне, а в летний период вообще не опускался ниже 45%; не стал исключением и август. Также в августе продолжилось повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС — ее прирост составил 11,8% (рис. 4). Интересно, что в августе прошлого года средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. снизилась на 5%. Это еще одно свидетельство того, насколько значимо изменилась структура фармрынка Украины в 2005 г. В 2004 г. снижение средневзвешенной стоимости было вызвано увеличением в общем объеме продаж удельного веса недорогих отечественных ЛС. В 2005 г. именно отечественные препараты стали главной движущей силой уже в повышении средневзвешенной стоимости ЛС. Отечественные производители, выводя на рынок новые торговые марки, способствовали увеличению удельного веса более дорогих украинских ЛС. И если прирост продаж импортных препаратов в натуральном и денежном выражении практически одинаков (47,5 и 47% соответственно), то у отечественных препаратов прирост в денежном выражении больше такового в натуральном почти на 20% (табл. 2, 3). Соответственно и средневзвешенная стоимость зарубежных препаратов осталась на уровне августа 2004 г., а украинских — возросла на 15,3%. Подобная динамика в 2005 г. уже описывалась в предыдущих публикациях. Но важно отметить один момент. В последние месяцы по данным об объемах импорта постоянно фиксируется снижение средней стоимости весовой единицы ввозимой продукции, особенно в августе, когда вступил в силу закон, отменяющий таможенную пошлину. В то же время сейчас это никак не отражается на розничном рынке ЛС — средневзвешенная стоимость импортных препаратов либо повышается, либо остается на уровне 2004 г. Возможно, что партии завезенных в июле–августе ГЛС еще не попали в полном объеме на прилавки аптек и в будущем нас ожидает снижение средневзвешенной стоимости импортных препаратов. Однако будет ли так на самом деле — на этот вопрос однозначного ответа нет.

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе-августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе-августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе– августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе– августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров отечественного и зарубежного производства в августе 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Август Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 260,8 74,0 91,7 26,0
2004 г. 243,0 70,1 -6,8 103,8 29,9 13,1
2005 г. 358,4 70,2 47,5 152,3 29,8 46,8
ИМН
2003 г. 25,1 74,5 8,6 25,5
2004 г. 23,9 61,2 -4,7 15,2 38,8 76,2
2005 г. 34,0 64,3 42,0 18,8 35,7 24,3
Косметика
2003 г. 8,6 64,4 4,7 35,6
2004 г. 6,7 66,4 -21,8 3,4 33,6 -28,1
2005 г. 10,3 64,7 53,4 5,6 35,3 65,0
БАД
2003 г. 5,2 57,7 3,8 42,3
2004 г. 3,3 48,2 -36,5 3,6 51,8 -7,0
2005 г. 5,3 49,0 59,6 5,5 51,0 54,9
ВСЕГО
2003 г. 299,8 73,3 108,9 26,7
2004 г. 277,0 68,8 -7,6 125,9 31,2 15,6
2005 г. 408,0 69,1 47,3 182,4 30,9 44,8

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров отечественного
и зарубежного производства в августе 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Август Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 21,2 28,5 53,2 71,5
2004 г. 18,1 23,5 -14,7 59,0 76,5 10,8
2005 г. 26,6 26,2 47,0 74,9 73,8 27,0
ИМН
2003 г. 14,0 66,7 7,0 33,3
2004 г. 16,4 44,9 16,9 20,1 55,1 187,8
2005 г. 20,0 46,6 22,4 22,9 53,4 14,2
Косметика
2003 г. 0,9 45,4 1,1 54,6
2004 г. 0,6 40,4 -33,8 0,9 59,6 -18,9
2005 г. 0,8 38,5 34,2 1,2 61,5 45,5
БАД
2003 г. 0,4 36,4 0,6 63,6
2004 г. 0,2 17,7 -46,4 0,9 82,3 42,1
2005 г. 0,5 25,8 162,7 1,5 74,2 63,1
ВСЕГО
2003 г. 36,5 37,1 61,9 62,9
2004 г. 35,2 30,4 -3,4 80,8 69,6 30,6
2005 г. 47,9 32,3 36,0 100,6 67,7 24,4

Один факт можно констатировать: рыночная политика отечественных производителей и ситуация, сложившаяся в сегменте импортных препаратов, коренным образом изменили ценовую структуру рынка. Если в августе 2004 г. наибольший прирост продаж как в денежном, так и в натуральном выражении был зафиксирован в низкостоимостной нише, то в августе 2005 г. прирост продаж низкостоимостных препаратов был самым низким среди ценовых ниш (табл. 4). Наивысшие показатели прироста продаж зафиксированы в среднестоимостной нише: 54,6% в денежном и 49,2% в натуральном выражении. Как и в предыдущие месяцы 2005 г., в августе наивысший прирост средневзвешенной стоимости ЛС зафиксирован в низкостоимостной нише (рис. 5). На фоне 10% прироста стоимости недорогих препаратов, которые по количеству проданных упаковок составляют 3/4 рынка аптечных продаж, прирост стоимости 1 упаковки ЛС средне- (3,6%) и высокостоимостной (1,1%) ниш выглядит незначительным. В предыдущих публикациях уже не раз говорилось о том, что новая рыночная политика отечественных производителей вносит коррективы в структуру и направление развития ценовых ниш. То есть увеличение удельного веса продаж украинских препаратов «среднего звена» за счет вывода на рынок новых торговых марок и уменьшение своего «присутствия» в низкостоимостной нише, где все увеличивается удельный вес импортных препаратов, является одним из главных факторов, влияющих на структуру ниш, и как следствие — на изменение средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов в них. Но есть еще и второй фактор: во всех ценовых нишах средневзвешенная стоимость отечественных препаратов возрастает быстрее, чем импортных (рис. 6). Особенно это заметно в низкостоимостной нише, где прирост стоимости отечественных препаратов составил более 10%, тогда как зарубежных — 3,1%. То есть в данном случае можно говорить не только о том, что отечественные производители влияют на изменение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по рынку путем увеличения удельного веса своих средне- и высокостоимостных препаратов, но и о прямом повышении цен на отдельные препараты.

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 6. Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства в разрезе ценовых ниш в августе 2005 г. по сравнению с августом 2004 г.

Рис. 6. Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства в разрезе ценовых ниш в августе 2005 г. по сравнению с августом 2004 г.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в августе 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Август Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2003 г. 73,4 20,8 56,2 75,4
2004 г. 75,2 21,7 2,5 60,6 78,6 7,9
2005 г. 106,0 20,8 40,9 77,1 75,9 27,3
Среднестоимостная
2003 г. 164,2 46,6 15,6 20,9
2004 г. 147,7 42,6 -10,1 14,0 18,2 -10,0
2005 г. 228,2 44,7 54,6 20,9 20,6 49,2
Высокостоимостная
2003 г. 114,9 32,6 2,7 3,7
2004 г. 123,9 35,7 7,8 2,5 3,2 -8,5
2005 г. 176,5 34,6 42,5 3,5 3,5 40,9
ВСЕГО
2003 г. 352,5 74,5
2004 г. 346,8 -1,6 77,1 3,5
2005 г. 510,7 47,3 101,5 31,7

Конечно, не все отечественные препараты конкурируют с импортными напрямую, но негласная борьба между этими двумя сегментами рынка ведется постоянно, хотя бы в силу того, что у отечественных и иностранных производителей разные условия работы на украинском рынке. На данный момент сложилась такая ситуация, что для зарубежных производителей выгоден экстенсивный путь развития, о чем и свидетельствуют данные розничного рынка — объем продаж импортных препаратов в денежном выражении увеличивается в основном за счет увеличения количества проданных упаковок. Для того чтобы не утонуть в этой волне нахлынувшей товарной массы, украинским производителям целесообразно следовать по пути интенсивного развития, а именно — за счет повышения рентабельности своего производства как путем вывода новых торговых марок, так и повышением цен на свою продукцию. Но при этом и прирост количества проданных упаковок украинских препаратов не стоит на нуле. И это приносит свои плоды: прирост объема продаж отечественных препаратов в денежном выражении не отстает от развития всего рынка в целом.

Кроме конкурентной борьбы между производителями, на фармрынке Украины есть еще один немаловажный нюанс, влияющий на изменение его структуры: потребитель образца 2005 г. стал другим, у него другие требования, другие доходы и предпочтения. Никогда ранее в летний период не пользовались такой популярностью некоторые фармакотерапевтические группы препаратов. Прирост продаж в денежном выражении шести групп АТС-классификации 3-го уровня из топ-10 опережает темпы роста розничного рынка (табл. 5). Это свидетельствует о достаточно серьезных изменениях в отношении потребителей к покупке ЛС. И хотя первое место по объемам продаж в денежном выражении среди групп АТС-классификации 1-го уровня занимает группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 7), ее удельный вес постепенно уменьшается, а наибольший прирост продаж зафиксирован по отдельным подгруппам группы N «Средства, действующие на нервную систему» и R «Средства, действующие на респираторную систему».

Рис. 7. Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 7. Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Таблица 5

Топ-5 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2003 г. 2004 г. D, % 2005 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 18,3 15,6 -15,2 25,4 63,3
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 10,9 12,3 12,4 19,7 60,5
3 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 4,2 9,2 118,5 12,9 40,1
4 C01E Прочие кардиологические препараты 6,9 8,6 23,2 12,8 49,9
5 A16A Прочие средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболические процессы 9,4 8,4 -11,1 12,6 49,9
Прочие 302,7 292,8 -3,3 427,3 46,0
Всего 352,5 346,8 -1,6 510,7 47,3

Несмотря на все изменения, лидером продаж среди торговых марок в августе 2005 г. остался препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6).

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2005 г.

№ п/п

Титульное наименование

1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 НО-ШПА
4 АКТОВЕГИН
5 МИЛДРОНАТ
6 МЕЗИМ
7 КЕТАНОВ
8 ЦЕФАЗОЛИН
9 ФЕСТАЛ
10 ВИАГРА
11 ЭНАП
12 НАТРИЯ ХЛОРИД
13 ЦИТРАМОН
14 ПРЕДУКТАЛ
15 РАНИТИДИН
16 КАПТОПРЕС
17 ДИКЛОБЕРЛ
18 ФЕЗАМ
19 ФЛУКОНАЗОЛ
20 ЛИНЕКС
21 ВИГОР
22 АНАЛЬГИН
23 ТРОКСЕВАЗИН
24 ДИПРОСПАН
25 ТРАУМЕЛЬ С
?
№ п/п

Титульное наименование

26 ЛАЗОЛВАН
27 КАВИНТОН
28 КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ
29 КАРСИЛ
30 ВИТРУМ
31 СТРЕПСИЛС
32 ПРОСТАМОЛ УНО
33 ИМПАЗА
34 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
35 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
36 КАЛЬЦЕМИН
37 КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ
38 СПАЗМАЛГОН
39 БИСЕПТОЛ
40 ТЕРАФЛЕКС
41 КОРВАЛОЛ
42 МОВАЛИС
43 ДИКЛОФЕНАК
44 АМПИЦИЛЛИН
45 ОМЕЗ
46 ФЕРВЕКС
47 РЕОСОРБИЛАКТ
48 МАКРОПЕН
49 ЭНАЛАПРИЛ
50 СОЛПАДЕИН

Наибольший объем розничных продаж ЛС в денежном выражении среди маркетирующих организаций зафиксирован по компании «Sanofi-Aventis» (табл. 7). Отметим также высокие позиции в рейтинге украинских производителей: 5 из них вошли в топ-10, причем все они находятся выше 7-ой позиции. Интересно, что представленность и позиции препаратов из ассортиментного ряда компаний-лидеров в рейтинге брэндов значительно отличаются. 3 препарата производства «Sanofi-Aventis» входят в десятку наиболее продаваемых в августе 2005 г. торговых марок и других препаратов производства этой компании в топ-50 не отмечено. У компании же, занимающей первую позицию в рейтинге владельцев лицензий, — «Фармацевтической фирмы «Дарница» (табл. 8), препаратов в топ-50 гораздо больше (12), но при этом, во-первых, за исключением Каптопреса, все они входят в так называемые «собирательные» брэнды, то есть препараты с аналогичным титульным наименованием производят несколько производителей, и во-вторых большинство из них находятся за пределами топ-10. Как видим, пути достижения лидерства могут быть разными, и каждый из них имеет право на существование. Но в любом случае в товарном портфеле лидера должны быть торговые марки, которые пользуются высоким спросом на рынке, другой вопрос, что производитель сам может и должен вести свою маркетинговую политику так, чтобы создавать предпосылки для высокого спроса.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2004 и 2005 г.

Маркетирующая организация

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1 ?
Дарница (Украина) 2 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия/Италия) 3 2
Артериум (Украина) 4 ?
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 9
Здоровье (Украина) 6 4
Фармак (Украина) 7 6
KRKA (Словения) 8 5
Gedeon Richter (Венгрия) 9 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 10
Sandoz (Швейцария) 11 12
Actavis (Исландия) 12 15
Heel (Германия) 13 14
Pfizer Inc. (США) 14 13
Sagmel (США) 15 20
Servier (Франция) 16 24
Ranbaxy (Индия) 17 18
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 16
Genom Biotech (Индия) 19 17
Nycomed (Норвегия) 20 19
Merckle (Германия) 21 21
Schering (Германия) 22 23
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 23 29
Egis (Венгрия) 24 26
Schering-Plough Corp. (США) 25 36
Pliva (Хорватия) 26 22
Sopharma (Болгария) 27 28
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 28 ?
Dr. Reddy’s (Индия) 29 34
Johnson & Johnson (США) 30 27
BMS (США) 31 30
Биофарма (Украина) 32 39
Концерн Стирол (Украина) 33 31
Bittner (Австрия) 34 33
Киевский витаминный завод (Украина) 35 40
Zentiva (Чешская Республика) 36 32
Сперко Украина (Украина) 37 42
Материа Медика (Россия) 38 65
Grindeks (Латвия) 39 37
Фитофарм (Украина) 40 55

Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2005 г.

Владелец лицензии

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) 2 2
Здоровье ФК (Украина, Харьков) 3 3
Борщаговский ХФЗ (Украина) 4 7
Фармак (Украина) 5 5
KRKA (Словения) 6 4
Киевмедпрепарат (Украина) 7 6
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Heel (Германия) 9 10
Lek (Словения) 10 9

Так или иначе позиции отечественных препаратов и компаний достаточно высоки. Представленные данные являются логичным продолжением приведенных ранее аналитических выкладок: отечественная фарминдустрия не только выстояла под давлением товарной массы импортных препаратов, но и смогла занять новые, более высокие позиции на рынке.

В заключение подведем основные итоги августа 2005 г. Во-первых, темпы прироста как всего рынка аптечных продаж, так и розничного рынка ЛС в частности и не думают замедляться. На фоне показателей прироста за август 2004 г. они вообще выглядят гигантскими. В то же время зафиксировано повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС на уровне 11,8%. И основным фактором, определяющим этот рост стоимости, является маркетинговая политика отечественных производителей. Главным итогом конца лета 2005 г. является то, что изменения в структуре фармрынка Украины прямо противоположны таковым в 2004 г. Возникает такое ощущение, что иностранные и отечественные производители решили поменяться ролями. Увеличение объема продаж импортных препаратов в денежном выражении практически полностью определяется увеличением количества проданных упаковок, то есть зарубежные компании на данный момент идут по экстенсивному пути развития на рынке Украины. Объем продаж отечественных препаратов возрастает как за счет увеличения количества проданных упаковок, так и за счет повышения средневзвешенной стоимости украинских ЛС, то есть в данном случае наблюдается некий симбиоз экстенсивного и интенсивного путей развития. Возможно, если бы на рынке Украины (усилиями государства) не сложились столь благоприятные условия для иностранных компаний, они были бы вынуждены тоже повышать средневзвешенную стоимость своей продукции. Но это предположение.

Итогом всех этих рыночных процессов в августе 2005 г. стали высокие позиции в рейтинге как украинских торговых марок, так и отечественных производителей.

Кроме того, результаты развития «рынка производителя» в августе 2005 г. («Еженедельник Аптека» № 43 (514) от 7 ноября 2005 г.) показали, что вряд ли стоит ожидать в дальнейшем снижения этих позиций. Даже несмотря на первую волну «беспошлинных» импортных препаратов.?n

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Игорь Хмилевский, Евгений Кунда

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті