Введен контроль процедуры подготовки проектов регуляторных актов

?

31 июля 2000 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 1182 «Об утверждении Положения о порядке подготовки проектов регуляторных актов». В соответствии с Указом Президента Украины от 22.01.2000 г. № 89/2000 «О внедрении единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства» Кабинет Министров постановил утвердить Положение о порядке подготовки проектов регуляторных актов (далее — Положение), а Государственному комитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины (далее — Комитет) поручено проанализировать последствия практического применения утвержденного Положения и в случае необходимости представить Кабинету Министров соответствующие предложения до 1 января 2001 года.

С вопросом о том, как повлияет Постановление на работу Комитета, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратился к начальнику Департамента регуляторной политики Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Константину Ткачу.

— Начало формированию регуляторной политики было положено Указом Президента от 22.01.2000 г. № 89 «О внедрении единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства». К сожалению, этот нормативный документ не был детальным, требовалось развитие регуляторной политики, разработка последующих законодательных актов. До сих пор в своей деятельности Комитет руководствовался Указом Президента Украины от 03.02.1998 г. № 79 «Об устранении ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности», где четко изложена процедура дерегуляции. Однако регуляторная политика — это не только дерегуляция, поэтому по-прежнему требовалась доработка нормативной базы. Постановление Кабинета Министров от 31.07. 2000 г. № 1182 является заключительным этапом создания нормативной базы регуляторной политики в нашем государстве.

— Константин Васильевич, что означает появление этого документа для Комитета?

— Во время подготовки Положения создавался и Временный регламент деятельности Кабинета Министров. Стараясь не «выхолостить» Положение, мы пытались привести его в соответствие с Временным регламентом, поскольку последний является документом первостепенной важности для всей системы исполнительной власти. Утверждалось Положение очень непросто. Противодействие со стороны ряда министерств вызвало включение в него такого пункта, как планирование работы по подготовке проектов регуляторных актов. У исполнительной власти в нашей стране нет опыта планирования, которое дает возможность оценить качество готовящегося документа, хотя во всем мире планирование является стандартным процессом. Планирование работы по подготовке проектов необходимо для того, чтобы не допустить принятия «кулуарных», не соответствующих правовым нормам, решений.

p_253_32_210800_TKACH_~1.gif (22772 bytes)

Константин ТКАЧ

Начальник Департамента регуляторной политики Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины

— Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке подготовки проектов регуляторных актов» от 31.07.2000 г. № 1182 является заключительным этапом создания нормативной базы регуляторной политики в нашем государстве.

Положение определяет порядок подготовки проектов регуляторных актов, который предусматривает планирование работы по их подготовке, разработку проектов, анализ регуляторного воздействия, а также согласование проектов с Комитетом или соответствующим территориальным органом Комитета. Разработчики составляют текущий (на один год) и перспективный (на три года) планы подготовки проектов регуляторных актов. Текущие и перспективные планы центральных органов исполнительной власти в течение трех рабочих дней со времени их утверждения следует направить в Комитет, планы городских органов исполнительной власти — в соответствующие территориальные органы Комитета. Во время подготовки проекта регуляторного акта разработчик должен провести анализ регуляторного воздействия относительно его соответствия методическим рекомендациям, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 06.05.2000 г. № 767. После этого разработчик согласовывает проект с заинтересованными органами исполнительной власти. Проект регуляторного акта по вопросам предпринимательской деятельности, принятие которого находится в компетенции Верховной Рады, Президента Украины, Кабинета Министров или центрального органа исполнительной власти, согласовывается с Комитетом.

— Что нового привнесло в деятельность Комитета утверждение Положения?

— Немаловажным аспектом, помимо планирования, является проведение регуляторного анализа нормативных актов. Конечно, заставить министерства и ведомства прогнозировать последствия принимаемых ими решений трудно, но мы все же пытаемся это сделать. Принято немало непродуманных решений, которые нанесли вред государству, например, введение некоторых налогов, запрещение ввоза автомобилей, не соответствующих некоторым техническим характеристикам, и т.д.

Новым для нас является вынесение проектов законов на широкое обсуждение перед принятием их законодательным органом, хотя сама практика публичного обсуждения не нова и принята во всем мире. Попытка публичного обсуждения законопроектов в бывшем СССР уже предпринималась в период гласности. Я надеюсь, что со временем эта практика станет привычной для нашего общества. Совсем недавно на заседании Правительственного Комитета экономического развития рассматривался законопроект о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Комитет принял решение вынести его на публичное обсуждение. Таким образом, механизм публичного обсуждения законопроектов начинает успешно действовать.

— Каковы положительные и отрицательные стороны этого Постановления?

— Положительным является то, что впервые в нашей стране делается попытка внедрить в практику процедуру подготовки регуляторных актов, нормативной документации, что даст возможность на этапе подготовки документов максимально учесть интересы всех сторон. Другими словами, необходимо соблюсти баланс в защите интересов как издателя нормативных документов, так и тех, на кого они направлены. Недостатки данного постановления пока не определены, поскольку отсутствует материал для анализа. Однако небольшой опыт показывает, что процедура согласования, изложенная в Положении, соблюдается.

— Константин Васильевич, чем было вызвано появление решения Комитета в отношении приказа Министерства здравоохранения от 12.01.1998 г. № 2 «Стандарты аккредитации аптечных учреждений»?

— На наш взгляд, аккредитация аптечных учреждений требует от предпринимателей необоснованно высоких затрат. Мы возражаем против такого подхода, считая его одним из барьеров для развития предпринимательства на фармацевтическом рынке. Комитет полагает, что подобная процедура аккредитации усложнена и дает повод для злоупотреблений и коррупции. Министерство здравоохранения утверждает, что аккредитация нужна, поскольку данная процедура уже существует в мировой практике. По мнению МЗ Украины, нет необходимости в присутствии на фармацевтическом рынке большого количества предпринимателей, это вносит лишь беспорядок и создает хаос.

Комитет подготовил проект решения, в котором предложил Министерству здравоохранения Украины в месячный срок привести Стандарты аккредитации аптечных учреждений, утвержденные приказом МЗ Украины от 12.01.1998 г. № 2, в соответствие с постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.1997 г. № 765 «Об утверждении Порядка государственной аккредитации учреждения здравоохранения». Необходимо исключить положения, которые требуют от аптечных учреждений, не входящих в сферу управления МЗУ, предоставления информации, которая может быть конфиденциальной, представлять коммерческую тайну, или не быть связанной с оценкой фармацевтической деятельности аптечного учреждения.

— В № 27 (248) «Еженедельник АПТЕКА» писал о подготовленном Комитетом проекте решения по двум приказам МЗ Украины — от 30.09.1999 г. № 67 «Об условиях аккредитации предприятий, учреждений, организаций, которые осуществляют оптовую и розничную реализацию лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения» и от 18.02.2000 г. № 27 «Об организации проведения аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений». Последовала ли реакция на этот документ со стороны Министерства здравоохранения?

— Проект решения по этим приказам находится на стадии рассмотрения в МЗУ. В ходе предварительных переговоров нам стало известно, что Министерство здравоохранения собирается обжаловать решение Комитета. В таком случае этот вопрос будет рассматриваться в Правительственном Комитете экономического развития.

Сергей Коловоротный
Фото Евгения Кривши

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті