Общий объем украинского рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, по итогам 9 мес 2011 г. достиг 18,7 млрд грн. (2,4 млрд дол. США) в натуральном выражении, вплотную приблизившись к отметке в миллиард упаковок, если более точно — 990 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16% в денежном и 1% в натуральном выражении (рис. 1). В национальной валюте рынок лекарственных средств перманентно увеличивается, что при относительно стабильном курсе гривни по отношению к американской валюте способствовало преодолению пикового показателя объема рынка в долларовом эквиваленте, отмеченного в докризисный период по итогам 9 мес 2008 г. В натуральном выражении ситуация не внушает оптимизма — отмечен затянувшийся процесс стагнации на отечественном рынке лекарственных средств.
Текущее положение вещей также усугубляется отсутствием позитивных подвижек со стороны государства в сфере финансирования лекарственного обеспечения населения. Так, в анализируемый период и без того небольшая доля госпитальных закупок в структуре рынка лекарственных средств сократилась по сравнению с предыдущими годами и составила 12% в денежном и 11% в натуральном выражении.
Таким образом, сегодня основным драйвером развития рынка лекарственных средств выступает розничный сегмент, в течение последних 2 лет по мере выхода из кризиса демонстрирующий положительную динамику продаж как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 2). В это же время динамика госпитальных закупок с 2010 г. «ушла в минус». Если рассматривать развитие госпитального сегмента в разрезе поквартальной динамики, то лишь во II кв. 2011 г. объем госпитальных закупок лекарственных средств превысил показатель за аналогичный период предыдущего года, что, вероятно, было сопряжено с невысоким базисом для сравнения. В III кв. убыль продолжилась и превысила 10% в денежном и натуральном выражении (рис. 3).
Локальные производители аккумулируют почти треть суммарного объема рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, в денежном и 2/3 в натуральном выражении. Преимущественно их продукция представлена в госпитальном сегменте, причем ее удельный вес неуклонно увеличивается в течение последних лет и по итогам 9 мес 2011 г. достиг 51% в денежном и 87% в натуральном выражении. По сути в этом сегменте уже произошло импортозамещение (рис. 4).
В розничном сегменте позиции локальных производителей также укрепляются (рис. 5). Напомним, что положительные подвижки в сторону увеличения доли локальных производителей на рынке аптечных продаж лекарственных средств наметились именно в период кризиса, когда на фоне общей экономической рецессии было отмечено снижение покупательной способности. Тогда потребители и пересмотрели свои предпочтения в пользу недорогой продукции, которая в значительной степени представлена украинскими производителями. При этом в текущем году динамика физического потребления препаратов локального производства в ритейле несколько замедлилась, но в стоимостном выражении продолжает набирать обороты за счет прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В свою очередь, ввиду некоторого повышения покупательной способности в посткризисный период потребители начали активней приобретать препараты зарубежного производства, что позитивно отражается на динамике аптечных продаж в этом сегменте в натуральном выражении.
Темпы прироста объема госпитальных закупок и аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении (как было отмечено, начиная с 2009 г.) демонстрируют опережающую динамику относительно зарубежных конкурентов (рис. 6). Однако если в госпитальном сегменте в течение последних 3 лет предпочтение в натуральном выражении отдается продукции украинского производства, то в сегменте аптечных продаж, невзирая на их превалирующую долю, динамика реализованных упаковок отстает от таковой зарубежных производителей.
Более детально рассмотрим особенности развития сегмента импорта лекарственных средств. Так, по итогам 9 мес 2011 г. объем импорта готовых лекарственных средств в Украину составил 13,5 млрд грн. за 376 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 21% в денежном и 14% в натуральном выражении. Динамика объема импорта и суммарного объема госпитальных закупок и аптечных продаж лекарственных средств зарубежного производства в натуральном выражении коррелирует (рис. 7).
Тем не менее, в абсолютных величинах объем ввезенных упаковок лекарственных средств перманентно превышает таковой реализации — ежегодно около 3–6% импортированной продукции так и не выходит на рынок конечного потребления (рис. 8). Это обусловлено тем, что часть ввезенных лекарственных средств реализуется посредством «ручных продаж», также импортируются препараты, которые на территории Украины используются в качестве стандартных образцов для лабораторного анализа. Вероятно, также бывают прецеденты, связанные с конфискацией/помещением продукции на карантин на таможне, что в некоторых случаях становится заключительным этапом жизненного цикла лекарственного средства на территории Украины. Некоторые производители в свою очередь проводят акционные мероприятия, в ходе которых предлагаются дополнительно бесплатная продукция, которая в некоторых случаях не учитывается в аптечных продажах как отдельная единица проданного товара.
Однако следует отметить, что если лекарственные средства вышли на рынок, то они непременно находят выход к потребителю. Так, за последние 3 года (ноябрь 2008 — октябрь 2011 г.) только менее 1% всех лекарственных средств, поставленных в аптечные учреждения в натуральном выражении, так и не были реализованы.
Зарубежные фармкомпании в поисках эффективных бизнес-решений для усиления своих рыночных позиций на локальных рынках в течение последних лет начали активный переход в статус резидентов. При такой форме хозяйствования зарубежные производители импортируют собственную продукцию в страну самостоятельно, а не посредством дистрибьюторов. Этот сегмент был условно назван «импорт за гривню», так как субъекты рынка данного типа на правах юридических лиц (как правило, их локальные компании зарегистрированы на территории Украины в форме ООО) осуществляют хозяйственно-коммерческую деятельность в Украине в национальной валюте. Подобная форма хозяйствования сопряжена с перераспределением традиционных функций между зарубежными компаниями-производителями и дистрибьюторами.
Так, традиционно на плечи дистрибьюторов возложено таможенное оформление импортированной продукции, контроль качества, ценообразование, формирование ассортиментного предложения, хранение, реализация и доставка товара в аптечные учреждения, а также коллекторская деятельность. Появление же такого сегмента, как «импорт за гривню», привело к тому, что производители, осуществляющие свою деятельность на локальном рынке в форме ООО, взяли на себя функции по таможенной очистке, контролю качества продукции, а также управлению ценой. При этом такие компании активно продолжают пользоваться услугами дистрибьюторов, в частности, в сфере логистики. Однако они развивают и сотрудничество с крупными аптечными сетями напрямую. Следует отметить, что в кратко- и среднесрочной перспективе полный переход к сотрудничеству производителей с аптечными сетями напрямую не предвидится в силу высокого уровня фрагментированности сегмента аптечного ритейла.
Итак, развитие сегмента «импорт за гривню» происходит весьма активно, что хорошо прослеживается по динамике удельного веса компаний этого сегмента в объеме импорта готовых лекарственных средств. Если еще в 2007 г. их доля составляла лишь 16% объема импорта, то уже в текущем году этот показатель увеличился до 38,6% (рис. 9). Переход зарубежных фармкомпаний в статус резидента активизировался в кризисный период, когда резкий скачок курса национальной валюты по отношению к доллару крайне негативно отразился на рынке лекарственных средств и производители, в свою очередь, взяли функцию управления курсовыми рисками и ценой в свои руки.
Интересно проанализировать, как такая форма хозяйствования зарубежных компаний в форме ООО отразилась на их позициях на украинском рынке лекарственных средств. По итогам 9 мес 2011 г. удельный вес сегмента «импорт за гривню» в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств зарубежного производства составил 36% в денежном и 37% в натуральном выражении, а в госпитальном сегменте — 30 и 25% соответственно. С учетом продукции украинского производства их доля на аптечном рынке в этот период составила 26% в денежном и 13% в натуральном выражении, а в госпитальном сегменте — 15 и 3% соответственно (рис. 10). Так как удельный вес препаратов зарубежного производства в структуре аптечного реализации значимо превышает таковой в госпитальном сегменте, далее мы более детально рассмотрим ключевые тенденции развития сегмента «импорт за гривню» в сегменте аптечного ритейла.
В кризисный 2009 г. объем физического потребления товаров «гривневой зоны» («импорт за гривню» + локальные препараты) пострадал в наименьшей степени (рис. 11) в условиях снижения покупательной способности, так как компании этих сегментов рынка могли влиять на цены и в меньшей степени зависели от курсовых колебаний. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в этих сегментах увеличилась в 2009 г. меньше по сравнению с таковой в сегменте «импорт за валюту», где весомую роль играет привязка к иностранной валюте (рис. 12). В 2010 г. тенденция к опережающему приросту товаров «гривневой зоны» укрепилась, причем преимущественно по стоимостному показателю. В текущем году в условиях практически стабильного курса национальной валюты сегмент «импорт за гривню» уступает по темпам прироста аптечных продаж лекарственных средств «импорту за валюту» в денежном и натуральном выражении.
Таким образом, можно предположить, что статус резидента — весьма эффективная форма хозяйствования, значимым преимуществом которой явялется возможность управления ценой и товаропотоками. Следует отметить, что особенно ярко «плюсы» ведения бизнеса в статусе резидента проявляются именно в кризисный период, так как такие компании посредством влияния на цену могут нивелировать некоторые макроэкономические риски, в частности, курсовые колебания.
Сегодня реалии таковы, что мировая экономика как единый механизм весьма чувствительна к «поломкам» своих деталей (отдельных экономик), что в любой момент может вызвать очередной кризис. В частности, Украина не может похвастаться стабильностью ни макроэкономической, ни политической ситуации. Поэтому переход на такую форму хозяйствования, как регистрация ООО, можно в некризисный период рассматривать как страховку от возможных негативных тенденций на рынке, поскольку такие операторы в большей степени подготовлены, например, к тем же курсовым колебаниям. В это же время переход в статус резидента в большей степени затягивает зарубежные компании в локальные рыночные перипетии по сравнению с теми, чьи интересы представлены в Украине посредством дистрибьюторов. Во втором случае в условиях существенного ухудшения конъюнктуры рынка гораздо проще распрощаться с такой страной.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Украинский рынок лекарственных средств в денежном выражении из года в год уверенно демонстрирует положительную динамику, однако в натуральном выражении характеризуется процессами стагнации. В структуре рынка лекарственных средств традиционно львиную долю аккумулирует сегмент аптечных продаж и по мере сокращения сегмента госпитальных закупок бремя потребительских расходов возрастает.
Напомним, что кризисный период внес существенные коррективы в развитие фармрынка, включая все его сегменты. В сложной ситуации во всей красе проявились сильные и слабые стороны операторов рынка, которые активно начали искать пути выживания. И если в сегменте украинских производителей сложились условия, благоприятствующие продвижению на потребительские рынки их сравнительно недорогой продукции, то зарубежные операторы оказались в несколько худшем положении, что обусловлено не только тем, что значительная часть их продукции представлена в средне- и высокостоимостном ценовых сегментах, но и высокой зависимостью от курсовых колебаний. Тогда активное развитие получил сегмент «импорт за гривню», представленный зарубежными фармкомпаниями, осуществляющими хозяйственно-коммерческую деятельность на территории Украины в статусе резидентов (зарегистрированных в форме ООО). Благодаря возможности влиять на цену своей продукции и управлять курсовыми рисками, они в период кризиса успешно преодолевали негативные тенденции, характерные для рынка, в отличие от компаний, работающих в сегменте «импорт за валюту». По мере выхода из кризиса ситуация в обоих сегментах импорта планомерно стабилизировалась и их игроки в условиях стабильного курса национальной валюты оказались в схожем положении.
При этом следует отметить, что даже в некризисный период у компаний-резидентов наряду с такими преимуществами, как возможность управления ценой и принятия бизнес-решений на локальном уровне в относительно сжатые сроки, есть возможность развивать эффективное взаимодействие напрямую с аптечными сетями посредством активного маркетингового продвижения своей продукции, а также осуществлять точечный контроль за усилением конкурентных позиций собственных продуктов непосредственно в сегменте ритейла.
Стабильность — понятие относительное, сегодня она есть, а завтра… Поэтому в рыночный борьбе, как и в лечении, важна профилактика чрезвычайных ситуаций.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим