Результаты маркетинговой деятельности ведущих фармацевтических компаний за первое полугодие нового тысячелетия

В первом полугодии 2001 г. мировой фармацевтический рынок продолжал динамически развиваться. По данным компании «IMS Health», за 12 месяцев (с мая 2000 г. по апрель 2001 г.) объем продаж лекарственных средств на 13 ключевых рынках мира увеличился на 10% и составил 225,4 млрд долларов США. Пальма первенства по темпам роста объема продаж на этот раз досталась Австралии/Новой Зеландии, где объем продаж увеличился на 16%, на втором месте фармацевтический рынок Северной Америки, где данный показатель за указанный период увеличился на 15% и составил 108 млрд долларов США. Далее следуют Европа (увеличение на 9%), Латинская Америка — на 6%, Япония — на 3%. Наиболее значительно (на 17%, до 13,4 млрд долларов США) увеличился объем продаж лекарственных средств, влияющих на опорно-двигательный аппарат.

В «Еженедельнике АПТЕКА» (№ 23 (294) от 11 июня 2001 г.) ранее опубликован список фармацевтических компаний, вошедших в число 500 крупнейших фирм с наиболее высоким уровнем рыночной капитализации. В данной публикации вниманию читателей предлагается информация об итогах маркетинговой деятельности за первое полугодие 2001 г. некоторых зарубежных фармацевтических компаний.

«Пфайзер»

Чистая прибыль компании «Пфайзер» в первом полугодии 2001 г. увеличилась на 59% и достигла 1,83 млрд долларов США. Такой стремительный рост стал возможным благодаря слиянию с компанией «Уорнер-Ламберт». В частности, в первые 6 месяцев текущего года компании «Пфайзер», также в результате слияния, удалось сэкономить 325 млн долларов США. Эксперты предполагают, что к концу года эта сумма увеличится до 1,3 млрд, а в следующем году руководство компании «Пфайзер» планирует дополнительно сэкономить еще 1,6 млрд долларов США.

Общий объем продаж лекарственных средств компании «Пфайзер» в первом полугодии 2001 г. увеличился на 11% и составил 11,872 млрд долларов США. В табл. 1 представлены данные об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 1

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Пфайзер”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн долларов США)

Изменение, %

Липримар/Липитор (аторвастатин)

2906

+22

Норваск (амлодипин)

1739

+10

Золофт (сертралин)

1122

+12

Нейронтин (габапентин)

812

+29

Виагра (силденафил)

728

+15

Зитромакс (азитромицин)

680

+19

Дифлюкан (флуконазол)

512

+6

Зиртек (цетиризин)

446

+38

Аккупро/Аккуприл (хинаприл)

286

+5

Кардура (доксазозин)

276

-31

Вирасепт (нелфинавир)

184

-13

Глюкотрол XL (глипизид)

139

+8

Арисепт (донепезил)

69

+23

Отмечен существенный рост объема продаж лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (+8%, до 5,402 млрд долларов США), противомикробных средств для системного применения (+8%, до 1,737 млрд долларов США), препаратов, влияющих на нервную систему (+24%, до 2,238 млрд долларов США). Блокбастерами стали Липримар/Липитор (аторвастатин), объем продаж которого в первом полугодии увеличился на 22% и составил 2,906 млрд долларов США и Норваск (амлодипин). Продажи последнего возросли на 8% и достигли 1,739 млрд долларов США. Эксперты ожидают, что в следующем году на фармацевтический рынок будет «запущен» новый препарат группы статинов компании «АстраЗенека» Крестор (росувастатин), который, как полагают, составит конкуренцию Липримару/Липитору. Однако, что касается перспектив дальнейшего маркетинга своего препарата на мировом фармацевтическом рынке, то компания «Пфайзер» настроена оптимистически.

Зафиксировано также значительное увеличение объемов продаж других блокбастеров компании «Пфайзер». Так, продажи Зитромакса (азитромицин) — антибиотика для перорального применения увеличились на 19% и составили 680 млн долларов США, Нейронтина (габапентин) — препарата, предназначенного для лечения эпилепсии, — на 29% и достигли 812 млн долларов США, антигистаминного препарата Зитрека (цетиризин) — на 38% (446 млн долларов), Виагры (силденафил) — препарата для лечения эректильной дисфункции — на 15% и составили 728 млн долларов США.

В настоящее время в США находится на регистрации новый препарат компании «Пфайзер» Эксубера — инсулин для ингаляционного применения, маркетинг которого она планирует проводить совместно с компаниями «Авентис» и «Ингал Терапевтикс».

«Авентис»

В первом полугодии 2001 г. объем продаж лекарственных средств французской компании «Авентис» увеличился на 14,9% и составил 8,6 млрд евро. Чистый доход компании при этом возрос на 15,5% и составил 730 млн евро. В табл. 2 представлены сведения об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 2

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Авентис”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн евро)

Изменение, %

Телфаст/Аллегра (фексофенадин)

844

+53,6

Клексан/Ловенокс (эноксапарин натрий)

706

+52,3

Таксотер (доцетаксел)

465

+45,3

Деликс/Тритас (рамиприл)

341

+41,5

Амарил (глимепирид)

223

+34,4

Копаксон (глатирамер ацетат)

169

+51,6

Насакорт (триамцинолон интраназальный)

126

+35,6

Арава (лефлуномид)

113

+25,9

Таргоцид (тейкопланин)

102

+8,1

Кампто (иринотекан)

101

+42,6

Таваник (левофлоксацин)

99

+71,7

Лантус (инсулин гларгин)

24

В первом полугодии компании удалось увеличить на 28% общий объем продаж лекарственных средств за счет расширения своего присутствия на рынке США. Доля американского фармацевтического рынка в структуре мирового, на котором «Авентис» реализует свои лекарственные средства, составляет 34,6%, причем этот показатель продолжает увеличиваться. В 2002 г. компания «Авентис» планирует внедрить на мировой фармацевтический рынок новый антибиотик — потенциальный бестселлер Кетек (телитромицин)

«Шеринг АГ»

Чистый доход компании «Шеринг АГ» в первом полугодии 2001 г. увеличился на 26% и составил 264 млн евро. Операционная прибыль при этом осталась на прежнем уровне, что обусловлено затратами компании на внедрение на рынок новых препаратов, в том числе противозачаточного средства Ясмин (дросперинон + этинилэстрадиол).

Объем продаж лекарственных средств компании «Шеринг АГ» в первом полугодии возрос на 9% и составил 2,4 млрд евро. Наиболее динамично осуществлялся маркетинг лекарственных средств, влияющих на мочеполовую систему и половые гормоны, объем продаж которых увеличился на 15% и достиг 750 млн евро. В Европе объем продаж лекарственных средств компании в первом полугодии увеличился на 10% и составил 1,1 млрд евро, в США — на 6% (527 евро). В табл. 3 приведены данные об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 3

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Шеринг АГ”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн евро)

Изменение, %

Бетаферон (интерферон бета)

326

+13

Иопамирон (иопамидол)

167

-6

Магневист (гадопентетовая кислота)

153

+7

Ультравист (йопромид)

125

-1

Диане (этинилэстрадиол + ципротерон)

108

+9

Флудара (флударабин)

73

+45

Микрогинон (левоноргестрел + этинилэстрадиол)

69

+17

Мелиан (этинилэстрадиол + гестоден)

62

+28

Бетапейс (соталол гидрохлорид)

61

-49

Фемован (этинилэстрадиол + гестоден)

56

+2

Климара (эстрадиол)

53

+4

Андрокур (ципротерон)

51

-3

Триквилар (этинилэстрадиол + левоноргестрел)

51

+15

Мирена (левоноргестрел)

46

+35

В первом полугодии 2001 г. существенно уменьшился объем продаж блокатора b-адренорецепторов — Бетапейса (соталол) в связи с тем, что закончился срок действия патента на этот бренд и на фармацевтическом рынке появились его генерические версии. Однако компания планирует получить дополнительную прибыль за счет новых оригинальных препаратов, уже зарегистрированных в США: Ясмина и Кампата (алемтузумаб), применяемого для лечения лейкемии.

Ожидается, что к концу года чистый доход компании составит 400 млн евро. При этом значительная часть прибыли будет израсходована на проведение мероприятий, связанных с внедрением на фармацевтический рынок новых препаратов. В первом полугодии издержки, связанные с маркетингом лекарственных средств, возросли на 12%, на инженерное обслуживание и административное управление — на 20%, на научные исследования и разработку новых препаратов — на 5% и составили соответственно 774, 256 и 442 млн евро.

«Джонсон и Джонсон»

Чистый доход компании «Джонсон и Джонсон» в первом полугодии 2001 г. увеличился на 12,6% и составил 3 млрд долларов США. Объем продаж лекарственных средств компании в первые 6 месяцев текущего года возрос на 14,6% и достиг 7,3 млрд долларов США. При этом в США объем продаж препаратов увеличился на 16,7% (до более чем 5 млрд долларов США), а за пределами этой страны — на 3,7% и составил 2,3 млрд долларов. Во II квартале текущего года продажи лекарственных средств компании «Джонсон и Джонсон» возросли на 16,5%, достигнув 3,9 млрд долларов США. Бестселлерами стали препараты для лечения анемии — Эпрекс/Прокрит (эпоэтин альфа), психических расстройств — Риспердал (рисперидон), болевого синдрома — Дурагесик (фентанил), ревматоидного артрита — Ремикад (инфликсимаб), эпилепсии — Топомакс (топирамат), а также ингибитор протонного насоса Париет/Арисепт (рабепразол). Несмотря на то, что на фармацевтическом рынке стран Европейского Союза появился новый препарат-конкурент для лечения анемии Аранесп (дарбепоэтин альфа) компании «Амген», объем продаж Эпрекса не уменьшился.

Во II квартале текущего года завершилась процедура слияния компаний «Джонсон и Джонсон» и «Алза». Ранее предполагалось, что это произойдет в III квартале 2001 г. На процедуру слияния было израсходовано 120 млн долларов США. Несмотря на такие издержки, ожидается, что доходы компании «Джонсон и Джонсон» к концу года увеличатся на 14–15%.

«ГлаксоСмитКляйн»

Во II квартале 2001 г. объем продаж лекарственных средств компании «ГлаксоСмитКляйн» составил 5,12 млрд фунтов стерлингов (увеличился на 13%). В первые 6 месяцев текущего года более чем на 100% возросли продажи препарата для лечения бронхиальной астмы — Серетида /Адваира (салметерол + флутиказон), на 84% — для лечения сахарного диабета — Авандиа (розиглитазон) и составили соответственно 292 и 371 млн фунтов стерлингов. В табл. 4 представлены данные об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 4

Объем продаж препаратов компании “ГлаксоСмитКляйн”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн фунтов стерлингов)

Изменение, %

Паксил/Сероксат (пароксетин)

871

+18

Аугментин (амоксициллин + кислота клавулановая)

694

+15

Фликсотид/Фловент (флутиказон)

489

+14

Серевент (салметерол)

352

+13

Веллбутрин (бупропиона гидрохлорид)

290

+27

Имигран/Имитрекс (суматриптан)

352

+1

Авандия (розиглитазон)

371

+65

Комбивир (цидовудин + ламивудин)

298

+9

Зофран (ондансетрон)

292

+20

Фликсоназе/Флоназе (флутиказон)

257

+16

Зантак (ранитидин)

253

-13

Зиннат/Цефтин (цефуроксим)

225

-3

Серетид/Адваир (салметерол + флутиказон)

292

>100

Вальтрекс (валацикловир)

158

+42

Ламиктал (ламотригин)

164

+17

Зовиракс (ацикловир)

151

-23

Эпивир (ламивудин)

149

-5

Вентолин (сальбутамол)

154

-12

Релафен (набуметон)

101

-8

Фортум (цефтазидим)

101

-10

Зибан (бупропиона гидрохлорид)

81

+79

Амоксил (амоксициллин)

76

-31

Бекотид (беклометазон)

81

-27

Зиаген (бупропиона гидрохлорид)

82

+7

Зеффикс (ламивудин)

49

+71

Нарамиг/Амерге (наратриптан)

44

+15

Тризивир (абакавир, ламивудин, цидовудин)

56

Реквип (ропинирол)

36

+32

Ретровир (цидовудин)

26

-18

Агенеразе (ампренавир)

24

-10

Бестселлерами компании «ГлаксоСмитКляйн» являются препараты для лечения депрессии —Паксил/Сероксат (пароксетин), объем продаж которого в первом полугодии 2001 г. увеличился на 18% и составил 871 млн фунтов стерлингов, бактериальных инфекций — Аугментин (амоксициллин + кислота клавулановая) — на 15% и составил 694 млн фунтов стерлингов, для лечения бронхиальной астмы — Фликсотид/Фловент (флутиказон) — на 14% и достиг 489 млн фунтов стерлингов.

Компания добилась значительного роста объема продаж своих препаратов за счет успешного их маркетинга на американском фармацевтическом рынке, доля которого в структуре объема продаж лекарственных средств «ГлаксоСмитКляйн» составляет 53%.

«Бристоль-Майер Сквибб»

Общий объем продаж компании «Бристоль-Майер Сквибб» за первое полугодие 2001 г. увеличился на 6% и составил 9,4 млрд долларов США. При этом операционная прибыль увеличилась на 10% и достигла 2,3 млрд долларов США. Компании удалось увеличить свой доход в первые 6 месяцев текущего года, в частности, за счет сокращения на 9%, до 801 млн долларов США, расходов на рекламу и на продвижение препаратов. Кроме того, существенно (на 45%) увеличился объем продаж Глюкофага (метформин) — препарата-блокбастера компании «Бристоль-Майер Сквибб», предназначенного для лечения сахарного диабета, достигнув отметки 1,32 млрд долларов США (табл. 5).

Таблица 5

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Бристоль-Майер Сквибб”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн долларов США)

Изменение, %

Глюкофаг (метформин)

1320

+45

Липостат/Правахол (правастатин)

955

+10

Таксол (паклитаксел)

504

-58

Плавикс (клопидогрел)

615

+45

Параплатин (карбоплатин)

365

+15

Авапро (ирбесартан)

222

+25

БуСпар (буспирон)

292

-18

Видекс (диданозин)

127

+35

Теквин (гатифлоксацин)

127

>200

В табл. 5 представлены данные, характеризующие объем продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

По мнению экспертов, объемы продаж Глюкофага во второй половине текущего года могут уменьшиться, что обусловлено появлением на фармацевтическом рынке генерической версии этого препарата. Однако «Бристоль-Майер Сквибб» разработала и «запустила» на фармацевтический рынок пролонгированную форму данного препарата — Глюкофаг XR, а также комбинированное лекарственное средство Глюкованс (метформин + глибенкламид). Предполагается, что маркетинг этих препаратов позволит нейтрализовать конкурирующее влияние генерической версии метформина. Объем продаж Глюкофага XR, который поступил в продажу в октябре прошлого года уже составил 135 млн долларов США, а Глюкована, который появился на рынке в августе 2000 г., — 111 млн долларов США.

«Фармация Корпорейшн»

Общий объем продаж препаратов компании «Фармация Корпорейшн» во II квартале 2001 г. увеличился на 7% и составил 3,4 млрд долларов США, а доход компании за этот период увеличился на 61% и достиг 485 млн долларов. В Европе объем продаж лекарственных средств компании возрос на 14%, в США — на 13%. В табл. 6 представлены данные о продажах препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 6

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Фармация Корпорейшн”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн долларов США)

Изменение, %

Целебрекс (целекоксиб)

1359

+18

Ксалатан (латанопрост)

371

+19

Амбиен (золпидем)

327

+23

Камптозар (иринотекан)

317

+66

Детрузитол/Детрол LA/Детрол (толтеродин)

293

+52

Генотропин (соматропин)

248

+3

Ксанакс (алпразолам)

167

+2

Медрол (метилпреднизолон)

159

+11

Далацин/Клеоцин (клиндамицин)

149

-15

Депо-Провера (медроксипрогестерон)

144

+15

Препаратом-блокбастером «Фармация Корпорейшн» является Целебрекс (целекоксиб), объем сбыта которого в первой половине текущего года увеличился на 18% и составил 1,359 млрд долларов США. Особо следует отметить увеличение продаж Целебрекса на европейском фармацевтическом рынке, где он значительно опередил по этому показателю своего конкурента — рофекоксиб.

Наиболее заметно (на 52%) в первые 6 месяцев текущего года увеличился объем продаж препарата Детрузитол/Детрола/Детрола LA (толтеродин), предназначенного для лечения недержания мочи, а также (на 66%) препарата Камптозара (иринотекан) для терапии метастатической колоректальной карциномы. Их продажи составили соответственно 293 и 317 млн долларов США. Заметим, что с момента появления Детрола LA на американском рынке прошло всего 5 месяцев.

В настоящее время «Фармация Корпорейшн» заключила соглашение с компаний «Селлтех» о совместной разработке нового перспективного препарата CDP 870, который является ингибитором фактора некроза опухолей альфа и рекомендуется для лечения аутоиммунных и воспалительных заболеваний. В настоящее время этот препарат проходит II фазу клинических исследований.

«Мерк Шарп и Доум»

Объем продаж лекарственных средств и чистый доход компании «Мерк Шарп и Доум» за первые 6 месяцев текущего года увеличились соответственно на 27 и 8% и составили 23,24 млрд и 3,47 млрд долларов США. Между тем, темпы роста прибыли несколько замедлились в результате уменьшения продаж препаратов Виокса (рофекоксиб) и Зокора (симвастатин), а также в связи с появлением генерических версий препаратов Пепсидин (фамотидин) и Ренитек/Вазотек (эналаприл).

В первом полугодии 2001 г. компания «Мерк Шарп и Доум» инвестировала 1,15 млрд долларов в проведение научных исследований и разработку новых лекарственных средств, что на 7% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Ожидается, что до конца текущего года будет выделено еще 2,6 млрд долларов США. В табл. 7 представлены сведения об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании во II квартале текущего года.

Таблица 7

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Мерк Шарп и Доум”
во II квартале 2001г.

Препарат

Объем продаж (млн долларов США)

Изменение, %

Зокор (симвастатин)

1360

+5

Виокс (рофекоксиб)

725

+53

Козаар (лосартан калия)

510

+23

Фосамакс (алендроновая кислота)

490

+51

Сингуляр (монтелукаст)

375

+79

Принивил/Принзид (лизиноприл)

310

+27

Ренитек/Вазотек/Вазеретик (эналаприл)

295

-44

Примаксин (имипенем)

155

-3

Проскар (финастерид)

145

+21

Мевакор (ловастатин)

135

0

«Санофи-Синтелабо»

Общий объем продаж лекарственных средств компании «Санофи-Синтелабо» в первой половине текущего года увеличился на 15%, продажи препарата-бестселлера Стильнокса (золпидем) — на 39% и составили 315 млн евро.

Продвижением на американский рынок Стильнокса занималась компания «Серл», которая недавно слилась с американской компанией «Фармация Корпорейшн». Чтобы увеличить объем продаж Стильнокса, «Санофи-Синтелабо» планирует начать под своей эгидой маркетинг данного препарата в Соединенных Штатах Америки. В табл. 8 приведены данные об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 8

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Санофи-Синтелабо”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн евро)

Изменение, %

Плавикс (клопидогрел)

321

+65

Стильнокс (золпидем)

315

+39

Апровель/Авапро/Карвеа (ирбесартан)

199

+48

Фраксипарин (надропарин кальций)

150

+15

Депакин (валпройевая кислота)

121

+19

Коротроп (милринон)

118

+50

Тиклид (тиклопидин)

115

-4

Элоксатин (оксалиплатин)

95

+47

Кордарон (амиодарон)

81

+7

Тилдием (дилтиазем)

78

-4

Ксатрал (альфузозин)

71

+19

Эглонил/Догматил (сульпирид)

61

-2

Солиан (амисульприд)

56

+22

Аспегик (ацетилсалицилат лизин)

50

-3

Керлон (бетаксолол)

43

+9

В первом полугодии 2001 г. значительно (на 65 и 48% соответственно) увеличились объемы продаж таких препаратов-бестселлеров компании, как Плавикс/Исковер (клопидогрел), который предназначен для снижения проагрегантных свойств тромбоцитов, и Апровель/Авапро/Карвеа (ирбесартан) — для лечения артериальной гипертензии (антагонист рецептора ангиотензина II) и составили 321 и 199 млн евро соответственно. Необходимо отметить, что маркетинг Стильнокса и Апровеля «Санофи-Синтелабо» осуществляет в партнерстве с компанией «Бристоль-Майер Сквибб».

Наиболее значительный рост объема продаж лекарственных средств «Санофи-Синтелабо» отмечен на американском рынке, где он составил 37% (471 млн евро). На европейском фармацевтическом рынке объем продаж увеличился на 13% и достиг 1,2 млрд евро, на японском — на 9%, на других рынках — на 22%.

«Эли Лилли»

Во II квартале текущего года объем продаж лекарственных средств компании «Эли Лилли» увеличился на 16% (до 3,03 млрд долларов США). При этом чистая прибыль компании составила 827,7 млн долларов США. Важную роль в этом сыграл маркетинг препаратов-бестселлеров — Зипрексы (оланзипин), Прозака/Серафема (флуоксетин), Гемзара (гемцитабин), Хумалога (инсулин лиспро), Актоса (пиоглитазон) и Эвисты (ралоксифен). Между тем, на европейском фармацевтическом рынке уже появились генерические версии флуоксетина, в связи с чем объем продаж бренда (Прозак/Серафем) за пределами США во II квартале 2001 г. уменьшился на 1% и составил 86,7 млн долларов США, тогда как в Соединенных Штатах увеличился на 12% — до 605,7 млн долларов США. В целом, объем продаж данного лекарственного средства за первые 6 месяцев текущего года возрос на 7% и составил 1,315 млрд долларов США. Необходимо отметить, что срок действия патентной защиты данного препарата на территории США закончился 2 августа 2001 г. В табл. 9 представлены данные об объеме продаж препаратов-бестселлеров компании в первой половине текущего года.

Таблица 9

Объем продаж препаратов-бестселлеров компании “Эли Лилли”
в первом полугодии 2001 г.

Препарат

Объем продаж (млн долларов США)

Изменение, %

Зипрекса (оланзапин)

1373,7

+36

Прозак/Сарафем (флуоксетин)

1315,3

+7

Хумулин (инсулин человеческий)

538,2

Без изменений

Гемзар (гемцитабин)

334,9

+37

Эвиста (ралоксифен)

316,0

+35

Хумалог (инсулин лиспро)

270,9

+82

РеоПро (абциксимаб)

220,8

+3

Актос (пиоглитазон)

198,7

+69

Хуматроп (соматропин)

153,0

+6

Аксид (низатидин)

146,0

-5

Вместе с тем имеются и другие препараты-бестселлеры, которые смогут обеспечить дальнейшее экономическое процветание компании «Элли Лилли». Так, объем продаж Зипрексы в первой половине 2001 г. составил 1,374 млрд долларов США, что на 36% больше, чем в аналогичный период прошлого года, Гемзара — 334,9 млн (+37%), Эвисты — 316 млн (+35%), Хумалога — 270,9 млн долларов США (+82%). Доля продаж перечисленных препаратов в структуре общего объема продаж лекарственных средств компании составляет 44%. В марте текущего года на американском рынке появился новый препарат антипсихотического действия Геодон (зипразидон), однако ему пока не удалось потеснить Зипрексу. Более того, начиная со II квартала текущего года Зипрекса представлена на японском фармацевтическом рынке.

До конца текущего года или в следующем году компания «Эли Лилли» планирует внедрить ряд других препаратов — ингибитор фосфодиэстеразы 5-го типа Циалис (IC351), лекарственное средство для лечения остеопороза Фортео (терипаратид) и ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина дулоксетин.

«Сероно»

Объем продаж лекарственных средств компании «Сероно» во II квартале текущего года увеличился на 8% и составил 321,1 млн долларов США. При этом чистый доход возрос на 42,5%, до 104,2 млн долларов США. Лидирующие позиции среди препаратов компании «Сероно» занимают Гонал-Ф (фоллитропин альфа), объем продаж которого в первом полугодии 2001 г. увеличился на 14,5%, до 215,7 млн долларов, и Ребиф (интерферон бета-1), предназначенный для лечения рассеянного склероза. Продажи последнего в первой половине текущего года увеличились на 56% и составили 173,3 млн долларов США.

Во II квартале 2001 г. расходы на исследования и разработку новых препаратов возросли на 21,6% (до 76,2 млн долларов США). Об особенностях создания новых лекарственных средств компании «Сероно» уже рассказывалось на страницах «Еженедельника АПТЕКА» (№ 31 (302) от 13 августа 2001 г.).

«Тева»

В первом полугодии 2001 г. объем продаж лекарственных средств израильской компании «Тева», специализирующейся на маркетинге генерических препаратов, увеличился на 29% и превысил 1 млрд долларов США, операционная прибыль увеличилась с 33,1 до 86,9 млн долларов США, общая прибыль возросла на 41% и составила 64,4 млн долларов США.

В результате успешного маркетинга объем продаж препарата Копаксон (глатирамер ацетат) во II квартале текущего года составил 91 млн долларов США. Доля североамериканского фармацевтического рынка в мировой структуре продаж Копаксона составила 84%. В целом, на североамериканском рынке в первом полугодии текущего года было реализовано лекарственных средств компании «Тева» на сумму 287 млн долларов США. В течение первого полугодия «Тева» внедрила на рынок Северной Америки два новых препарата, а также получила разрешение FDA на маркетинг в США еще 5 лекарственных средств. Доля препаратов компании, реализуемых в США, в общем объеме продаж в первом полугодии составила 63%, в Европе — 21%, в Израиле — 12%, в других странах — 4%.

«Гедеон Рихтер»

Компания «Гедеон Рихтер» в первом полугодии 2001 г. достигла значительного увеличения объема продаж лекарственных средств, что обусловлено повышением деловой активности в Венгрии, а также увеличением спроса на генерические препараты данной компании в России. Так, общий объем продаж препаратов увеличился на 30% и составил 44,7 млрд форинтов (153,2 млн долларов США), операционная прибыль — на 29% и достигла 11,5 млрд форинтов (39,4 млн долларов США).

Объем сбыта продукции компании «Гедеон Рихтер» на внутреннем рынке Венгрии увеличился на 28% и составил 12,3 млрд форинтов (42 млн долларов США), чему в значительной мере способствовало подписание соглашения между представителями государственных структур и ведущими производителями страны (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 28 (299) от 16 июля 2001 г.). Благодаря этому компания уже в текущем году смогла вывести на фармацевтический рынок страны новые препараты. В настоящее время «Гедеон Рихтер» планирует внедрить на фармацевтический рынок генерические версии пароксетина, ацеклофенака, а также препараты для гормональной заместительной терапии, содержащие эстрадиол и норэтистерон ацетат.

Объем продаж препаратов компании «Гедеон Рихтер» в России увеличился на 32% и составил 32,4 млн долларов США. Препаратами-бестселлерами в России стали пероральные контрацептивы компании и Кавинтон (винпоцетин).

За первые 6 месяцев текущего года объем сбыта в Восточной Европе возрос на 18% и достиг 23,4 млн долларов США. При этом треть продукции компания реализовала в Польше. Продажи лекарственных средств компании «Гедеон Рихтер» в США и странах Европейского Союза за это же время увеличились на 15% и составили 44,3 млн долларов.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Эксперты международной организации «IMS Health» опубликовали прогнозы развития 10 ведущих фармацевтических рынков мира до 2005 г. (табл. 10), согласно которым объем продаж лекарственных средств будет ежегодно увеличиваться в среднем на 9% и возрастет с 281 млрд долларов США в 2000 г. до 434 млрд долларов в 2005 г.

Таблица 10

Прогнозы развития ведущих фармацевтических рынков мира в 2001–2005 гг.

Страна

Предполагаемый объем продаж препаратов в 2005 г. (млрд долларов США)

Ежегодное увеличение объема продаж 2000–2005 гг., %

Доля в  структуре 10 ведущих фармацевтических рынков мира, %

Австралия

5

9,3

1,1

Бельгия

3

5,6

0,7

Канада

10

10,7

2,4

Франция

22

6,0

5,0

Германия

24

7,5

5,6

Италия

16

8,2

3,6

Япония

66

2,3

15,1

Испания

10

9,9

2,3

Великобритания

16

8,3

3,7

США

263

11,8

60,5

Итого

434

9,1

100,0

При этом лидером на мировом фармацевтическом рынке, как и прежде, будут США. По мнению экспертов, этому способствуют интенсивное развитие биотехнологии и существенное увеличение расходов на научные исследования и создание новых препаратов. Ожидается, что среди национальных фармацевтических рынков наиболее динамично будет развиваться рынок США, объем сбыта на котором ежегодно будет увеличиваться на 11,8% и в 2005 г. составит 263 млрд долларов (60% объема продаж на 10 ведущих фармацевтических рынках мира). В Канаде объем продаж лекарственных средств ежегодно будет увеличиваться на 11%, в Испании — на 10%, в Австралии — на 9%, в Италии и Великобритании — на 8%, в Японии — на 2,3%.

По материалам журнала «Scrip»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті