Helicopter View: госпитальные закупки в Украине в 2011 г.

Мы продолжаем традиционный обзор развития фармацевтического рынка. В данной публикации речь пойдет о ключевых тенденциях в госпитальном сегменте по итогам 2011 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

По итогам 2011 г. объем госпитальных закупок лекарственных средств составил 3,7 млрд грн. (466,0 млн дол. США) за 171,3 млн упаковок (рис. 1). По сравнению с 2010 г. объем госпитального сегмента незначительно увеличился в денежном выражении и, таким образом, незначительно превысил уровень 2009 г. В натуральном выражении объем госпитальных закупок лекарственных средств продолжает сокращаться.

Рис. 1
 Динамика объема госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2009–2011 гг. с указа­нием прироста/убыли (%) по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2009–2011 гг. с указа­нием прироста/убыли (%) по сравнению с предыдущим годом

Суммарный объем украинского рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) по итогам 2011 г. составил 27 млрд грн. (3,4 млрд дол.) за 1,4 млрд упаковок. Драйвером развития рынка лекарств в Украине традиционно является розничный сегмент.

В структуре украинского фармацевтического рынка госпитальный сегмент занимает 10-ю часть. Ежегодно отчетливо заметна тенденция к уменьшению его долевого участия как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 2). Это происходит в основном за счет сокращения объема госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного производства (рис. 3). В результате зарубежные производители теряют долю в этом сегменте (рис. 4), а позиции отечественных производителей, напротив, укрепляются.

Рис. 2
 Динамика объема розничной реализации и гос­питальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении с указанием их долевого участия в общей структуре рынка лекарств по итогам 2009–2011 гг.
Динамика объема розничной реализации и гос­питальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении с указанием их долевого участия в общей структуре рынка лекарств по итогам 2009–2011 гг.
Рис. 3
 Динамика объема госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении, а также средневзвешенной стоимости по итогам 2009–2011 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении, а также средневзвешенной стоимости по итогам 2009–2011 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 4
 Удельный вес госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Удельный вес госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.

В 2011 г. незначительный прирост сегмента госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении при убыли в упаковках был обусловлен повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств. О чем свидетельствует превалирующий вклад инфляционной составляющей в общий прирост госпитального сегмента в денежном выражении (рис. 5). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства в 2011 г. повышалась значительно медленней таковой украинских конкурентов (см. рис. 3).

Рис. 5
 Индикаторы прироста/убыли объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении в разрезе зарубежного и отечественного производства в 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении в разрезе зарубежного и отечественного производства в 2009–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период в госпитальном сегменте лучшая динамика характерна для рецептурных препаратов. Их и без того значимая доля ежегодно увеличивается и по итогам 2011 г. достигла 93% в денежном и 86% в натуральном выражении (рис. 6). Госпитальные закупки безрецептурных лекарств в денежном и натуральном выражении сократились.

Рис. 6
 Удельный вес госпитальных закупок рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Удельный вес госпитальных закупок рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.

В структуре госпитального сегмента в денежном выражении более половины объема аккумулируют препараты высокостоимостной ниши, а в натуральном — низкостоимостной (рис. 7). Около трети объема госпитальных закупок как в денежном, так и в натуральном выражении составляют лекарственные средства среднестоимостной ниши. По сравнению с предыдущими годами ценовая структура госпитальных закупок лекарственных средств остается практически без изменений. В 2011 г. незначительный прирост объема госпитального сегмента произошел за счет увеличения закупок низко- и среднестоимостных лекарственных средств (рис. 8).

Рис. 7
 Удельный вес госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Удельный вес госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Рис. 8
 Темпы прироста объема госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Темпы прироста объема госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Фармакотерапевтическая структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе АТС-классификации в денежном и натуральном выражении в 2011 г. осталась неизменной по сравнению с предыдущими годами. Максимальный объем госпитальных закупок в денежном выражении аккумулируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», а в натуральном — В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» (рис. 9).

Рис. 9
 Удельный вес препаратов групп АТС- классификации по объему госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении в 2011 г., а также темпы прироста/убыли объема госпитальных закупок по сравнению с 2010 г.
Удельный вес препаратов групп АТС- классификации по объему госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении в 2011 г., а также темпы прироста/убыли объема госпитальных закупок по сравнению с 2010 г.

В рамках топ-5 групп АТС-классификации в 2011 г. увеличились госпитальные закупки препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». Однако после значительного сокращения закупок таковых в 2010 г., достичь уровня 2009 г. при росте в 2011 г. все еще не удалось. Также положительную динамику госпитальных закупок в деньгах и упаковках демонстрируют препараты группы В.

Лидером среди брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении в 2011 г., как и предыдущие два года, является НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 1). В общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств представленная топ-20 брэндов стабильно аккумулирует чуть более 20% в денежном выражении.

Таблица 1 Топ-20 брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Брэнд № п/п, год
2011 2010 2009
НАТРИЯ ХЛОРИД 1 1 1
РЕОСОРБИЛАКТ 2 5 4
ФАРМАСУЛИН 3 2 5
ГЛЮКОЗА 4 6 8
ТИОПЕНТАЛ 5 10 17
ЦЕФТРИАКСОН 6 4 6
АКТОВЕГИН 7 3 2
ГЕПАРИН 8 12 22
ТИОТРИАЗОЛИН 9 13 11
КУРОСУРФ 10 20 50
ДИПРОФОЛ 11 27 23
МЕТАМАКС 12 23 63
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ 13 16 14
АВОНЕКС 14
МИЛДРОНАТ 15 8 7
ХУМОДАР 16 14 3
АНАЛЬГИН 17 17 20
ЭССЕНЦИАЛЕ 18 25 28
ДИТИЛИН 19 30 32
АКТРАПИД 20 9 13

Рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011 г., как и в 2009–2010 гг., возглавила украинская корпорация «Артериум» (табл. 2). Состав топ-5 маркетирующих организаций сформирован исключительно украинскими производителями — корпорация «Артериум», «Юрия-Фарм», «Фармак», «Дарница» и «Здоровье». Суммарно объем госпитальных поставок лекарственных средств этих 5 компаний значительно опережает развитие госпитального сегмента в целом в денежном и натуральном выражении.

Таблица 2 Топ-20 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2011 2010 2009
Артериум Корпорация (Украина) 1 1 1
Юрия-Фарм (Украина) 2 3 3
Фармак (Украина) 3 2 2
Дарница (Украина) 4 4 5
Группа компаний Здоровье (Украина) 5 5 6
Nycomed (Норвегия) 6 6 8
Sanofi (Франция) 7 7 4
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 8 9 7
Novo Nordisk (Дания) 9 8 9
GlaxoSmithKline
(Великобритания)
10 15 11
Биолек (Украина) 11 13 29
Борщаговский ХФЗ
(Украина)
12 14 10
Teva (Израиль) 13 11 13
Киевский витаминный
завод (Украина)
14 20 25
Биофарма (Украина) 15 12 15
Gedeon Richter (Венгрия) 16 17 12
Инфузия (Украина) 17 28 67
Dr. Reddy’s (Индия) 18 21 26
Merck & Co (США) 19 22 28
Фарма Лайф (Украина) 20 27 41

3,7 млрд грн. за 171,3 млн упаковок — таков объем госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2011 г. В общей структуре украинского рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) долевое участие госпитального сегмента ежегодно сокращается и в 2011 г. уменьшилось до 13,9% в денежном и до 12,5% в натуральном выражении.

Госпитальные закупки лекарственных средств в исследуемый период продемонстрировали слабое развитие — незначительный прирост в денежном и убыль в натуральном выражении. Отрицательные показатели развития госпитального сегмента были вызваны уменьшением закупок препаратов зарубежного производства, что происходит уже не первый год.

За последние несколько лет украинские компании-производители значительно укрепили свои позиции в сегменте госпитальных закупок препаратов. В денежном выражении они практически достигли равного долевого участия с зарубежными производителями, а в натуральном их удельный вес имеет значимый перевес — 87%.

Оксана Сергиенко

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи