Профессиональная информация в европейском формате

Вот и настало 13  июля 2012 г. Случилось то, чего украинский фармацевтический рынок ожидал последние полгода, — вступили в силу положения Закона Украины от 20.12.2011 г. № 4196-VI, которыми вносятся изменения в законы «О лекарственных средствах» и «О рекламе». Томительное ожидание подогревалось дискуссией, разгоревшейся среди юридических компаний, относительно толкования новых норм законодательства. При этом игроки фармацевтического рынка, оказавшись в эпицентре юридических споров, не нашли возможности выработать консолидированную позицию, и к моменту вступления в силу положений Закона Украины № 4196-VI оказалось, что целый ряд острых вопросов остался без ответов. Один из них касается сущности и объема информации о препаратах, которая публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Обсуждению этого и других вопросов, связанных с законодательными изменениями в сфере информации о лекарственных средствах, был посвящен круглый стол «Чистый четверг перед пятницей 13-го». Новые правила предоставления информации о лекарственных средствах, который состоялся 12 июля 2012 г. в конференц-центре «ПАРУС» (Киев).

Организаторами мероприятия выступили: издательский дом «МОРИОН», издательский дом «Заславский», издательский дом «Здоровье Украины». Партнерскую поддержку оказали: Ассоциация международных фармацевтических производителей, Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА), Ассоциация производителей инновационный препаратов «АПРАД», Американская торговая палата, Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности, Ассоциация «Производители лекарств Украины», Общественный гуманитарный совет при Президенте Украины, Украинская общественная организация «Фармацевтическая ассоциация «ФАРМ­УКРАИНА», Общественный совет МЗ Украины, Общественный совет Государственной службы Украины по лекарственным средствам, «МДМ», «Комкон-Украина», Агентство Медицинского Маркетинга, «ТЕДДИ Групп», «Медикс», «Витапол», «Эрнст энд Янг», «KPMG», «Ильяшев и Партнеры», «ПАРИТЕТ», «Арцингер», «Василь Кисиль и Парт­неры», «ОМП», «Проксен и партнеры», «Бабич, Сысоенко и Партнеры».

Мероприятие вызвало большой интерес со стороны профессионального сообщества. В работе круглого стола приняли участие 329 человек. В качестве экспертов выступили: Семен Глузман, член Общественного совета при Администрации Президента Украины, президент Ассоциации психиатров Украины; Олег Каниковский, партнер юридической фирмы «Проксен и партнеры»; Николай Орлов, партнер юридической компании «ОМП»; Михаил Ильяшев, управляющий партнер юридической компании «Ильяшев и Партнеры»; Борис Даневич, партнер адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ»; Ирина Сысоенко, адвокат, патентный поверенный, партнер юридической компании «Бабич, Сысоенко и Партнеры»; Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine»; Андрей Стогний, глава Комитета ЕБА по здравоохранению; Юрий Савко, глава правления «АПРАД».

Участников круглого стола приветствовали его ведущие — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Валерий Кидонь, руководитель Программы «Усиления фармацевтических систем в Украине», США.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН»Выразив благодарность организаторам, Игорю Иванченко и Александру Заславскому, а также экспертам и участникам круглого стола, Игорь Крячок обратил внимание присутствующих на главную цель мероприятия — формирование среди фармацевтических компаний общего понимания новых норм законодательства в сфере информирования работников здравоохранения о лекарственных средствах.

Изменения законодательства в сфере информации о лекарственных средствах вызывают у субъектов много вопросов. Но, как известно, вопросы нужно решать последовательно, начиная с главного. В основе таких решений должна лежать обоснованная правовая позиция.

И. Крячок сообщил, что 7 июля текущего года редакция «Еженедельника АПТЕКА» направила запрос относительно применения отдельных положений ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» на имя ректора Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», академика НАН Украины, доктора юридических наук, профессора Василия Яковлевича Тация.

Суть ответа, который получила редакция «Еженедельника АПТЕКА» от ведущих экспертов юридического права, сводится к следующему: информацию о лекарственных средствах, публикуемую в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике, следует рассматривать как научно-техническую. Так, в Законе Украины «О научно-технической информации» определено, что научно-техническая информация — это любые сведения и/или данные об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде. Эксперты также констатируют, что никаких ограничений относительно формы, содержания и порядка изложения научно-технической информации законодатель не предусмотрел.

Согласно ответу ученых, правовой режим информации, публикуемой в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников, не может быть предметом регулирования Закона Украины «О защите прав потребителей», поскольку она предназначена не для потребителей в понимании этого закона, а для специалистов, которые потом используют такую информацию в своей профессиональной деятельности. Такой подход находит свое подтверждение в положениях ст. 21 Закона Украины «О рекламе», где четко прописано, что ограничения относительно размещения рекламы лекарственных средств не распространяются на специализированные издания.

При этом ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» уточняет смысл и содержание такой информации, а именно: информация о лекарственных средствах, публикуемая в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике, включает название, характеристику, лечебные свойства, побочное действие. Порядок и способ изложения такой информации законодательство не регламентирует.

Учитывая то, что законодатель не установил особого правового режима деятельности специализированного издания, ученые делают вывод, что такая деятельность находится в сфере диспозитивного регулирования, которое допускает регулирование отношений сторонами. Другими словами, неурегулированные законом вопросы регулируются в договорах между субъектами договорных отношений.

Таким образом, в отношениях, не регулируемых законом, субъекты хозяйствования могут руководствоваться собственной инициативой при выборе порядка и способа изложения информации о лекарственных средствах, публикуемой в специализированных изданиях, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях.

Валерий КидоньВалерий Кидонь предложил участникам круглого стола положить в основу обсуждения Меморандум о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения, подготовленный лидерами фармацевтической общественности при участии ведущих экспертов. Документ создан на основании мнения экспертов юридического права относительно статуса информации о лекарственных средствах, публикуемой в специализированных изданиях, а также материалов, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях.

Он выразил пожелание к участникам круглого стола — выработать согласованный лаконичный документ, который станет руководством для всех субъектов фармацевтического рынка, заинтересованных в продвижении своей продукции среди специалистов здравоохранения.

Краткий обзор новых норм законодательства представил Борис Даневич. Он напомнил, что с 14 июля текущего года согласно Закону Украины № 4196-VI можно рекламировать только безрецептурные лекарственные средства и лишь при условии, что: а) они не внесены в Перечень лекарственных средств, рекламирование которых запрещено; б) в Государственный реестр лекарственных средств внесена информация о допустимости их рекламирования. В настоящее время Перечня лекарственных средств, рекламирование которых запрещено, не существует, и в Государственный реестр лекарственных средств соответствующая информация не внесена. Хотя проект приказа МЗ Украины «О некоторых вопросах запрета рекламы лекарственных средств» был вынесен на общественное обсуждение еще в апреле текущего года.

Касательно рецептурных препаратов докладчик обратил внимание присутствующих на то, что норма, которая запрещает их рекламу, появилась в ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах». Также в этой статье появилось положение, которое определяет правила распространения информации о лекарственных средствах.

Субъекты рынка должны четко понимать, что законом прямо запрещено, а что нет. Отвечая на этот вопрос, Б. Даневич представил взгляд адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ». Он отметил, что, по определению, реклама — это информация о товаре, рассчитанная на неопределенный круг лиц. Соответственно, по формальному признаку не является рекламой даже информация промоционного характера, если она направлена на конкретных специалистов. Кроме того, в Законе Украины «О рекламе» определено, что информация о товаре в месте его продажи также не является рекламой.

В настоящее время обсуждается вопрос относительно спонсорства. По мнению Б. Даневича, оно может стать альтернативой рекламированию для компаний, которые продвигают безрецептурные препараты. Докладчик отметил, что подобная практика давно сложилась у производителей алкогольной продукции, которые не рекламирую торговые марки, однако продвигают их в рамках спонсорства мероприятий, теле- и радиопрограмм.

Профессиональная информация в европейском формате

Относительно информации о лекарственных средствах Б. Даневич представил правовую позицию адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ», суть которой заключается в том, что при размещении в специализированных изданиях она не может оформляться как реклама. Кроме того, по мнению Б. Даневича, информация о лекарственных средствах, публикуемая в специализированных изданиях, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, может предоставляться не только в текстовом формате, но и при помощи графических объектов, фотографий, схем, графиков, логотипов, товарных знаков и т.д., поскольку законодательство не содержит прямого запрета на их использование.

Также было отмечено, что упоминание в норме закона 4 элементов (названия, характеристики, лечебных свойств и возможных побочных эффектов) информации о лекарственных средствах не означает, что она должна во всех случаях включать все 4 элемента (к примеру для препаратов в разработке это не возможно), а также это не означает, что запрещается включение иных элементов.

Михаил ИльяшевМихаил Ильяшев напомнил, что дискуссия вокруг понятий «информация» и «реклама», возникшая после принятия Закона Украины № 4196-VI, обусловлена расплывчатостью его норм, допускающих их двоякое толкование. Такие пробелы правового поля создают пространство для работы юристов, которые зарабатывают себе на хлеб в тех сферах, где закон написан неоднозначно.

Докладчик подчеркнул, что касательно лекарственных средств понятия «информация» и «реклама» не равнозначны по своему содержанию. Так, согласно ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» информационное обеспечение в сфере создания, производства, конт­роля качества и реализации лекарственных средств в Украине включает оба эти понятия, но касательно рекламы лекарственных средств норма действующей редакции является отсылочной (согласно ст. 21 закона «О рекламе»).

По мнению М. Ильяшева, с момента вступления в силу положений ст. 26 Закона «О лекарственных средствах» в редакции закона № 4196-VI, не содержащих данной ссылки, но предусматривающих запрет рекламы рецептурных лекарственных средств, субъектам фармрынка следует исходить из того, что информация о рецептурных препаратах размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах.

Относительно объема и формы подачи такой информации докладчик отметил, что в законе не прописано, что она должна содержать исключительно 4 составляющих, а именно: название, характеристику, лечебные свойства, побочное действие. Также не регламентируется форма подачи такой информации (с графическими изображениями или без них). Он порекомендовал субъектам при решении вопроса относительно объема и формы подачи информации о лекарственных средствах исходить из принципа дозволительной направленности: разрешено все, что не запрещено. Однако смысловым посылом такой информации не должен быть прямой призыв к приобретению данного препарата.

Заканчивая выступление, М. Ильяшев подчеркнул, что в настоящее время важно, чтобы субъекты фармацевтического рынка сами себе ответили на вопрос: «Я рекламирую или информирую?». Вместе с пониманием того, что посредством специализированных СМИ фармацевтические компании информируют медицинских и фармацевтических работников о лекарственных средствах, появится уверенность, что такую позицию можно доказать контролирующему органу.

Николай ОрловНиколай Орлов в своем выступлении подробно остановился на использовании графических объектов при размещении информации о лекарственных средствах в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах. Он поддержал предыдущего докладчика в отношении необходимости понимания фармацевтическими компаниями сути процесса информирования специалистов здравоохранения о лекарственных средствах. Это понимание позволит субъектам рынка надлежащим образом использовать графические объекты как информацию о лекарственном средстве. По мнению Н. Орлова, такая графическая и текстовая информации должны быть логически связаны между собой. Кроме того, графические объекты, используемые как информация о лекарственных средствах, не должны носить явно рекламный характер. Соблюдение этих простых правил позволит фармацевтическим компаниям избежать вопросов со стороны контролирующих органов.

Докладчик отметил, что такой подход применим в отношении рецептурных и безрецептурных препаратов, учитывая то, что в законодательстве появилась норма относительно Перечня лекарственных средств, рекламирование которых запрещено.

Захар Тропин, партнер юридической фирмы «Проксен и партнеры»Захар Тропин, партнер юридической фирмы «Проксен и партнеры» выразил согласие с выводами ученых относительно регулирования информации о лекарственных средствах Законом Украины «О научно-технической информации». В то же время во избежание вопросов со стороны контролирующих органов он порекомендовал фармацевтическим компаниям сопровождать информацию о лекарственных средствах примечанием о том, что она предназначена для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников.

Кроме того, З. Тропин обратил внимание присутствующих на то, что законодательство не содержит определения понятия «характеристика» в отношении лекарственных средств. Потому в это понятие может включаться значительный объем информации о препарате.

Ирина Сысоенко Ирина Сысоенко в своем выступлении подробно осветила вопрос относительно использования торговых марок. Она подчеркнула, что Гражданским кодексом Украины предусмотрено право субъекта на использование зарегистрированной торговой марки. Поэтому ни один государственный орган не может субъекту это запретить.

Владимир ИгнатовВладимир Игнатов подчеркнул, что подписание Меморандума о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения является чрезвычайно важным для фармацевтического рынка Украины.

Он отметил, что принципы, заложенные в подобных документах, приобретают статус традиции на рынке, и впоследствии учитываются регуляторными органами при рассмотрении спорных вопросов.

Также В. Игнатов напомнил субъектам фармацевтического рынка о том, что в прошлом году у них была возможность урегулировать вопросы, касающиеся этического продвижения лекарственных средств среди специалистов здравоохранения, при участии Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Однако, к сожалению, этого не произошло из-за того, что профессиональные ассоциации не сумели выработать единую позицию относительно этого вопроса.

Семен ГлузманСемен Глузман отметил, что поднятые в рамках круглого стола вопросы касаются деятельности не только фармацевтических компаний, но и специалистов здравоохранения. Ведь в настоящее время медицинские и фармацевтические работники получают информацию, необходимую для их профессиональной деятельности, во многом благодаря поддержке со стороны фармацевтических компаний. Источниками такой информации являются специализированные периодические издания, а также научно-практические конференции. Фармацевтические компании вкладывают значительные средства в обеспечение информационной поддержки специалистов здравоохранения.

По мнению С. Глузмана, дискуссия, которая возникла вокруг толкования новых норм Закона Украины «О лекарственных средствах», является следствием «законодательной неряшливости», которая имеет место при разработке регуляторных актов не только в сфере здравоохранения. От имени Ассоциации психиатров Украины он выразил готовность поддержать меморандум, а также другие инициативы, которые помогут повысить уровень информирования врачей о современных методах диагностики, лечения и профилактики на уровне Администрации Президента Украины.

Андрей СтогнийАндрей Стогний сообщил о том, что Меморандум о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения принят ЕБА к рассмотрению. Он подчеркнул, что для фармацевтических компаний важно иметь возможность обмена информацией со специалистами здравоохранения на этапах создания, регистрации и продвижения препаратов. По словам А. Стогния, фармацевтическая промышленность не может существовать изолированно от медицинского сообщества, ведь выпускаемая ей продукция предназначена для использования в профессиональной деятельности работников здравоохранения. Также докладчик отметил, что в европейских странах давно используются этические правила продвижения препаратов на рынке. Поэтому такие правила должны существовать и в Украине. Предложенный Меморандум о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения — первый шаг в создании таких правил.

Светлана БунинаСветлана Бунина поддержала инициативу относительно выработки общих правил продвижения лекарственных средств и подписания Меморандума о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения. По ее мнению, к подписанию этого документа следует привлечь регуляторные органы: МЗ Украины и АМКУ.

Юрий СавкоЮрий Савко отметил, что «АПРАД» принимала участие в доработке Меморандума о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения. В настоящее время документ находится на рассмотрении компаний — членов ассоциации.

По словам Ю. Савко, антидотом к «законодательной неряшливости» регуляторов является самоорганизация и саморегуляция рынка. Эти процессы происходят на уровне профессиональных ассоциаций, которые создают и совершенствуют свои этические кодексы.

В свою очередь, Меморандум о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения может стать одним из механизмов, который позволит влиять на законодательные инициативы власти. Завершая выступление, Ю. Савко выразил надежду на то, что участники круглого стола поддержат инициативу относительно подписания упомянутого документа.

Александр Заславский, генеральный директор издательского дома «Заславский»Александр Заславский, генеральный директор издательского дома «Заславский», отметил, что основная идея меморандума состоит в том, чтобы он стал не просто документом, который отражает общее мнение участников круглого стола, а отраслевым стандартом, признанным регуляторными органами. Этот акт пройдет все процедуры для того, чтобы стать полезным для всех документом.

Игорь Иванченко, генеральный директор издательского дома «Здоровье Украины»Игорь Иванченко, генеральный директор издательского дома «Здоровье Украины», подчеркнул, что специализированные СМИ будут продолжать выполнять свою миссию и доносить информацию до специалистов здравоохранения. Выступающий обратил внимание юристов на то, что они «плывут в одной лодке» с фармацевтическими компаниями и специализированными СМИ. Поэтому их задача — не просто предупредить клиентов об изменениях законодательства, но и указать им верный путь к успешной деятельности на рынке в сложившемся правовом поле.

Подводя итоги круглого стола, хотелось бы обратить внимание читателей на его основные моменты. Участники мероприятия согласились, что со вступлением в силу изменений в ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» и ст. 21 Закона Украины «О рекламе» реклама рецептурных препаратов в Украине запрещена.

При этом разрешено размещение информации о препаратах в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

Во избежание вопросов со стороны контролирующих органов информация о лекарственных средствах должна включать название препарата, его характеристику, описание лечебных свойств и побочного действия.

Кроме того, такая информация должна сопровождаться примечанием о том, что она предназначена для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Графические объекты могут служить информацией о лекарственных средствах. В таком случае графическая и текстовая информации, объединенные в информационный блок, должны быть логически связаны между собой.

Такой подход изложен в Меморандуме о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения.

На сегодня его подписали около 50 участников. Учитывая то, что субъекты фармацевтического рынка уже имели в распоряжении полгода для анализа законодательных изменений, документ открыт для обсуждения и внесения дополнений до 20 июля текущего года.

Отметим также, что три крупнейших медицинских издательских дома «МОРИОН», «Заславский» и «Здоровье Украины» в лице их руководителей выразили готовность защищать выработанную правовую позицию, изложенную в Меморандуме о надлежащей практике информирования о лекарственных средствах специалистов в сфере здравоохранения, на уровне контролирующих органов.

Меморандум
з належної практики інформування про лікарські засоби фахівців сфери охорони здоров’я
від 12.07.2012 р.

Право на охорону здоров’я є невід’ємним правом людини. Провідною ланкою у наданні медичної та фармацевтичної допомоги є працівники закладів охорони здоров’я — лікарі та фармацевти, які на професійній основі здійснюють діяльність в інтересах пацієнта та надають допомогу, керуючись інформацією щодо лікарських засобів. Основним джерелом такої інформації є матеріали фармацевтичних компаній, які розміщуються у спеціалізованих виданнях та розповсюджуються на наукових заходах (конференціях, семінарах, симпозіумах, тощо). Метою поширення таких інформаційних матеріалів є підвищення професійного рівня фахівців галузі охорони здоров’я, забезпечення співробітників медичних та фармацевтичних закладів, лікарів та фармацевтів ґрунтовною, найновішою інформацією щодо лікарських засобів, які вони застосовують у своїй професійній діяльності.

Після набуття чинності з 14 липня поточного року положеннями підпункту 6 п. 2 та п. 4 розділу I Закону України від 20 грудня 2011 р. № 4196-VI «Про внесення змін до деяких законів України у сфері охорони здоров’я щодо посилення контролю за обігом лікарських засобів, харчових продуктів для спеціального дієтичного споживання, функціональних харчових продуктів та дієтичних добавок» частина 3 ст. 26 Закону України «Про лікарські засоби» викладена у такій редакції:

«Інформація про лікарські засоби (у тому числі препарати, що не зареєстровані або перебувають на стадії розроблення чи впровадження у виробництво) включає назву, характеристику, лікувальні властивості, можливу побічну дію й публікується у виданнях, призначених для медичних та фармацевтичних працівників, а також у матеріалах, що розповсюджуються на спеціалізованих семінарах, конференціях, симпозіумах з медичної тематики».

Беручи до уваги введення у дію положень даного Закону України, а також маючи на меті подальший розвиток медицини в Україні шляхом сприяння професіоналам галузі охорони здоров’я в отриманні важливої спеціалізованої інформації, фармацевтична спільнота підготувала узагальнені положення щодо належної практики інформування про лікарські засоби. Провідні підприємства, організації та асоціації фармацевтичного сектору та галузі охорони здоров’я узгодили такі основні принципи надання інформації для професійної діяльності медичних та фармацевтичних працівників:

1) інформація про лікарський засіб, що розміщується у спеціалізованих виданнях, призначених для медичних та фармацевтичних працівників, а також у матеріалах, що розповсюджуються на спеціалізованих семінарах, конференціях, симпозіумах з медичної тематики, має містити, коли це можливо, назву лікарського засобу, його характеристику, лікувальні властивості, можливу побічну дію як частку від загального обсягу інформації про лікарський засіб;

2) при наданні інформації для професійної діяльності медичних та фармацевтичних працівників використання зображень, в тому числі зображень знаків для товарів та послуг, фотографій, малюнків, графіків, таблиць, інших візуальних або аудіовізуальних об’єктів, має бути обґрунтованим та виправданим метою інформаційного повідомлення. Матеріали слід об’єднувати у логічний спосіб. Вони повинні бути підготовлені та розміщені з дотриманням прав інтелектуальної власності;

3) правовий режим інформації, викладеної у спеціалізованих виданнях для медичних або фармацевтичних працівників при здійсненні ними своєї діяльності або на спеціалізованих заходах, не може бути визначений Законом України «Про захист прав споживачів», у зв’язку з тим, що вона призначена не для споживача (у контексті цього закону), тобто: «…фізичної особи, яка придбаває, замовляє, використовує або має намір придбати чи замовити продукцію для особистих потреб, безпосередньо не пов’язаних з підприємницькою діяльністю або виконанням обов’язків найманого працівника», а для фахівців, які в подальшому зможуть використовувати цю інформацію у своїй діяльності. Зазначене підтверджено положеннями ст. 21 Закону України «Про рекламу», де серед встановлених обмежень щодо розміщення реклами на лікарські засоби, медичну техніку, методи профілактики, діагностики, лікування і реабілітації чітко встановлено, що положення цієї статті не поширюються на рекламу лікарських засобів, медичної техніки, методів профілактики, діагностики, лікування і реабілітації, яка розміщується у спеціалізованих виданнях, призначених для медичних установ та лікарів, а також яка розповсюджується на семінарах, конференціях, симпозіумах з медичної тематики. Правовий режим такої інформації у першу чергу визначається Законом України «Про науково-технічну інформацію», іншими законами та міжнародними договорами України, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України.

Слід підкреслити, що відповідно до офіційної позиції ВООЗ: «Просування ліків на ринку слід здійснювати відповідно до національної політики у галузі охорони здоров’я і національного законодавства, а також добровільних кодексів, якщо вони існують». Етичні кодекси приймаються професійними асоціаціями, спільнотою, спілками, лігами тощо на засадах добровільності і з метою регулювання взаємовідносин у професійному середовищі, а також визначення фундаментальних засад етичних норм професійної поведінки та відповідальності, формування довіри до представників професії, підвищення статусу професійної спільноти в соціумі. Зараз в Україні діють такі етичні кодекси:

Кодекс маркетингової практики фармацевтичних виробників та їх представників (компаній), розроблений Європейською Бізнес Асоціацією у 2004 р.;

Правила належної промоції від 31 березня 2008 р. 24 червня 2008 р. 35 іноземних та вітчизняних компаній — виробників лікарських засобів підписали Меморандум про приєднання до Правил належної промоції. Для регулювання діяльності компаній у рамках Правил належної промоції був виданий наказ Міністерства охорони здоров’я України від 21.01.2010 р. № 12 «Про затвердження складу робочої групи з розгляду питань щодо просування лікарських засобів фармацевтичними компаніями».

Кодекс маркетингової практики, прийнятий Асоціацією виробників інноваційних ліків «АПРАД» у 2006 році і оновлений у квітні 2012 року у відповідності до оновлених міжнародних стандартів;

Етичний кодекс лікаря України, прийнятий на Загальноукраїнському з’їзді лікарських організацій і з’їзді Загальноукраїнського лікарського товариства у 2009 р.;

Етичний кодекс фармацевтичного працівника України, прийнятий на VII Національному з’їзді фармацевтів України 2010 р. Його впровадження здійснюється в рамках «Концепції розвитку фармацевтичного сектору галузі охорони здоров’я на 2011–2020 рр.» (затверджена наказом МОЗ України від 25.07.2011 р. № 435).

Усі зазначені вище кодекси містять ґрунтовні розділи щодо належної практики надання інформації про лікарські засоби. Засади такої діяльності, викладені у цих кодексах, мають використовуватися у власній практиці компаніями, які є учасниками об’єднань, що прийняли відповідні кодекси.

Меморандум відкрито до підписання.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Читайте также: Інформування про лікарські засоби фахівців сфери охорони здоров’я: рекомендації юридичної фірми «ОМП»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

iryna 19.07.2012 1:11
Да-а...интересно, а почему же тогда о Интернете ни в одном законе нет ни слова....все мусолят только печатные издания,ТВ,радио и внеш/внутрен.рекламу....А-а-а-У собственники мед.и фарм порталов -давайте сразу внесем понятия в данные Законы относительно лек.препаратов продвигаемых через Инет....

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті