Пилотный проект: реалии первых недель жизни

Миновало 4 нед со старта обращения лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, утвержденного постановлением КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340, по зарегистрированным ценам, не превышающим граничный уровень, обозначенный в приказе МЗ Украины № 419 от 01.06.2012 г. В рамках настоящей публикации мы продолжаем анализировать, насколько эффективно внедрение ценового регулирования на практике. Ведь в качестве его цели было провозглашено повышение экономической доступности в небольшом, но важном сегменте рынка лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии. Можно предположить, что повышение экономической доступности в свою очередь представляет собой ресурс для увеличения физического потребления этих препаратов. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Предпосылки и особенности внедрения анализируемого пилотного проекта уже неоднократно описывались в нашем издании (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 31 (852) от 13.08.2012 г. и № 32 (853) от 20.08.2012 г.). Поэтому без долгих предисловий продолжим раскрывать волнующую тему.

Как уже было отмечено, пилотный проект нацелен на повышение экономической доступности лекарственных средств для лечения гипертонической болезни посредством снижения цен на них в розничном сегменте украинского фармрынка. Поэтому в рамках анализа эффективности пилотного проекта мы рассмотрим динамику средневзвешенной стоимости 1 упаковки и DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта. Также проанализируем динамику потребления DDD этих препаратов на аптечном рынке.

Начиная с 31-й недели (1-й недели августа) средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, снижается (рис. 1). Для препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню согласно приказу № 419, данный тренд менее выражен (рис. 2). Однако по мере увеличения количества препаратов, зарегистрированные цены на которые не превышают граничного уровня, нисходящая динамика средневзвешенной стоимости 1 их упаковки прослеживается более четко, чем в первые недели действия пилотного проекта. Отметим, что по состоянию на 31 августа 2012 г. количество зарегистрированных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, соответствующих граничному уровню, определенному приказом № 419, достигло 105 позиций.

Рис. 1
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 2
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.

Проследить же устойчивый тренд к увеличению потребления DDD исследуемых препаратов пока не удается ввиду того, что понедельная динамика их аптечных продаж крайне вариабельна (рис. 3). Хотя первые недели действия пилотного проекта совпали с увеличением о­бъема продаж, на последней неделе августа рост сменился спадом.

Рис. 3
 Количество потребленных DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.

В разрезе сегментов лекарственных средств зарубежного и украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню, нисходящий тренд средневзвешенной стоимости DDD для зарубежных препаратов прослеживается более ярко по сравнению с украинскими (рис. 4, 5). При этом на динамике потребления DDD этих препаратов в обоих сегментах значимых изменений не отмечено в течение последних 4 нед по сравнению с предыдущими периодами — недельные колебания продаж находятся в обычном русле (рис. 6, 7).

Рис. 4
 Средневзвешенная стоимость DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 5
 Средневзвешенная стоимость DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.

 

Рис. 6
 Количество потребленных DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 7
 Количество потребленных DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419), по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.

В сегменте оригинальных препаратов из сегмента 7 международных непатентованных наименований, не подпадающих под действие пилотного проекта, в течение последних 4 нед динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки относительно стабильна (рис. 8). Динамика потребления DDD в этом сегменте аналогична таковой для лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, — восходящий тренд на 31–33-й неделе и спад на 34-й (рис. 9).

Рис. 8
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 международных непатентованных наименований, не подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 международных непатентованных наименований, не подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 9
 Количество потребленных DDD оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 международных непатентованных наименований, не подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 международных непатентованных наименований, не подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–34-й недели 2011–2012 гг.

Итак, средневзвешенная стоимость лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, с первых же недель его внедрения на украинском фармрынке снижается, причем наиболее ярко ее нисходящий тренд проявляется в сегменте препаратов зарубежного производства. Однако о повышении физической доступности исследуемых препаратов говорить пока рано, так как динамика их аптечных продаж в первые недели реа­лизации пилотного проекта коррелирует с обычной понедельной динамикой и значимых ее изменений не зафиксировано. В дальнейшем мы продолжим отслеживать эффективность данных регуляций. 

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи