«БИОФАРМА» и Horizon Capital — рука об руку к вершинам

История ЧАО «БИОФАРМА» началась еще в далеком 1896 г. Сегодня же это один из ведущих отечественных производителей иммунобиологических препаратов. Такой успех стал возможным благодаря гармонии традиций, новейших технологий и мировых стандартов производства иммунобиологических лекарственных средств. Но компания не стоит на месте и продолжает активно развиваться. Так, 10 октября 2012 г. пакет акций «БИОФАРМА» был приобретен Horizon Capital совместно с FMO, что стало новой вехой развития компании. Об общих планах на будущее корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказали Наталия Яресько (Н.Я.), учредитель и главный исполнительный директор Horizon Capital, и Александр Маковский (А.М.), глава правления ЧАО «БИОФАРМА».
— Компания Horizon Capital управляет фондами прямого инвестирования и вкладывает денежные средства в компании с высоким потенциалом в Украине, Беларуси и Молдове. Что побудило вас инвестировать в украинскую фармацевтическую компанию «БИОФАРМА»? Какие аргументы стали решающими?

Н.Я.: Во-первых, нас привлек украинский фармацевтический рынок, который выгодно отличается рядом характеристик. Так, он является:

  • быстрорастущим с объемом аптечных продаж по итогам 2011 г. 23 млрд грн. При этом среднегодовой темп прироста в период 2007–2011 гг. составил 23,5%*;
  • антицикличным, поскольку в последние годы проявил сопротивление экономическим спадам;
  • фрагментированным, что дает возможность игрокам рынка увеличивать свою долю на нем.

Кроме того, доля локальных игроков в объеме аптечных продаж на украинском фармацевтическом рынке увеличивается. Так, представители топ-10 локальных представителей фармацевтического рынка увеличили свою долю в общем объеме аптечных продаж с 15,5% в 2008 г. до 19,7% в 2011 г.*. Существует потенциал для дальнейшего роста, а внедрение реимбурсации стоимости лекарственных средств послужит катализатором этого процесса.

Мы инвестировали в ЧАО «БИОФАРМА» по нескольким причинам. Оно является одним из лидеров в сфере разработки и производства препаратов крови в Украине, в частности иммуноглобулинов. По итогам 9 мес 2012 г. эта компания занимает 1-е место по объему продаж препаратов группы J06 «Лечебные сыворотки и иммуноглобулины». Кроме того, проведены 2 независимых внешних аудита на соответствие участка промышленной хроматографии цеха иммуноглобулина компании «БИОФАРМА» требованиям надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) и надлежащей практики дистрибьюции (Good Distribution Practice — GDP).

Еще одним аргументом в пользу ЧАО «БИОФАРМА» стала выигрышная сегментация продуктового портфеля лекарственных средств, среди которых препараты, применяемые в гематологии, иммунологии, интенсивной и поддерживающей терапии для восстановления системы кроветворения. Также компания характеризуется сильным менеджментом и значительным опытом работы в сфере фармации.

План развития ЧАО «БИОФАРМА» подразумевает:

  • строительство нового современного завода для производства лекарственных средств,
  • усиление системы продаж и значительное (более чем в 2 раза) увеличение количества медицинских представителей,
  • выведение на рынок новых продуктов.

Так, первым новым продуктом после нашей инвестиции стал запуск осенью 2012 г. производства фактора свертывания крови VIII. Это очередное подтверждение статуса компании «БИОФАРМА» в сегменте препаратов крови на фармацевтическом рынке Украины.

— Расскажите о стратегических приоритетах компании Horizon Capital.

Н.Я.: В данный момент одним из таковых является поиск инвестиций для нашего фонда «Emerging Europe Growth Fund II», созданного в 2008 г. Нас интересуют в первую очередь компании, которые: являются лидерами рынка или потенциально смогут стать таковыми за относительно короткий промежуток времени; имеют хорошие перспективы получить выгоду от быстрого роста и консолидации в рамках своих отраслей экономики, а также высокий уровень прибыльности.

Ключевыми характеристиками компаний, в которые мы стремимся инвестировать, как правило, являются:

  • значительные рыночные возможности;
  • положительный денежный поток, потенциал для роста доходов и прибыли;
  • квалифицированный менеджмент с успешным и большим опытом работы в соответствующей отрасли, опытом управления во время кризиса;
  • прозрачность финансовой деятельности и соблюдение международных принципов корпоративного управления;
  • четкие стратегии выхода из инвестиций для реализации прибыли;
  • согласованные интересы между всеми собственниками/инвесторами.

Вторым, но не менее важным направлением деятельности Horizon Capital является работа с существующими портфелями компаний, повышение их стоимости за счет разработки долгосрочной стратегии, привлечения дополнительного финансирования, независимых директоров, рекрутинга топ-менеджеров, внедрения международных бизнес-практик и последующего выхода из инвестиций. К сожалению, глобальный кризис привел к снижению активности на рынке M&A, что, в свою очередь, привело к удлинению горизонта инвестирования (holding period).

— «БИОФАРМА» — компания с долгой историей, которая уже в течение многих лет активно развивает свой портфель, стремясь сделать доступными для украинского потребителя современные иммунобиологические препараты. Какую продукцию представляет «БИОФАРМА» на отечественном фармацевтическом рынке?

А.М.: Вы правы, действительно, «БИОФАРМА» является одним из старейших фармацевтических предприятий на постсоветском пространстве. История компании берет начало в 1896 г., когда по инициативе группы врачей Киевского университета Святого Владимира был организован бактериологический институт по борьбе с заразными болезнями. Именно здесь впервые был налажен выпуск противодифтерийной сыворотки, которая помогла справиться с эпидемией дифтерита в дореволюционной России. Собственно, производственное предприятие «БИОФАРМА» образовалось в середине 60-х годов ХХ в., когда производственная площадка была отделена от Украинского института эпидемиологии и микробиологии.

Современная «БИОФАРМА» входит в топ-10 украинских фармацевтических маркетирующих организаций по объему аптечных продаж по показателю МАТ (октябрь 2011 г. — сентябрь 2012 г.)*. В портфеле компании насчитывается более 100 лекарственных средств. Мы занимаем ведущие позиции в Украине в сегментах препаратов, полученных из донорской крови, рекомбинантных лекарственных средств и органопрепаратов. Наша компания экспортирует свою продукцию в Казахстан, Беларусь, Грузию, Армению, Азербайджан, Узбекистан и другие страны Центральной Азии.

Современной стратегией ЧАО «БИОФАРМА» является укрепление позиций на фармацевтическом рынке Украины, которое основывается на четкой специализации в области высокотехнологичных препаратов, произведенных из донорской крови, рекомбинантных препаратов и пробиотиков.

Действующая система управления качеством полностью соответствует современным требованиям и гармонизирована со стандартами GMP.

ЧАО «БИОФАРМА» — предприятие, которое с начала своего создания принимает активное участие в государственных программах профилактики и лечения населения. Несколько лет назад компания взяла курс на импортозамещение высокотехнологичных жизнесберегающих зарубежных препаратов. Опыт и практика показывают, что стоимость лекарственных средств отечественного производства в несколько раз ниже зарубежных аналогов — это позволяет получать качественное лечение большему количеству пациентов.«БИОФАРМА» и Horizon Capital –рука об руку к вершинам

Производство иммунобиологических препаратов из донорской крови — одно из основных направлений деятельности ЧАО «БИОФАРМА». Сегодня ассортимент этой продукции включает более 20 препаратов, среди которых есть как привычный и широко применяемый раствор альбумина, так и ряд специфических, а также универсальных иммуноглобулинов: препараты БИОВЕН и БИОВЕН МОНО (10% и 5% р-р иммуноглобулин G для внутривенного введения), ЦИТОБИОТЕКТ(5% антицитомегаловирусный иммуноглобулин для внутривенного введения), антирезусный иммуноглобулин, антистафилококковый иммуноглобулин, иммуноглобулины против токсоплазмы, уреаплазмы, вируса герпеса 1-го и 2-го типов, микоплазмы вируса Эпштейна — Барр и т.д.

Вторая стратегическая группа лекарственных средств, производимых нашей компанией, — это рекомбинантные препараты. «БИОФАРМА» — одно из первых предприятий в Украине, которое наладило производство лекарственных средств, полученных по технологии рекомбинантных ДНК. Сегодня среди отечественных компаний «БИОФАРМА» имеет самый большой портфель рекомбинантов, применяемых в лечении онкологических и вирусных заболеваний, рассеяного склероза, при задержке роста у детей. Это препараты α- и β-интерферонов, эритропоэтин, филграстим, соматотропин и т.д. При этом наши специалисты наладили производство рекомбинантных препаратов как в жидких, так и в мягких лекарственных формах (я имею ввиду интерферонсодержащие суппозитории ЛАФЕРОБИОН).

Третье стратегическое направление для нас — это пробиотики. Мы производим их в различных лекарственных формах — порошок, капсулы и суппозитории, что позволяет удовлетворять потребности всех потребителей. Портфель пробиотиков «БИОФАРМЫ» насчитывает 6 препаратов, среди которых есть свои изюминки, к примеру, СУБАЛИН сочетает эффективность пробиотика и интерферона.

— Какие проекты компания «БИОФАРМА» планирует внедрить, используя привлеченные средства?

А.М.: Основной проект, который реализует компания «БИОФАРМА», — это строительство и запуск нового производственного комплекса в городе Белая Церковь. Он представляет собой современное предприятие по выпуску готовых лекарственных форм, которое соответствует действующим государственным стандартам Украины и требованиям GMP.

— Расскажите, что станет отличительной чертой нового завода? Какими будут его производственные мощности? Какие лекарственные средства он будет производить?

А.М.: Проект новой производственной площадки был подготовлен специалистами немецкой инжиниринговой компании Linde. Отличительной чертой нового предприятия станет использование для решения технологических задач современного высокоэффективного оборудования европейских производителей, внедрение компьютеризированных систем для мониторинга производственных и аналитических процессов, управления предприятием, использование энергосберегающих и экологически безопасных технологий. Введение в эксплуатацию новой производственной площадки позволит увеличить производственные мощности компании «БИОФАРМА» как минимум в 2 раза.

Новый производственный комплекс будет строиться в 3 очереди.

Первая очередь включает такие основные корпуса (ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2014 г.):

1) лабораторный корпус: исследовательская лаборатория и лаборатория отдела контроля качества;

2) производственный корпус: цех по производству жидких (инъекционных) лекарственных форм и цех по производству мягких лекарственных форм;

3) склад сырья и готовой продукции;

4) корпус энергосистем.

Вторая очередь (ввод в эксплуатацию запланирован на 1 квартал 2015 г.):

1) цех по переработке плазмы крови;

2) цех по производству пробиотиков.

Третья очередь (ввод в эксплуатацию — в 2016 г.) предполагает сооружение комплекса по производству твердых лекарственных форм готовых лекарственных средств. Так, в первую очередь на новую площадку мы переносим производство рекомбинантных препаратов, затем препаратов крови и пробиотиков.

— Компания планирует закупать продукцию in bulk. Возможно, следующим шагом станет трансфер технологий?

А.М.: Безусловно, приобретение продукции in bulk — это первый этап. Если мы увидим, что препарат имеет коммерческое будущее в Украине и хороший экспортный потенциал, то перейдем ко второму этапу — трансферу технологий.

— Расскажите, пожалуйста, о кадровой политике компании? Правда ли, что для обеспечения нового предприятия высокопрофессиональными кадрами планируется предоставлять сотрудникам жилье от компании и организовать их переезд? Этот подход широко практикуется на Западе, у нас вы станете первопроходцами?

А.М.: Мы отдаем себе отчет в том, что в нашем бизнесе кадры решают если не все, то очень многое. Для обеспечения эффективной работы нового завода понадобятся высокопрофессиональные сотрудники. В этой связи мы готовы рассматривать разные варианты, начиная с приобретения жилья для специалистов непосредственно в Белой Церкви, заканчивая обеспечением корпоративным транспортом для индивидуальной или групповой перевозки сотрудников по маршруту Киев–Белая Церковь–Киев. Я не думаю, что здесь мы будем первопроходцами — мне известны прецеденты, когда собственники украинских предприятий обеспечивали жильем своих сотрудников, приглашенных из других городов и стран ближнего зарубежья.

— Расскажите, пожалуйста, о последних разработках компании. Какие лончи планируются?

А.М.:Как я уже говорил, мы взяли курс на импортозамещение высокотехнологичных биофармацевтических лекарственных средств. Я считаю, что Украина должна самостоятельно производить жизнесберегающие препараты и быть абсолютно независимой от зарубежных производителей. Собственно, базируясь на этих факторах, а также с учетом нашей исторической специализации, мы формируем список препаратов для нашего департамента разработки. Всего не расскажу, однако остановлюсь на 2 препаратах, которые в ближайшее время будут выведены на рынок Украины.

Недавно исследовательская группа компании «БИОФАРМА» разработала препарат фактора свертывания крови VIII под торговым названием БИОКЛОТ А. Он жизненно необходим пациентам с нарушенной или отсутствующей выработкой данного фактора, а также с различными коагулопатиями (прежде всего гемофилией). ЧАО «БИОФАРМА» производит препарат БИОКЛОТ А в соответствии со всеми нормами и требованиями Европейской Фармакопеи.

В ближайшее время на рынки стран СНГ будет выведен БИОВЕН — препарат иммуноглобулина класса G для внутривенного введения с 10% концентрацией белка. Он является продуктом внедрения в производственный процесс новейших методов фракционирования и очистки плазмы крови, таких как ультрафильтрация и хроматографическая очистка, что относит препарат к IV, последнему поколению иммуноглобулинов для внутривенного введения. Разработка и производство препарата проводилась в соответствии со всеми стандартами и регламентными нормами Европейской Фармакопеи. Среди множества преимуществ БИОВЕНА следует выделить то, что концентрация полноценных молекул иммуноглобулина в препарате была доведена до 99%, что положительно влияет на его эффективность в лечении инфекционных и аутоиммунных заболеваний. Внедрение новейших методов очистки позволило практически полностью исключить наличие молекулярных примесей, что обеспечивает хорошую переносимость препарата пациентами, к тому же повышение концентрации до 10% (по сравне­нию с ранее применяемыми 5% препаратами) позволяет сократить время инфузии в 2 раза при сохранении исходной дозы. Применение новейших технологий также позволило смягчить требования к условиям хранения и транспортировки — БИОВЕН не требует специального температурного режима.

Мы перманентно развиваем линейку выпускаемой продукции, запуская производство новых препаратов, отвечающих требованиям своего времени, направленных на удовлетворение потребностей как врача, так и пациента.

— Как компания относится к идее локализации производства? Каковы преимущества и недостатки этого подхода?

А.М.: Локализация производства, как правило, является результатом государственной политики по защите отечественного производителя. Наша компания положительно относится к этой идее, если она позволит снизить стоимость препаратов и тем самым повысить доступ украинских пациентов к качественной и эффективной терапии.

В контексте новой производственной площадки мы будем рассматривать подобные проекты. Нас интересует не сиюминутная выгода, а возможность стратегических альянсов с зарубежными производителями, приобретение лицензии на производство инновационных препаратов или большие объемы контрактного производства.

Стратегические планы ЧАО «БИОФАРМА» внушают уважение и гордость за отечественного производителя, остается только пожелать компании, чтобы все задуманное сбылось. 

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
*Согласно данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*