Налог на кассовый аппарат или еще одна услуга по доставке отчетности об использовании РРО?

В 1995 г. Законом Украины № 265/95-ВР были определены правовые основы использования регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. 1 января 2013 г. вступило в силу новое положение этого закона, согласно которому предприниматели, использующие РРО, должны подавать в органы государственной налоговой службы электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, присоединенных к ним, по проводным или беспроводным каналам связи, то есть в электронном режиме. Требования, которым должен соответствовать РРО в части реализации им фискальных функций, установлены постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199. 9 января текущего года в это постановление было внесено изменение, в частности, добавлено новое требование к составу фискального блока — кроме прочих узлов, он должен быть оснащен модулем безопасности. Именно эта норма вызывает у предпринимателей вопросы, в частности — обязательно ли выполнять это требование и за чей счет РРО будут оснащены модулями безопасности?

Согласно Закону Украины № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны подавать в органы государственной налоговой службы (далее — ГНС) по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены. Данная норма была внесена Законом Украины от 06.12.2012 г. № 5518-VI и вступила в силу с 1 января 2013 г.

Таким образом, в настоящее время согласно закону субъекты хозяйствования могут использовать РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде. При этом они должны подавать электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены, в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи.

В Законе Украины № 265/95-ВР также определено, что порядок передачи информации в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи устанавливается центральным органом исполнительной власти, формирующим государственную финансовую политику, на базе технологии, разработанной Национальным банком Украины (далее — НБУ) и согласованной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.

Согласно закону требования по реализации фискальных функций РРО для различных сфер устанавливаются КМУ, а форма и порядок представления отчетности, связанной с применением РРО, — Государственной налоговой администрацией Украины.

Постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199 утверждены требования относительно реализации фискальных функций РРО для различных сфер применения. 9 января текущего года на заседании правительства было принято постановление КМУ № 6 «О внесении изменения в пункт 21 требований относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения». В соответствии с этим документом кроме прочих требований, предъявляемых к составу фискального блока РРО, добавлено еще одно — он должен быть оснащен модулем безопасности, обеспечивающим контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях для регистратора, создающего контрольную ленту в электронной форме, согласно технологии, разработанной НБУ.

При этом, во втором абзаце ст. 12 раздела III закона «Обязательные требования к регистраторам расчетных операций, их техническому обслуживанию и ремонту» предусмотрено, что РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, должен обеспечивать согласно технологии, разработанной НБУ и согласованной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях. То есть, данная норма закона не распространяется на контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, как и требование о наличии модуля безопасности, установленное постановлением КМУ от 9 января 2013 г. № 6.

5 ноября 2012 г. вступил в силу приказ Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057, которым определены Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемам для передачи данных. Кроме того, этим же приказом утвержден и Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО проводными или беспроводными каналами связи в органы ГНС (далее — Порядок). При этом Порядок распространяется на РРО, создающие контрольную летну в электронном виде, и электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде.

В соответствии с Порядком субъекты хозяйствования, использующие РРО, создающие контрольную ленту в электронном виде, и/или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны обеспечить передачу серверу обработки информации электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены. В свою очередь, сервер обработки информации — это сервер информационного эквайера, на который модем передает контрольно-отчетную информацию.

В приказе Министерства финансов указано, что информационный эквайер по технологии НБУ является одним из компонентов Системы хранения и сбора данных РРО для ГНС. Это участник платежной системы Национальной системы массовых электронных платежей, который предоставляет субъектам хозяйствования услуги по технической поддержке и информационному обслуживанию согласно технологии хранения и сбора данных РРО для ГНС и получил от НБУ вывод о соответствии указанным требованиям, а также правилам работы, определенным НБУ.

Напомним, что согласно постановлению КМУ от 9 января текущего года фискальный блок РРО, создающего контрольную ленту в электронном виде, должен быть оснащен модулем безопасности. В приказе Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057 определено, что модуль безопасности Национальной системы массовых электронных платежей — это средство защиты информации Национальной системы массовых электронных платежей НБУ, специализированное устройство, предназначенное для реализации функций защиты информации от модификации и просмотра. Он существует в форме карты и платы для компьютера и предназначен для установки в РРО или модем.

Для РРО, создающих контрольную ленту в электронном виде, приказом Министерства финансов предусмотрен такой порядок передачи данных:

  • процессор РРО выбирает из носителя контрольной ленты в электронном виде пакеты данных, подлежащие передаче;
  • полученный набор данных средствами модуля безопасности защищается от подмены, модификации и просмотра;
  • модем устанавливает соединение с информационным эквайером и передает защищенный с помощью модуля безопасности набор данных;
  • информационный эквайер проверяет с помощью средств Национальной системы массовых электронных платежей целостность набора данных и сохраняет его в неизменном (защищенном от просмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном прие­ме данных от системы учета данных РРО;
  • информационный эквайер направляет РРО подтверждение о получении и успешном сохранении набора данных;
  • РРО принимает подтверждение и сохраняет его в носителе контрольной ленты в элект­ронном виде;
  • в случае неудачного выполнения операции (нарушение целостности набора данных при передаче, невозможность сохранения информации в базе данных и т.п.) информационный эквайер возвращает РРО код ошибки. В зависимости от кода ошибки РРО повторяет попытку передачи немедленно или через определенное время согласно регламенту передачи данных.

Для РРО без контрольной ленты в электронном виде порядок передачи данных таков:

  • РРО формирует пакет данных;
  • РРО передает пакет данных соединенному с ним модему;
  • модем средствами модуля безопасности защищает данные от подмены, модификации и просмотра;
  • модем, взаимодействуя с модулем безопасности, устанавливает защищенное соединение с информационным эквайером и передает набор данных;
  • информационный эквайер проверяет с помощью средств Национальной системы массовых электронных платежей целостность набора данных и сохраняет его в неизменном (защищенном от просмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном прие­ме данных от системы учета данных РРО;
  • информационный эквайер направляет модему подтверждение о получении и успешном сохранении набора данных;
  • модем принимает подтверждение, передает РРО результат передачи данных;
  • в случае неудачного выполнения операции (нарушение целостности набора данных при передаче, невозможность сохранения информации в базе данных и т.п.) информационный эквайер возвращает модему код ошибки. В зависимости от кода ошибки модем повторяет попытку передачи немедленно или через заданное время согласно регламенту передачи данных.

Возникает вопрос — если в законе и постановлении КМУ наличие модуля безопасности предусмотрено только для РРО, создающего контрольную ленту в электронном виде, то не была ли превышена сфера их действия приказом Министерства финансов, обязавшим субъекто­в, использующих контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, снабдить и их модулями безопасности?

Напомним также, что Порядок предоставления отчетности, связанной с применением РРО или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614. Согласно этому приказу отчетность, связанная с применением РРО, подается в составе Отчета об использовании РРО и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № ЗВР-1, которая также утверждена этим документом. В этой связи хотелось бы получить ответ на вопрос — могут ли субъекты хозяйствования предоставлять в налоговые органы отчетность об использовании РРО в соответствии с вышеупомянутым приказом Государственной налоговой администрации Украины?

10 января 2013 г. на правительственном портале появилось сообщение о том, что подключение предпринимателей, использующих кассовые аппараты, к системе передачи данных о наличных операциях на серверы ГНС уже началось. По информации, размещенной на сайте КМУ, предприниматели имеют возможность подавать отчетную информацию в электронном режиме на сервер ГНС путем приобретения новой кассовой техники или присоединения к уже существую­щей технике соответствующих модемов для передачи данных. РРО должны быть оборудованы модулем безопасности Национальной системы электронных платежей. Ориентировочная стоимость модуля безопасности, который будет реализовываться НБУ, составляет 80 грн. Обслуживать систему сохранения и сбора данных будет информационный эквайер — организация, определенная НБУ, предоставляющая услуги технической поддержки и информационного обслуживания. «У бизнеса есть полгода на адаптацию к новым требованиям законодательства — в течение первого полугодия 2013 г. к предпринимателям не будут применяться штрафные санкции за непредоставление такой отчетности в электронной форме. Всего на учете в ГНС находится 152 тыс. субъектов хозяйствования, которые зарегистрировали 280 тыс. РРО. По оценкам специалистов Министерства доходов и сборов, такой формат мониторинга расчетных операций значительно сократит налоговый аудит предпринимателей — пользователей кассовых аппаратов», — говорится в сообщении КМУ.

Исходя из информации, размещенной на правительственном портале, можно предположить, что для удобства предпринимателей создан новый сервис по доставке отчетности об использовании РРО. Очевидно, что эти услуги будут предоставляться субъектам хозяйствования на платной основе. Но вопрос в том, обязаны ли они пользоваться этим сервисом или все же могут предоставлять отчетность об использовании РРО в электронном режиме без помощи нового сервиса? Ведь обязанность субъекта хозяйствования оплачивать наличие модуля без­опасности и сервиса по передаче данных от РРО в ГНС, предусмотренная нормативными актами, выглядит как налог на кассовый аппарат.

Елена Приходько

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті