Такие разные, но вместе! Аптечные продажи в регионах Украины: 9 мес 2009 г.

Порой при рассмотрении ситуации на рынке аптечных продаж в целом по стране, от нашего внимания могут ускользнуть специфические особенности его развития на мезоуровне. Весьма интересным представляется анализ динамики аптечных продаж в географическом разрезе в силу различий между областями. Кроме того, помимо уровня экономического развития региона, объем аптечных продаж в значительной степени зависит от активности операторов рынка, в частности их маркетинговой деятельности. Украинский розничный фармрынок — целостный организм, в поддержании жизнедеятельности которого важен вклад каждого региона! Традиционно публикация была подготовлена на основе данных аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также сведений Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

Напомним, что при проведении исследования использовались сведения об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств (ЛС) в денежном выражении.

ФАРМКОРЗИНА

Как уже было отмечено в одной из наших статей, по итогам 9 мес 2009 г. общий объем аптечных продаж увеличился на 21,6% в денежном и сократился на 13,5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и достиг 14,0 млрд грн. за 1,3 млрд упаковок (более подробно см. в «Еженедельнике АПТЕКА» № 42 (713) от 26.10.2009 г.). Такой объем обес­печили все 26 регионов нашего государства, по каждому из которых далее подробно будут рассмотрены нюансы развития аптечных продаж.

рис. 1

Столица в общем объеме аптечных продаж аккумулирует наибольшую долю — 13,8% в денежном выражении (рис. 1). Далее за ней следует Донецкая обл. (10,9%), которая лидирует по максимальному количеству реализованных упаковок товаров «аптечной корзины» (10,5%). На 3-м и 4-м местах по объему аптечных продаж в денежном выражении находятся Днепропет­ровская и Харьковская области (8,7 и 6,9% соответственно).

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г.
Регион ЛС ИМН* Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, %
г. Киев 1441,2 74,9 206,9 10,7 193,0 10,0 84,3 4,4
Донецкая обл. 1313,1 85,7 126,8 8,3 54,0 3,5 38,1 2,5
Днепропетровская обл. 1020,5 84,1 108,6 8,9 47,8 3,9 37,2 3,1
Харьковская обл. 779,6 80,6 112,4 11,6 48,3 5,0 27,6 2,8
АР Крым 706,4 85,2 65,4 7,9 33,8 4,1 23,4 2,8
Одесская обл. 613,7 78,0 82,3 10,5 61,5 7,8 29,1 3,7
Львовская обл. 596,8 83,8 65,3 9,2 31,1 4,4 19,0 2,7
Запорожская обл. 501,3 81,0 68,3 11,0 30,3 4,9 18,9 3,1
Луганская обл. 497,8 83,2 75,2 12,6 11,0 1,8 14,6 2,4
Полтавская обл. 338,8 83,0 34,1 8,4 20,3 5,0 14,9 3,7
Киевская обл. 338,4 69,3 68,2 14,0 58,0 11,9 23,7 4,9
Винницкая обл. 286,8 81,2 37,1 10,5 18,8 5,3 10,4 3,0
Черкасская обл. 265,5 84,3 26,9 8,6 13,1 4,2 9,4 3,0
Хмельницкая обл. 256,8 90,4 15,1 5,3 5,4 1,9 6,6 2,3
Житомирская обл. 251,4 84,1 27,2 9,1 12,1 4,0 8,2 2,7
Черниговская обл. 250,6 88,3 22,5 7,9 6,5 2,3 4,1 1,5
Херсонская обл. 225,7 78,2 34,5 11,9 19,4 6,7 9,2 3,2
Николаевская обл. 222,2 78,7 29,5 10,5 19,6 7,0 10,9 3,9
Ивано-Франковская обл. 217,9 81,9 24,3 9,1 17,4 6,6 6,5 2,4
Сумская обл. 203,4 80,9 22,7 9,0 16,0 6,4 9,3 3,7
Кировоградская обл. 198,7 82,9 25,8 10,8 8,7 3,6 6,5 2,7
Волынская обл. 196,0 80,3 30,1 12,3 11,3 4,6 6,7 2,7
Закарпатская обл. 190,4 85,7 17,5 7,9 9,2 4,1 5,2 2,3
Ровенская обл. 188,3 82,3 24,8 10,8 10,0 4,4 5,8 2,6
Тернопольская обл. 158,6 82,6 15,5 8,1 11,4 5,9 6,4 3,3
Черновицкая обл. 158,4 85,5 14,8 8,0 7,2 3,9 4,9 2,6
Всего 11418,4 81,5 1381,8 9,8 775,0 5,5 440,9 3,1

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые про­шли процедуру регистрации.

В общем объеме продаж распределение между товарами «аптечной корзины» в разрезе регио­нов дифференцировано. Например, по итогам 9 мес 2009 г. (как и в I полугодии) немногим более 90% составила доля ЛС в Хмельницкой обл., в то время как в других регионах этот показатель в среднем был на уровне 80% (табл. 1). Минимальный удельный вес ЛС в общем объеме аптечных продаж отмечают в Киевской обл. и Киеве (69 и 75% соответственно), где доля косметики вдвое превышает среднерыночную — 5,5%. Также по итогам 9 мес 2009 г. доля изделий медицинского назначения (ИМН) в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении превысила 10% (в некоторых случаях составляет 14%) в 12 регионах. Для большинства областей удельный вес биологически активных добавок (БАД) был ниже, чем в целом по рынку.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, по итогам 9 мес 2009 г. по- прежнему в некоторых областях доля сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении выше, чем в целом по рынку.

РЫНОК ЛС

Напомним, что в исследуемый период объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 22,1%. В 10 регионах Украины темпы прироста объема продаж ЛС были выше. Минимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС отмечают в Черновицкой обл. (10,6%) и в АР Крым (12,7%; рис. 2). Максимальное увеличение объема аптечных продаж в денежном выражении зафиксировано в Житомирской обл. — 46,6%. Здесь количество реализованных упаковок осталось практически неизменным по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (21,8 млн упаковок).

рис. 2

При этом в целом по рынку по итогам 9 мес 2009 г. количество реализованных упаковок ЛС сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 14,0%. Максимальное уменьшение объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении отмечают для Николаевской обл. (на 30,3%). А незначительное сокращение по этому показателю продемонстрировала Черниговская обл. (–5,6%).

Сегодня ЛС отечественного производства демонстрируют активный прирост по объему продаж в денежном выражении (опережая по этому показателю препараты зарубежного производства). За исключением трех областей — Херсонской, Николаевской и Волынской — темпы прироста объема продаж отечественных ЛС превысили таковые зарубежных в денежном выражении. Во всех регионах объем аптечных продаж ЛС зарубежного производства сократился значительнее, чем таковой ЛС отечественного производства. А в Житомирской обл., где количество реализованных упаковок в целом за 9 мес 2009 г. не изменилось, отмечают некоторое увеличение объема аптечных продаж ЛС отечественного производства в натуральном выражении (+4,0%). В Черниговской обл. этот показатель также был «в плюсе» — +5,5%. Максимальное уменьшение количества реализованных упаковок ЛС отечественного производства отмечают в Николаевской обл. — 29,2%, а минимальное — в Днепропетровской — 0,4%.

Если говорить о развитии аптечных продаж в городах Украины, то традиционно крупнейшим по этому показателю, за исключением Киева, является Харьков. Здесь аптечными учреждениями за 9 мес 2009 г. было реализовано ЛС на сумму 462,7 млн грн. за 25,1 млн упаковок. Немного меньшую выручку получили аптечные учреждения от реализации ЛС в Донецке и Днепропетровске — 369,4 и 367,8 млн грн. соответственно. Следует заметить, что в Днепропетровске в исследуемый период отмечают значительное увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с 9 мес 2008 г. (более чем на 40%). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в этих городах — Харькове, Донецке и Днепропетровске — составила соответственно 18,4; 22,1 и 17,6 грн.

рис. 3

Напомним, что по итогам 9 мес 2009 г. в целом по рынку ЛС этот показатель составил 14,9 грн. В Киеве средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС достигла 19,6 грн. (рис. 3). В этом регионе в общем объеме реализации ЛС доля препаратов зарубежного производства была максимальной среди всех регионов и составила 79,1% (табл. 2). Традиционно максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства зафиксирована в Киеве — почти 41 и 6,5 грн. соответственно.

Таблица 2 Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины по итогам 9 мес 2009 г.
Регион Объем продаж ЛС
зарубежного производства отечественного производства зарубежного производства отечественного производства
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 1139,9 79,1 301,3 20,9 27,5 37,3 46,2 62,7
Донецкая обл. 1019,4 77,6 293,7 22,4 32,4 36,4 56,6 63,6
Днепропетровская обл. 787,7 77,2 232,8 22,8 22,4 34,1 43,3 65,9
Харьковская обл. 588,1 75,4 191,6 24,6 17,5 33,9 34,0 66,1
АР Крым 538,0 76,2 168,4 23,8 17,1 34,3 32,8 65,7
Одесская обл. 476,2 77,6 137,5 22,4 12,7 35,9 22,7 64,1
Львовская обл. 454,8 76,2 142,0 23,8 14,3 34,0 27,9 66,0
Запорожская обл. 374,2 74,6 127,2 25,4 10,4 31,3 22,8 68,7
Луганская обл. 320,2 64,3 177,6 35,7 8,6 22,8 29,1 77,2
Полтавская обл. 247,9 73,2 90,9 26,8 7,1 31,4 15,5 68,6
Киевская обл. 262,1 77,5 76,3 22,5 7,2 34,4 13,7 65,6
Винницкая обл. 220,5 76,9 66,3 23,1 5,9 33,8 11,6 66,2
Черкасская обл. 185,2 69,8 80,3 30,2 6,4 28,1 16,3 71,9
Хмельницкая обл. 190,3 74,1 66,5 25,9 6,2 32,0 13,3 68,0
Житомирская обл. 177,0 70,4 74,4 29,6 6,2 28,2 15,7 71,8
Черниговская обл. 181,5 72,4 69,2 27,6 5,1 30,7 11,6 69,3
Херсонская обл. 166,1 73,6 59,7 26,4 4,7 32,2 9,8 67,8
Николаевская обл. 169,3 76,2 52,9 23,8 4,7 34,6 8,8 65,4
Ивано-Франковская обл. 170,9 78,4 47,0 21,6 6,0 38,2 9,7 61,8
Сумская обл. 152,0 74,8 51,3 25,2 4,2 32,6 8,6 67,4
Кировоградская обл. 137,3 69,1 61,4 30,9 4,8 27,5 12,7 72,5
Волынская обл. 140,3 71,6 55,7 28,4 4,7 29,9 11,0 70,1
Закарпатская обл. 137,7 72,3 52,6 27,7 4,9 32,7 10,0 67,3
Ровенская обл. 132,6 70,4 55,8 29,6 5,4 30,2 12,5 69,8
Тернопольская обл. 120,1 75,7 38,5 24,3 4,2 35,5 7,6 64,5
Черновицкая обл. 117,6 74,3 40,8 25,7 3,5 31,6 7,5 68,4
Всего 8 606,8 75,4 2 811,7 24,6 253,9 33,2 511,1 66,8

А в Ровенской обл. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства была минимальной и составила соответственно 24,5 и 4,5 грн. В других регионах средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства в абсолютном значении находилась в диапазоне 28–37 грн., а для ЛС оте­чественного производства — 4,8–6,0 грн.

В целом по итогам 9 мес 2009 г. в общем объе­ме аптечных продаж ЛС в 14 регионах Украины удельный вес препаратов украинского производства был выше, чем в целом по рынку (24,6% в денежном и 66,8% в натуральном выражении). А в Луганской, Черкасской и Кировоградской облас­тях этот показатель превысил 30% в денежном и 70% в натуральном выражении.

ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА рынка ЛС

рис. 4

По итогам исследуемого периода в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении наибольшую долю занимали препараты среднестоимостной ниши — 45%. Их доля колебалась в диапазоне от 41,7% (Запорожская обл.) до 52,9% (Ивано-Франковская обл.; рис. 4). Напомним, что еще по итогам I полугодия всего в двух регионах превалировала доля высокостоимостных ЛС (в Запорожской и Черниговской областях). Уже по итогам 9 мес таковых было 9 — Киев, Харьковская, Одесская, Запорожская, Винницкая, Черниговская, Херсонская, Николаевская, Сумская области. Максимальный удельный вес препаратов среднестоимостной ниши отмечают для Тернопольской и Ивано-Франковской областей (52 и 53% соответственно). Почти 12% составил удельный вес низкостоимостных препаратов в денежном выражении в целом на рынке ЛС. В некоторых регионах он составил более 15% (Луганская, Черкасская, Житомирская, Кировоградская, Волынская и Ровенская области).

Напомним, что за 9 мес 2009 г. в общем объе­ме розничного рынка ЛС доля рецептурных препаратов в денежном выражении составила чуть более 53%. В Луганской, Черниговской и Волынской областях этот показатель был выше — более 60%, впрочем, в I полугодии ситуация была аналогичной. Максимальную долю в общем объе­ме аптечных продаж занимают безрецептурные ЛС (более 50%) в таких регионах, как Киев, Киевская, Черкасская, Ивано-Франковская, Ровенская и Тернопольская области.

Фармакотерапевтическая структура розничных продаж в регионах Украины развивалась согласно рыночным канонам. Во всех регионах Украины по итогам 9 мес 2009 г. объем продаж ЛС группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» составил около 20–25% (в целом на розничном рынке ЛС этот показатель находился на уровне 22,8%). Также в разрезе групп АТС- классификации первого уровня в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении доля препаратов группы C «Средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему» превысила 15% в таких областях, как Харьковская, Черниговская и Закарпатская (в целом по рынку этот показатель составил 13,5%). Вот уже несколько лет подряд в Луганской обл. максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж ЛС занимают препараты группы N «Средства, действующие на нервную систему» (18,7%). В целом по рынку доля группы N была на 5% ниже (12,7%), а в остальных регионах этот показатель колебался в рамках 10–14%. В разрезе областей доля объема продаж препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» в денежном выражении составляла 8–14%, а J «Прочие средства для системного применения» — 8–12%.

В исследуемый период в 20 регионах Украины максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечил АКТОВЕГИН (табл. 3). В других областях Украины первыми по этому показателю были МЕЗИМ, ЭССЕНЦИАЛЕ и НАТРИЯ ХЛОРИД. Отметим, что в Киеве и Киевской обл. в состав топ-5 брэндов ЛС по объемам аптечных продаж входит ВИТРУМ, в других 24 регионах он находится за пределами первой пятерки.

Таблица 3 Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины по итогам 9 мес 2009 г.
Регион 1 2 3 4 5
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ АРБИДОЛ АКТОВЕГИН МЕЗИМ ВИТРУМ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КЕТАНОВ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ЭНАП НО-ШПА
Харьковская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
АР Крым АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Львовская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЭНАП ЦЕФТРИАКСОН
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КОДТЕРПИН МИЛДРОНАТ ЦЕРЕБРОЛИЗИН
Луганская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ ЦЕФТРИАКСОН
Запорожская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕРЕБРОЛИЗИН
Полтавская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ЛИНЕКС
Киевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ СУМАМЕД МЕЗИМ
Винницкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МЕЗИМ НАТРИЯ ХЛОРИД
Черкасская обл. МЕЗИМ КЕТАНОВ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕРЕБРОЛИЗИН МЕЗИМ
Житомирская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ
Херсонская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ НАТРИЯ ХЛОРИД
Ивано-Франковская обл. МЕЗИМ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП ФАРМАЦИТРОН
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ МЕЗИМ
Волынская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ КЕТАНОВ ЦЕРАКСОН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН БЕРЛИПРИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ
Закарпатская обл. МЕЗИМ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН
Ровенская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН КЕТАНОВ
Черновицкая обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ МЕЗИМ НАТРИЯ ХЛОРИД КАНЕФРОН
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН МЕЗИМ КЕТАНОВ ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП
В целом по Украине АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД

В 24 регионах по итогам 9 мес 2009 г. лидером по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении среди маркетирующих организаций была компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В Волынской обл. пальму первенства получил украинский производитель — Корпорация «Артериум», а в Луганской обл. — Луганская фармацевтическая фабрика.

Деятельность операторов фармрынка накладывает отпечаток на уровень потребления ЛС на душу населения, которое в региональном разрезе различно. Однако демографическая ситуация и экономическое развитие того или иного региона играют в этом вопросе, пожалуй, главную роль. Как сообщает Государственный комитет статистики, численность наличного населения Украины за январь–август 2009 г. составила 46,1 млн человек (www.ukrstat.gov.ua). Если рассчитать в целом объем аптечных продаж на душу населения, то в среднем по Украине за первые 9 мес 2009 г. этот показатель составил около 250 грн. на одного жителя, что более чем на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

рис. 5

В сердце Украины — столице — проживает и работает большое количество людей, при­ехавших из других городов, областей (и не только). Здесь было затрачено на приобретение ЛС в 2 раза больше средств, чем в целом по Украине — более 520 грн. (рис. 5). Этот показатель увеличился по сравнению с таковым за 9 мес 2008 г., как и в целом по Украине, на 20%.

Максимальное увеличение потребления ЛС на душу населения отмечено в Житомирской обл. — почти 50% — немногим более 250 грн. на человека. Минимальный объем продаж ЛС на душу населения отмечают в Тернопольской, Закарпатской и Ивано-Франковской областях (145–158 грн.). Отметим, что в этих регионах максимальную выручку аптечным учреждениям по итогам 9 мес 2009 г. обеспечили среднестоимостные ЛС. А доля продаж высокостоимостных ЛС в этих областях была минимальной в региональном разрезе.

Итоги

С приходом кризиса на отечественном рынке аптечных продаж наблюдается следующая законо­мерность — объем продаж в денежном выражении увеличивается, а в натуральном — убывает. Впрочем, аналогичная ситуация в настоящее время характерна для большинства рынков других стран мира. При этом в каждом регионе нашей страны степень прироста и убыли значительно колеблется. Так, по итогам 9 мес 2009 г. Житомирская обл. продемонстрировала наилучшую динамику развития аптечных продаж ЛС — +46,6% в денежном и +0,1% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В это же время в Николаевской обл. показатели динамики аптечных продаж кардинально отличаются — +18,5% и –30,3% соответственно.

В разрезе препаратов зарубежного и отечественного производства Киев лидирует среди регионов Украины по удельному весу импортной продукции в общем объеме аптечных продаж ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении — 79 и 37% соответственно.

Максимальный удельный вес отечественных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС отмечают для Луганской обл. — 30% в денежном и 72% в натуральном выражении. Будет уместным заметить, что если в 24 областях из 26 абсолютным лидером по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении среди маркетирующих организаций является «Berlin-Chemie/Menarini Group», то в Луганской обл. это местный производитель — Луганская ФФ. В настоящее время темпы прироста продаж ЛС отечественного производства в денежном выражении опережают таковые для зарубежных препаратов.

Наибольший удельный вес в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении традиционно аккумулирует стольный град Киев, где также отмечается максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС — 19,6 грн. при общерыночном показателе 14,9 грн. Для столицы характерно наибольшее количество средств, потраченных в аптечных учреждениях на ЛС, на душу населения —521 грн., что более чем в 2 раза превышает показатель в целом по Украине.

Как повелось, на отечественном рынке наибольшую выручку аптечным учреждениям приносят препараты среднестоимостной ниши. Однако по итогам 9 мес 2009 г. в 9 областях Украины доминировали ЛС высокостоимостной ниши.

Почти по всей стране долевое соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС составляет приблизительно 50/50, за исключением Луганской, Черниговской и Волынской областей, где доля рецептурных препаратов превышает 60%.

Среди брэндов ЛС в анализируемый период в 20 регионах Украины максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечил АКТОВЕГИН. В остальных 6 областях Украины первыми по этому показателю были МЕЗИМ, ЭССЕНЦИАЛЕ и НАТРИЯ ХЛОРИД.

Таким образом, в целом по итогам 9 мес 2009 г. структура аптечных продаж в регионах Украины соответствовала общерыночной. Конечно, маркетинговая активность операторов, демографическая ситуация и экономическое развитие каждого региона влияет на конечный результат аптечных продаж.

Будем надеяться, что невзирая на все трудности, которые возникают на пути операторов, они будут и дальше бороться за развитие отечественного фармрынка!

Оксана Сергиенко, Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи