Исследования и проверки фармацевтического рынка: роль Госценинспекции Украины

Всегда актуальной темой для субъектов хозяйствования, в том числе и занимающихся оптовой/розничной реализацией лекарственных средств, остается порядок проведения проверок и перечень органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Мы уже не раз писали о порядке проведения проверок органами Государственной службы Украины по лекарственным средствам, а также давали рекомендации, которыми участники рынка могут воспользоваться при подготовке и прохождении плановых и внеплановых проверок. И как говорится, проинформирован — значит, вооружен! В данной публикации мы проанализируем функции и права Государственной инспекции Украины по контролю за ценами (далее — Госцениспекция Украины), которая согласно Указу Президента Украины от 30.03.2012 г. № 236/2012 может также проводить в установленном порядке плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования.

Государственная политика в сфере регулирования цен

Государственная политика в сфере регулирования цен постоянно изменяется. Это связано с тем, что несколько раз менялся статус и объе­м полномочий Госценинспекции Украины. В 2011 г. ее ликвидировали, но в прошлом году ведомство было воссоздано.

В последний год деятельность Госценинспекции Украины активизировалась. Указом Президента Украины от 17.04.2013 г. № 220/2013 расширены ее полномочия. Так, начиная с этого года, помимо установленных ранее Госценинспекции Украины полномочий и прав, она осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, а также предоставляет обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений указанных требований и в отдельных случаях принимает решения о применении административно-хозяйственных санкций.

Кроме того, расширился круг прав Госценинспекции Украины, который включает следующие:

  • получать в соответствии с законодательством в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • получать безвозмездно от проверяемых субъекто­в хозяйствования копии документов и другие сведения, необходимые для осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, документов, которые могут подтвердить их нарушение, платежных поручений, квитанции, подтверждающие факт перечисления в бюджет средств в случае применения административно-хозяйственных санкций, а также справки, подготовленные субъектами хозяйствования по его требованию.

Тут стоит обратить внимание на то, что в случае необходимости органы Госценинспекции Украины могут запросить копии документов, например, за последние 1–2 года, а это, в свою очередь, составляет немалое количество и требует дополнительных затрат от субъекта хозяйствования;

  • проводить у субъектов хозяйствования в установленном порядке плановые и внеплановые проверки:

1) достоверности указанной в документах информации о формировании, установлении и применении государственных регулируемых цен;

2) бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей регистраторов расчетных операций и других документов, связанных с формированием, установлением и применением государственных регулируемых цен, независимо от способа представления информации.

Это не исчерпывающий перечень прав Госценинспекции Украины и в целом он дублирует права других регуляторных органов, таких как Государственная служба Украины по лекарственным средствам, Антимонопольный комитет Украины и др.

Госценинспекция Украины не спит!

В июле текущего года Госценинспекция Украины подвела итоги своей работы за I полугодие 2013 г. Согласно информации, опубликованной на сайте, в течение этого периода осуществлено 36 546 исследований по вопросам мониторинга цен. Из них 924 касались рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных сетях. Исследованием охвачено 185 субъектов хозяйствования.

Во исполнение поручения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 17.05.2013 г. № 692/5–6-6–3 по проведению мониторинга динамики цен, являющихся предметом договоренностей в рамках Меморандума взаимопонимания между Правительством и субъектам­и хозяйствования, осуществляющими производство лекарственных средств, их оптовую и розничную торговлю от 6 июня 2012 г., Госценинспекцией Украины осуществляется анализ ценовой ситуации на фармрынке Украины.

Ежемесячно 185 субъектов хозяйствования, осуществляющих производство, оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые по объемам реализации занимают наибольший удельный вес на фармацевтическом рынке, предоставляют информацию о размере оптово-отпускных, закупочных и розничных цен и уровне применяемых снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (исследованием охвачено 22 043 ценовые предложения на препараты и изделия медицинского назначения).

Также на протяжении 2012–2013 г. Госцен­инспекция Украины привлечена к проверкам, предметом которых были вопросы формирования закупочной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с действующим законодательством Украины при осуществлении государственных закупок и формировании, установлении и применении тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения.

Законодательные инициативы

С целью прозрачного формирования цен в мае текущего года Госценинспекция Украины подала предложения МЗ Украины относительно контроля за ценами на препараты и изделия медицинского назначения, закупаемые за бюджетные средства. Так, ведомство предлагает внести изменения в постановление КМУ № 794 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов». В частности, Госценинспекция Украины считает необходимым расширить пакет документов, которые подают субъекты хозяйствования для декларирования изменения оптово-отпускных цен на препараты и изделия медицинского назначения, включив в него заключение Госценинспекции Украины относительно экономической обос­нованности расчетов оптово-отпускных цен.

Кроме того, Госценинспекция Украины предлагает ограничить возможность частой смены цены и считает необходимым, чтобы субъект мог проводить декларирование изменений оптово-отпускной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения не чаще, чем один раз в 3 мес. На сегодня такое ограничение отсутствует, единственное, что декларирование изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство или изделие медицинского назначения должно осуществляться не реже 1 раза в 2 года.

В июле текущего года на общественное обсуждение выносился проект постановления КМУ «Вопросы усовершенствования декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов». Среди прочего он предусматривает, что в пакет документов, которые подают субъекты хозяйствования для декларирования изменения оптово-отпускных цен на препараты, входит и информационная справка по уровню оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые сложились на рынке Украины и зарегистрированных/задекларированных оптово-отпускных цен на лекарственные средства в референтных странах, определенных МЗ Украины, и расчета медианы в диапазоне этих цен.

Вопрос в том, в каком виде будет оформляться такая справка, самостоятельно или же следует обращаться в соответствующие органы?

Кроме того, согласно проекту документа декларирование изменения оптово-отпускной цены сможет осуществляется не чаще 1 раза в текущем квартале при условии изменения цены на сырье, материалы, размера накладных расходов, курса иностранной валюты.

Также в июле 2013 г. обнародован проект приказа Министерства экономического развития и торговли Украины «Об утверждении унифицированной формы акта проверки соблюдения требований относительно формирования, установления и применения государственных регулируемых цен». Он предусматривает определение исчерпывающего перечня вопросов, по которым будет осуществляться государственный надзор (контроль) в сфере ценообразования и предотвращение (запрет) осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере ценообразования по вопросам, не указанным в форме акта. Этот проект документа поступил на согласование в Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства.

Напомним также, что 21 августа вступило в силу постановление КМУ от 01.08.2013 г. № 533. Документом утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с продажей (реализацией) товаров, в отношении которых установлено государственное регулирование цен, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Госценинспекцией Украины.

В соответствии с установленными критериями субъекты хозяйствования относятся к одной из 3 степеней риска — высокой, средней или незначительной. Периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства о ценах и ценообразовании зависит от степени риска.

Права субъектов хозяйствования при осуществлении проверок

Мы же, в свою очередь, не устаем напоминать о том, что субъекты хозяйствования должны всегда держать руку на пульсе и быть в курсе всех событий, связанных с изменениями в системе проведения проверок. Статья 10 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» регламентирует, в частности, такие права субъекта хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля):

  • требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства;
  • проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора (контроля) служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;
  • требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной предприя­тия;
  • получать и знакомиться с актами государственного надзора (контроля);
  • обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц и др.

Субъекты хозяйствования (как и органы государственного надзора (контроля)) также имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.

Главное — не забывать о своих правах и умело пользоваться ими во время осуществления хозяйственной деятельности. Это является одним из залогов успеха и уверенной позиции на рынке в целом и фармацевтическом в частности.

Екатерина Горбунова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті