Проблемы регистрационных процедур: по материалам встречи специалистов ГЭЦ и IPMA

16 апреля 2013 г. вступил в силу обновленный Порядок проведения экспертизы материалов на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию (перерегистрацию), а также экспертизы материалов о внесении изменений в регистрационные материалы на протяжении действия регистрационного удостоверения (далее — Порядок) в редакции приказа МЗ Украины от 04.01.2013 г. № 3. Таким образом, заявители почти полгода работают в соответствии с обновленным Порядком, и во время выполнения новых требований у них возникают вопросы. Обсуждению таких вопросов была посвящена встреча руководства и специалистов ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» (далее — Центр) с представителями Ассоциации индийских фармацевтических производителей в Украине (Indian Pharmaceutical Manufacturers&apos Association — IPMA), которая состоялась 24 сентября 2013 г. Мероприятие проходило в формате «вопрос-ответ».

Елена Нагорная, генеральный директор Центра, поприветствовала участников встречи и напомнила, что основное задание Центра — экспертиза материалов регистрационных досье на лекарственные средства с целью дальнейшего допуска на отечественный фармрынок эффективных, безопасных и качественных препаратов.

Как известно, в Украине осуществляется гармонизация законодательства в сфере обращения лекарственных средств с нормами ЕС. В частности, приказ МЗ Украины от 04.01.2013 г. № 3, который вступил в силу 16.04.2013 г., предусматривает гармонизацию Порядка экспертизы регистрационных материалов на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию (перерегистрацию), а также экспертизы материалов о внесении изменений в регистрационные материалы на протяжении действия регистрационного свидетельства с требованиями ЕС. Е. Нагорная отметила, что в процессе работы по новым правилам у заявителей возникают вопросы, и специалисты Центра готовы отвечать на них.

Доктор Менон Унни Парамбат Раманан, президент IPMA, поблагодарив директора Центра за конструктивный диалог, отметил, что фармацевтические производители — члены ассоциации уделяют значительное внимание изменениям процедур в сфере регистрации/перерегистрации лекарственных средств. В настоящее время у них имеется ряд вопросов, которые нуждаются в пояснениях специалистов. Поэтому IPMA обратилась в Центр с просьбой разъяснить некоторые моменты, связанные с обновленной процедурой регистрации/перерегистрации лекарственных средств.

Список вопросов, которые поступили от членов IPMA, представил Сергей Леонов, менеджер по фармаконадзору представительства компании «Ранбакси Лабораториз Лимитед».

— У некоторых заявителей на счетах Центра остались средства, неиспользованные за предыдущие годы. Могут ли они быть использованы для дальнейших экспертиз или отправлены заявителю?

— Действительно, на счетах некоторых заявителей остались средства, которые ранее были зачислены как оплата за процедуры, осуществляемые при регистрации/перерегистрации лекарственных средств. При этом, если процедура специализированной экспертизы материалов регистрационного досье на лекарственное средство, оплаченная ранее, не состоялась (например потому, что заявителем не были поданы материалы), то в таком случае средства могут быть перезачислены на оплату последующих экспертиз. Для этого заявитель должен направить в Центр письмо установленной формы, указав свои реквизиты, перезачисляемую сумму, название препарата, тип процедуры, оплаченной ранее и др.

С другой стороны, если материалы регистрационного досье на препарат были поданы на предварительную и специализированную экспертизу и в настоящее время документы находятся на экспертизе, а заявитель не может ответить на замечания Центра, то средства, которые перечислены им на оплату упомянутых услуг, не могут быть перезачислены.

Что касается возврата средств заявителю, то в любом случае это невозможно. Кроме того, Центр не распоряжается средствами государственного сбора, который также оплачивает заявитель. Ими распоряжается Государственное казначейство.

— Существует ли возможность подать пакет документов, в частности ответы на замечания Центра, во время отсутствия ответственного эксперта по причине отпуска?

— Да, такая возможность есть. Заявителю необходимо собрать пакет необходимых документов и записаться на прием к другому эксперту соответствующего отдела — регистрации, перерегистрации или внесения изменений в регистрационное досье.

В настоящее время заявители могут воспользоваться такой услугой, как запись на прием on-line. Центр проводит апробацию данной услуги на предмет ее удобства для всех участников процесса.

— Почему в настоящее время нет возможности подать заявку о внесении изменений в регистрационное досье во время перерегистрации препарата?

— Очевидно, этот вопрос связан с тем, что в предыдущей редакции приказа МЗ № 426 такая возможность была.

Согласно приказу МЗ № 3 в настоящее время для перерегистрации препарата все изменения, которые произошли с ним в процессе жизни, должны быть внесены в регистрационное досье. Однако при определенных условиях внесение изменений в досье во время процедуры перерегистрации возможно по заключению эксперта, который проводит экспертизу и считает, что это необходимо.

В контексте сроков исполнения процедур совмещение перерегистрации лекарственных средств и внесения изменений значительно удлиняет период, необходимый для проведения экспертизы. В то же время процедура перерегистрации согласно действующему законодательству длится 90 рабочих дней. Для внесения изменений потребуется дополнительное время, а законодательством это не предусмотрено.

— Приказ МЗ № 3 усложнил процедуру перерегистрации по сравнению с предыдущей редакцией приказа МЗ № 426, поскольку предусматривает проведение лабораторных исследований, например, при внесении изменений на протяжении действия регистрационного удостоверения в спецификацию конечного продукта, методы контроля качества, даже если проведены все валидационные исследования. Можно ли смягчить эти требования?

— Проведение дополнительных исследований для подтверждения качества лекарственных средств предусмотрено разделом XX Порядка. П. 5 этого раздела определяет, что дополнительные испытания относительно подтверждения качества лекарственного средства проводятся согласно спецификации и методам контроля, предоставленным в материалах регистрационного досье. Пп. 5.1. раздела XX Порядка предусмотрены случаи, когда дополнительные испытания относительно подтверждения качества лекарственного средства не проводятся. Ранее, до вступления в силу приказа МЗ № 3, Порядок направления на дополнительные исследования лекарственных средств при проведении экспертизы регистрационных материалов был установлен приказом МЗ Украины от 17.04.2007 г. № 190. Он предусматривал ограниченный перечень случаев, при которых необходимо проводить дополнительные исследования качества препаратов. Таким образом, требования действительно стали более жесткими.

В процессе работы с приказом МЗ № 426 в редакции приказа МЗ № 3 специалисты Центра, как и заявители, отмечают некоторые сложности в работе, в частности, связанные с этой нормой. По­этому некоторые положения данного документа требуют изменений в ближайшее время. Решить этот вопрос можно на уровне рабочей группы, созданной профильным министерством. В нее могли бы войти и представители IPMA. Генеральный директор Центра предложила членам ассоциации подготовить предложения по внесению изменений в приказ МЗ № 426 и направить в Центр или МЗ Украины. Чем быстрее инициировать рассмотрение изменений, тем быстрее процедура будет усовершенствована. А на сегодня необходимо соблюдать действующую норму.

— В приказе МЗ № 3 даны определения «локальный украинский производитель» и «лекарственные средства отечественного производства». Каковы последствия введения данных норм и будут ли внесены изменения, касающиеся этих определений, в приказ МЗ Украины № 426?

— Данные определения представлены только в приказе МЗ № 3. Другие нормативно-правовые акты их не содержат. Этот вопрос находится на рассмотрении профильного министерства. Заинтересованные компании-производители могут также внести свои предложения.

Однако необходимо учитывать, что понятие украинского локального производителя включает все стадии производственного процесса. Если же производитель осуществляет расфасовку продукции in bulk, он не является локальным.

— Есть ли у Центра статистика по срокам регистрации лекарственных средств, их перерегистрации и внесению изменений в регистрационные материалы? Где находятся проблемные точки этих процедур, требующие увеличения сроков их проведения?

— Сроки проведения экспертизы установлены законодательством. Регистрация лекарственных средств — не более 210 рабочих дней, перерегистрация — не более 90 рабочих дней, внесение изменений в регистрационные материалы — не более 60 рабочих дней. Необходимо понимать, что это процессы двухстороннего движения с участием Центра и заявителя.

Для соблюдения специалистами Центра сроков регистрационных процедур функционирует унифицированная база, позволяющая оперативно отслеживать окончание сроков рассмотрения материалов регистрационного досье и обращать внимание на необходимость их актуализации в первую очередь.

В эти сроки не входит время, затраченное заявителем на доработку регистрационных материалов или Центром — на обращение в уполномоченные органы Украины и других стран и получение от них ответа. Кроме того, в сроки, предусмотренные законодательством на проведение экспертизы, не входят временные затраты на проведение дополнительных исследований.

На сегодня наиболее проблемная точка, на которую необходимо обратить внимание, — это предоставление сертификатов соответствия требованиям надлежащей производственной практики (GMP). Без него экспертиза не может быть завершена, и Центр не может рекомендовать данный препарат к регистрации/перерегистрации МЗ Украины. В дополнении к сертификату GMP должен содержаться перечень препаратов, которые производятся на данном производственном участке.

Для удобства заявителей, которые имеют право знать, на каком этапе находятся их регистрационные материалы, на сайте Центра размещен новый сервис «Визуализация». Для того чтобы стать его пользователем, заявителю необходимо зарегистрироваться и получить логин и пароль.

Кроме того, Центр регулярно проводит обучающие семинары, во время которых заинтересованные компании могут получить ответы на вопросы, связанные с процедурами регистрации лекарственных средств, их перерегистрации и внесения изменений в регистрационные материалы.

— Согласно приказу МЗ № 3 внесение изменений в регистрационное досье предусматривает 3 типа изменений: IА, IВ и II. Процедурный подход ко всем типам изменений одинаковый. В странах ЕС для изменений типа IА предусмотрен подход «внедряй — заявляй», для IВ — «заявляй — ожидай 30 дней — внедряй», и только тип II предусматривает полное одобрение изменений регуляторным органом. Когда в Украине будут внедрены эти подходы?

— Внесение изменений регламентируется разделом IV и приложениями 11, 12 приказа МЗ № 426. В проекте приказа о внесении изменений в приказ МЗ № 426, на основе которого был принят приказ МЗ № 3, эти европейские требования были учтены. Но в процессе обсуждения на уровне рабочей группы эти нормы признаны прежде­временными и в окончательной редакции приказа МЗ № 3 они отсутствуют. Этот вопрос также требует урегулирования, которое может быть инициировано фармацевтическими производителями.

— Ожидаются ли в ближайшее время изменения законодательства в сфере регистрационных процедур?

— В настоящее время ожидается рассмотрение Верховной Радой Украины в первом чтении проекта закона о внесении изменений в закон о лекарственных средствах относительно биоэквивалентности.

Кроме того, Центр подал в МЗ Украины предложения по внесению изменений в раздел «Фармаконадзор» закона о лекарственных средствах.

На регистрации в Министерстве юстиции Украины находится приказ МЗ о внесении изменений в приказ от 29.07.2003 г. № 358 «Об утверждении формы и описания регистрационного удостоверения на лекарственное средство». Данное изменение инициировано Центром в связи с просьбами производителей и заявителей предусмотреть возможность указывать в графе «Производитель» не только юридический адрес производителя, но и адрес производственного участка.

Необходимо также обратить внимание, что приказом МЗ от 24.07.2013 г. № 630 «О запрете применения лекарственных средств, которые, по информации производителей/заявителей не введены в обращение в течение 2 лет с момента их государственной регистрации (перерегистрации) путем прекращения действия регистрационных удостоверений» предусмотрено прекращение действия регистрационных свидетельств на 19 наименований лекарственных средств.

— В законодательстве ЕС не предусмотрена процедура перерегистрации лекарственных средств. Будет ли она отменена и в Украине?

— Это возможно, но после того, как в Закон Украины «О лекарственных средствах» будет внесен раздел «Фармаконадзор».

В завершение стоит отметить, что у заявителей и экспертов, работающих по новым правилам, возникает ряд проблемных вопросов, связанных с выполнением требований Порядка в редакции приказа МЗ № 3. Они сходятся во мнении о необходимости внесения изменений в приказ МЗ № 426. В настоящее время МЗ Украины совместно с Центром отрабатывают возможные изменения, и производители могут присоединиться к этой работе, направив свои предложения в профильное министерство или Центр.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті