Пилотный проект: количество или качество?

Как мы уже сообщали, Пилотный проект вступил в новую фазу реализации (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 37 (908) от 23.09.2013 г.). Напомним, что до 10.09.2013 г. в Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью были включены препараты согласно реестру предельного уровня оптово-отпускных цен и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, утвержденному приказом от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ от 25.10.2012 г. № 839) (далее — реестр 1). С 10.09.2013 г. — согласно реестру, утвержденному приказом от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ от 10.09.2013 г. № 794) (далее — реестр 2). В данной публикации мы проанализируем рынок антигипертензивных препаратов в разрезе АТС-групп и удельного веса в них препаратов, включенных в Пилотный проект.

МЕТОДОЛОГИЯ

В данном исследовании рынка антигипертензивных препаратов учтены все лекарственные формы, при этом в Пилотный проект включены только твердые формы (таблетки и капсулы) лекарственных средств, а именно — монопрепараты амлодипина, бисопролола, эналаприла, лизиноприла, метопролола, небиволола, нифедипина, и комбинированные лекарственные средства с такими комбинациями действующих веществ: амлодипин с лизиноприлом, лизиноприл с гидрохлоротиазидом, эналаприл с гидрохлоротиазидом, для которых рассчитана референтная цена.

При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также приказ МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ Украины от 25.10.2012 г. № 839, а также в редакции от 10.09.2013 г. № 794).

Охват рынка

В рамках данного исследования за основу были взяты реальный объем потребления препаратов исследуемых молекул, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение, и структура их потребления в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня, к которым они относятся, по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.

Рынок антигипертензивных препаратов включает группы C02 «Гипотензивные средства», C03 «Мочегонные препараты», C07 «Блокаторы бета-адренорецепторов», C08 «Антагонисты кальция» и C09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему».

В Пилотный проект включены препараты из АТС-групп C07 — препараты бисопролола, метопролола и небиволола, C08 — препараты амлодипина и нифедипина и C09 — препараты лизиноприла и эналаприла, а также комбинированные препараты с фиксированной комбинацией действующих веществ — амлодипин с лизиноприлом, лизиноприл с гидрохлоротиазидом и эналаприл с гидрохлоротиазидом. Препараты данных АТС-групп аккумулируют львиную долю рынка антигипертензивных средств (рис. 1).

Рис. 1
 Структура аптечных продаж препаратов для лечения артериальной гипертензии в разрезе АТС- классификации 2-го уровня в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов для лечения артериальной гипертензии в разрезе АТС- классификации 2-го уровня в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2013 г.

В 2013 г. суммарная доля препаратов АТС-группы C07, подлежащих возмещению согласно реестру 1, охватывает порядка 50% рынка данной АТС- группы как в денежном, так и в натуральном выражении. В то же время удельный вес возмещаемых препаратов согласно ре­естру 2 существенно снизился (рис. 2 и 3).

Рис. 2
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C07 «Блокаторы бета-адренорецепторов» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C07 «Блокаторы бета-адренорецепторов» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Рис. 3
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C07 «Блокаторы бета-адренорецепторов» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C07 «Блокаторы бета-адренорецепторов» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.

Для препаратов АТС-групп C08 (рис. 4 и 5) и C09 (рис. 6 и 7) наблюдается аналогичная ситуация.  При этом в АТС- группе C09 отмечается минимальное сокращение доли возмещаемых препаратов, что объясняется включением в реестр 2 комбинированных препаратов.

Рис. 4
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C08 «Антагонисты кальция» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C08 «Антагонисты кальция» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Рис. 5
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C08 «Антагонисты кальция» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C08 «Антагонисты кальция» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Рис. 6
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 1, в структуре группы C09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Рис. 7
 Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.
Структура аптечных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, в структуре группы C09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему» в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г. и января–августа 2013 г.

Итак, для всех групп АТС-классификации характерна схожая ситуация — суммарная доля препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно ре­естру 2, существенно уменьшилась по сравнению с суммарной долей препаратов согласно реестру 1, это обусловлено тем, что согласно постановлению КМУ от 12.06.2013 г. № 554 возмещению подлежат не все препараты, включенные в реестр 2, а только те, которые входят в I и II группы. Но при этом повысился уровень возмещения: для препаратов, включенных в реестр 1, средний уровень возмещения стоимости составляет 9,9 грн. за упаковку, в то же время для препаратов, входящих в реестр 2, — 22,0 грн. за упаковку.

Также следует отметить, что в 2013 г. отмечают увеличение суммарной доли препаратов, подпадающих под возмещение, в структуре АТС-групп, относительно 2012 г., что связано с существенным увеличением потребления таких лекарственных средств.

ВоЗмещение

Напомним, что на частичное возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, из государственного бюджета на 2013 г. выделено 191,6 млн грн. Как сообщает МЗ Украины, по состоянию на 04.10.2013 г. регионы получили средства по субвенциям на сумму 128,2 млн грн., из них освоено лишь 44,2 млн грн., что составляет 34,5% полученных по субвенциям средств и 23,1% общего объема выделенных средств. При этом количество выписанных врачами рецептов на частичное возмещение стоимости лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, значительно превышает количество рецептов, по которым было осуществлено возмещение.

Учитывая данную ситуацию, мы рассчитали приблизительную сумму, которую затратило бы государство на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в 2013 г., при условии, что компенсировалась бы стоимость всех лекарственных средств, подпадающх под возмещение, а также сохранились темпы прироста/убыли их потребления.

В рамках данного исследования использованы прогнозные данные потребления препаратов, включенных в Пилотный проект и подлежащих возмещению, в 2013 г. согласно ре­естрам 1 и 2. Прогнозные данные рассчитаны на основе реального потребления в 2012 г. с учетом коэффициента прироста/убыли для каждого препарата в отдельности. В свою очередь, коэффициент прироста/убыли был рассчитан как соотношение реального объема потребления за 8 мес 2013 г. к объему потребления за 8 мес 2012 г. Объем потребления препаратов, для которых не зафиксированы продажи в 2012 г., рассчитан как среднемесячный объем потребления в 2013 г., умноженный на 12 мес.

В результате расчета получены следующие данные: на возмещение препаратов согласно реестру 1 сумма, необходимая для возмещения стоимости всех препаратов, составила бы 203,6 млн грн. (табл. 1), а согласно реестру 2 — 277,2 млн грн. (табл. 2), в частности, 167,2 млн грн. — на возмещение стоимости монопрепаратов и 110,0 млн грн. — комбинированных лекарственных средств. Таким образом, можно сделать вывод, что если бы все пациенты с гипертензивной болезнью потребляющие препараты, подпадающие под возмещение, обращались к врачам за рецептом, а затем — в аптеку для осуществления частичного возмещения стоимости препаратов, то выделенных из бюджета в рамках Пилотного проекта средств было бы недостаточно.

Таблица 1 Расчет суммарного объема государственных расходов на возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение, согласно реестру 1, на основании прогнозируемого объема потребления в 2013 г.
МНН Сумма возмещения, млн грн.
АМЛОДИПИН 43,1
БИСОПРОЛОЛ 42,5
ЛИЗИНОПРИЛ 47,8
МЕТОПРОЛОЛ 6,7
НЕБИВОЛОЛ 23,4
НИФЕДИПИН 6,7
ЭНАЛАПРИЛ 33,4
Всего 203,6
Таблица 2 Расчет суммарного объема государственных расходов на возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение согласно реестру 2, на основании прогнозируемого объема потребления в 2013 г.
МНН Сумма возмещения, млн грн.
АМЛОДИПИН 45,8
БИСОПРОЛОЛ 26,1
ЛИЗИНОПРИЛ 38,7
МЕТОПРОЛОЛ 7,1
НЕБИВОЛОЛ 0,6
НИФЕДИПИН 3,4
ЭНАЛАПРИЛ 45,5
АМЛОДИПИН+ЛИЗИНОПРИЛ 5,5
ГИДРОХЛОРОТИАЗИД+ЛИЗИНОПРИЛ 72,7
ГИДРОХЛОРОТИАЗИД+ЭНАЛАПРИЛ 31,8
Всего 277,2

Итоги и выводы

Итак, обновление реестра предельного уровня оптово-отпускных цен и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью привело к существенному сокращению доли препаратов, подпадающих под возмещение, в структуре  групп АТС-классификации, к которым они относятся. Но в то же время повысился уровень возмещения стоимости данных препаратов. В результате обеспечивается их доступность, но при этом сокращается выбор препаратов для пациентов.

Относительно возмещения, следует отметить, что при частичном возмещении стоимости всех препаратов, включенных в Пилотный проект и подлежащих возмещению на основании реального объема потребления, государству это обошлось бы в 203,6 млн грн. при использовании реестра 1 и 277,2 млн грн. — реестра 2. Реально же по состоянию на 04.10.2013 г. израсходовано 44,2 млн грн. из 191,6 млн грн., выделенных из бюджета.

Повышение среднего уровня возмещения стоимости за упаковку согласно реестру 2 по сравнению с реестром 1 должно мотивировать пациентов обращаться к врачам за рецептами и в аптеки — для осуществления возмещения, что позволит обеспечить повышение уровня использования бюджетных средств.

Исходя из текущей структуры потребления, количество пациентов, охваченных заботой государства, уменьшилось в 2 раза. В то же время добавились пациенты, потребляющие комбинированные препараты, подпадающие под возмещение, количество которых не превышает 7% общего объема потребления антигипертензивных препаратов. Какие же меры необходимо принять государству, чтобы охват населения доступной антигипертензивной терапией достиг уровня, не ниже, чем зафиксировано для предыдущего варианта реестра? То есть, чтобы количество пациентов, потребляющих возмещаемые препараты из реестра 2, удвоилось.

Денис Кирсанов

Комментарии

Влад 14.10.2013 11:16
Какие же меры необходимо принять государству, чтобы охват населения доступной антигипертензивной терапией достиг уровня, не ниже, чем зафиксировано для предыдущего варианта реестра? То есть, чтобы количество пациентов, потребляющих возмещаемые препараты из реестра 2, удвоилось. Підніміть ціни на енергоносії і кількість гіпертоніків збільшиться не в два, а в три рази. Абсурд.
Анжей 15.10.2013 3:34
На мой взгляд, главная проблема в выписке рецептов для пациентов. Больной ГБ не один год принимающий например эналаприл, предпочтет не сидеть в очереди за рецептом три часа, а пойдет в аптеку, надавит на жалость и получит свой препарат. И кто теперь провизор? Непрофессионал,допустивший отпуск рецептурного препарата или человек, оказавший необходимую помощь нуждающемуся?
Іра 15.10.2013 4:07
А что делать,если врач выписывает препараты,которые есть в списках ,утверждённых министерством,а пациентам в аптеке их не отоваривают,мотивируя миллионом причин?И это по всему городу и всем врачам.То есть по пилотному проэкту аптеки продают только самые дешёвые отечественные препараты,а например,небиволол и комбинированные-купить невозможно.Люди или возвращаются к доктору с неоприходованным рецептом,либо покупают за полную стоимость.Вот вам и Пилотный проэкт
Владимир 15.10.2013 8:25
Действительно, по какой причине аптеки не обеспечивают ассортимент средств согласно реестру? Почему мои пациенты должны получать не качественные препараты, каким то чудом попавшие в реестр, а продукты, которые практически никогда не вызывают побочных эффектов просто потому, что там нет действующего вещества? Я выражусь словами из 1937-го года: это вредительство. Вот только чье: аптечных сетей, или тех лиц из Минздрава и Кабмина, которые дают установки апеткарям, что им продавать, а что не продавать? Чей это злой умысел? На чью мельницу эти "люди" льют воду? Разбэрись, Лаврентий.
Владимир 15.10.2013 8:37
Почему нет никакой информационной поддержки на государственном уровне? Обклеиваешь весь участок объявлениями, но через день либо дворники их обрывают, либо их заклеивают другими объявлениями. Почему не упростить процедуру выписывания препаратов? У врача, особенно участкового, помимо Пилотного проекта есть и другие обязанности. И у пациентов здоровья не прибавится после ожидания в очереди и как минимум получаса сидения в кабинете, пока я пишу ему по десять экземпляров, а потом еще и за подписями- печатями его отправляю по этажам. Рецепт ведь потом похож на паспорт туриста международного? Там не видно, что и выписано в итоге. Разбэрись, Лаврэнтий. Да только жалко, что на некоторых лиц этого Лаврэнтия и нет.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи