АМКУ: итоги деятельности в 2013 г.

30 января 2014 г. состоялся брифинг первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэля Кузьмина, посвященный итогам работы этого ведомства за прошедший год. Так, были освещены результаты деятельности АМКУ относительно злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением, прекращения антиконкурентных согласованных действий, а также защиты конкуренции на социально важных рынках.

брифинг первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэля КузьминаРафаэль Кузьмин отметил, что 2013 г. ознаменовался для АМКУ международными мероприятиями. Так, летом предыдущего года деятельность этого ведомства, конкурентное законодательство Украины и правоприменительная практика были проанализированы группой ведущих международных специалистов по вопросам конкурентной политики и права, в частности, представителями Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), экспертами Межгосударственного совета по вопросам антимонопольной политики (МСАП), международными экспертами из США, Германии и Турции. В документе, принятом во время 13-й сессии Межправительственной группы экспертов по конкурентному законодательству и политике (Женева), в частности, отмечено, что Украина достигла значительного прогресса в разработке конкурентного законодательства.

В 2013 г. в соответствии с Национальным планом действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (далее — Национальный план) приоритетным направлением деятельности АМКУ было определено осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на всех социально важных рынках, относительно реализации лекарственных средств, предоставления услуг по сбору, вывозу и переработке твердых бытовых отходов, сопутствующих услуг при предоставлении административных услуг и т.д.

По словам Р. Кузьмина, в 2013 году АМКУ выявлено и прекращено около 7700 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Из них 3200 случаев злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, что составляет 42% от общего количества нарушений; около 1900 — антиконкурентные действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (25% общего количества нарушений). Рассмотрены 720 случаев нарушений в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и прекращено 1220 нарушений в виде недобросовестной конкуренции.

Значительное внимание в предыдущем году уделялось выявлению и пресечению антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, которые приводили к искажению процедур конкурсных закупок за государственные средства. В течение 2013 г. выявлено и прекращено более 600 таких нарушений. Кроме того, в предыдущем году в ведомство поступило 1182 жалобы по вопросам проведения государственных закупок.

В части противодействия недобросовестной конкуренции в виде распространения информации, вводящей в заблуждение, АМКУ приняты решения по более чем 1000 случаев таких нарушений.

Совокупный размер штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, наложенных за 2013 г. органами АМКУ (с учетом пересмотренных решений), составил около 744 млн грн. При этом размер оплаченных штрафов превысил 44 млн грн. Для сравнения, в течение 2012 г. на нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции были наложены штрафы в сумме 814,7 млн грн., что на 70,7 млн грн. больше по сравне­нию с предыдущим годом. Размер экономического эффекта в 2013 г., достигнутого вследствие прекращения органами АМКУ нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, составил около 3,1 млрд грн. (на 1,8 млрд грн. больше по сравнению с 2012 г.).

Деятельность АМКУ на рынке лекарственных средств

АМКУ не единожды акцентировал внимание на том, что исследование рынка лекарственных средств являлось одним из приоритетных направлений его работы в 2013 г. Соответствующие исследования были проведены территориальными органами ведомства среди розничных аптечных сетей, производителей и оптовых поставщиков препаратов.

Так, во исполнение Национального плана, поручений В. Цушко, председателя АМКУ, в 2013 г. Донецким областным территориальным отделением АМКУ проведен ряд исследований на рынке розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В частности, проверке подверглись аптечные учреждения, расположенные в медицинских учреждениях.

Анализ осуществлялся по результатам рассмотрения структуры рынка розничной торговли лекарственными средствами, которые являлись наиболее применяемыми при лечении в условиях стационара и чаще всего назначались врачом при лечении неотложных состояний у пациентов, поступивших в стационар. Результаты такого исследования показали ряд нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.

В частности, территориальные отделения АМКУ выявили, что при установлении розничных цен на отдельные лекарственные средства в клинической психиатрической больнице, где аптечное предприятие являлось единственным, осуществляющим розничную реализацию препаратов (то есть его положение имеет структурные признаки монопольного), завышался размер торговых надбавок (достигал 70%).

Вместе с тем анализ установления розничных цен на препараты других субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в условиях значительной конкуренции, свидетельствует об установлении такими участниками рынка розничных надбавок в размере до 30%.

При этом анализ расходов, которые несло предприятие при розничной реализации лекарственных средств, свидетельствует о том, что его общие фактические расходы в течение исследуемого периода в аптечном пункте, расположенном в клинической психиатрической больнице, были значительно меньшими (до 4 раз), чем несет предприятие, осуществляя указанную деятельность в других аптечных учреждениях.

Эти действия административной коллегией территориального органа АМКУ были квалифицированы как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке путем установления таких цен на товар, которые невозможно было бы установить в условиях существования значительной конкуренции на рынке.

При рассмотрении дела субъект хозяйствования прекратил нарушения и взял на себя обязательство не совершать действий по нарушению законодательства о защите экономической конкуренции в будущем.

Весной 2013 г. сотрудники Запорожского территориального отделения АМКУ также прекратили недобросовестную конкуренцию на рынке розничной торговли лекарственными средствами. Так, ООО «Роджерс» с октября 2012 г. по февраль 2013 г. размещало на фасаде ряда аптек «Формула здоровья» рекламные материалы с неполной информацией «СКИДКИ!». При этом реклама не содержала сведений о перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения, категориях потребителей, на которых распространяются эти скидки.

То есть, такая информация создавала у потребителей впечатление, что в данных аптеках каждому покупателю осуществляется реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения со скидкой.

ООО «Роджерс», распространяя неполную информацию об особенностях предоставления скидки на лекарственные средства путем размещения ее на рекламных средствах на фасаде аптек, могло получать неправомерные конкурентные преимущества, усиливая свою позицию не благодаря собственным достижениям, а путем распространения неполных сведений об особенностях реализации товара со скидкой. Поэтому территориальные органы АМКУ признали и прекратили нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

На основании результатов деятельности АМКУ на рынке лекарственных средств в 2013 г. можно сделать вывод, что фармацевтические компании стали осторожнее относиться к рекламированию своей продукции и более серьезно подходить к вопросам формулировки рекламных текстов, оценивая возможные риски и непредусмотренные расходы на оплату штрафов в случае установления органами АМКУ нарушения в виде недобросовестной конкуренции. Однако не всегда дело доходит до штрафов. Органы АМКУ могут давать рекомендации субъектам хозяйствования, в случае выполнения которых может быть отказано в возбуждении дела. Также это может быть предоставление рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на прекращение действий, имеющих признаки нарушения.

Так, в феврале предыдущего года АМКУ рекомендовал компании «KRKA, d.d.» (Словения) не распространять информацию, вводящую в заблуждение, во время рекламирования препаратов Гербион® сироп подорожника и Гербион® сироп первоцвета. Как установило ведомство, компания распространяла неточную информацию о возрастных ограничениях при применении препарата (сиропа). В частности, в рекламном ролике было сказано: «Используйте сиропы Гербион® для эффективной борьбы с кашлем также и для малышей». Эти слова сопровождались надписью «Подходит для малышей».

Однако, как указано в инструкции по медицинскому применению препарата Гербион® сироп подорожника, утвержденной приказом МЗ Украины, его не рекомендуется назначать детям в возрасте до 2 лет без предварительной консультации с врачом, а Гербион® сироп первоцвета не рекомендуется применять у детей в возрасте младше 4 лет, что свидетельствует о возрастных ограничениях при применении указанных лекарственных средств.

Данная информация о применении указанных препаратов в рекламном ролике была указана, однако значительно меньшим шрифтом, чем основная, и цветом, который с определенными трудностями позволял ознакомиться с ее содержанием.

Таким образом, действия компании по распространению неточных сведений, в частности вследствие выбранного способа ее изложения, могли повлиять на намерения потребителей относительно приобретения именно этих препаратов.

Следовательно, информация в рекламном ролике компании относительно возрастных ограничений применения лекарственных средств содержала признаки нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в виде распространения информации, вводящей в заблуждение. Поэтому АМКУ рекомендовал компании не распространять такую информацию во время рекламирования препаратов. О рассмотрении рекомендаций компания должна была сообщить АМКУ.

Летом 2013 г. АМКУ обязал ООО «Фармекс Групп» (Борисполь) принять меры по прекращению действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, в том числе использование в хозяйственной деятельности обозначения «Л-Флокс» без разрешения (согласия) компании «Люпин Лимитед» (Индия).

Как установило ведомство, ООО «Фармекс Групп» использовало при производстве и реализации лекарственного средства Л-Флокс-Фармекс обозначение «Л-Флокс», которое использовалось индийской компанией во время производства и реализации лекарственного средства «Л-Флокс» в Украине.

Таким образом, действия ООО «Фармекс Групп», которые могли привести к смешиванию с деятельностью компании «Люпин Лимитед», содержали признаки нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, предусмотренного ст. 4 «Неправомерное использование обозначений» Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». О рассмотрении рекомендаций компания «Фармекс Групп» обязана была уведомить АМКУ.

Как показывает практика, большое количество дел, рассматриваемых АМКУ, касается распространения информации, вводящей в заблуждение. И если в 2012 г. в большинстве случаев нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции выступали производители лекарственных средств, то в 2013 г. таковыми являлись аптечные учреждения. В любом случае во избежание наказания указанные участники фармацевтического рынка при подготовке рекламных материалов должны анализировать их на соответствие законодательству о рекламе и о защите от недобросовестной конкуренции.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті