«Фармацевтический рынок Украины 2009-2010 гг. Возвращение в будущее», по следам конференции, часть 1: вчера, сегодня, завтра…

Мы уже сообщали, что 9 февраля 2009 г. в гостинице «Русь» состоялась ежегодная аналитическая конференция «Фармацевтический рынок Украины», которая в этом году отметила свой первый 5-летний юбилей. Мы представляем вашему вниманию цикл публикаций, который познакомит с озвученными на этой конференции проблемами, и начнем его с рассмотрения, наверное, наиболее важного вопроса, ради которого в первую очередь собрались участники мероприятия — каковы результаты деятельности за 2009 г. и каким будет фармрынок Украины–2010?

Альберт Эйнштейн высказал идею, что нельзя решить проблему, находясь внутри системы, которая ее породила. Для того чтобы строить прогнозы или сценарии развития фармацевтического рынка Украины в 2010 г., недостаточно информации, которую можно получить исключительно его анализом, — необходимо учитывать множество дополнительных факторов.

Если представить развитие рынка в виде графика, то на нем мы обязательно увидим пики и падения, затяжные плато и смену периодов снижения и роста. Однако рисунок в одной плоскости, отлично отображающий динамику рынка в прошлом, становится крайне ненадежным инструментом для прогнозов будущего.

Связано это с тем, что на текущее положение рынка воздействует множество сил, каждая из которых может оказать на него существенное влияние: мировая экономика и ситуация на региональных рынках, взлеты и падения фондовых рынков, передел экономических сфер влияния в мире, изменчивая политическая ситуация. Это больше похоже на бушующее море, волны в котором хотя и движутся в одном направлении, в отдельные отрезки времени могут хаотично перемещаться, сталкиваясь друг с другом и оказывая взаимное влияние.

Экономические системы — сложные, нелинейные, самоорганизующиеся системы высшей категории сложности (сложнее только такие понятия, как Вселенная), и их описание и моделирование является крайне сложной задачей. Однако, если не стоит задача предсказать точное поведение рынка, а лишь дать оценку и прогноз, современных аналитических инструментов оказывается достаточно — главное, не забывать смотреть «шире».

Именно такой взгляд смогли получить участники конференции благодаря докладам и выступлениям экспертов в первой ее части «Фармацевтический рынок Украины. Итоги–2009. Прогноз–2010».

Прозвучали доклады Леонида Гуляницкого, доктора технических наук, профессора Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украи­ны, «Макроэкономика: мифы и реальность…»; О. Фельдмана, генерального директора компании «КОМКОН-Фарма», «Украинский фармацевтический рынок. Итоги 2009 г. Прогнозы развития рынка в 2010 г.» и Николая Демидова, гене­рального директора компании «Фармэксперт», «Украина в зазеркалье фармрынков СНГ». Экспертами выступили докладчики исследовательских компаний, Сергей Ищенко, директор компании «Proхima Research», и Ирина Горлова, гене­ральный директор компании «SMD».

Эти доклады позволили получить те контрольные точки, которые дают возможность смоделировать настоящее и прогнозировать будущее украинской Фармы.

Первая важная для понимания характеристика — это ситуация на макроуровне: положение дел в мировой экономике. То, что мир глобализирован, мы уже слышим на протяжении последних десятилетий, однако до 2008 г. эта информация мало кого действительно беспокоила. Шум, поднимаемый антиглобалистами, воспринимался почти так же, как и выступления «зеленых», — как нечто, оторванное от реальности.

Все изменилось осенью 2008 г., когда прозвучал грозный набат — крушение банка «Лемон Бразерс», после которого мир погрузился в один из крупнейших известных экономических кризисов. Тут-то и стало очевидно, что сегодня нет стран, которые бы не были связаны в одну глобальную мировую экономическую сеть.

Время идет, и вот мы уже полтора года существуем в ситуации кризисных явлений в мировой экономике. Несмотря на грозные алармистские предостережения некоторых известных экономистов, мировая экономика в 2009 г. выстояла, и, похоже, окончательно рушиться в ее планы не входит. Тем не менее расслабляться еще рано: и по сей день аналитики следят за позиция­ми ключевых стран и переделом сфер влияния в мировой экономике.

Второй контрольной точкой является ситуа­ция в Украине: как общеэкономическая, так и применительно к отечественной Фарме. Ну и завершающей координатой, дающей возможность построить трехмерную картинку, по которой реально можно ориентироваться в ситуации, является сравнение рынка Украины с соседними региональными рынками, что дает возможность оценить, насколько мировые и глобальные тренды зависят от локального преломления.

Доклады позволили получить те контрольные точки, которые дают возможность смоделировать настоящее и прогнозировать будущее украинской Фармы

Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, оперируя данными различных мировых источников, в своем обширном и комплексном докладе дал оценку развитию экономики в мире, а также отечественным экономическим реалиям и перспективам украинского фармрынка.

2009 г. был достаточно тяжелым для мировой экономики, но следует отметить, и это немаловажно, что худшие опасения все же не сбылись. А прогнозы на 2010 г. еще более оптимистичны: предполагается рост ВВП мировой экономики с улучшением ситуации в последующие годы.

Наиболее перспективными регионами на мировой площадке аналитики признают Китай и Восточную Европу. Смещение вектора силы мировой экономики на восток — один из глобальных трендов последних лет, и какие обороты оно приобретет, предсказать сегодня невозможно. Для тех, кто думает, что экономика может быть легко предсказуема, напомним ситуацию с «Азиатскими тиграми» — экономики Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, демонстрировавшие очень высокие темпы экономического развития с начала 60-х до 90-х годов XX века, когда их развитие сменилось грозным обвалом. Будет ли рост китайской экономики безоблачным и дальше — сегодня неизвестно.

Фармацевтический рынок Украины 2009-2010 гг. Возвращение в будущее

Ныне же внимание приковано к другому фавориту — США. Останется ли эта страна и дальше мировым флагманом, или же ей придется при весьма болезненных обстоятельствах передать пальму первенства другим экономическим тяжеловесам (тому же Китаю) — очень важный вопрос, учитывая, что доллар сегодня является одной из резервных мировых валют, а также сложные долговые взаимоотношения между США и остальными мировыми лидерами.

Л. Гуляницкий отметил, что в 2009 г. в США основной головной болью были дефляция и безработица. Снижение ВВП в этой стране сопровождается уменьшением внутренних инвестиций и, соответственно, потребления. В 2008 г. доходы населения США и норма сбережений значительно сократились. В 2009 г. при правлении Барака Обамы эту ситуацию удалось переломить и сбережения населения начали увеличиваться, а дефляция в IV кв. сменилась инфляцией (заметим, что оценить, был ли это реальный перелом или кратко­срочный всплеск, нам предстоит в дальнейшем — как известно, цыплят по осени считают). Большинство аналитиков, тем не менее, оптимистичны — прогнозируется, что в США в ближайшие 6 мес ВВП будет увеличиваться, а инфляция будет иметь умеренный характер . Это рождает твердую надежду и на стабильность мировой экономики в целом.

В оценке мирового экономического климата, влияющего на «погоду» в Украине, имеют большое значение и некоторые рынки сбыта. Столь значимая отрасль для экспорта Украины, как металлургия, в 2008 г. также ощутила влияние мировой экономической нестабильности. Средняя цена на металл по 8 регионам мира характеризовалась снижением, но уже с ноября 2009 г. этот показатель продемонстрировал восходящий тренд развития.

Это важно учитывать для прогнозирования состояния украинской экономики по причине того, что максимальную долю в общей структуре экспорта Украины занимает сегмент черных металлов и изделий из них (32,1%; данные Государственного комитета статистики по состоянию на I полугодие 2009 г.). Половину ВВП в Украине формирует экспорт, драйвером которого является металлургическая промышленность. Причем в рейтинге по объему производства стали в мире в 2008–2009 гг. Украина сохранила 8-е место, приблизившись по объему этой продукции к такой стране, как Германия.

Несмотря на такие показатели в производстве металла, промышленное производство Украины в целом в начале 2009 г. по сравнению с такими странами, как Китай, Россия, Казахстан, Германия, Британия, Эстония и ряд других, сократилось наиболее значимо (однако в этом падении мы вовсе не «впереди планеты всей» — например, снижение этого показателя в Японии оказалось более значимым). Однако ситуация выровнялась — уже к концу 2009 г. показатель промышленного производства в нашей стране устремился вверх.

Главной статьей импорта Украины традиционно является природный газ (21,0%), следующие по значимости — промышленное оборудование, нефть и нефтепродукты.

В 2009 г. Украина вошла в зону снижения ВВП и высокого уровня инфляции. Взлет индекса потребительских цен, который начался в 2007 г., постепенно уменьшается.

Внешний государственный долг Украины по состоянию на конец года был относительно невелик — около 15,5% ВВП. Для того чтобы иметь возможность оценить этот показатель, скажем, что у некоторых развитых стран этот показатель был значительно выше. Например, государственный долг Италии и Ирландии составляет более 100% ВВП. В Великобритании он составил 200% при том, что дефицит бюджета этого государства — один из самых больших среди других стран, представленных в докладе (12,6% ВВП; в Украине — 5,0%).

Такие показатели сулят далеко не радужные перспективы этим странам, по крайней мере в краткосрочной перспективе. В этом отношении дела в Украине обстоят несколько лучше.

Оценочные перспективы развития основных показателей украинской экономики таковы: рост реального ВВП в 2010 г. по прогнозам составит около 3%, в последующие 3 года возрастет до 4,6%; значение индекса потребительских цен в 2010 г. ожидается около 10,0%, а в последующие 3 года снизится до 6,7%.

По прогнозам, в ближайшие 5 лет в Украине расходы на здравоохранение на душу населения увеличатся до 291 дол. США (с 275 дол. в 2008 г.). Расходы на здравоохранение в Украине составляют 2,2–2,4% валового выпуска, что является низким показателем.

За последние 7 лет отечественный фармрынок значительно возмужал и окреп, о чем красно­речиво свидетельствовала его динамика. В нелегких условиях последних полутора лет такая крепость пришлась как нельзя кстати — фармацевтический сектор показал себя как один из самых кризисоустойчивых, несмотря на то что, кроме экономического, ему пришлось взвалить на плечи и регуляторное бремя.

Трудности закаляют, и можно надеяться, что нынешний кризис окажет и благотворное влияние: тут мы сойдемся во мнении с Ф. Ницше, который утверждал, что то, что нас не убивает, делает сильнее.

Фармацевтический сектор показал себя как один из самых кризисоустойчивых, несмотря на то что, кроме экономического, ему пришлось взвалить на плечи и регуляторное бремя

Что касается прогнозов развития фармрынка в 2010 г., то озвучиваются как оптимистичные, так и пессимистичные. Некоторые зарубежные исследовательские компании прогнозируют прирост рынка лекарственных средств (ЛС) в долларовом эквиваленте на 2010 г. в размере до 19%. Верить в радужные прогнозы хочется всегда, но следует отметить, что их прогноз на 2009 г. относительно развития рынка не подтвердился (он оказался слишком пессимистичным — предполагалось, что убыль рынка ЛС в долларах составит 27,1% при фактическом падении около 15%).

Годом ранее, на IV аналитической конференции, Л. Гуляницким на основе данных системы исследования рынка «Фармстандарт» был озвучен прогноз на 2009–2010 гг. Прогноз на 2009 г. уже получил подтверждение. Два сценария на 2010 г. остаются в силе.

Согласно оптимистичному прогнозу прирост отечественного рынка в долларовом выражении в 2010 г. составит 4,9%; а по пессимистичному — уменьшится примерно на 8% относительно 2009 г. (рис. 1). Уже в 2011 г. ожидается восходящий тренд развития в долларовом эквиваленте.

Каким из озвученных прогнозов суждено воплотиться в жизнь, мы узнаем через год, но как бы то ни было, сегодня есть все основания предполагать, что в 2010 г. отечественный фармрынок будет стабильным.

На конференции также традиционно прозвучал доклад Олега Фельдмана, генерального директора компании «КОМКОН-Фарма», посвященный сравнению данных аудита отечественного фармрынка нескольких исследовательских компаний. Таковыми были данные системы исследования рынка «Фармстандарт» (PharmXplorer, компания «Proxima Research»), компании «SMD» и компании с мировым именем «IMS Health».

(Следует отметить, накануне конференции нам стало известно, что в 2010 г. компания «IMS Health» приостанавливает работу в Украине. Данную информацию нам подтвердили в представительстве компании в России).

Задача такого сравнения заключается не в выявлении различий между компаниями, а в получении оценки тех результатов развития рынка, которыми обладают исследовательские компании.

Ключевые показатели рынка компаний-измерителей были приведены в нескольких плоскостях — согласно отчетам дистрибьютора (сэйл-ин) и аптечным учреждениям (сэйл-аут). Рынок ЛС в долларах согласно данным системы «Фармстандарт» в ценах дистрибьютора составил 1,6 млрд дол., в ценах конечного потребления — 2,1 млрд дол. Другими цифрами оперировала компания «SMD» — 2,1 и 2,6 млрд дол. Аудит компании «IMS» был приведен только в ценах дистрибьютора — 2,0 млрд дол.

По данным системы «Фармстандарт», в 2009 г. объем розничного рынка ЛС в упаковках уменьшился на 8%, что совпадает с показателем по данным «IMS»; у компании «SMD» этот показатель составил –3%.

Убыль рынка ЛС в долларовом эквиваленте согласно данным «Фармстандарт» и «IMS» составила 17%; у компании «SMD» этот показатель находился на уровне –7% (в ценах дистрибьютора).

При пересчете в национальную валюту развитие рынка ЛС согласно данным аудита исследовательских компаний значительно отличалось. Так, данные системы «Фармстандарт» указывают, что рынок увеличился на 24%; «SMD» называет цифру +39%, а «IMS» — +32%(в ценах дистрибьютора).

Данные аудита госпитального сегмента были представлены системой исследования рынка «Фармстандарт». Этот сегмент составил 0,5 млрд дол. Примечательным был тот факт, что объем розничных продаж ЛС+госпитальный сегмент в долларовом эквиваленте согласно данным «Фармстандарт» (2,608 млрд дол.) был практически равен исключительно объему розничных продаж ЛС, представленному компанией «SMD» (2,558 млрд дол.). Данными об удельном весе ведущих дистрибьюторов в аптечных отгрузках также владела исключительно система «Фармстандарт». По этому показателю участники топ-4 увеличили долю относительно 2008 г. Таковую сформировали «Оптима-Фарм», «БаДМ», «ВВС-ЛТД» и «Альба Украина».

Дискуссию вызвал вопрос, который задал И. Крячок относительно сравнительного анализа данных аудита розничного рынка ЛС исследовательских компаний. О. Фельдман русло дискуссии направил в сторону экспертов аналитических компаний. Их комментарии и нашу точку зрения относительно прозвучавших аргументов вы можете прочитать в примечании редакции*.

Как мы уже отметили, для того чтобы определить, насколько хорошо украинский фармрынок «держит удар» кризиса, необходимо сравнить его статус с рынками других стран региона. Как он выглядит среди них, какое демонстрирует развитие 

УКРАИНА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ ФАРМРЫНКОВ СНГ…

Такой была тема доклада Николая Демидова, генерального директора компании «Фармэкс­перт». Есть много общего для стран постсоветского пространства (где осуществляет свою деятельность компания «Фармэксперт») и их реакции на экономические изменения. Тема зазеркалья недаром возникла в названии доклада: рассматривая рынки региона, постоянно возникает чувство, схожее на дежавю или на взгляд на собственные отражения в комнате с кривыми зеркалами: вроде и похоже, но тем не менее есть ряд существенных отличий.

В целом для стран региона характерны высокая волатильность рынков, относительно невысокая покупательная способность населения, устаревшие подходы к регулированию рынка и усиление влияния государства в последние годы.

Практически во всех странах СНГ в контексте государственного финансирования лекарственного потребления реализуется компенсационный/затратный вариант реализации финансового участия государства в лекарственном обеспечении при дефиците возможностей госбюджета. При этом перспектива внедрения более прогрессивных схем развития, которые могли бы улучшить ситуацию для населения этих стран, все еще остается туманной.

Общее среди стран СНГ — острая реакция на кризис, которая отличается с учетом развития экономики той или иной страны. В странах СНГ, за исключением Азербайджана, произошла девальвация национальных валют.

В 2009 г. в большинстве стран СНГ объем рынка в валютном выражении сократился. Наиболее глубокая рецессия объема рынка в долларах отмечена в Казахстане и Узбекистане (–17% относительно 2008 г. в обоих случаях). Обойти стороной долларовое падение удалось рынкам Беларуси и Азербайджана.

То, что в национальных валютах объем фармрынка многих стран СНГ характеризовался приростом, не является поводом для радости — в глобальном масштабе привлекательность рынков этих стран измеряется в долларовом эквиваленте.

Изменения объема рынка в странах СНГ повлекли за собой изменения показателей потребле­ния ЛС на душу населения в сторону уменьшения в долларовом выражении. Следует отметить, что Украина занимает 4-е место по объему потребления ЛС на душу населения среди стран СНГ, а на первых 3 строках по этому показателю находятся соответственно Россия, Беларусь и Казахстан. Наиболее глубокое падение продаж препаратов на душу населения продемонстрировал Казахстан (с 77 до 63 дол.).

Один из индикаторов, влияющих на потреб­ление ЛС, — уровень безработицы. В ряде стран СНГ, в частности в Украине, в течение первых 9 мес 2009 г. ситуация стабилизировалась и численность безработных сократилась, что является положительной тенденцией.

Есть и позитивные нотки в развитии названных рынков. В стадии развития находятся инфраструктура, дистрибьюция и розничные сети. Вызывают оптимизм логистические и технические решения на фармрынках стран СНГ, которые постепенно приближают их к развитым фармрынкам.

Если говорить о компаниях — лидерах фармрынка в странах СНГ в 2009 г., то следует сказать, что несколько из них обладают весьма крепкими позициями («ГлаксоСмитКляйн», «Санофи-Авентис», «Берлин-Хеми/Менарини Груп», «Байер Хелскер», «Никомед»). В остальном специфика рынков разбавлена позициями местных компаний. Например, в Беларуси отмечают протекционизм местных производителей; локальную фармпромышленность также принято поддерживать в России.

Большой интерес участников конференции вызвала ситуация в ближайшем государстве — России.

Мы уже упоминали об усилении влияния правительства на фармацевтический сектор этой страны во время кризиса. В частности, увеличилось государственное финансирование лекарственного обеспечения. Также планируется ряд изменений в регуляторной сфере. Так, с 1 января в России вступили в силу новые правила цено­образования на жизненно необходимые и важнейшие ЛС. Они подразумевают обязательную регистрацию цен на торговую марку, которую нельзя менять в течение года; обоснование цены в виде референтных цен для импортных препаратов и финансовые выкладки для отечественных; сохранение принципа ограничения наценок для товаропроводящей цепочки (в каждом регионе) — регионам рекомендована корректировка методики, основанной на дифференцированном подходе к торговой марке с разным уровнем цен. Цели, которые преследуют регуляторы такими введениями, вполне очевидны: стабилизировать цены на препараты, не допустить их скачка и главное — обеспечить население ЛС в полном объеме.

Кроме новых правил ценообразования, игроков российского фармрынка волнует еще один вопрос. На рассмотрении находятся поправки к законодательству, вводящие жесткое регулирование клинических исследований (по объему и организационной процедуре), а также ограничивающие возможности фармкомпаний в построении коммуникации с врачами. Например, запрет на визиты к врачу в рабочие часы; создание условий для контроля за конфликтом интересов у врача; ограничения на привлечение врачей для участия в конференциях. Фармкомпаниям предлагается объединяться в ассоциации и посещать врача с 2–3 генериками. Такие действия вызвали волну аргументированной критики со стороны медицинского сообщества. Но настрой регуляторов крайне решителен.

Россия не первая страна, где регламентируются взаимоотношения фармацевтических компаний и врачей. В ряде стран такие ограничения есть, и многие зарубежные фармкомпании уже имеют опыт развития в таких условиях. Скорее всего, при этом произойдет перераспределение бюджетов в различные медиаинструментарии. Будут созданы некоммерческие организации, занимающиеся организацией коммуникации с врачебной аудиторией.

Также в России произошли изменения в системе Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Более 1,5 млн россиян отказались от права на бесплатные медикаменты в пользу денежных средств (в системе ДЛО осталось 4,1 млн человек). При этом бюджет программы ДЛО увеличен на 12% и составит 2,3 млрд дол. Согласно планам развития здравоохранения России до 2020 г. в ближайшие 3 года государственное финансирование может быть увеличено более чем в 3 раза. Вопрос, каким образом это будет происходить, пока остается без ответа. Развитие системы лекарственного страхования в России отложено в связи с кризисом и зависимостью ее рынка от импортных медикаментов.

В ряде других стран СНГ на регуляторном уровне также происходили некоторые изменения. В Казахстане реформируется система государственных закупок ЛС (для льготных категорий, по специальным программам и для нужд больничных учреждений) и создается государственный дистрибьютор. Около 40% фармрынка Казахстана финансируется из государственного бюджета. Ежегодно бюджетное финансирование увеличивается на 25–30%. В 2010 г. расширяется перечень препаратов для гарантированного объе­ма бесплатной медицинской помощи.

По словам аналитиков, в 2010 г. мировая экономика будет развиваться, и стабильность на глобальном уровне пойдет только на пользу Украине и ее фармрынку

В Узбекистане (который находится на последнем месте по потреблению ЛС на душу населения среди стран, где осуществляет свою дея­тельность компания «Фармэксперт») в рамках государственных закупок медикаментов по спис­ку основных препаратов разработана методика расчета медианных цен (для закупки за средства госбюджета). Хотя только 10% фармрынка Узбекистана финансируется за счет государства. При этом здесь очень высока обес­покоенность правительства по поводу рациональности использования этих средств. Сектор госзакупок Узбекистана весьма волатилен. Развитие фармрынка, как и других секторов торговли, осложнено из-за валютного регулирования, создающего серьезные риски для поставщиков импортной продукции.

ЧТО НОВОГО В СТРАНАХ СНГ ЖДУТ в 2010 г.?

С 2010 г. Россия, Беларусь и Казахстан вступили в Единый таможенный союз, который включает единый таможенный тариф для всех видов товаров (с 2010 г.); общую таможенную границу (с июля 2011 г.); первую фазу к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Планируется, что ЕЭП начнет работать в 2012 г. Это изменит профиль торговли на территории трех стран. Для участников фармрынка это означает унификацию законодательства, регулирующего обращение ЛС; единую систему регистрации препаратов; свободное перемещение фармпродукции в пределах трех государств; развитие «внутрисоюзной» дистрибьюции и розницы; систему контроля за ценами на ЛС; расширение рынков сбыта для локальных производителей.

P.S.

Таким образом, экономическая нестабильность в мире, которая принесла Украине в целом и нашему фармрынку в частности много хлопот, по мнению экспертов, осталась в минувшем году. Со слов аналитиков, в 2010 г. мировая экономика будет развиваться, и стабильность на глобальном уровне пойдет только на пользу Украине и ее фармрынку.

На фоне развития ряда других стран СНГ отечественный фармрынок в 2009 г. продемонстрировал хорошие показатели. Более глубокое падение объема рынка ЛС в долларовом эквиваленте, чем в Украине, отмечают в Казахстане и Узбекистане. Впечатляет также тот факт, что, несмотря на сложный 2009 г., Украина остается четвертой по величине страной потребления готовых ЛС на душу населения среди стран СНГ.

Для оценки дня сегодняшнего, как и завтрашнего, очень важно оперировать точными данными об объеме фармрынка. Для качественного понимания развития отечественного фармрынка важен не просто его аудит, а достоверные и точные данные.

Сегодня все операторы хотят найти ответ на вопрос: что будет дальше, какими будут объем фармрынка и его прирост? Цифры названы… В наступившем 2010 г., очевидно, объем отечественного фармрынка будет стабильным и в долларовом эквиваленте сохранится на уровне 2009 г. Согласно оптимистичной оценке темпы прироста объема фармрынка составят 4,9%. В случае пессимистичного сценария развития событий убыль в долларовом выражении может составить 8,4%.

В следующей публикации мы расскажем читателю об увлекательной теме 2-й сессии конференции — «Up&Down: борьба за выживание и пальму первенства», о том, какие шаги предпринимали компании-производители и чего в результате достигли по итогам 2009 г.

Продолжение следует…

С докладами конференции можно ознакомиться на сайте www.apteka.ua.

Оксана Сергиенко,
Олег Терновенко,
фото Любови Столяр
*Прим. ред. Согласно данным системы «Фармстандарт» объем розничного рынка готовых ЛС в долларовом выражении в 2009 г. составил 2,1 млрд дол., а по данным компании «SMD» этот показатель был значительно больше — 2,6 млрд дол. Возник резонный вопрос: откуда взялось такое существенное расхождение в 0,5 млрд дол.?
Попробуем разобраться в этом несовпадении и оценим приведенные аргументы в подтверждение той и другой точки зрения.
Напомним, что рынок в ценах производителя рассчитывается согласно общеизвестной формуле: объем импорта + объем местного производства — объем экспорта. Рынок в ценах потребителя: объем розничных продаж + объем госпитального сегмента + госзакупки (целевые программы).
Следовательно, без труда можно посчитать рынок производителя и его прирост и сравнить этот показатель с приростом рынка потребителя, основываясь на данных аудита двух исследовательских компаний (рис. 2).
На фармрынке драйвером является производитель, и он определяет динамику развития рынка. Встает вопрос: каким образом розничный рынок в 2009 г. мог вырасти быстрее рынка производителя, что отмечается в данных компании «SMD»?
Разброс приростов объема розничных продаж ЛС в 2009 г. оказался у исследовательских компаний очень существенным — +39% («SMD») и +24% («Фармстандарт»), в то время как производители ввезли и произвели в 2009 г. на 31,2% больше, чем в 2008 г.
В качестве объяснения данной ситуации называлось наличие товарных запасов на складах — такая точка зрения была озвучена, в частности, Ириной Горловой, генеральным директором компании «SMD».
Однако данный аргумент не выглядит убедительным, если вспомнить, что по итогам 6 мес 2009 г. товарные запасы сократились на 11 дней (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 29 (700) от 27.07.2009 г.).
Эксперты компании «Proxima Research» представили другое видение ситуации. В IV кв. 2009 г. объем импорта готовых ЛС значительно увеличился, что внесло вклад в рост рынка производителя. И препараты, которые были импортированы, скорее всего, еще не все проданы и будут реализовываться в аптечных учреждениях в 2010 г. В этой связи прирост рынка в ценах производителя (31,2%) можно считать предпосылкой для дальнейшего роста потребления ЛС в 2010 г.
Темпы прироста рынка потребителя не могут значимо опережать темпы прироста рынка производителя.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи