Управляйте своими деньгами!

Напомним, что 7 июня в гостинице «Русь», Киев, состоялась 5-я юбилейная специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2012», организаторами которой выступили компании «МОРИОН» и «Proxima Research». На данный момент в Украине внедряется программа импортозамещения лекарственных средств, ведется подготовка к чемпионату Европы по футболу «ЕВРО–2012», также на этапе подготовки — очередные реформы в различных сферах государственной деятельности. Перед составлением бюджета фармкомпании на следующий год необходимо учесть все факторы, прямо или косвенно влияющие на его формирование. При этом также следует уделить внимание данным о развитии экономики ведущих стран мира. Ведь ситуация в Украине, в том числе и стабильность национальной валюты, во многом зависит от глобальной экономики.

Традиционно конференция началась с обзора тенденций развития экономической ситуации в мире и Украине. Общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей представил Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины.

Макроэкономические показатели ведущего экономического государства — США — демонстрируют слабый прирост. На сегодня повышение ВВП в этой стране составляет около 2%, из них ¾ оказалось в складских запасах. Расходы домохозяйств (лиц или группы лиц в США, занимающих отдельное жилое помещение) остаются стабильными, при этом отмечается сокращение нормы сбережений населения страны. Промышленность США пошла путем оптимизации производства за счет уменьшения численности сотрудников.

В 2011 г. предполагается, что рост государственного долга США составит около 20%. Таким образом, ожидать бурного развития экономики США не приходится. Для того чтобы экономика начала стремительно развиваться, необходим рост потребления домохозяйств и уменьшение долгов.

Относительно Европы особые опасения в 2011 г. вызывает ситуация в экономике таких государств Еврозоны, как Португалия, Греция и Ирландия. Позитивные прогнозы зарубежных аналитиков касаются таких стран Европейского Союза, как Эстония и Польша.

В Еврозоне продолжает увеличиваться инфляция, которая за прошедший год возросла на 2,8%. Цены производителей в годовом исчислении повысились в Еврозоне на 6,7%, а в ЕС — на 7,4%.

У нашего северного соседа — России — прирост ВВП составил 4,1%, основное повышение которого происходит за счет продажи нефти.

По результатам I кв. 2011 г. в Украи­не дефицит внешнеторгового баланса достиг 9 млрд грн. Таким образом, можно говорить об отсутствии позитивных сдвигов в этой сфере. При этом государственный долг за I кв. 2011 г. стремительно возрос на величину, которая в прошлом иногда соответствовала годовому приросту.

Позитивными моментами можно считать информацию Государственного комитета статистики об умеренном росте потребительских цен и увеличении реальных доходов населения.

Что касается государственных расходов на здравоохранение, то в 2010 г. они составили 4,1% ВВП Украины. Для сравнения в 2009 г. этот показатель был на уровне 4%.

Пользуясь собственными расчетами и данными, предоставленными компанией «Proxima Research», докладчик представил прогноз развития объема розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении на 2012 г. Согласно пессимистичному сценарию объем рынка лекарственных средств в денежном выражении может составить 9,5%, а оптимистичному — 14,9%.

Для реализации оптимистичного сценария необходимо, чтобы Украину обошли стороной все риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране, и прежде всего была стабильной национальная валюта.

Постоянный мониторинг всех мак­роэкономических показателей на регулярной основе — довольно сложный и трудоемкий процесс. На сегодня на отечественном фармрынке существует уникальный инструмент, который значительно облегчает анализ этих показателей.

Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», продемонстрировал на практике всем участникам конференции в режиме on-line, насколько легко использовать данные развития фармрынка и макро­экономических индексов страны при формировании бюджета с помощью Business Intelligence приложения «PharmXplorer» на платформе QlikView компании «QlikTech». «PharmXplorer» представляет собой on-line BI-решение, обеспечивающие топ-менеджмент компаний необходимой информацией в нужное время в нужном месте.

В данном приложении консолидированы все необходимые данные из открытых государственных источников — Государственного комитета статистики, Национального банка Украины, Министерства финансов и др. Это прогнозируемый уровень ВВП, баланс импорта/экспорта, данные об инфляции (на фармрынке, в ценах производителя, потребительской корзины). Также в приложении содержатся демографические показатели населения Украины и их структура, доходы населения, номинальная среднемесячная зарплата в разрезе регионов (важно учитывать при распределении ресурсов по каждому региону в отдельности), задолженности по выплате зарплаты и уровень безработицы в стране. В приложении предоставлена также динамика курса основных валют в реальном времени.

Используя это приложение, пользователь может с легкостью отслеживать тренды розничного и госпитального сегментов лекарственных средств, а также их динамику в разрезе отечественного и зарубежного производства, Rx-/ОТС-препаратов. В режиме on-line докладчик продемонстрировал динамику сегментов за последние 2 года, где было отмечено, что в денежном выражении опережающими темпами увеличивается объем продаж оте­чественных производителей, а в натуральном — в текущем году зарубежные производители демонстрируют более высокие темпы роста, нежели отечественные.

Возвращаясь в недавнее прошлое — апрель 2011 г., следует отметить, что объем рынка розничных продаж лекарственных средств составил 1,8 млрд грн., увеличившись на 18% по сравнению с аналогичным перио­дом 2010 г. При этом объем розничных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства увеличился на 22 и 16% соответственно. Вклад в 13% прироста объема розничных продаж отечественных лекарственных средств был обусловлен повышением стоимости этой продукции по сравнению с 2010 г. Тогда как у зарубежных прирост за счет инфляционной составляющей почти вполовину меньше.

Также было продемонстрировано соотношение между рецептурными и безрецептурными сегментами лекарственных средств в денежном выражении, которое колеблется в диапазоне 50:50. При этом темпы роста рецептурного сегмента незначительно опережают таковые безрецептурного с соответствующим приростом доли Rx-сегмента в общем объеме продаж лекарственных средств в денежном выражении. Возможно, эта тенденция в будущем сохранится и ее следует учесть при составлении бюджета.

Что касается развития госпитального сегмента, то его удельный вес в общем объеме рынка лекарств в последние годы неуклонно уменьшается и по итогам 2010 г. составляет 15% всего объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Владея таким мощным арсеналом информации и ознакомившись с возможными тенденция­ми на фармрынке, можно приступать к изучению его будущих перспектив.

Вниманию участников конференции также был представлен созданный в приложении «PharmXplorer» рейтинг ведущих маркетирующих организаций, брэндов л­екарственных средств, в разрезе групп АТС-классификации.

Рейтинг формируется по объему розничной реализации и госпитального потребления в исследуемый период с указанием абсолютной величины прироста по отношению к предыдущему году. Индексы роста указывают, чем был обусловлен прирост, — увеличением потребления упаковок, перераспределением потребления с более дешевых на дорогие, увеличением стоимости или выведением новых лекарственных средств. Также в рейтинге указаны показатели изменения промоцион­ной активности участников по основным каналам промоции: визитов медпредставителей к врачам в разрезе специальностей и к фармацевтам, вложения в ТВ-промоцию. Таким образом, при помощи данного приложения на примерах участники конференции смогли убедиться в легкости получения информации о том, за счет чего увеличилась реализация каждой из топ-10 маркетирую­щих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Аналогичный анализ был продемонстрирован в разрезе брэндов, АТС-групп и др.

Для того чтобы каждый участник конференции мог не только воочию увидеть и услышать о возможностях «PharmXplorer» в теории, но и использовать всю содержащуюся в нем информацию на практике, организаторы конференции обеспечили персонифицированный on-line доступ, указав логин и пароль для on-line доступа на бейджиках.

Использу­я эти данные, каждый присутствую­щий получил доступ через интернет к «PharmXplorer» в режиме on-line и возможность анализировать интегрированные данные одновременно с докладчиком. Более того, участники конференции смогут и дальше держать руку на пульсе событий на фармрынке и экономической ситуации в стране — организаторы предоставили гостям конференции право пользования этими страницами «PharmXplorer»   до следующей аналитической конференции организаторов на которой будут представленыновые разработанные страницы приложения «PharmXplorer».

После комплексного анализа развития отечественного фармрынка в приложении Business Intelligence, интересно было бы рассмотреть развитие фармрынка через призму участия в его жизни государственных органов власти. Что же происходит с государственным финансированием системы здравоохранения в последние годы и каковы перспективы? Более подробно об этом рассказал Евгений Кунда, директор по развитию компании «МОРИОН». Много говорят о государственных средствах, которые регулярно выделяются на здравоохранение. Экспертный анализ продемонстрировал, что за последние три года объем расходов на здравоохранение в национальной валюте постепенно увеличивался и в 2010 г. составил 44,7 млрд грн. Однако в долларовом эквиваленте 2010 г. пока не достиг уровня 2008 г.

Примечателен профиль распределения этих средств. Около 3/4 всех расходов на здравоохранение приходится на зарплату, оплату коммунальных услуг и продукты питания. Только около 10% расходуется по статье «Медикаменты и перевязочные материалы». На осознанные государственные программы (туберкулез, СПИД, иммунопрофилактика и прочие) выделяется около 5% общей суммы расходов.

План на 2011 г. практически не отличается от фактической суммы за 2010 г. и составляет 45,0 млрд грн. Тем не менее, не следует забывать о том, что та доля, которая с точки зрения поставщиков диагностического оборудования медицинского назначения и операторов фармацевтического рынка может считаться целевой, составляет около 10%, то есть около 4,5 млрд грн. Очевидно, что в условиях стагнации уровня государственных расходов на здраво­охранение задача поиска ресурсов роста доходов компаний-производителей за счет оптимизации внутренних процессов приобретает особую актуальность.

Большой интерес аудитории вызвал доклад Валерия Стецива, директора Департамента регуляторной политики в сфере обращения лекарственных средств и продукции в системе здравоохранения МЗ Украины, в котором были озвучены основные тенденции и прогнозы относительно государственного регулирования украинского фармацевтического рынка.

В сложившейся сегодня ситуации, безусловно, довольно сложно делать прогнозы развития фармрынка. Все представители фармбизнеса являются свидетелями структурных и кадровых изменений в МЗ Украины. Одна из ключевых задач Министерства — донести до представителей фармбизнеса информацию об изменениях, происходящих в сфере государственного регулирования оборота лекарственных средств. Ведь без этого понимания участники фармрынка не смогут развиваться и строить даже краткосрочные планы по развитию бизнеса.

В. Стецив напомнил, что бюджет 2010 г. формировался по старому механизму. Предполагается, что к концу нынешнего года ситуация в сфере государственных закупок лекарственных средств стабилизируется. А уже в следующем году новый бюджет будет формироваться сбалансированно. В. Стецив выразил уверенность, что бюджет, выделяемый на потребности системы здравоохранения, будет увеличиваться. Министерство здравоохранения, в свою очередь, будет стремиться к оптимизации затрат с целью максимального удовлетворения потребностей в госпитальном сегменте.

По мнению докладчика, формированием политики ценообразования должно заниматься Министерство экономики и Министерство финансов, а не профильное министерство. Первым шагом на этом пути было введение декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые могут закупаться за деньги местного и государственного бюджета.

На данный момент реестр оптово-отпускных цен содержит сведения о более чем 3 тыс. лекарственных средств. Из них, по словам докладчика, доля отечественных препаратов составляет более 50%, а зарубежных — более 40%.

Сегодня актуальным вопросом является внесение данных в реестр оптово-отпускных цен. Министерство планирует закупить лекарственные средства по 224 международным непатентованным названиям, а сегодня в реестр внесены данные, касающиеся только 174 из них.

Как заверил В. Стецив, процесс ценообразования в части закупок планируется контролировать только в разрезе государственных закупок лекарственных средств.

О подводных камнях, которые существуют в проекте концепции Государственной целевой программы «Развитие импортозаменяемых производств в Украине и замещение импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами», рассказал Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine».

Государственная политика регулирования развития фармацевтической отрасли движется по пути реформирования системы здравоохранения. И одним из главных пунктов реформ является внедрение системы реимбурсации (полное или частичное возмещение стоимости лекарственных средств для амбулаторного лечения пациентов). Для фармацевтической отрасли это означает изменение модели финансирования отрасли здравоохранения и изменение потребления лекарственных средств в рецептурном сегменте. В случае нормализации госпитального обеспечения лекарственными средствами и введения системы реимбурсации государство «возвратится» на рынок как значимый покупатель, а сегмент рецептурных препаратов ожидает значительный рост.

Эта перспектива уже обострила конкурентную борьбу в рецептурном сегменте — предложения по выписыванию препаратов только по международному непатентованному наименованию (INN), запрету визитов медицинских представителей к врачам и т.п.

К сожалению, МЗ Украины пошло по стопам наших белорусских соседей, где также существует программа импортозамещения, а не взяло пример России или Казахстана, где программы нацелены на развитие локальной фарминдустрии и системы здравоохранения в целом.

Одной из основных целей программы импортозамещения МЗ Украины декларируется увеличение доли оте­чественных лекарственных средств, закупаемые за государственные средства, до 50%. Поскольку по итогам I кв. 2011 г. в госпитальном сегменте отечественные производители увеличили свою долю до 51% в денежном, а в натуральном — почти до 90%, открытым остается вопрос, какой сегмент имеется в виду, и зачем разрабатывать программу на 10 лет, цели которой уже будут достигнуты в 2011 г.?

Согласно опубликованной концепции, основными направлениями программы являются предоставление налоговых и финансовых льгот для отечественных производителей, прямое целевое финансирование из бюджета разработок и производства лекарственных средств на отечественных предприятиях и создание нетарифных барьеров для зарубежных производителей лекарственных средств.

При этом отсутствуют финансовая оценка стоимости льгот, предоставляе­мых отечественному производителю, механизм оценки использования государственных финансовых ресурсов. Также в документе не прописана ответственность отечественных производителей за невыполнение целей программы в назначенные сроки.

О влиянии трендов развития фармацевтических рынков соседних стран на украинский фармрынок рассказал в своем докладе Виктор Пушкарев, региональный директор «Orion Corporation» для России, Украины и стран СНГ.

В странах СНГ и Грузии в посткризисный период постепенно восстанавливается уровень потребительской корзины, где власти предприняли шаги по оптимизации медицинского потребления. Например, в Грузии и Армении введено в действие законодательство о параллельной торговле, предоставляющее упрощенный допуск для продуктов из ЕС, США и Японии. Функционирование аналогичной системы в ЕС привело к существенному снижению цен за счет поступления товаров с более низкостоимостных рынков внутри ЕС без ущерба качеству.

Эти страны отмечают параллельную торговлю как важный механизм для снижения финансовой нагрузки как для потребителя лекарственных средств, так и для сферы здравоохранения.

Внедрение параллельной торговли системно влияет на вопросы брэндирования и ценообразования в первую очередь относительно рецептурных препаратов, к которым нужно быть готовым и в Украине в случае одобрения системы параллельной торговли. Несмотря на потенциально большой эффект от снижения цен и оптимизации расходов на медицинское потребление за счет параллельной торговли, вопросы безопасности потребления, в том числе и через специальное лицензирование компаний, вовлеченных в параллельную торговлю, станут актуальными при таком развитии событий.

В странах, входящих в ЕС, особенно из Восточно-Европейского региона, продолжается давление на стоимость лекарств через систему референтного ценообразования. Тем не менее, идентификация цен на препараты с одинаковым действующим веществом возможна только в условиях стандартных требований к качеству продукции и уровню его производства.

В ЕС все больше фармацевтических рынков становятся зависимыми от плательщика (фондов реимбурсации и госпиталей), что зачастую не совпадает с интересами пациента по получению наиболее эффективного и зачастую дорогостоящего лечения. Госпитальный сегмент формируется за счет проведения прозрачных тендеров.

Введение открытой тендерной практики в госпитальном сегменте и системы параллельной торговли и генерической субституции (замены более дорогого препарата на аналог, если его стоимость покрывается страхованием) в конечном результате привело к снижению уровня цен на фармацевтическую продукцию на европейском фармрынке.

В России и большинстве стран СНГ увеличение объема рынка фармпродукции взаимосвязано с ростом цен на них. Наш северный сосед в 2010 г. ввел в действие ограничение аптечных наценок, а затем — и ограничения на цены препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП). Введение данного регулирования, изначально направленного на снижение финансовой нагрузки на пациентов, привело к возникновению проблемы обеспечения лекарственными средствами населения и функционирования каналов дистрибьюции, несмотря на солидное финансирование потребления большинства продуктов с регулируемой ценой через систему дополнительного лекарственного обес­печения (ДЛО).

По мнению докладчика, эта законодательная инициатива является примером регулирования фармрынка, который не следует повторять украинским властям при реформировании отрасли.

Предпринимая попытки контролировать финансовую нагрузку системы здравоохранения в Украине через регистрацию цен на группы продуктов, государство должно выступать участником этого процесса посредством системы финансирования (реимбурсации) потребления жизненно необходимых препаратов.

Приоритетность развития фармацевтической отрасли в России через программу ФАРМА 2020 и динамичное развитие этого сектора в Европе наглядно демонстрируют слабость недавно предложенного для публичного обсуждения проекта Программы импортозамещения лекарств в Украи­не и необходимость координации бизнеса и органов власти вокруг программы оптимизации медицинского потребления.

Опытом внедрения законодательных инициатив в России и их последствий поделился Юрий Крестинский, директор Института развития общественного здравоохранения.

Регуляторная активность правительства Российской Федерации в 2010 — начале 2011 г. оказывает влия­ние на всю систему здраво­охранения страны и систему обеспечения лекарственными средствами населения в целом. Базовым из принятых законов является федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Этим законодательным актом медицинским учреждениям негосударственной формы собственности предоставлена возможность выполнять государственные заказы по предоставлению медицинских услуг. Таким образом, населению предоставлено право выбора страховых организаций и медицинских учреждений государственной или коммерческой формы собственности, где он хочет обслуживаться.

Также одним из важных законов, оказавший существенное влияние на развитие российского фармрынка, является  закон «О совершенствовании правового положения государственных муниципальных учреждений», который позволяет до 2012 г. изменять организационно-правовые формы, передавать государственные муниципальные заведения в управление негосударственным. После введения в действие этого закона ожидается увеличение притока инвестиций в отрасль здравоохранения. Этому способствует большой объем рынка оказывае­мых медицинских услуг в денежном выражении на территории Российской Федерации.

Еще одним законодательным актом, принятым правительством РФ, был закон «Об обращении лекарственных средств», в который регулярно вносятся дополнения (или изменения). Законом регулируется уровень наценки в зависимости от отпускной стоимости лекарственного средства. В результате на российском фармрынке произошло замещение дорогостоящих препаратов более дешевыми. В итоге в 2010 г. впервые объем российского фармрынка увеличился в натуральном выражении.

На данный момент на согласовании правительства находится проект закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ», в котором предусматриваются ограничения коммуникаций специалистов здравоохранения с медпредставителями.

Невзирая на регуляторные сложности, перспективы развития российского фармрынка остаются оптимистичными. Увеличение объема рынка лекарственных средств в России в 2011 г. прогнозируется на уровне 15%, но по причине некоторых законодательных инициатив в системе здравоохранения страны в I полугодии 2011 г. его рост может замедлиться.

Подытоживая свое выступление, докладчик отметил позитивное влия­ние большинства введенных в действие законодательных новаций в России, на которые можно было бы обратить внимание при реформировании системы здравоохранения в Украине.

Дискуссия

В заключение 1-й сессии эксперты фармрынка высказали свое мнение относительно ожидаемых приростов продаж компаний и величины прироста бюджета. По мнению Жана-Поля Шоера, управляющего директора «Санофи» в Украине и Республике Беларусь, дальнейшее развитие украинского фармрынка предполагает повышение стоимости препаратов. Однако, для компании «Санофи» повышение цен на свои препараты обусловлено только изменением гривневого курса и никакими другими изменениями, так как важно сохранять доступность жизненно важных препаратов для пациентов. В своем дальнейшем развитии компания ориентируется на рост объема продаж в натуральном выражении, а не в стоимостном.

Эксперт украинской фарминдустрии Владимир Телявский, директор ПАО «Киевский витаминный завод», предположил, что будущий рост объема фармрынка в денежном выражении будет обусловлен перераспределением за счет новых молекул и соответственным повышением стоимости лекарственных средств.

Экспертами фармрынка были представлены прогнозы ожидаемого роста объема продаж лекарственных средств в их компаниях. Причем мнения экспертов схожи — 15–20%. Именно такой прирост будет заложен в бюджеты успешных фармкомпаний на следующий год и такой прирост объема продаж лекарственных средств они ожидают получить.

Виталий Гордиенко, глава представительства компании «Абботт Лабораториз С.А.» в Украине, озвучил прогнозируемый прирост отдельных сегментов госпитального рынка, в которых представлены препараты компании — 15%. Он будет, в первую очередь, обеспечен сохраняющимся разрывом между числом пациентов, получающих препараты для лечения ВИЧ/СПИДа, и нуждающихся в них, а также непокрытыми потребностями в новых инновацион­ных методах лечения и развитием других отраслей медицины.

Денис Шевченко, исполнительный директор фармацевтической ассоциации «ФАРМУКРАИНА», отметил, что прогнозируемый рост бюджета фармкомпаний в деньгах на 20% предполагается в номинальном значении, но каким будет реальный рост с учетом возможной девальвации национальной валюты — остается под вопросом. Также эксперт отметил, что повлиять на прирост продаж могут повышенное внимание и действия по отношению к фарминдустрии со стороны фискальных органов.

Кто владеет информацией, тот владеет миром! В переменчивых условиях в мире в целом и на развивающемся отечественном фармрынке в частности это, пожалуй, главный фактор для роста компаний. И достичь его можно с помощью одновременного мониторинга всех показателей развития фармрынка в одной программе. Такой инструмент значительно облегчает бюджетное планирование.

Ознакомиться с презентациями участников конференции «Фармбюджет–2012» можно на сайтах www.morion.ua, www.apteka.ua.

Антон Фирсов,
фото Анатолия Белова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті