Согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» на сегодня общий срок осуществления государственных закупок по самой распространенной процедуре — открытые торги (полная процедура) — составляет более 2 мес. Сложность ситуации заключается в том, что в период проведения процедуры закупок цены на товары, работы и услуги могут повышаться. В феврале текущего года операторы рынка столкнулись с еще одной проблемой — резким изменением курсов валют. На фоне этого возник вопрос индексации задекларированных цен на лекарственные средства, которые закупаются за бюджетные средства, поскольку на сегодня отсутствует механизм, позволяющий оперативно пересчитывать цены на лекарства, подлежащие государственному регулированию, учитывая курс гривни.
Эта проблема хорошо известна власти, о чем свидетельствуют высказывания отдельных народных депутатов. В частности, А. Бондарь процитировал Андрея Шипко, председателя подкомитета по вопросам законодательного обеспечения развития фармации, осуществления фармацевтической деятельности, производства и обращения изделий медицинского назначения, развития современных медицинских технологий Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения. Описывая сложившуюся ситуацию, А. Шипко заявил, что «в условиях нестабильности курса гривни больницы вынуждены или искать дополнительные средства, которые не предусмотрены бюджетами, или уменьшить количество закупаемых лекарств в рамках государственных целевых программ». Докладчик проанализировал данное высказывание с юридической точки зрения. Действующее законодательство Украины в сфере государственных закупок не позволяет урегулировать сложившуюся ситуацию. Для увеличения суммы договора (если медицинское учреждение все-таки нашло дополнительные средства) необходимо проводить новые процедуры торгов и, как следствие, заключать новые договора о закупке. Также не урегулирован вопрос уменьшения объема закупки в связи с колебанием курса гривни.
В ст. 40 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» указано, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. То есть, то, что участники прописали в своих предложениях, в дальнейшем не должно изменяться. Однако, следует отметить, что законодательством предусмотрены некоторые исключения. В частности, в соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 40. Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» существенные условия договора о закупке могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме в случае, в том числе, изменения курса иностранной валюты, при условии указания в договоре порядка изменения цены в зависимости от изменения курса. В то же время А. Бондарь обратил внимание присутствующих на то, что данное положение не может применяться к договорам, заключенным в 2013 г., поскольку такой порядок, как правило, не был предусмотрен в соответствующих договорах. Более того, законом не предусмотрено, в какой момент заказчик может осуществлять перерасчет и как следует корректировать количество товаров. Он допустил, что заказчику логично было бы осуществлять перерасчет на дату поставки товара. При этом докладчик отметил, что мнение контролирующих органов может отличаться от мнения заказчика. К сожалению, на сегодня отсутствуют официальные какие-либо разъяснения уполномоченных органов и судебная практика в отношении данного вопроса.
А. Бондарь привел несколько примеров практических ситуаций, которые могут возникнуть, а с отдельными из них участники рынка уже столкнулись на разных этапах осуществления государственных закупок в связи с нестабильностью курса гривни. Как поступать поставщикам, если проведена процедура закупки, акцептировано предложение участника, заключен договор по результатам торгов, но поставка еще не осуществлена и произошел скачок курса? Участники семинара предположили, что в таком случае следует расторгнуть договор о закупке. А. Бондарь указал на нюансы такого предложения. Теоретически такой вариант возможен, если это предусмотрено договором о закупке и не приведет к негативным последствиям для участника — победителя торгов. В то же время, если участник-победитель внес обеспечение выполнения договора (предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств по договору о закупке), размер которого не может превышать 5% стоимости договора, в случае его расторжения он может потерять соответствующую сумму. Поэтому в данной ситуации, если нет возможности расторгнуть с заказчиком договор без каких-либо негативных последствий, необходимо осуществлять поставку.
Еще одна практическая ситуация: объявлены торги, подготовлена документация, поданы предложения, проведена процедура их раскрытия заказчиком, предложение победителя еще не акцептировано, произошел скачок курса. В таком случае участник может отозвать свое предложение. Но в данной ситуации также существуют некие риски для участников торгов. Заказчик имеет право указать в документации конкурсных торгов требование о предоставлении обеспечения предложения конкурсных торгов. Размер обеспечения предложения конкурсных торгов в денежном выражении не может превышать 5% в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг на условиях, определенных документацией конкурсных торгов. Следовательно, необходимо учитывать, что обеспечение предложения конкурсных торгов не возвращается заказчиком в случае отзыва предложения конкурсных торгов участником после окончания срока его предоставления.
Некоторые из участников семинара столкнулись с ситуацией, когда уже объявлены торги, подготовлена документация, после чего повысился курс валют. В данном случае А. Бондарь порекомендовал попробовать успеть передекларировать изменение оптово-отпускной цены на товары и подать предложение уже с учетом изменения курса валюты. Для этого у заявленных участников торгов есть около 30 дней — период с момента объявления о проведении процедуры закупок до раскрытия предложений конкурсных торгов. Участники семинара, поделившись опытом декларирования цен на лекарственные средства, отметили, что, несмотря на установленные постановлением КМУ от 13.08.2012 г. № 794 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов» сроки декларирования оптово-отпускных цен, на практике этот процесс порой может длиться месяц и, следовательно, есть большая вероятность, что в предусмотренные сроки для подачи предложений конкурсных торгов можно не уложиться.
В связи с этим А. Бондарь напомнил, что с целью стабилизации ситуации на фармацевтическом рынке и минимизации курсовых рисков 7 и 8 февраля 2014 г. в МЗ Украины были проведены совещания, в ходе которых обсуждалась данная проблема и возможные пути ее решения. Было принято решение создать рабочую группу по выработке механизмов разрешения сложившейся ситуации. И уже 8 февраля приказом МЗ Украины № 110 был утвержден состав рабочей группы по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за бюджетные средства, на которые распространяется действие пилотных проектов по государственному регулированию цен. Членами рабочей группы был разработан и согласован проект постановления КМУ «О мерах по обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Он предусматривает предоставление права заказчикам в договорах с участниками процедуры закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения определять денежный эквивалент стоимости лекарственных средств и медицинских изделий, которые закупаются за государственные средства, в иностранной валюте, который подлежит уплате в гривне по курсу НБУ к соответствующей валюте на день осуществления поставки, или предусматривать возможность осуществления предоплаты в размере стоимости предмета закупки. По мнению докладчика, принятие данного документа способствовало бы решению сложившейся ситуации.
А. Бондарь также рассказал о ключевых моментах разработанного МЗ Украины еще осенью прошлого года законопроекта «Об особенностях осуществления государственных закупок в сфере здравоохранения». По его словам, положительно уже то, что разрабатываются профильные законопроекты, в частности, направленные на урегулирование вопроса государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Учитывая специфику и социальную значимость закупки лекарственных средств и медицинских изделий, необходим индивидуальный законодательный подход к закупке таких товаров с учетом всех особенностей предмета закупки.
Законопроектом предусмотрена возможность начать процедуру закупки лекарственных средств и медицинских изделий до начала бюджетного года при условии приведения количества товара в начале следующего года в соответствие с объемом финансирования, определенного законодательством для такой закупки. По мнению А. Бондаря, учитывая, что законодательство не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до вступления в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины», вышеуказанное положение законопроекта не будет противоречить требованиям действующего законодательства. С другой стороны, не совсем понятно, как данное положение корреспондируется с требованиями к документации конкурсных торгов, определенными в ст. 22 действующего Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», в частности относительно обязательного указания количества закупаемого товара.
Другое положение законопроекта предусматривает право заказчика при формировании предмета закупки образовывать из лекарственных средств и медицинских изделий комплект (набор) при условии, что их самостоятельная закупка может привести к неэффективному или нерациональному использованию государственных средств.
Указанное положение направлено на соблюдение принципа максимальной экономии и эффективности использования государственных средств. Тем не менее, не совсем понятен механизм установления/проверки, будет ли самостоятельная закупка таких товаров неэффективным или нерациональным использованием государственных средств. Кроме того, не приведет ли такая закупка к нарушению принципов добросовестной конкуренции среди участников? Ведь в случае, если участник не осуществляет поставку, к примеру медицинского изделия, он автоматически не может принимать участие в торгах. Докладчик проанализировал другие ключевые положения законопроекта и указал на их недостатки.
Учитывая вышесказанное, докладчик резюмировал, что данный законопроект требует доработки, а его положения не позволяют урегулировать сложившуюся ситуацию в связи с колебаниями курса гривни.
Из последних инициатив А. Бондарь отметил обнародованный на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины 11.03.2014 г. законопроект «Об осуществлении государственных закупок», которым предлагается изложить данный закон в новой редакции. Среди прочего законопроект не содержит требования к участнику относительно наличия у него собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины, что исключает риск относительно невозможности участия в конкурсных торгах зарубежных производителей лекарств, не имеющих собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания в Украине. Кроме того, законопроект не предусматривает такой процедуры закупки, как электронный реверсивный аукцион. Также А. Бондарь обратил внимание на некоторые нюансы предлагаемого законопроекта.
Как и предполагали организаторы семинара, тема оказалась актуальной и вызвала горячую дискуссию среди участников, которые выразили надежду, что в ближайшем будущем вопрос государственных закупок лекарственных средств на фоне колебаний курса гривни будет урегулирован.
фото Сергея Бека
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим