Новая волна информационных запросов от АМКУ: к чему готовиться и как обезопаситься?

07 Жовтня 2014 11:40 Поділитися

Новая волна информационных запросов от АМКУ: к чему готовиться и как обезопаситься?Операторы фармацевтического рынка Украины начали получать новые информационные запросы Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Конечно же, у каждой компаний возникает вопрос: стоит ли считать такой запрос «прицельным» вниманием к конкретной компании или это скорее очередная волна, направленная на изучение ситуации в целом?

С нашей точки зрения, из сути запросов можно сделать вывод, что в связи со сложившейся на сегодня критической ситуацией с государственными закупками лекарственных средств АМКУ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на данном рынке в целом. Запросы получают также компании, которые непосредственно не участвовали в закупках, однако чья продукция была представлена на тендерах.

По характеру запросов АМКУ можно предположить, что Комитет продолжает углубляться в вопросы ценообразования на лекарственные средства, анализируя обоснованность существующих цепочек поставок и распределения маржи, роль каждого субъекта в такой цепочке и возможности ее сокращения. При этом изучается характер взаимоотношений между соответствующими субъектами (в частности, поставщиками и участниками тендеров), наличие эксклюзивных прав. Отдельный интерес для АМКУ представляет вопрос наличия в Украине лекарственных средств, производимых международными фармацевтическими компаниями, то есть АМКУ изу­чает обоснованность невключения в продуктовые спецификации для украинского рынка тех или иных препаратов, которые являются незаменимыми или сложно заменимыми (занимают монопольное положение) в отдельных категориях.

Содержание запросов показывает, что АМКУ уже достаточно неплохо разбирается в принципах функционирования фармацевтического рынка Украины и обращает внимание как раз на наиболее узкие места: формулировки гарантий, которые предоставляются производителями (их представителями) дистрибьюторам для участия в государственных тендерах; наличие непосредственной возможности для дистрибьюторов заключать договоры напрямую с производителями или причины отсутствия таковой и др.

В этот раз, как и ранее, объем запрашиваемой информации достаточно большой. Напомним, что в соответствии с законом предоставление ответа на информационные запросы АМКУ является обязанностью компаний. При этом за непредоставление информации, предоставление неполной/неточной информации комитет имеет право наложить штраф в размере до 1% дохода (выручки) от реализации товаров компании (и даже группы компаний) за прошедший финансовый год. По опыту предыдущих перио­дов комитет активно использует данное право.

При этом важно, что информация запрашивается за период с 2010 по 2014 г., что даст АМКУ возможность проследить в целом изменения схем поставок, ценообразования, которые происходили в данный период на рынке. В связи с этим, если компания или какая-либо из компаний группы получали запросы ранее, следует убедиться, что вся информация, которая направляется в комитет, соответствует предоставленной за прошедшие периоды. В противном случае у АМКУ могут возникнуть сомнения в точности, достоверности или полноте предоставленной информации, что, как описано выше, грозит применением соответствующих санкций. При этом следует обращать внимание также и на формулировку ответов по сути, поскольку изменение каких-либо коммерческих условий, как, к примеру, изменение в подходах ценообразования, изменение ассортимента товара, изменения в выборе контрагентов могут вызвать особый интерес комитета. В связи этим рекомендуем иметь четкую позицию по всем изменениям — обоснованную с экономической точки зрения и правильно оформленную юридически.

Кроме того, при работе с запросами, следует учесть, что АМКУ имеет право запрашивать, в том числе, и конфиденциальную информацию, а также информацию, которая составляет коммерческую тайну. Однако при предоставлении такой информации в комитет следует позаботиться о сохранении статуса данной информации согласно процедуре, предусмотренной в законе.

Таким образом, в случае получения информационного запроса «уйти от ответа» невозможно. При этом необходимо очень осторожно и взвешенно подходить к формулировке ответов, подбору предоставляемых в комитет документов. Исходя из нашего опыта работы по антимонопольным делам на фармацевтическом рынке, можем констатировать, что именно в момент предоставления информации на первый запрос АМКУ осуществляется наибольшее количество ошибок, которые впоследствии становятся доказательной базой в дальнейшем расследовании комитета. В связи с этим в процессе общения с АМКУ важно найти золотую середину между непредоставлением (неполным, неточным предоставлением информации), за что предусмотрена серьезная ответственность, и предоставлением излишней информации, которая может негативно повлиять на исход дела.

Учитывая вышеуказанное, при работе над запросами рекомендуем обращаться за профессиональной поддержкой к своим корпоративным либо внешним юристам, которые имеют соответствующий опыт работы с антимонопольными вопросами, и хорошо понимают коммерчес­кую специфику фармацевтического рынка.

Лана Синичкина, партнер, глава практики здравоохранения и фармацевтики,
Светлана Малиновская, старший юрист практики здравоохранения и фармацевтики, адвокатское объединение Arzinger
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті