Операторы фармацевтического рынка Украины начали получать новые информационные запросы Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Конечно же, у каждой компаний возникает вопрос: стоит ли считать такой запрос «прицельным» вниманием к конкретной компании или это скорее очередная волна, направленная на изучение ситуации в целом?
С нашей точки зрения, из сути запросов можно сделать вывод, что в связи со сложившейся на сегодня критической ситуацией с государственными закупками лекарственных средств АМКУ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на данном рынке в целом. Запросы получают также компании, которые непосредственно не участвовали в закупках, однако чья продукция была представлена на тендерах.
По характеру запросов АМКУ можно предположить, что Комитет продолжает углубляться в вопросы ценообразования на лекарственные средства, анализируя обоснованность существующих цепочек поставок и распределения маржи, роль каждого субъекта в такой цепочке и возможности ее сокращения. При этом изучается характер взаимоотношений между соответствующими субъектами (в частности, поставщиками и участниками тендеров), наличие эксклюзивных прав. Отдельный интерес для АМКУ представляет вопрос наличия в Украине лекарственных средств, производимых международными фармацевтическими компаниями, то есть АМКУ изучает обоснованность невключения в продуктовые спецификации для украинского рынка тех или иных препаратов, которые являются незаменимыми или сложно заменимыми (занимают монопольное положение) в отдельных категориях.
Содержание запросов показывает, что АМКУ уже достаточно неплохо разбирается в принципах функционирования фармацевтического рынка Украины и обращает внимание как раз на наиболее узкие места: формулировки гарантий, которые предоставляются производителями (их представителями) дистрибьюторам для участия в государственных тендерах; наличие непосредственной возможности для дистрибьюторов заключать договоры напрямую с производителями или причины отсутствия таковой и др.
В этот раз, как и ранее, объем запрашиваемой информации достаточно большой. Напомним, что в соответствии с законом предоставление ответа на информационные запросы АМКУ является обязанностью компаний. При этом за непредоставление информации, предоставление неполной/неточной информации комитет имеет право наложить штраф в размере до 1% дохода (выручки) от реализации товаров компании (и даже группы компаний) за прошедший финансовый год. По опыту предыдущих периодов комитет активно использует данное право.
При этом важно, что информация запрашивается за период с 2010 по 2014 г., что даст АМКУ возможность проследить в целом изменения схем поставок, ценообразования, которые происходили в данный период на рынке. В связи с этим, если компания или какая-либо из компаний группы получали запросы ранее, следует убедиться, что вся информация, которая направляется в комитет, соответствует предоставленной за прошедшие периоды. В противном случае у АМКУ могут возникнуть сомнения в точности, достоверности или полноте предоставленной информации, что, как описано выше, грозит применением соответствующих санкций. При этом следует обращать внимание также и на формулировку ответов по сути, поскольку изменение каких-либо коммерческих условий, как, к примеру, изменение в подходах ценообразования, изменение ассортимента товара, изменения в выборе контрагентов могут вызвать особый интерес комитета. В связи этим рекомендуем иметь четкую позицию по всем изменениям — обоснованную с экономической точки зрения и правильно оформленную юридически.
Кроме того, при работе с запросами, следует учесть, что АМКУ имеет право запрашивать, в том числе, и конфиденциальную информацию, а также информацию, которая составляет коммерческую тайну. Однако при предоставлении такой информации в комитет следует позаботиться о сохранении статуса данной информации согласно процедуре, предусмотренной в законе.
Таким образом, в случае получения информационного запроса «уйти от ответа» невозможно. При этом необходимо очень осторожно и взвешенно подходить к формулировке ответов, подбору предоставляемых в комитет документов. Исходя из нашего опыта работы по антимонопольным делам на фармацевтическом рынке, можем констатировать, что именно в момент предоставления информации на первый запрос АМКУ осуществляется наибольшее количество ошибок, которые впоследствии становятся доказательной базой в дальнейшем расследовании комитета. В связи с этим в процессе общения с АМКУ важно найти золотую середину между непредоставлением (неполным, неточным предоставлением информации), за что предусмотрена серьезная ответственность, и предоставлением излишней информации, которая может негативно повлиять на исход дела.
Учитывая вышеуказанное, при работе над запросами рекомендуем обращаться за профессиональной поддержкой к своим корпоративным либо внешним юристам, которые имеют соответствующий опыт работы с антимонопольными вопросами, и хорошо понимают коммерческую специфику фармацевтического рынка.
Светлана Малиновская, старший юрист практики здравоохранения и фармацевтики, адвокатское объединение Arzinger
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим