Препараты ЭНАЛАПРИЛА: динамика цен

?

Сегодня «Еженедельник АПТЕКА» открывает новую рубрику, посвященную систематическому анализу динамики цен на лекарственные средства, представленные на  отечественном рынке. Об актуальности этой темы говорить не приходится, ведь усиливающаяся с  каждым днем конкуренция требует повышенного внимания к текущей ситуации на рынке и  тенденциям ее развития, в том числе в сфере ценообразования.

Предметом исследования являются препараты эналаприла в форме таблеток по 10 мг, которые под различными торговыми названиями реализуются в Украине. В качестве источника использованы данные об оптовых ценах на препараты эналаприла, опубликованные в  «Еженедельнике АПТЕКА» в 1998–1999 гг. и обобщенные в информационно-поисковой системе «Лекарственные средства».

Период исследования — 1 сентября 1998 г. — 30 ноября 1999 г.

Методология

При анализе использованы средние расчетные цены одной таблетки (10 мг) каждого наименования препарата, полученные на основе оптовых цен фирм-дистрибьюторов за 1 упаковку препарата.

Анализ ценовой политики фирм-производителей проводили исходя из средних, а не минимальных цен на препараты эналаприла, что обусловлено большей точностью и информативностью этого показателя.

Средняя цена — это показатель, на основании которого можно судить о стратегии формирования цен на тот или иной препарат. Что же касается минимальных цен, то они могут быть обусловлены временными субъективными факторами, которые не оказывают существенного влияния на динамику цен на рынке в целом. Причиной резкого отклонения минимальной цены от средней может быть, например, распродажа в связи с приближающимся окончанием срока годности хранящихся на складе остатков препарата, проведение специальных краткосрочных акций по продвижению на рынок лекарственного средства или реорганизация компании-дистрибьютора.

Кроме того, показатель минимальной цены может несколько «опережать события». Даже если компания-производитель избрала стратегию снижения стоимости препарата, о реальных изменениях в политике ценообразования можно говорить только в том случае, когда большинство дистрибьюторов начнут предлагать на рынке препараты по новой цене.

p_220_49_201299_220_1.jpg (12742 bytes)

Рис. 1. Средние (линии) и минимальные (столбцы) цены на препараты эналаприла (1.09.1998 – 30.11.1999)

В качестве примера напомним динамику средних и минимальных цен на препарат РЕНИТЕК (производитель — компания «MSD») в конце 1998 г. (рис. 1). Минимальные цены на РЕНИТЕК приблизились к стоимости препарата-конкурента (ЭНАП) еще в октябре прошлого года, однако средние цены на РЕНИТЕК по итогам этого периода превышали стоимость ЭНАПА более чем в два раза. Реальное сближение стоимости упомянутых препаратов эналаприла произошло только в декабре-январе.

Лидеры

На украинском рынке препаратов эналаприла можно условно выделить несколько уровней цен (рис. 2). Стратегии ценовой конкуренции на каждом из уровней несколько отличаются.

К высшей ценовой группе относятся препараты РЕНИТЕК («MSD», Нидерланды), ЭНАП («KRKA», Словения) и ЭДНИТ («Gedeon Richter», Венгрия).

Необходимо отметить, что до осеннего кризиса 1998 г. оригинальный препарат РЕНИТЕК позиционировался как более дорогостоящий — средняя цена в конце августа — начале сентября прошлого года составляла 0,52–0,53 у.е. за 1 таблетку, в то время как стоимость 1 таблетки препаратов ЭНАП и ЭДНИТ — 0,18–0,23 у.е. Однако в конце минувшего года компания «MSD» адекватно отреагировала на ухудшение экономической ситуации в стране и снизила цену на препарат РЕНИТЕК почти вдвое (см. рис. 1).

Существенное изменение в политике цен предопределило роль «MSD» как ценового лидера в этом сегменте рынка препаратов эналаприла. Компании «KRKA» и «Gedeon Richter» могут располагать бoльшими возможностями по снижению стоимости препаратов. Территориальная близость производства и значительный опыт работы на украинском рынке (компании «KRKA» и «Gedeon Richter» поставляют различную продукцию в Украину в течение 20–30 лет, «MSD» — с 1992 г.) и ряд других факторов создают дополнительные конкурентные преимущества для восточноевропейских производителей.

На основании данных, представленных на рис. 2, можно предположить, что в 1999 г. цены на ЭНАП и ЭДНИТ устанавливались с учетом стоимости препарата РЕНИТЕК.

Быть вторым — вовсе не плохо

«Второй эшелон» составляют препараты эналаприла производства крупных индийских компаний, которые поставляют лекарственные средства не только на развивающиеся рынки, но и в страны Запада. В течение текущего года стоимость препаратов, вошедших в эту группу — ЭНАМ («Dr. Reddy’s») и ИНВОРИЛ («Ranbaxy»), — отличалась наибольшей стабильностью. Отчасти это объясняется тем, что разрыв цен на препараты «второго эшелона» и их аналоги, относящиеся к «соседним» уровням цен, был достаточно велик.

p_220_49_201299_220_2.jpg (20655 bytes)

Рис. 2. Средние цены на препараты эналаприла (1.01.1999 – 30.11.1999)

Главное — доступная цена

Третью группу составляют препараты, основным преимуществом которых является низкая цена: ЭНВАС («Cadila»), ЭНАЛАПРИЛ («Elegant India») и ЭНАЛ-10 («Synmedic»). В этой группе прослеживается взаимосвязь средних цен на препараты ЭНВАС и ЭНАЛ-10, которые были практически одинаковы в течение 1999 г. Компания «Elegant India» изначально установила цену на ЭНАЛАПРИЛ собственного производства, которая отличалась от цен ближайших конкурентов. Однако с августа-сентября 1999 г. наблюдается постепенное сближение графиков цен в данной группе (см. рис. 2).

На нижнем уровне цен находится препарат отечественного производства ЭНАЛАПРИЛ (ОАО «Здоров’я», Харьков).

В целом

Подводя итог, можно сказать, что в течение января — сентября 1999 г. отечественный рынок препаратов эналаприла был достаточно четко сегментирован по ценовому признаку. С усилением социально-экономической нестабильности некоторые компании предприняли попытки адекватно отреагировать на произошедшие изменения очередным снижением цен. В частности, средняя стоимость препарата ЭНАП производства компании «KRKA» за три месяца (сентябрь — ноябрь 1999 г.) уменьшилась более чем на 15%.

Существенная девальвация гривни в начале декабря позволяет говорить о следующих тенденциях в динамике цен на рынке препаратов эналаприла.

Вероятно, индийские и восточноевропейские компании и в дальнейшем будут снижать цены на лекарственные средства, чтобы привести их в соответствие с покупательной способностью населения. Последняя же после очередного витка инфляции еще более снизится.

По-видимому, наименее болезненным процесс снижения цен в долларовом эквиваленте окажется для национального производителя — в структуре себестоимости отечественного ЭНАЛАПРИЛА достаточно заметное место занимает гривневая составляющая, которая, оставаясь неизменной при повышении курса доллара, обеспечит снижение стоимости этого препарата в долларовом выражении. Кроме того, серьезный потенциал для уменьшения отпускной цены сохраняется у импортных препаратов, относящихся к нижнему уровню цен.

Весьма вероятно, что в результате снижения цен на ЭНАП и ЭДНИТ эти препараты, а также ЭНАМ, ИНВОРИЛ и недавно появившийся на рынке МИОПРИЛ («Unique») образуют группу препаратов среднего ценового уровня. В этом случае оригинальный препарат РЕНИТЕК останется в одиночестве «на вершине» диапазона цен.

В заключение напомним, что в данном исследовании проанализированы цены на препараты эналаприла в форме таблеток по 10 мг. Однако полученные результаты можно со значительной степенью вероятности экстраполировать на весь отечественный рынок препаратов эналаприла, предлагаемого в различных лекарственных формах.

Денис Олейников

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КОМПАНИИ "MSD"

Уважаемая редакция,

Представительство компании «Мерк, Шарп энд Доум ИДЕА» в Украине благодарит Вас за возможность дать свой комментарий по поводу письма компании KRKA.

Мы сожалеем о досадной ошибке и  пользуемся случаем, чтобы уточнить информацию.

На основании данных, приведенных в  газете «Еженедельник АПТЕКА» № 35 от 13.09.99 г., можно установить, что максимальные и минимальные цены на препараты Ренитек (10 мг) и Энап (10 мг), предлагаемые различными дистрибьюторами, соотносятся следующим образом:

Продукт

Максимальная цена
(за 1 таблетку)

Минимальная цена
(за 1 таблетку)

Ренитек
(28 таблеток)

0,867 грн.

0,656 грн.

Энап
(20 таблеток)

0,917 грн.

0,493 грн.

При этом следует учесть, что Ренитек является оригинальным лекарственным препаратом, а Энап представляет собой генерическую копию. Компания «Мерк, Шарп энд Доум ИДЕА» предоставляет пациентам уникальную возможность покупать в Украине оригинальный препарат Ренитек по ценам, практически равным стоимости генерических копий этого препарата. А это немаловажно, так как Ренитек является единственным из производимых препаратов эналаприла, эффективность и безопасность которого подтверждена результатами всемирно известных клинических испытаний, таких, как CONSENSUS и SOLVD.

С уважением
Генеральный менеджер Атле Фло

БИЗНЕС – СПРАВКА

Объем продаж препаратов эналаприла за десять месяцев 1999 года
по данным украинской компании “Бизнес Кредит”

Торговое название препарата

Международное непатентованное название

Производитель

Объем продаж,
тыс. долларов США

ЭНАЛАПРИЛ

Эналаприл

ОАО “Здоров’я” (Украина)

554

ЭНАП

Эналаприл

“KRKA”

430

ЭНАМ

Эналаприл

“Dr. Reddy’s”

351

ЭДНИТ

Эналаприл

“Gedeon Richter”

262

РЕНИТЕК

Эналаприл

“MSD”

131

ИНВОРИЛ

Эналаприл

“Ranbaxy”

129

ЭНАЛАПРИЛ

Эналаприл

“Elegant India” (“Radius Union”)

50

ЭНАЛ

Эналаприл

“Synmediс”

21

ЭНВАС

Эналаприл

“Cadila”

2

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В конце текущего года в Украину поступила партия препарата ЭНАП (эналаприл) производства компании «KRKA», который реализуется на отечественном рынке по специальным ценам. Оптовая цена одной упаковки ЭНАПА (таблетки 10 мг № 20) составит 4,6–4,8 грн., расчетная стоимость одной таблетки — около 0,045 доллара США.

По словам медицинского менеджера представительства компании «KRKA» в Украине Игоря Шлапы, снижение цены носит временный характер и  продлится до полной распродажи «льготной» партии ЭНАПА, которая находится на складе дистрибьюторской компании «ВВС–Лтд». И. Шлапа подчеркнул, что специальная цена не связана с  окончанием срока годности препарата ЭНАП 10 мг.

«Еженедельник АПТЕКА» продолжит публикацию материалов об отечественном рынке препаратов эналаприла в ближайшее время.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті