Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I кв. 2015 г. Helicopter view

Помимо экономических факторов, на развитие фармацевтического рынка в регионах влияют также аннексия Крыма и проведение антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях. Массовое переселение населения из этих регионов оказывает значительное влияние не только на развитие фармрынка в этих регионах, но и на развитие других областей, в которые это население мигрирует. В данной публикации мы рассмотрим аптечные продажи в регионах Украины. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Общие тенденции рынка

В I кв. 2015 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметику и диетические добавки увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 22,7%. В то же время в натуральном выражении фармрынок продемонстрировал спад на уровне 19%. В связи с продолжающейся девальвацией национальной валюты фиксируется уменьшение объема продаж в долларовом выражении на 46,3% (более подробно с показателями аптечных продаж в I кв. 2015 г. можно ознакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 15 (986) от 20.04.2015 г.).

В большинстве регионов тенденции развития рынка схожи с общерыночными. При этом показатели прироста продаж в них выше среднерыночных как в денежном, так и в натуральном выражении. Однако в аннексированной АР Крым, а также Донецкой и Луганской областях, часть которых не контролируется украинскими властями, отмечено значительное сокращение объема продаж (рис. 1 и 2). При этом самые низкие показатели фиксируются в АР Крым, где продажи практически сошли к нулю.

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Рис. 2
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Так, без учета проблемных регионов в I кв. 2015 г. темпы прироста украинского фармрынка в денежном выражении составляют 41,2%, а уменьшение объема продаж в упаковках находится на уровне –7,3%.

Проблемные регионы оказывают значительное влияние на рыночные показатели, поскольку их доля в общем объеме рынка значительна и по итогам I кв. 2014 г. составляла более 20%. В I кв. 2015 г. данные регионы аккумулировали порядка 10% рынка. Значительному уменьшению объема продаж способствуют сложности с поставками лекарственных средств на неконтролируемую украинскими властями территорию и массовая миграция населения.

По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения граждан Украины при Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, которые перемещаются из районов проведения антитеррористической операции и временно оккупированных территорий, по состоянию на 24 апреля 2015 г. с временно оккупированной территории и районов проведения АТО в другие регионы Украины переселены 835 тыс. человек, из которых лишь 20,5 тыс. — переселенцы из Крыма. Больше всего внутренне перемещенных лиц размещены в Луганской (19,7%), Харьковской (19,6%), Донецкой (12,8%), Днепропетровской (10,0%), Запорожской (7,4%), Киевской (4,6%) областях и в Киеве (4,7%). Меньше всего переселенцев разместили в Западном регионе Украины.

В результате перераспределения населения внут­ри страны отмечается и долевое перераспределение аптечной выручки между регионами (рис. 3). Так, регионы, в которые переселили большую часть населения, демонстрируют существенное увеличение своей доли в общем объеме фармрынка, за исключением Донецкой и Луганской областей.

Рис. 3
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013–2015 гг.
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013–2015 гг.

Несмотря на то что более 60% переселенцев обустроились на территории Восточного региона, доля региона в общем объеме аптечного выторга существенно уменьшилась (рис. 4). Также за счет АР Крым сократился и удельный вес Южного региона.

Рис. 4
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013–2015 гг.
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013–2015 гг.

По итогам I кв. 2015 г. в целом по Украине средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 30,5 грн., повысившись по сравнению с предыдущим годом на 51,5%. В различных областях Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки варьирует от 21,9 до 40,5 грн. Больше всего средневзвешенная стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» возросла в АР Крым, где этот показатель увеличился на 80,0% по сравнению с I кв. 2014 г. (рис. 5).

Рис. 5
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

В сегменте дистрибуции в начале 2015 г. не произошло значимых изменений в долевом соотношении дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения (рис. 6).

Рис. 6
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2013 по март 2015 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2013 по март 2015 г.

В разрезе регионов по итогам I кв. 2015 г. тройка лидеров остается неизменной — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента» (табл. 1).

Таблица 1 Топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в регионы Украины в денежном выражении с указанием их доли в регионе по итогам I кв. 2015 г.
Дистрибьютор г. Киев Восточный Западный Центральный Южный Украина в целом
БаДМ 37,1 34,4 34,9 37,9 41,3 36,9
Оптима-Фарм 25,7 23,7 22,7 24,7 20,9 23,5
Вента 13,2 16,8 13,6 11,8 17,0 14,6
ФРАМ КО 10,5 10,3 11,9 10,1 5,7 9,8
Фармпланета 4,8 4,3 6,6 4,2 6,3 5,2

ФАрмрынок Крыма

После аннексии АР Крым Российской Федерацией на полуострове разрешена реализация фармацевтической продукции, зарегистрированной в Украине и в Российской Федерации.

По итогам I кв. 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» с украинской и российской регистрацией в АР Крым составил 735 млн грн. и увеличился на 17,7%. В натуральном выражении объем продаж уменьшился на 48,9% и составил 14,8 млн упаковок (рис. 7).

Рис. 7
Общий объем розничной реализации товаров «аптечной корзины», поставляемых украинскими и российскими дистрибьюторами в АР Крым, в натуральном и денежном выражении за I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Общий объем розничной реализации товаров «аптечной корзины», поставляемых украинскими и российскими дистрибьюторами в АР Крым, в натуральном и денежном выражении за I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Показатели прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины», зарегистрированных в Украине и поставляемых на полуостров украинскими дистрибьюторами, значительно ниже таковых по полуострову в целом. В натуральном выражении отрицательная динамика отмечается со II кв. 2014 г., а с IV кв. 2014 г. начали сокращаться продажи и в денежном выражении (рис. 8).

Рис. 8
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в АР Крым**, а также Украине в целом в натуральном и денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. – I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в АР Крым**, а также Украине в целом в натуральном и денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. – I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Доля товаров, поставляемых украинскими дистрибьюторами, перманентно уменьшалась в 2014 г., а с 1 января 2015 г. поставки лекарственных средств из Украины в Крым не осуществляются (рис. 9).

Рис. 9
Удельный вес поставок товаров «аптечный корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами за период с I кв. 2014 по I кв. 2015 г.
Удельный вес поставок товаров «аптечный корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами за период с I кв. 2014 по I кв. 2015 г.

В исследуемый период рейтинг дистрибьюторов формируют преимущественно российские компании. Однако единственная вошедшая в рейтинг украинская компания «БаДМ» возглавляет его (табл. 2).

Таблица 2 Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения АР Крым в денежном выражении по итогам I кв. 2015 г.
Дистрибьютор Позиция
БаДМ (Украина) 1
Протек (Россия) 2
СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД (Россия) 3
ЛЕСАН Фарма (Россия) 4
МедиаМед (Россия) 5
ФАРМКОМПЛЕКТ (Нижний Новгород) 6
Органика Юг (Россия) 7
Пульс (Россия) 8
Катрен (Россия) 9
Аптека Холдинг (Россия) 10

Изменения в сегменте дистрибуции привели к изменению структуры розничных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензии на производство таких товаров. По итогам I кв. 2015 г. доля аптечных продаж украинских товаров значительно снизилась, в то время как товары российского производства существенно увеличили свой удельный вес (рис. 10).

Рис. 10
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам I кв. 2014 – I кв. 2015 г.
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам I кв. 2014 – I кв. 2015 г.

Существенно изменился и рейтинг брэндов лекарственных средств. Лишь 2 препарата из рейтинга за I кв. 2014 г. вошли в топ-10 и в I кв. 2015 г. (табл. 3).

Таблица 3 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в АР Крым** по итогам I кв. 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за I кв. 2014 г.
Брэнд 2015 2014
ГРОПРИНОЗИН 1 2
ЛИНЕКС 2 12
СПАЗМАЛГОН 3 11
ТЕРАФЛЕКС 4 80
ВИТРУМ 5 16
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 6
ЭКЗОДЕРИЛ 7 25
КОЛДРЕКС 8 31
СЕПТОЛ 9 53
ДЕТРАЛЕКС 10 43

Изменения произошли и в рейтинге маркетирующих организаций. В топ-10 по итогам I кв. 2015 г. вошли «Sandoz», «Bayer Consumer Care» и «Actavis Group», при этом из украинских компаний в рейтинг вошел только «Фармак» (табл. 4).

Таблица 4 Топ-10 маркетирующих организаций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в АР Крым** по итогам I кв. 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за I кв. 2014 г.
Маркетирующая организация 2015 2014
Фармак (Украина) 1 1
Sandoz (Швейцария) 2 11
Sanofi (Франция) 3 6
Bayer Consumer Care (Швейцария) 4 13
Berlin-Chemie (Германия) 5 2
Servier (Франция) 6 8
Gedeon Richter (Венгрия) 7 5
KRKA (Словения) 8 10
Actavis Group (Исландия) 9 14
Takeda (Япония) 10 4

Фармрынок Донецкой и луганской областей

Несмотря на заключенное перемирие между украинскими властями и лидерами так называемых ДНР и ЛНР, поставки товаров, в том числе и фармпродукции, на неподконтрольные украинским властям территории затруднены, также осложнены и взаиморасчеты в связи с отсутствием банковской системы. К тому же из Донецкой и Луганской областей переселилась значительная часть населения.

В результате объем розничных продаж фармпродукции в этих областях продолжает уменьшаться. По итогам I кв. 2015 г. объем продаж в натуральном выражении сократился на 45% в Донецкой и на 67% — в Луганской обл. В денежном выражении уменьшение составило 26 и 51% соответственно (рис. 11).

Рис. 11
 Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также Украине в целом за период с I кв. 2013 по I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также Украине в целом за период с I кв. 2013 по I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе товаров «аптечной корзины» структура потребления как в Донецкой, так и в Луганской областях смещается в сторону увеличения доли лекарственных средств за счет уменьшения таковой остальных категорий (рис. 12).

Рис. 12
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I кв. 2014 и 2015 г.
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I кв. 2014 и 2015 г.

В I кв. 2015 г. в рейтинге брэндов лекарственных средств значительные изменения произошли в Донецкой обл. (табл. 5), при этом в Луганской обл. рейтинг изменился не столь существенно по сравнению с I кв. 2014 г.

В рейтинге маркетирующих организаций отмечается укрепление позиций украинских производителей, что соответствует общерыночным тенденциям (табл. 6).

Таблица 5 Топ-10 маркетирующих организаций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I кв. 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за I кв. 2014 г.
Донецкая обл. Луганская обл.
Брэнд 2015 2014 Брэнд 2015 2014
АКТОВЕГИН 1 1 АКТОВЕГИН 1 1
ЭТАНОЛ 2 90 НО-ШПА 2 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 3 18 РЕОСОРБИЛАКТ 3 7
ЭССЕНЦИАЛЕ 4 3 ТИВОРТИН 4 27
НО-ШПА 5 4 НАТРИЯ ХЛОРИД 5 2
ЦИТРАМОН 6 21 ЦИТРАМОН 6 9
АРМАДИН 7 6 КАРСИЛ 7 12
КАПТОПРЕСС 8 33 ЭССЕНЦИАЛЕ 8 6
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 9 34 БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 9 10
ЦЕФТРИАКСОН 10 75 СПАЗМАЛГОН 10 8
Таблица 6 Топ-10 маркетирующих организаций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I кв. 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за I кв. 2014 г.
Донецкая обл. Луганская обл.
Маркетирующая организация 2015 2014 Маркетирующая организация 2015 2014
Фармак (Украина) 1 1 Фармак (Украина) 1 3
Дарница (Украина) 2 6 Здоровье Группа компаний
(Украина)
2 5
Berlin-Chemie
(Германия)
3 2 Takeda (Япония) 3 1
Takeda (Япония) 4 3 Дарница (Украина) 4 2
KRKA (Словения) 5 5 Артериум Корпорация (Украина) 5 6
Артериум Корпорация (Украина) 6 8 Berlin-Chemie
(Германия)
6 4
Sanofi (Франция) 7 4 Юрия-Фарм
(Украина)
7 15
Gedeon Richter (Венгрия) 8 9 Sanofi (Франция) 8 8
Киевский витаминный завод (Украина) 9 18 Kusum Healthcare (Индия) 9 13
Servier (Франция) 10 7 Gedeon Richter (Венгрия) 10 10

ИТОГИ

По итогам I кв. 2015 г. в большинстве регионов тренды развития фармрынка соответствуют общерыночным показателям, за исключением АР Крым, Донецкой и Луганской областей.

В Крыму отмечается практически полная остановка поставок продукции украинскими дистрибьюторами, что обусловливает уменьшение объема продаж товаров украинского производства.

В Донецкой и Луганской областях основными причинами уменьшения продаж являются проблемы с поставками на неподконтрольные Украине территории, отсутствие банковской системы, миграция населения из зоны АТО, а также низкая платежеспособность населения.

Вследствие возникшей в этих регионах ситуации в 2014 г. рынок недополучил около 4,0% общего объема продаж. По мнению экспертов, при сохранении существующей ситуации в 2015 г. рынок может недополучить порядка 12%.

Темпы прироста/убыли рынка на контролируемых Украиной территориях составляют +41,2% в денежном, и –7,3% в натуральном выражении.

Миграция населения сказывается на продажах в регионах. Так, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Киевская, Одесская области и г. Киев значительно нарастили долю в объеме продаж.

Денис Кирсанов
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Продукция, поставляемая украинскими дистрибьюторами.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті