Выдача разрешений на маркетинг лекарственных препаратов с акцентом на многоисточниковые (генерические) препараты

Руководство ВОЗ для органов регулирования лекарственных средств. 1999 г.

III. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (окончание)

Конфиденциальность данных

Компании, представляющие данные в ОРЛС, имеют полное право ожидать, что эти данные будут храниться и  использоваться в соответствии с местным законодательством и функциями ОРЛС. Однако ОРЛС не следует удовлетворять требования в отношении конфиденциальности, направленные на ограничение законного использования или обнародования информации. Что понимать под законным использованием или обнародованием, определяет действующее местное законодательство. Ниже приведены примеры функций ОРЛС, обычно находящиеся в рамках закона:

•?Передача определенной информации другим ОРЛС и ВОЗ, особенно информации о безопасности препаратов;

•?Обнародование документов в соответствии с законодательством о свободе информации (там, где такое законодательство существует). Обычно сторона, представившая документы, имеет возможность обжаловать предлагаемое решение об их обнародовании;

•?Доступ к ранее задокументированным данным, например, в  ходе оценки заявок.

Каждый ОРЛС должен уточнить свою ответственность и  обязанности в отношении конфиденциальности информации (например, в отношении международных договоров) и опубликовать эту информацию, например, в руководстве для заявителей.

Иногда компании прилагают к каждой заявке заявление о неразглашении информации. Такие заявления приемлемы, если они не противоречат обязанностям ОРЛС. ОРЛС не следует принимать комплект данных, в который входит заявление о неразглашении конфиденциальной информации, преследующее цель ограничить законное использование или обнародование информации. Ниже приводится примерная форма заявления о неразглашении конфиденциальной информации, соответствующая требованиям ряда существующих юридических систем:

Данное представление документов носит коммерческий характер и поэтому является привилегированным и/или конфиденциальным. В нем содержатся важные данные и/или сведения, используемые в деловых отношениях и предназначенные для конфиденциального использования, или рассматриваемые как привилегированные. Компания [название компании или заявителя] не раскрывала данную информацию ни перед кем из представителей широкой общественности.

К. Встречи с  заявителями

Встречи сотрудников ОРЛС с заявителями могут быть полезны для обеих сторон: с их помощью можно минимизировать переписку и задержки в обмене информацией, устранить взаимное недопонимание и  необходимость дорогостоящих и длительных судебных разбирательств. Однако место проведения, формат и содержание встреч должен определять ОРЛС.

ОРЛС должен соблюдать беспристрастность, поэтому встречи обычно следует проводить на его территории. Лучше, если во встрече будет принимать участие несколько сотрудников: во-первых, это упрощает устранение возникающих недоразумений; во-вторых, позволяет не допустить и намека на конфликт интересов или предвзятое отношение. Обычно на  встрече председательствует сотрудник ОРЛС. Полезно заранее подготовить краткую пояснительную записку к досье, резюмировав в ней принимавшиеся ранее решения и любые отклонения от действующей (документально закрепленной) политики. Направив экземпляр такой записки компании-заявителю, в дальнейшем можно избежать многих разногласий.

Инициирующая встречу сторона должна представить вопросы для предстоящего обсуждения в письменном виде, затем сторонам следует их согласовать. Список вопросов не должен включать более нескольких пунктов. ОРЛС не обязан соглашаться на встречу, если он считает, что эти вопросы уже рассматривались или достаточно подробно и ясно освещались в  документах, которыми располагает компания.

Предметом такой встречи могут стать:

•?Содержание заявки — при наличии особых обстоятельств;

•?Требования к данным о препарате нового класса;

•?Обратная связь с заявителем о причинах отказа в  удовлетворении той или иной заявки или заявок;

•?Вопросы от нового заявителя, который не имеет опыта подготовки заявок о предоставлении разрешений на маркетинг;

•?Инициированное ОРЛС обсуждение несоответствия представленных данных и информации, имеющейся в распоряжении инспектора GMP.

Целесообразно не рассматривать на встрече новые данные, а оценивать их отдельно. Если представленная ранее заявка уже была отклонена, на основании новых данных можно составить новую заявку.

L. Процедура обжалования

Процедура обжалования должна быть заложена в  законодательстве (будет рассмотрено в  Приложении 1), а административные подробности описаны в руководстве ОРЛС для заявителей (см. раздел D настоящей главы).

Можно также установить неформальные механизмы обжалования и  изложить их в руководящих принципах политики. Они нередко оказываются эффективными и  позволяют избежать судебных разбирательств, которые отнимают немало средств и времени у всех участвующих сторон. Самое простое для ОРЛС — пригласить заявителей к телефонному обсуждению решений с ответственными сотрудниками, принимающими данные решения. Если это представляется необходимым и полезным, можно провести встречу по указанной выше схеме (см. раздел К настоящей главы). В соответствующих случаях и при наличии такой возможности избежать юридических процедур позволяет профессиональный арбитраж.

М. Сотрудничество с другими ОРЛС

Одни ОРЛС полностью полагаются на решения, принятые органами других стран, тогда как другие используют в своей работе подготовленные ОРЛС других стран научные отчеты.

Если принимается решение, вынесенное ОРЛС другой страны, все равно важно иметь некоторую минимальную информацию. Этот вопрос подробнее рассматривается ниже (будет рассмотрен в главе IV: разделы В — «Предварительные решения о возможных вариантах домаркетинговой оценки» и С  — «Оценка данных о качестве»).

Использование научных отчетов, подготовленных экспертами других национальных органов, не обязательно предполагает автоматическое принятие вынесенных ими решений. Имея в своем распоряжении надлежащим образом подготовленный научный отчет, даже небольшой ОРЛС в состоянии принять свое собственное решение с учетом местных обстоятельств. По мере приобретения опыта и при готовности поддерживать обратную связь с местными специалистами в области здравоохранения, принимаемые на местах решения приносят все больше пользы.

Некоторые учреждения ведут подготовку докладов совместно, однако сохраняют независимость в принятии окончательного решения. Примерами такого подхода служат Система отчетов об оценке фармацевтических препаратов (Pharmaceutical Evaluation Report — PER), система в странах Европейского Союза и  Совет Скандинавских стран по лекарственным средствам (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и  Швеция) (Nordic Council of Medicines). В данном случае речь идет не об утрате суверенитета, а о совместном использовании экспертных ресурсов в интересах всех сторон.

ВОЗ поощряет региональное и международное сотрудничество между ОРЛС, ведущееся в целях содействия гармонизации требований и действующих практик, повышения профессиональной компетенции. Международная конференция органов регулирования лекарственных средств (International Conference of Drug Regulatory Authorities — ICDRA), основанная в 1979 г., именно с этой целью проводит встречи в различных регионах раз в два года.

ОРЛС рекомендуется устанавливать каналы связи с  аналогичными учреждениями других стран, чтобы, среди прочего, обмениваться научными отчетами, посвященными новым препаратам. Связи с одним или несколькими национальными органами, располагающими мощными ресурсами, полезны для менее обеспеченных органов. Как часть механизма более широкого взаимодействия такие связи могут быть полезны для всех участников — например, для использования более обширной демографической базы при сборе и обработке статистических данных о побочных реакциях, потреблении лекарственных средств и пр.

Однако при совместном использовании научных отчетов важно обеспечить идентичность данных, получаемых обоими учреждениями: отчет, подготовленный с  использованием разных совокупностей данных, лишь вызовет путаницу. Кроме того, для использования отчета другого ОРЛС принято запрашивать письменное разрешение компании-заявителя. Впрочем, это обязательно не во всех странах и зависит от особенностей национального законодательства, а именно его части, посвященной конфиденциальности данных. Если согласие заявителя не запрашивается, его все же следует информировать об использовании зарубежного отчета. Ниже приводится принятая последовательность действий:

•?Установить предварительную связь с другим орлс (например, сопоставить сроки и узнать о готовности результатов оценки);

•?Запросить у компании согласие и ее подтверждение идентичности данных;

•?Обменяться оценками.

Если отчет другого ОРЛС неактуален (например, касается другого состава или других данных), неполон или не достигает должного научного уровня, то получивший его орлс не обязан его использовать и  может подготовить свой собственный отчет.

Даже если правительство планирует, что в конечном итоге ОРЛС будет составлять свои собственные отчеты, нельзя ожидать, что специалисты по оценке сразу приобретут необходимые знания и опыт — они накапливаются со временем. Поэтому выбор краткосрочных мероприятий зависит от имеющихся на данный момент знаний и опыта. Такие краткосрочные решения следует согласовывать с  правительством тогда, когда деятельность по  выдаче разрешений на маркетинг находится еще на  этапе планирования.

N. Сотрудничество с ВОЗ

Регулярное опубликование решений по разрешениям на  маркетинг полезно как для организаций, осуществляющих закупки и распределение (дистрибьюцию) препаратов, так и для других ОРЛС. Это не является нарушением конфиденциальности, поскольку обычно национальные реестры — это документы, открытые для широкого доступа. «Фармацевтический бюллетень ВОЗ» (WHO Pharmaceutical Newsletter) также публикует информацию о новых разрешениях на маркетинг и самую свежую информацию регуляторного характера в отношении безопасности лекарственных средств — например, об изъятии препаратов с рынка и изменении информации о препаратах. ОРЛС предлагается сообщать о своих регуляторных решениях в  Департамент основных и других лекарственных средств ВОЗ (WHO Department of Essential Drugs and other Medicines) по  адресу: WHO, 1211 Geneva 27, Switzerland.

ВОЗ рассылает выпуски Alert (Предупреждение) всем ОРЛС в  случае выявления серьезных проблем в отношении безопасности лекарственных средств. В журнале «Информация ВОЗ о лекарственных средствах» (WHO Drug Information) содержится более углубленная информация, а также обсуждение различных вопросов на тему регулирования лекарственных средств. ООН и ВОЗ совместно ведут «Сводный список товаров, употребление и/или продажа которых запрещены (или которые изъяты с рынка), строго ограничены или не разрешены правительствами» (Consolidated List of Products Whose Consumption and/or Sale Have Been Banned, Withdrawn, Severely Restricted or not Approved by Governments). Публикация этого периодически обновляемого списка позволяет ОРЛС, проводящим оценку заявок на получение разрешений на  маркетинг, проверить, не принимались ли ограничительные меры в отношении того или иного препарата в других странах.

Кроме того, ВОЗ распространяет среди ОРЛС информацию о новых руководствах Международной конференции по  гармонизации (International Conference on Harmonization — ICH), в  том числе те, обсуждение которых еще не завершено.

О. Привлечение внешних экспертов для проведения оценки

Параллельно с  максимально эффективной работой экспертов на  местах, ОРЛС может привлекать для проведения оценки по контракту независимых экспертов — в  качестве консультантов. Обычно внешние эксперты проводят оценку заявки на маркетинг нового фармацевтического продукта. ОРЛС может обращаться к ним для выполнения на контрактной основе и других видов работ, например, изучения безопасности конкретного лекарственного препарата. Экспертная помощь внешних специалистов по оценке особо значима в таких узкоспециализированных областях, как фармацевтическая технология производства дозированных аэрозолей, или таких клинических дисциплинах, как иммунология, неврология и  онкология. В странах, которые обращаются к  внешним экспертам, подходящих кандидатов обычно приглашают с университетских кафедр (например, фармации или фармакологии), из научно-исследовательских институтов или лечебных учреждений, являющихся клиническими базами медицинских учебных заведений. Эксперты по фармацевтической химии и/или проведению исследований биодоступности/биоэквивалентности могут проводить оценку заявок на маркетинг новых генерических препаратов. Отчеты, подготовленные этими экспертами, не следует путать с отчетами, подготовленными от имени заявителя (например, экспертный отчет Европейского Союза): последние не отвечают критерию регуляторной независимости. В  отношении отчетов, подготовленных ОРЛС или от имени ОРЛС, следует использовать и применять в  ежедневной практике термин отчет об оценке.

Экспертов можно привлекать для проведения разовой оценки и  оплачивать их работу из средств ОРЛС, либо они могут быть сотрудниками другого государственного учреждения, например, другого института системы здравоохранения. Если в ОРЛС имеются соответствующие эксперты, то следует сопоставить затраты и выгоды от проведения внешней оценки с таковыми от проведения оценки своими силами. Использование внешних экспертов может также оказаться целесообразным в периоды повышенной рабочей загрузки.

Для консультанта важно отсутствие конфликта интересов, например, он не должен параллельно оказывать консультативные услуги какой-либо фармацевтической компании (это касается и  подготовки «экспертных отчетов»). Временные контракты с компаниями, например, на проведение разового исследования стабильности или клинического испытания, не являются препятствием для проведения оценок, если эксперт информирует о таком контракте ОРЛС и не проводит оценок продукции той же компании в течение срока действия контракта. Руководящие принципы в  отношении конфликта интересов, которые будут рассмотрены в Приложении 4, также применимы и к  внешним специалистам по оценке; в Приложении 5 будет представлена типовая форма контракта с  внешним специалистом по оценке, которая включает и декларацию в отношении конфликта интересов.

Р. Сроки прохождения заявок

Заявки о выдаче разрешений на маркетинг новых препаратов должны обрабатываться в разумные сроки. Для всех типов препаратов ОРЛС должен изыскивать правильное соотношение между стремлением к тому, чтобы, с  одной стороны, обеспечить безопасность, эффективность и высокое качество препарата, а с  другой — не создавать задержек с выходом на  рынок и не ограничивать его доступность для населения. Общество заинтересовано в том, чтобы новые фармацевтические продукты хорошего качества становились доступными как можно быстрее — будь то генерические препараты или препараты, содержащие новые АФИ.

В этой связи следует поощрять ОРЛС к обнародованию планируемых сроков обработки заявок.

Q. Публикация решений в отношении разрешений на маркетинг

ОРЛС должны публиковать перечни недавно разрешенных препаратов и указывать в них по меньшей мере следующую информацию:

•?Непатентованное (генерическое) название, лекарственная форма, сила действия;

•?Патентованное (торговое) название;

•?Владелец разрешения на маркетинг;

•?Номер разрешения на маркетинг продукции (регистрационный номер).

Коммерчески значимые и конфиденциальные подробности разрешения на маркетинг, например метод синтеза, могут публиковаться только в исключительных случаях.

Если позволяют ресурсы, ОРЛС может периодически публиковать сводный перечень всех препаратов, получивших разрешение на маркетинг. n

*Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА» № 30 (451) от 09.08.04, № 31 (452) от 16.08.04, № 32 (453) от 23.08.04

Продолжение в  следующих номерах
«Еженедельника АПТЕКА»

?

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи