Инвестиции в медицину: строй — сдавай — передавай. Опыт Турции и уроки для Украины

Во всем мире государственно-частное партнерство успешно используется в социальной сфере (в том числе и в медицине), где государство, будучи монополистом в некоторых сферах услуг, предоставляет доступ частным инвесторам к своему рынку сбыта. В обмен на это инвестор предоставляет для проекта новые технологии, опыт эффективного управления и, собственно, финансы.

Как это работает в Турции?

На сегодня Турция — лидер среди стран Восточной Европы и Центральной Азии по вопросам сотрудничества государственного и частного сектора в социальных проектах.

При поддержке Всемирного банка министерство здравоохранения Турции имплементирует программу по трансформации здравоохранения на 26 000 коек, целями которой являются:

  • обновить инфраструктуру здравоохранения по всей Турции с целью удовлетворения растущих требований в этой сфере;
  • объединить небольшие больницы в несколько интегрированных кампусов;
  • повысить качество и эффективность сервиса в сфере здравоохранения.

Согласно турецкой схеме государственно-частного партнерства (строй — сдавай — передавай) инвесторы финансируют, строят (реставрируют) и обеспечивают снабжение и техническое обслуживание больниц.

При этом частному партнеру государство может передать любые сервисы, которые не относятся к медицинским: рентгеновские услуги, магнитно-резонансную томографию, лабораторные исследования, услуги прачечной, уборку, обеспечение питанием, утилизацию отходов и др. То есть государство фактически отдает на аутсорсинг непрофильные для медицинской практики услуги, которые, как показывает украинский опыт, являются тяжеловесными статьями бюджетов больниц (соответственно, и государства). При таких медицинских кампусах могут создаваться университеты, а также коммерчес­кие площади, отели, рестораны.

Министерство же, в свою очередь, обязуется в последующем взять объекты здравоохранения в аренду. На выплату таких арендных платежей планируется выделить 38–47 млрд турецких лир, примерное финансирование проектов в год составит 1,5–1,9 млрд дол. США.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы государственно-частного партнерства в сфере медицины в Турции, являются закон от 15 мая 1987 г. № 3359 «О медицинских услугах» и закон от 9 марта 2013 г. № 6428 «О строительстве объектов, ремонте существующих объектов и покупке услуг министерством здравоохранения на основании модели государственно-частного партнерства».

Согласно турецкому законодательству на министерство здравоохранения Турции возложена обязанность по разработке правил проведения тендера, разрешению проблем с земельными участками для проектов, определению стоимости и сроков аренды (не более 25 лет), а также арендных платежей по проекту, которые будут выплачиваться компании, которая его реализует, с момента завершения постройки и наступления первого операционного дня. Все проекты освобождаются от уплаты налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. В конце срока объекты государственно-частного партнерства должны быть возвращены государству в хорошем рабочем состоянии по нулевой стоимости и без каких-либо обременений. Типы медицинских учреждений, которые могут быть построены в рамках государственно-частного партнерства, варьируют от больниц до центров экстренной медицинской помощи.

Существенным условием проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в Турции является то, что 20% медицинского оборудования и инструментов, которые закупаются в рамках общего инвестирования, должны быть произведены в Турции.

Успех проектов государственно-частного партнерства в Турции обеспечивается во многом наличием надлежащей правовой базы, которая может быть частично имплементирована и в украинское законодательство.

Государственно-частное партнерство по-украински

Закон «О государственно-частном партнерстве» действует в Украине с июля 2010 г. Но за 5 лет своего действия механизм сотрудничества между государством и инвестором доказал свою нежизнеспособность — таких проектов нет. Почему? Основные болевые точки:

  • неравенство сторон при задекларированном партнерстве: право выбора формы (договора) государственно-частного партнерства инвестору не принадлежит, предварительные обязательные оценки объекта государственно-частного партнерства и аудиты, заключение об эффективности потенциального сотрудничества возлагают на инвестора большие расходы уже на старте, но никак не гарантируют участия именно данного инвестора в проекте, поскольку проведение конкурса по таким проектам является обязательным;
  • дублирование процедур: а) несогласованность правовых норм относительно порядка заключения договоров с государством (например договор о концессиях — существует несколько параллельных порядков его заключения: закон о государственно-частном партнерстве и специальный закон о концессиях), как результат, у инвестора нет четкого понимания, по какому алгоритму ему идти, по специальному закону или закону о государственно-частном партнерстве; б) противоречивое регулирование закона о государственно-частном партнерстве и закона о государственных закупках. Согласно последнему каждый год с частным инвестором должен проводиться конкурс (как получателем бюджетных средств) — на практике (по проектам государственно-частного партнерства) процедура является формальной, поскольку инвестор уже выбран по конкурсу в рамках закона о государственно-частном партнерстве;
  • нестабильное финансирование — закон о государственно-частном партнерстве предусматривает финансирование проектов такого партнерства из государственного бюджета, предоставление государственных и местных гарантий; между тем механизм закладывания в бюджет (местный или государственный) средств на финансирование таких проектов в долгосрочной перспективе отсутствует — бюджетное планирование осуществляется только на 1 год при долгосрочности проектов государственно-частного партнерства (на практике — не менее 15 лет, по закону о государственно-частном партнерстве — 5–50 лет), таким образом, государство не может гарантировать инвестору стабильное финансирование в пределах суммы, которая предусмотрена договором;
  • институциональные проблемы — как показал опыт Запорожья (нереализованный проект государственно-частного партнерства — «Больница № 3», в рамках которого планировалось привлечь более 2 млн дол.), муниципальные органы не проявляют должной активности в реализации таких проектов.

В Украине государственно-частное партнерство могло бы ускорить медицинскую реформу, которая расширяет для лечебных учреждений круг источников финансирования и предоставляет автономию в управлении денежными потоками. Но действующая правовая база не позволяет это сделать быстро, эффективно и не защищает права инвесторов. В связи с этим опыт Турции в сфере государственно-частного партнерства может оказаться полезным для последующего создания наиболее выгодной модели сотрудничества и принятия специального акта, который бы регулировал отношения между государством и частными партнерами, учитывая специфику сектора здравоохранения в Украине.

Елена Пелипенко,
советник Юридической фирмы
ILF (Инюрполис)
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті