|
Сразу после новогодних праздников стартовал XI ежегодный рейтинг «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт–2007». Сбор данных осуществлялся во всех уголках Украины и длился больше месяца. В основе данной публикации — квинтэссенция суждений профессиональных экспертов фармацевтического рынка о деятельности дистрибьюторов в 2007 г. Специально для этой части исследования сотрудниками компаний «GfK Ukraine», «МОРИОН» и «Софтинформ» было опрошено 408 экспертов центров закупок, 70 экспертов от производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
Точка зрения экспертов центров закупок, несомненно, имеет высокое значение для дистрибьюторов, поскольку именно они уполномочены решать вопросы выбора поставщика от имени аптечного предприятия, осуществляют регулярные контакты с ним и полностью осведомлены о фактах сотрудничества с поставщиками, включая характеристики заказов.
Опрос экспертов по закупкам, как и в предыдущие два года, проводила компания «GfК Ukraine». Выборка экспертов формировалась случайным образом из базы данных аптечных предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию по состоянию на конец 2007 г., системы исследования фармацевтического рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».
В выборку были включены респонденты в соответствии с равномерным географическим распределением по территории Украины (табл. 1).
Таблица 1
Географическое распределение выборки
Регион | Области |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный | Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный | АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев | представлен как самостоятельная административная единица |
Согласно принятой методологии от каждого аптечного предприятия был опрошен только один эксперт центра закупок. Для того чтобы учесть мнение максимально широкого круга экспертов, их выборка кластеризовалась не только по территориальному признаку, но и по размеру аптечной сети.
Эксперты, принявшие участие в опросе, как и в предыдущие два года оценили каждого дистрибьютора, с которым они работали в течение 2007 г., по важнейшему критерию — доле в общем объеме закупок аптечного предприятия. Показатели удельного веса каждого дистрибьютора взвешивали относительно объема отгрузок аптечным предприятиям в денежном выражении. Далее полученные результаты взвешивали на общий объем аптечных продаж в каждой области (данные системы исследования рынка «Фармстандарт»).
Итак, в основу итоговых рейтингов дистрибьюторов по оценке экспертов центров закупок заложены данные об удельном весе дистрибьюторов в общем объеме поставок продукции в аптечные сети. Полученные данные нормировались к показателю 100. То есть, дистрибьютору, набравшему максимальное количество баллов в рейтинге, присваивается значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.
Отметим, что суммарные показатели деятельности компаний «Протек-Фарма» и «Медфарком» в приведенных рейтингах объединены под наименованием «Фарм Альянс».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Эксперты производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения также высказали свое мнение о достижениях дистрибьюторов в 2007 г. Выборка экспертов от производителей формировалась с акцентом на наиболее крупные по итогам 2007 г. компании. Тем не менее, для того чтобы охватить максимально широкий круг операторов рынка было опрошено и необходимое количество менее крупных компаний. Сбор данных для этой части исследования осуществлялся сотрудниками компаний «МОРИОН» и «Софтинформ» посредством личных визитов.
Во-первых, эксперты определили важность основных аспектов деятельности дистрибьюторов:
- финансовая дисциплина (планомерность и регулярность платежей; возможность работать по предоплате, отсутствие значительной задержки в оплате контрактов и прочее);
- характеристики закупок (насколько значительны закупки, соответствуют ли их объемы ожиданиям производителя; насколько широк закупаемый ассортимент; позволяют ли характеристики закупок планировать производство и т.п.);
- квалификация персонала (насколько квалифицирован тот персонал дистрибьютора, от которого непосредственно зависят закупка и сбыт товара);
- доступность информации (открытость и полнота предоставляемых дистрибьютором сведений об организации его работы и характеристиках продаж);
- перспективность сотрудничества с дистрибьютором (исходя из его выгодности и с учетом схем работы дистрибьютора на рынке и пр.).
По мнению большинства экспертов рейтинга, решающее значение при работе с дистрибьютором имеет его финансовая дисциплина.
После того как респонденты назвали компании, которые в наибольшей степени соответствуют каждому из критериев, была составлена рейтинговая карта дистрибьюторов. В конечном итоге позиция каждой компании в рейтинге определялась с учетом веса критериев и доли продаж продукции каждого опрошенного производителя в общем объеме аптечных продаж. Далее результирующие показатели по аналогии с методологией рейтингования дистрибьюторов в опросе экспертов центров закупок нормировались к 100.
ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА
Перед экспертами дистрибьюторов традиционно была поставлена самая сложная задача — оценить самих себя. Учитывая выраженную тенденцию к консолидации объемов товарооборота в руках крупнейших дистрибьюторов при формировании выборки, акцент был сделан в пользу крупных компаний. Вместе с тем, для достижения максимальной репрезентативности было опрошено и необходимое количество менее крупных фирм. Опрос проводился силами внешней службы компаний «МОРИОН» и «Софтинформ».
В целом в рамках блока «Программа партнерства» заполнить регистрационную карту было предложено 35 экспертам дистрибьюторов. Они отвечали на целый ряд вопросов, касающихся их деятельности: о количестве позиций в ассортименте, штате сотрудников, региональном охвате, количестве прямых контрактов с производителями, числе клиентов и т.д. Тем не менее, в итоговом ранжировании приняли участие только 22 компании, заполнившие в анкете графу «Объем реализации компании за 2007 г., включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании».
>Кроме товарооборота, позиция компаний в рейтинге зависела еще от двух немаловажных показателей. Во-первых, от количества ассортиментных позиций в актуальном прайс-листе компании на момент опроса, поскольку именно он отражает направленность ее продуктовой стратегии. Во-вторых, от количества упоминаний о тех или иных дистрибьюторах в анкетах экспертов центров закупок. В разделе «Рейтингуемые показатели» «Программы партнерства» приведен также топ-список по сводному прайс-листу. n
ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ — ДИСТРИБЬЮТОРЫ |
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||
|
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||
|
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||
|
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||||||||||||||
|
ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА | ||
|
Рейтингуемые показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим