«ФАРМЭКСПЕРТ–2007»: В фокусе – дистрибьютор

В часах каждая шестеренка выполняет специфическую функцию. Все элементы в этом отлаженном механизме взаимосвязаны. И, конечно же, отсутствие любой детали автоматически делает устройство практически бесполезным. Современный фармацевтический рынок Украины в чем-то напоминает часовой механизм, в котором роль одного из важнейших элементов по праву принадлежит дистрибьюторам. В 2007 г. многие компании достигли значительных высот, кто-то отличился меньше, но неоспорим факт: существенно усилилась консолидация товарооборота в руках крупнейших операторов. В XI ежегодном рейтинге «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА» дистрибьюторов оценили те, чье мнение для них особенно важно — эксперты от производителей и эксперты центров закупок аптечных учреждений. Вместе с тем, и сами дистрибьюторы в рамках раздела «Программа партнерства» подвели итоги 2007 г. по основным аспектам своей деятельности.

Сразу после новогодних праздников стартовал XI ежегодный рейтинг «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт–2007». Сбор данных осуществлялся во всех уголках Украины и длился больше месяца. В основе данной публикации — квинтэссенция суждений профессиональных экспертов фармацевтического рынка о деятельности дистрибьюторов в 2007 г. Специально для этой части исследования сотрудниками компаний «GfK Ukraine», «МОРИОН» и «Софтинформ» было опрошено 408 экспертов центров закупок, 70 экспертов от производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК

Точка зрения экспертов центров закупок, несомненно, имеет высокое значение для дистрибьюторов, поскольку именно они уполномочены решать вопросы выбора поставщика от имени аптечного предприятия, осуществляют регулярные контакты с ним и полностью осведомлены о фактах сотрудничества с поставщиками, включая характеристики заказов.

Опрос экспертов по закупкам, как и в предыдущие два года, проводила компания «GfК Ukraine». Выборка экспертов формировалась случайным образом из базы данных аптечных предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию по состоянию на конец 2007 г., системы исследования фармацевтического рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В выборку были включены респонденты в соответствии с равномерным географическим распределением по территории Украины (табл. 1).

Таблица 1

Географическое распределение выборки

Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев представлен как самостоятельная административная единица

Согласно принятой методологии от каждого аптечного предприятия был опрошен только один эксперт центра закупок. Для того чтобы учесть мнение максимально широкого круга экспертов, их выборка кластеризовалась не только по территориальному признаку, но и по размеру аптечной сети.

Эксперты, принявшие участие в опросе, как и  в  предыдущие два года оценили каждого дистрибьютора, с которым они работали в течение 2007 г., по важнейшему критерию — доле в общем объеме закупок аптечного предприятия. Показатели удельного веса каждого дистрибьютора взвешивали относительно объема отгрузок аптечным предприятиям в денежном выражении. Далее полученные результаты взвешивали на общий объем аптечных продаж в каждой области (данные системы исследования рынка «Фармстандарт»).

Итак, в основу итоговых рейтингов дистрибьюторов по оценке экспертов центров закупок заложены данные об удельном весе дистрибьюторов в общем объеме поставок продукции в аптечные сети. Полученные данные нормировались к показателю 100. То есть, дистрибьютору, набравшему максимальное количество баллов в рейтинге, присваивается значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.

Отметим, что суммарные показатели деятельности компаний «Протек-Фарма» и «Медфарком» в приведенных рейтингах объединены под наименованием «Фарм Альянс».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Эксперты производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения также высказали свое мнение о достижениях дистрибьюторов в 2007 г. Выборка экспертов от производителей формировалась с акцентом на наиболее крупные по итогам 2007 г. компании. Тем не менее, для того чтобы охватить максимально широкий круг операторов рынка было опрошено и необходимое количество менее крупных компаний. Сбор данных для этой части исследования осуществлялся сотрудниками компаний «МОРИОН» и «Софтинформ» посредством личных визитов.

Во-первых, эксперты определили важность основных аспектов деятельности дистрибьюторов:

  • финансовая дисциплина (планомерность и  регулярность платежей; возможность работать по предоплате, отсутствие значительной задержки в оплате контрактов и  прочее);
  • характеристики закупок (насколько значительны закупки, соответствуют ли их объемы ожиданиям производителя; насколько широк закупаемый ассортимент; позволяют ли характеристики закупок планировать производство и т.п.);
  • квалификация персонала (насколько квалифицирован тот персонал дистрибьютора, от которого непосредственно зависят закупка и  сбыт товара);
  • доступность информации (открытость и  полнота предоставляемых дистрибьютором сведений об организации его работы и характеристиках продаж);
  • перспективность сотрудничества с дистрибьютором (исходя из его выгодности и с учетом схем работы дистрибьютора на рынке и пр.).

По мнению большинства экспертов рейтинга, решающее значение при работе с дистрибьютором имеет его финансовая дисциплина.

После того как респонденты назвали компании, которые в наибольшей степени соответствуют каждому из критериев, была составлена рейтинговая карта дистрибьюторов. В конечном итоге позиция каждой компании в рейтинге определялась с учетом веса критериев и доли продаж продукции каждого опрошенного производителя в  общем объеме аптечных продаж. Далее результирующие показатели по аналогии с методологией рейтингования дистрибьюторов в опросе экспертов центров закупок нормировались к 100.

ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА

Перед экспертами дистрибьюторов традиционно была поставлена самая сложная задача — оценить самих себя. Учитывая выраженную тенденцию к консолидации объемов товарооборота в  руках крупнейших дистрибьюторов при формировании выборки, акцент был сделан в пользу крупных компаний. Вместе с тем, для достижения максимальной репрезентативности было опрошено и необходимое количество менее крупных фирм. Опрос проводился силами внешней службы компаний «МОРИОН» и «Софтинформ».

В целом в рамках блока «Программа партнерства» заполнить регистрационную карту было предложено 35 экспертам дистрибьюторов. Они отвечали на целый ряд вопросов, касающихся их деятельности: о количестве позиций в ассортименте, штате сотрудников, региональном охвате, количестве прямых контрактов с производителями, числе клиентов и т.д. Тем не менее, в итоговом ранжировании приняли участие только 22 компании, заполнившие в анкете графу «Объем реализации компании за 2007 г., включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании».

>Кроме товарооборота, позиция компаний в  рейтинге зависела еще от двух немаловажных показателей. Во-первых, от количества ассортиментных позиций в актуальном прайс-листе компании на момент опроса, поскольку именно он отражает направленность ее продуктовой стратегии. Во-вторых, от количества упоминаний о тех или иных дистрибьюторах в анкетах экспертов центров закупок. В разделе «Рейтингуемые показатели» «Программы партнерства» приведен также топ-список по сводному прайс-листу. n

ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ — ДИСТРИБЬЮТОРЫ

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
Оценка экспертов центров закупок: Украина в целом
В анкетах 408 респондентов упоминалось 34 компании                         11–30-е места в рейтинге заняли: Группа компаний «Аптечный холдинг», Галафарм, Аптека Биокон, Фалби, Дельта Медикел, Три-Центральный аптечный склад, Гледфарм, Медфармсервис, Интерфарма-Киев, Олфа, Рейнбо, Хмесил, Авант, Бизнес Центр Фармация, Конарк Интелмед, Людмила-Фарм, Новофарм, Бакмед, Интерфарм, Укрмедфарм

В анкетах 408 респондентов упоминалось 34 компании
11–30-е места в рейтинге заняли: Группа компаний «Аптечный холдинг», Галафарм, Аптека Биокон, Фалби, Дельта Медикел, Три-Центральный аптечный склад, Гледфарм, Медфармсервис, Интерфарма-Киев, Олфа, Рейнбо, Хмесил, Авант, Бизнес Центр Фармация, Конарк Интелмед, Людмила-Фарм, Новофарм, Бакмед, Интерфарм, Укрмедфарм

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
Оценка экспертов производителей: Украина в целом
В анкетах 70 респондентов упоминалось 50 компаний                         11–30-е места в рейтинге заняли: Фармако, Аптека Биокон, Эдельвейс, Галафарм, Фармация ОКП (Луганск), Фито-Лек, Оптовая компания «Дарница», ЮЛГ Фирма, Кампус Коттон Клаб ТД, Белфарм, Медком-Украина, Виктория ЛТД, Бизнес Центр Фармация, Медицина, Юнифарма, Митэк, Волыньфармпостач, Людмила-Фарм, Аван, Олфа

В анкетах 70 респондентов упоминалось 50 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли: Фармако, Аптека Биокон, Эдельвейс, Галафарм, Фармация ОКП (Луганск), Фито-Лек, Оптовая компания «Дарница», ЮЛГ Фирма, Кампус Коттон Клаб ТД, Белфарм, Медком-Украина, Виктория ЛТД, Бизнес Центр Фармация, Медицина, Юнифарма, Митэк, Волыньфармпостач, Людмила-Фарм, Аван, Олфа

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
Вес критериев
1. Финансовая дисциплина                         2. Характеристики закупок                         3. Квалификация персонала                         4. Доступность информации                         5. Перспективность сотрудничества                         с дистрибьютором

1. Финансовая дисциплина
2. Характеристики закупок
3. Квалификация персонала
4. Доступность информации
5. Перспективность сотрудничества
с дистрибьютором

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
Оценка экспертов центров закупок: Киев
В анкетах 80 респондентов упоминалось 28 компаний                         11–20-е места в рейтинге заняли: Галафарм, Эдельвейс, Фалби, Интерфарма-Киев, Группа компаний «Аптечный холдинг», Дельта Медикел, Авант, Бизнес Центр Фармация, Гледфарм, Людмила-Фарм

В анкетах 80 респондентов упоминалось 28 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Галафарм, Эдельвейс, Фалби, Интерфарма-Киев, Группа компаний «Аптечный холдинг», Дельта Медикел, Авант, Бизнес Центр Фармация, Гледфарм, Людмила-Фарм

Оценка экспертов центров закупок: Центральный регион
В анкетах 83 респондентов упоминалось 28 компаний                         11–20-е места в рейтинге заняли: Фарм Альянс, Интерфарма-Киев, Группа компаний «Аптечный холдинг», Рейнбо, Дельта Медикел, Хмесил, Аптека Биокон, Медфармсервис, Гледфарм, Фалби

В анкетах 83 респондентов упоминалось 28 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Фарм Альянс, Интерфарма-Киев, Группа компаний «Аптечный холдинг», Рейнбо, Дельта Медикел, Хмесил, Аптека Биокон, Медфармсервис, Гледфарм, Фалби

Оценка экспертов центров закупок: Восточный регион
В анкетах 82 респондентов упоминалось 19 компаний                         11–19-е места в рейтинге заняли: Дельта Медикел, Медфармсервис, Аптека Биокон, Гледфарм, Эдельвейс, Фармако, Олфа, Бизнес Центр Фармация, Интерфарм

В анкетах 82 респондентов упоминалось 19 компаний
11–19-е места в рейтинге заняли: Дельта Медикел, Медфармсервис, Аптека Биокон, Гледфарм, Эдельвейс, Фармако, Олфа, Бизнес Центр Фармация, Интерфарм

Оценка экспертов центров закупок: Западный регион
В анкетах 80 респондентов упоминалось 19 компаний                         11–19-е места в рейтинге заняли: Аптека Биокон, Галафарм, Дельта Медикел, Три-Центральный аптечный склад, Авант, Рейнбо, Медфармсервис, Гледфарм, Олфа

В анкетах 80 респондентов упоминалось 19 компаний
11–19-е места в рейтинге заняли: Аптека Биокон, Галафарм, Дельта Медикел, Три-Центральный аптечный склад, Авант, Рейнбо, Медфармсервис, Гледфарм, Олфа

Оценка экспертов центров закупок: Южный регион
В анкетах 83 респондентов упоминалось 25 компаний                         11–20-е места в рейтинге заняли: Дельта Медикел, Аптека Биокон, Группа компаний «Аптечный холдинг», Олфа, Эдельвейс, Галафарм, Гледфарм, Рейнбо, Медфармсервис, Хмесил

В анкетах 83 респондентов упоминалось 25 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Дельта Медикел, Аптека Биокон, Группа компаний «Аптечный холдинг», Олфа, Эдельвейс, Галафарм, Гледфарм, Рейнбо, Медфармсервис, Хмесил

ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА
Топ-20 ведущих компаний-дистрибьюторов в Украине
IMG
Рейтингуемые показатели
Рейтинг компаний-дистрибьюторов по объему реализации за 2007 г., включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании
№ п/п Название компании
1 Оптима-Фарм
2 Альба Украина
3 БаДМ
4 ВВС-ЛТД
5 Артур-К
6 Группа компаний
«Аптечный холдинг»
№ п/п Название компании
7 Фра-М
8 Фалби
9 Вента
10 Фармако
11 Аптека Биокон
12 Фито-Лек
13 Себ-Фармация
№ п/п Название компании
14 Интерфарм
15 Интерфарма-Киев
16 Медфармсервис
17 Бизнес Центр Фармация
18 Фарм Альянс
19 Аптека-95 ФФ
20 Хмесил

Рейтинг по количеству ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса по данным сводного прайс-листа (максимально полный, учитывающий предложения всех филиалов компании-дистрибьютора)
№ п/п Название компании
1 БаДМ
2 Альба Украина
3 Вента
4 Артур-К
5 ВВС-ЛТД
6 Оптима-Фарм
7 Фра-М
№ п/п Название компании
8 Фито-Лек
9 Группа компаний «Аптечный холдинг»
10 Фарм Альянс
11 Аптека-95 ФФ
12 Фалби
13 Фармако
№ п/п Название компании
14 Интерфарма-Киев
15 Аптека Биокон
16 Медфармсервис
17 Хмесил
18 Себ-Фармация
19 Бизнес Центр Фармация
20 Митэк

Рейтинг по количеству ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса по данным актуального прайс-листа (в оперативном режиме формируется в головном офисе компании-дистрибьютора и предоставляется клиенту)
№ п/п Название компании
1 БаДМ
2 Альба Украина
3 Вента
4 ВВС-ЛТД
5 Оптима-Фарм
6 Артур-К
7 Фито-Лек
№ п/п Название компании
8 Фра-М
9 Аптека-95 ФФ
10 Фалби
11 Фармако
12 Группа компаний «Аптечный холдинг»
13 Фарм Альянс
№ п/п Название компании
14 Интерфарма-Киев
15 Медфармсервис
16 Аптека Биокон
17 Хмесил
18 Себ-Фармация
19 Бизнес Центр Фармация
20 Митэк

Рейтинг по количеству упоминаний в опросе экспертов центров закупок аптечных предприятий
№ п/п Название компании
1 Альба Украина
2 БаДМ
3 Оптима-Фарм
4 ВВС-ЛТД
5 Артур-К
6 Вента
7 Фармако
№ п/п Название компании
8 Фарм Альянс
9 Фра-М
10 Группа компаний «Аптечный холдинг»
11 Аптека Биокон
12 Фалби
13 Медфармсервис
№ п/п Название компании
14 Фито-Лек
15 Интерфарма-Киев
16 Хмесил
17 Авант
18 Бизнес Центр Фармация
19 Интерфарм
20 Митэк

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті