Александр Квиташвили готов к сотрудничеству с народными депутатами

Как уже сообщало наше издание, 1 февраля распоряжением № 57-р Правительство утвердило отчет о ходе и результатах выполнения Программы деятельности Кабинета Министров Украины в 2015 г. 15 февраля 2016 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения состоялась презентация части отчета, касающейся отрасли здравоохранения. Ее представил Александр Квиташвили, профильный министр.

23566

Представляя результаты работы МЗ Украины, Александр Квиташвили отметил, что его целью стало создание условий и механизмов для предоставления качественных медицинских услуг, доступности лекарственных средств, справедливого финансирования системы здравоохранения, создания новой системы общественного здоровья, ориентированной на профилактику заболеваний.

Что удалось достичь в 2015 г.? По словам министра, начаты процессы реформирования рынка лекарственных средств: изменены механизмы государственных закупок; сделаны шаги к обеспечению физической и экономической доступности лекарственных средств; начата дерегуляция фармацевтического рынка (признание регистрации лекарственных средств, изготовленных в ЕС, США, Канаде, Австралии, Японии); уменьшение количества лицензий и разрешений.

Более детально министр остановился на государственных закупках лекарств. Так, в прошлом году более 60% закупок на сумму 2,197 млрд грн. было передано таким международным организациям, как ПРООН, ЮНИСЕФ, Crown Agents. Это произошло благодаря принятию Закона Украины от 19.03.2015 г. № 269-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки». После этого был принят ряд нормативных документов, позволяющих этой системе эффективно заработать. А. Квиташвили сообщил, что на сегодня все тендерные процедуры завершены, и уже можно говорить о существенной экономии государственных средств, которая составляет около 40% по всем направлениям. В то же время он не захотел озвучить цифры, поскольку информация только предварительная. В 2016 г. через международные организации будут осуществлены уже все закупки.

Что касается национальных закупок, то около 60% приобретенных препаратов и изделий медицинского назначения уже распределены по регионам согласно потребностям.

Дерегуляция фармрынка, по словам министра, заключается в:

А. Квиташвили отметил, что с весны 2015 г. при МЗ работает рабочая группа по дерегуляции фармацевтического рынка, заседания которой проходят несколько раз в месяц. Близится к завершению работа по созданию и внедрению системы реимбурсации (возмещения стоимости) препаратов инсулина, старт которой будет дан 1 апреля 2016 г.

Также разработаны новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике на основании европейских подходов, которые предусматривают существенное снижение коррупционных рисков для данного рода деятельности.

В 2015 г. была осуществлена попытка изменить подходы к реализации государственной политики в сфере здравоохранения. А. Квиташвили напомнил присутствующим, что Министерством разработан пакет законопроектов об автономизации учреждений здравоохранения и изменении подходов к финансированию системы здравоохранения, который был зарегистрирован в Парламенте в июле и в результате не был поддержан профильным комитетом. «Я знаю, что Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения был подготовлен альтернативный законопроект по совершенствованию законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения (рег. № 2309-д). Я готов поддержать ваш законопроект и прошу как можно скорее вынести его в зал. Это позволит Министерству двигаться дальше в направлении реформ. Без принятия базовых законопроектов по автономизации дальнейшая разработка нормативных актов невозможна», — отметил министр.

По его мнению, важным достижением МЗ Украины стала разработка проекта Нацио­нальной стратегии построения новой системы здравоохранения Украины на период 2015–2025 гг., который содержит видение, принципы, приоритеты, задачи для отрасли. Над этим документом работала группа экспертов из МЗ Украины, ВОЗ, общественных и международных организаций. Он также был направлен в региональное Бюро ВОЗ в Копенгагене, получил замечания, которые были учтены.

МЗ Украины также удалось достичь договоренностей со Всемирным банком по внедрению в Украине проекта «Улучшение здравоохранения на службе людей», в рамках которого наше государство получит около 214 млн дол. США. Проект стартовал в июне, его цель — развитие медицинской инфраструктуры и повышение качества услуг в 8 регионах Украины (Львовская, Закарпатская, Волынская, Ровенская, Винницкая, Полтавская, Днепропетровская, Запорожская области).

Начаты процессы трансформации и модернизации сети больниц, утверждены 20 унифицированных клинических протоколов медицинской помощи с перечнем услуг и разграничением уровней оказания медицинской помощи.

А. Квиташвили также сообщил о заключении контракта с хорватской компанией «Freyr Ltd.» на подготовку детального плана действий и технической спецификации на внедрение механизма финансирования учреждений здравоохранения с использованием подушного норматива выполненных услуг и пролеченного случая на основе DRG (diagnosis-related group — клинико-родственные группы).

Созданы и функционируют Единый государственный реестр учреждений здравоохранения и автоматизированная база данных медицинских, фармацевтических и научно-педагогичес­ких работников сферы управления МЗ Украины.

Членам профильного комитета была представлена реформа системы общественного здоровья. Так, распоряжением КМУ от 02.09.2015 г. № 909-р создано государственное учреждение «Центр общественного здоровья МЗ Украины». Получена полная поддержка международных парт­неров для проведения реформы в данной сфере — Европейской комиссией проведена оценка системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями в Украине, по результатам которой будет предоставлена техническая помощь; восстановлено сотрудничество с США в рамках биосоглашения; достигнуты договоренности о строительстве современного лабораторного комплекса в Одессе, на которое Европейская комиссия выделит около 3 млн евро.

По словам А. Квиташвили, нынешняя система эпидемического надзора в Украине функционирует эффективно. Это демонстрирует мгновенная реакция всех заинтересованных служб на вспышку полиомиелита, когда летом 2015 г. было зарегистрировано 2 случая вакциноассоциированного полиомиелита. Министр подчеркнул, что «вспышка» — чисто технический термин ВОЗ. После этого осенью была начата 3-туровая вакцинация детей оральной полиовакциной, которая будет завершена уже в ближайшее время. «Благодаря донорам из Канады и ЕС мы получили нужное количество вакцин. Если в средине 2015 г. в среднем против полиомиелита было вакцинировано 15% детей, то уже после 2-го тура их количество возросло до 75%. Надеюсь, что к концу 3-го тура мы превысим 95%», — отметил он. Отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе 1,5 млн доз вакцины ОПВЕРО, которая была перезаморожена, министр подчерк­нул, что она до сих пор на складах: «Знаете, почему? Потому что МВД начало уголовное дело на основании статьи, которая появилась в интернете, что ее перезамораживание влияет на эффективность вакцины». МЗ получило заключение производителя, ВОЗ, ЮНИСЕФ о том, что она может быть перезаморожена. Качество вакцины ОПВЕРО подтвердил Государственный экспертный центр. А то, что происходит вокруг этой ОПВ-вакцины сегодня, подрывает весь процесс вакцинации ( прим. ред. : в то же время инструкция по медицинскому применению ОПВЕРО остается неизменной — нельзя замораживать продукт повторно, если он уже был разморожен).

В завершение выступления А. Квиташвили проинформировал присутствующих о планах Министерства на 2016 г.:

  • развитие первичной медицинской помощи и гарантированный доступ населения к ней, модернизация уже существующих учреждений первичного звена;
  • создание современных диспетчерских пунк­тов центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф по всей Украине;
  • завершение реформирования системы государственных закупок;
  • реализация проекта по реимбурсации стоимости инсулинов;
  • разработка и внедрение пакета гарантированных медицинских услуг населению, 100% финансируемых из государственного бюджета (при условии принятия законов по автономизации).

После отчета А. Квиташвили народные депутаты смогли задать ему вопросы. Татьяна Бахтеева обратила внимание министра на государственные программы, срок которых уже завершился, а новые так и не были приняты: Общегосударственная программа борьбы с онкологическими заболеваниями на период до 2016 г., Государственная целевая социальная программа профилактики, диагностики и лечения вирусных гепатитов на период до 2016 г., Общегосударственная программа иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных болезней на 2009–2015 гг. и др.

По словам Ирины Сисоенко, сегодня необходимо сформировать стоимость медицинских услуг для населения, которые гарантируются за счет госбюджета. Следующий важный шаг — взятие под контроль государства стоимости лекарственных средств. Также обязательно следует предусмотреть реимбурсацию стоимости препаратов для малообеспеченных слоев населения, инвалидов и пенсионеров.

В свою очередь, Игорь Шурма отметил, что по 5-балльной шкале МЗ можно поставить «4» за теорию и «2» — за практику.

По мнению Ольги Богомолец, председателя профильного комитета, МЗ проявило недостаточную активность в разработке нормативных актов, которые бы создали правовую основу для реформирования системы здравоохранения, а также неэффективно осуществляет вертикальную коммуникацию с местными органами здравоохранения. Для этого необходимо проводить в областях заседания коллегии Министерства.

Члены профильного комитета также отметили, что МЗ не предоставило утвержденную КМУ концепцию плана реформирования системы здравоохранения и не создало Центр реформирования здравоохранения, который бы находился вне ведомства Министерства.

Большинством голосов Комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения признал работу МЗ в 2015 г. неудовлетворительной. За такое решение проголосовали народные депутаты Игорь Шурма, Татьяна Бахтеева, Ольга Богомолец и Олег Мусий. В то же время А. Квиташвили подчеркнул, что готов к сотрудничеству с Комитетом, оставив позади все разногласия.

Отчет Правительства в Парламенте

16 февраля Правительство представило отчет о результатах деятельности в 2015 г. перед народными депутатами Украины. Арсений Яценюк с трибуны сообщил о достигнутых успехах. Ключевыми заданиями для Правительства, которое было сформировано год назад, стали финансово-экономическая стабилизация страны, обеспечение национальной безопасности и обороны, проведение реформ во всех секторах экономики, дерегуляция и формирование новых институций по борьбе с коррупцией.

Премьер-министр Украины подробно рассмотрел каждый из этих пунктов. Отметим, что задание относительно восстановления макро­экономической стабильности и прекращения падения экономики КМУ считает выполненным.

Еще одним достижением Правительства А. Яценюк считает упрощение условий для ведения бизнеса в стране: сокращено количество налогов и сборов — с 22 до 11, вдвое уменьшено количество контролирующих органов и разрешительных документов и лицензий.

О системе здравоохранения Премьер-министр сказал немного, отметив только позитивный результат передачи государственных закупок лекарственных средств международным организациям. По его словам, экономия государственных средств составит около 60% (прим. ред. : днем ранее министр здравоохранения говорил о 40% экономии).

После выступления Премьер-министра председатели комитетов Верховной Рады дали краткую характеристику услышанному, которая чаще всего была отрицательной. Как подчеркнула О. Богомолец, профильный комитет трижды признавал работу МЗ Украины неудовлетворительной. Такой же вывод сделала и Комиссия по проведению служебных расследований деятельности должностных лиц МЗ Украины, в состав которой вошли и народные депутаты, работавшая в мае–июле 2015 г. Ею рекомендовано уволить министра здравоохранения и его первого заместителя по причине несоответствия занимаемым должностям.

О. Богомолец также заявила, что МЗ Украины не должно гордиться сэкономленными на закупках средствами, ведь только 60% закупок было передано международным организациям, а остальные деньги пошли на национальные тендеры, где так и остались старые схемы. Негативную оценку получил и правительственный пакет законопроектов об автономизации лечебных учреждений, принятие которого привело бы к их банкротству.

В заключительном слове Владимир Гройсман, председатель Верховной Рады Украины, заявил, что власть должна предпринять действенные шаги для того, чтобы вернуть доверие граждан. Причиной сложной политической ситуации в стране является как раз кризис такого доверия. Он подчеркнул, что Верховная Рада в ближайшее время возобновит настоящий парламентский контроль за действиями правительства и органами государственной власти в Украине.

Заседание завершилось рассмотрением проектов постановлений о дальнейшей судьбе Правительства, во время которого большинством голосов был принят за основу и в целом проект постановления № 4063 «Об отклонении отчета Кабинета Министров Украины и признания деятельности Кабинета Министров Украины не­удовлетворительной».

После этого по сокращенной процедуре был рассмотрен проект постановления о принятии резолюции недоверия КМУ (№ 4080). В связи с отсутствием достаточного количества голосов решение отправить действующее Правительство во главе с А. Яценюком в отставку так и не было принято.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті