Оплот стабильности. Фармацевтический рынок России в условиях кризиса

Наше издание постоянно отслеживает ситуацию на мировых фармацевтических рынках. Особый интерес эта тема вызывает в последнее полугодие, когда в мире разразился глобальный кризис. О ситуации на российском фармрынке «Еженедельнику АПТЕКА» рассказал директор Института проблем общественного здравоохранения России Юрий Крестинский.

— Как российский фармацевтический рынок отреагировал на финансовый кризис?

директор Института проблем общественного здравоохранения России Юрий Крестинский

Ю. Крестинский

— Начало кризиса, как и в других странах мира, пришлось на раннюю осень 2008 г., когда в России произошла девальвация рубля. При этом до конца октября влияние надвигающегося кризиса на фармрынке практически не ощущалось. Это было связано с тем, что у многих аптек и дистрибьюторов остались товарные остатки, которые позволяли плавно реагировать на изменение цен, государственные закупки в крупных регионах осуществлялись в рублях, причем удалось фиксировать цену, а в рознице продолжал наблюдаться устойчивый спрос.

В ноябре 2008 г. было зафиксировано резкое снижение объемов производства металла, экспорта нефти, и в регионах и крупных городах, экономика которых связана с этими отраслями, произошло падение экономических показателей, что отразилось и на состоянии фармацевтического сектора. В этот же период производители начали закладывать валютные риски в цену лекарственных средств (ЛС), что привело к дополнительному повышению их стоимости.

Однако в целом можно констатировать, что фармацевтический рынок выдержал первую волну кризиса достойно. В І кв. 2009 г. объемы потребления на фармрынке росли среднемесячными темпами 25–30%, в то время как девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам составила 35% по сравнению с курсовыми показателями начала прошлого года. Уменьшение объемов рынка достигло около 7% в валюте, что не является кризисным показателем. Снижение же ассортимента составило порядка 10%, что можно расценивать как избавление рынка от наименее востребованных наименований ЛС.

Фармрынок по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся секторов российской экономики. Даже в условиях глобального экономического кризиса фармацевтическая отрасль оказалась одной из наиболее устойчивых — в России, наверное, ни один из секторов экономики не показывал такой стабильности. Поэтому, невзирая на многочисленные проблемы, российский фармрынок остается очень привлекательным для бизнеса.

Прогнозы аналитиков на ближайшее будущее также достаточно оптимистичны — несмотря на то, что ожидается спад рынка в весенний период и летом, в то же время на осень–зиму прогнозируется стабильный рост.

— Чем можно объяснить такое стабильное положение отрасли? Это результат грамотных регуляций или большой внутренний ресурс стабильности рынка?

— Скорее, это естественный ход дела, которому просто никто не мешал, не создавал излишних трудностей. То, что фармрынок демонстрирует такие стабильные показатели, в первую очередь определяется его социальной значимостью, низкой эластичностью спроса. Очевидно, что отказаться от ЛС люди могут едва ли не в последнюю очередь. Это позволяет предположить, что фармрынок, равно как и рынок продуктов питания, и в будущем не ожидают кардинальные потрясения. Кроме того, если на других товарных рынках можно ожидать, что потребитель начнет отдавать предпочтение более дешевой продукции, то в фармацевтической отрасли такая ситуация менее вероятна. Конечно, если кризисные явления будут усугубляться, то неизбежное влияние это окажет и на фарму. Однако сегодня положение рынка не вызывает серьезных опасений.

— Проводится ли какое-либо государственное регулирование цен на ЛС?

— Элементы механизма регулирования цен на медикаменты существуют, в частности это список жизненно необходимых и важнейших ЛС и механизм госрегулирования предельных цен производителей на них с инструментом установления предельных торговых надбавок. Однако, если де-юре регулирование цен происходит (на жизненно необходимые и важнейшие ЛС), то де-факто рынок регулирует себя сам. Конкуренция определяет адекватную цену на медикаменты, и со стороны потребителей сегодня нет какой-либо паники по поводу роста цен.

— Какие сложности возникают сегодня у игроков фармацевтического рынка — производителей, оптового звена, розницы?

— Основная проблема, которую можно выделить у всех участников рынка, лежит в экономической плоскости — это проблема кредитования, фактор, который оказал влияние как на фармкомпании, так и на дистрибьюторов и розницу. Подорожавшие кредиты, а также ужесточившиеся условия их обслуживания внесли серьезные осложнения в работу рынка. Более всего пострадали именно те компании, бизнес которых был серьезно зависим от кредитования.

Фарма в этом не уникальна, аналогичные проблемы наблюдаются во всех сферах. Прежде всего кризис ощутили отрасли со значительной долей заемных средств: банковская, строительная, торговая, автомобилестроение и пр. В фармацевтической отрасли ситуация значительно лучше: доля заемного капитала достаточно низкая, соответственно, влияние кризиса проявляется в меньшей степени. Однако те компании, которые по разным причинам (бурная экономическая экспансия, ошибки менеджмента и т.д.) зависят от кредитования, оказались под ударом.

Так, основной проблемой у дистрибьюторов стала сложность кредитования и перекредитования. Частично эту проблему переложили на производителей и розницу (вложили в цену препаратов), однако полностью амортизировать последствия не удалось.

Среди производителей также можно отследить влияние этого фактора. В более сильной позиции оказались западные компании — это определяется их глобальным присутствием на мировых фармрынках, а значит широким доступом к кредитным ресурсам, высоким уровнем общей ликвидности, способностью перераспределять средства.

Если говорить о российских фармпроизводителях, у них также есть конкурентные преимущества: их препараты дешевле, чем зарубежные аналоги. В условиях ухудшения экономической ситуации повышается вероятность того, что спрос на их продукцию вырастет. С другой стороны, простора для маневра у отечественных компаний меньше, чем у иностранных, и это опять-таки связано с тем, что условия доступа к финансовым, и в частности кредитным, ресурсам у них несопоставимы.

Ритейл в существующей ситуации находится в более выигрышном положении. Он — конечное звено товаропроводящей цепи и важнейший элемент в работе. И производитель, и дистрибьютор ориентируются на потребности аптечного сектора, ведь продажи происходят именно в аптеке, она является зеркалом потребительского поведения.

В рознице также пострадали лишь те компании, которые зависели от заемных средств, в первую очередь это крупнейшие аптечные сети. Те сети, которые рассчитывали на привлечение иностранных инвестиций, также сегодня могут оказаться в непростой ситуации. Остальные лишь прекратили активную экспансию, многие из них закрыли аптеки, доходность которых находится ниже уровня окупаемости, — это необходимо для адаптации компаний к рыночным реалиям. Однако и в этой ситуации есть исключения — например, сеть аптек «Доктор Столетов» объявила об открытии новых аптек и готовности продолжать экспансию.

В то же время можно отметить и ряд плюсов, которые наметились в новых экономических условиях. Так, произошло снижение арендных ставок, что нередко существенно уменьшает затраты компаний. Сложная экономическая ситуация может парадоксально повлиять на спрос в аптеках — боясь потерять работу, люди могут переносить болезни на ногах, при этом покупая больше ЛС, и т.д.

— Выполняет ли рынок в нынешних условиях свою социальную функцию в полной мере?

— Естественно, есть точечные проблемы, однако можно отметить, что потребители обеспечены медикаментами, при этом цена на них является достаточно адекватной. Состояние рынка не несет угрозы снижения обеспеченности населения ЛС.

Конечно, снижение доходов неминуемо оказало влияние и на покупательную способность, в том числе касательно ЛС. Степень выраженности данных тенденций будет зависеть от того, насколько глубоко негативные процессы будут происходить в области уровня и своевременности выплат заработных плат, в области безработицы. Если финансовая система будет функционировать, то и в обращении ЛС будут происходить расчеты между поставщиками и товаропроводящей сетью, и рынок будет продолжать расти, но все же меньшими темпами, чем это происходило в последние годы.

Олег Терновенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті