Приближаясь к лету! Аптечные продажи в Украине: май 2009 г.


Май — прекрасный весенний месяц, который пролетает быстро из-за большого количества праздничных и выходных дней, что влияет на объем фармрынка. Отметим, что май — это еще и 8-й месяц пребывания, так сказать, в кризисных условиях, поэтому у операторов передышки не было. В последнее время на розничном фармрынке происходит перераспределение сфер влияния между отечественными и зарубежными производителями, им необходимо быть начеку и действовать… При подготовке публикации традиционно использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМКОРЗИНА

В мае 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 1,4 млрд грн. за 131,4 млн упаковок (табл. 1). Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +15,5% в денежном и –15,7% в натуральном выражении. В последнее время наиболее быстрорастущей категорией товаров являются изделия медицинского назначения (ИМН). В мае 2009 г. объем аптечных продаж этой категории товаров увеличился в денежном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Доля ИМН составила более 10% общего объема розничного фармрынка.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Май, год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 , %

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 , %

ЛС

2007

803,0

82,7

99,6

60,9

2008

993,9

80,8

23,8

92,1

59,1

–7,5

2009

1139,9

80,2

14,7

77,6

59,0

–15,8

ИМН*

2007

87,4

9,0

56,3

34,4

2008

118,9

9,7

36,1

55,4

35,5

–1,5

2009

150,1

10,6

26,3

46,5

35,3

–16,2

Косметика

2007

50,7

5,2

4,6

2,8

2008

72,3

5,9

42,5

4,9

3,1

5,6

2009

80,5

5,7

11,4

4,2

3,2

–14,1

БАД

2007

30,1

3,1

3,2

1,9

2008

45,7

3,7

51,7

3,5

2,3

12,1

2009

51,1

3,6

11,8

3,2

2,5

–8,6

Всего

2007

971,2

163,6

2008

1230,7

26,7

156,0

–4,7

2009

1421,6

15,5

131,4

–15,7

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Для парафармацевтических товаров — биологически активных добавок (БАД) и косметики темпы прироста объема продаж в денежном выражении не поспевали за общерыночным развитием и находились практически на одном уровне — свыше 11%. Доля этих категорий товаров практически не изменилась по сравнению с маем 2008 г.

В целом для всех категорий товаров в исследуемый период характерно уменьшение количества реализованных упаковок в аптечных учреждениях.

Таким образом, в мае 2009 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении практически соответствовали таковым за предыдущий месяц (в апреле +13,3%). Напомним также, что с начала текущего года максимальный объем розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении был в марте 2009 г. (1,7 млрд грн. за 223,0 млн упаковок). Конечно, в марте население еще продолжает болеть распираторными заболеваниями, в апреле эта ситуация меняется в противоположную сторону, а уж в мае — тем более. К тому же май насыщен праздничными и выходными днями.

В сумме за первые 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка составил 7,8 млрд грн. за 692,3 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 20% в денежном и сократившись на 16,4% в натуральном выражении.

Если говорить о розничном фармрынке в американской валюте — долларах, то его развитие, к сожалению, пока, оставляет желать лучшего. Будем надеяться, что ситуация изменится. В мае 2009 г. объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте сократился по сравнению с маем 2008 г. на 26,7% — до 185,9 млн дол. США. В предыдущем месяце убыль фармрынка в долларах была примерно такой же (–25,7%). Таким образом, два месяца подряд розничный фармрынок «сжимается» в долларах более чем на четверть.

Объем продаж наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС в американской валюте в мае 2009 г. уменьшился на 27,2% (до 149,0 млн дол.). Для ИМН убыль по этому показателю составила почти 20% (до 19,6 млн дол.); для косметики — 24,5% (до 11,2 млн дол.); для БАД — 31,5% (до 6,9 млн дол.).

В целом же по итогам первых 5 мес 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился почти на 22% по сравнению с маем 2008 г. и составил 1,0 млрд дол.

Закономерно, что чем больше увеличивается фармрынок в национальной валюте, тем меньше он убывает в долларах. По итогам 5 мес 2009 г. наиболее значительным был прирост продаж ИМН в национальной валюте — почти +32%, а в долларах он снизился на 14,2% (рис. 1). Тогда как для косметики и БАД увеличение объема аптечных продаж составило около 15%, а в долларовом эквиваленте убыль превысила 25%. Убыль рынка ЛС в долларах была немного меньше, чем парафармацевтической продукции.

Рис. 1. Темпы прироста/убыли объема розничного фармрынка в национальной валюте и долларовом эквиваленте за первые 5 мес. 2009 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1. Темпы прироста/убыли объема розничного фармрынка в национальной валюте и долларовом эквиваленте за первые 5 мес. 2009 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По сравнению с маем 2008 г. в национальной валюте отмечают повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров, представленных на полках аптечных учреждений. В мае 2009 г. максимальное повышение этого показателя продемонстрировала категория ИМН — почти на 51% (до 3,2 грн. в среднем за упаковку; рис. 2). Для парафармацевтической продукции повышение средневзвешенной стоимости несколько замедлилось по сравнению с таковым за май 2008 г. Средневзвешенная стоимость ЛС повысилась до 14,7 грн.

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

С начала текущего года на розничном фармрынке ежемесячно отмечают перераспределение сферы влияния между отечественными и зарубежными производителями.

В мае 2009 г. в общем объеме аптечных продаж товары отечественного производства аккумулировали 26,2% в денежном и 57,7% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Впрочем, по каждой категории товаров украинские производители увеличили долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Товары украинского производства в разрезе исследуемых категорий товаров прирастали в денежном выражении быстрее таковых зарубежного производства и по рынку в целом.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Май, год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 ,%

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 ,%

ЛС

2007

599,5

74,7

203,5

25,3

2008

764,8

76,9

27,6

229,1

23,1

12,6

2009

849,9

74,6

11,1

290,0

25,4

26,6

ИМН*

2007

63,7

72,9

23,7

27,1

2008

90,4

76,0

41,9

28,5

24,0

20,5

2009

111,8

74,4

23,7

38,4

25,6

34,7

Косметика

2007

36,5

72,0

14,2

28,0

2008

54,3

75,1

48,6

18,0

24,9

26,8

2009

56,6

70,4

4,3

23,9

29,6

32,5

БАД

2007

18,1

60,0

12,0

40,0

2008

31,2

68,4

72,7

14,5

31,6

20,0

2009

30,2

59,1

–3,3

20,9

40,9

44,5

Всего

2007

717,8

73,9

253,4

26,1

2008

940,6

76,4

31,0

290,1

23,6

14,5

2009

1048,5

73,8

11,5

373,1

26,2

28,6

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Май

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 ,%

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 ,%

ЛС

2007

34,2

34,3

65,4

65,7

2008

34,0

36,9

–0,4

58,1

63,1

–11,2

2009

25,7

33,1

–24,6

51,9

66,9

–10,7

ИМН*

2007

33,4

59,3

22,9

40,7

2008

35,3

63,6

5,7

20,2

36,4

–11,9

2009

27,4

59,1

–22,2

19,0

40,9

–5,7

Косметика

2007

2,0

43,6

2,6

56,4

2008

2,4

48,9

18,5

2,5

51,1

–4,4

2009

1,8

42,0

–26,2

2,4

58,0

–2,5

БАД

2007

0,7

22,9

2,4

77,1

2008

0,9

24,7

20,7

2,7

75,3

9,5

2009

0,7

22,0

–18,5

2,5

78,0

–5,3

Всего

2007

70,3

42,9

93,4

57,1

2008

72,5

46,5

3,2

83,4

53,5

–10,6

2009

55,6

42,3

–23,4

75,9

57,7

–9,1

Таким образом, отечественные фармкомпании продолжают постепенное наращивание доли на рынке в целом. Напомним, что этот процесс начался еще в феврале 2009 г.

РЫНОК ЛС

В мае 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС в денежном выражении почти на 15,0% больше, чем в мае 2008 г. (рис. 3). В абсолютном значении рынок ЛС составил 1,1 млрд грн. С другой стороны, аптечная реализация ЛС в натуральном выражении в исследуемый период уменьшилась до 77,6 млн упаковок (рис. 4). Впрочем, ежемесячно с начала текущего года объем реализации ЛС в натуральном выражении значительно уступает таковому за аналогичные периоды предыдущих лет.

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Если говорить о рецептурных и безрецептурных препаратах, то особых изменений не произошло. В мае 2009 г. доля препаратов, отпускаемых по рецепту, в общем объеме рынка ЛС увеличилась по сравнению с маем 2008 г. до 53,7% в денежном и 32,3% в натуральном выражении.

В мае 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости ЛС продолжали сбавлять свои обороты, которые они набрали в начале года. Напомним, что в январе отмечено ее повышение на 60,1%, в феврале — на 51,7% (рис. 5). В марте 2009 г. темпы роста этого показателя несколько снизились (до +43,9%). И в следующие месяцы такая тенденция продолжилась. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в мае по сравнению с началом года снизилась на 0,70 грн. — с 15,4 грн. в январе, до 14,7 грн. в мае 2009 г.

Согласно данным Государственного комитета статистики индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2009 г. по отношению к предыдущему месяцу составил 0,9%, а по сравнению с маем 2008 г. — 14,7%. Напомним, что еще в начале года инфляция превышала 20%.

Инфляционный вклад в общий прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. был наиболее емким (как и в предыдущие месяцы) и составил почти 49% (рис. 6). Конечно, по сравнению с началом года он несколько уменьшился. Однако хотелось, чтобы эта цифра была хотя бы в 2 раза меньше.

Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6. Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Рис. 6. Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Для более точного анализа развития ценовой структуры рынка ЛС мы изменили границы ценовых ниш. Это было обусловлено тем, что средневзвешенная стоимость в низко-, средне- и высокостоимостной нишах значительно повысилась и приблизилась к максимальному граничному значению.

В мае 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) — 512,0 млн грн. за 23,7 млн упаковок (табл. 4). Быстрее рынка ЛС увеличивались продажи низко- и среднестоимостных ЛС в денежном выражении (на 21,1 и 17,7% соответственно). Максимальную убыль объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении продемонстрировала высокостоимостная ниша (–27,1%). Для этой ниши в мае 2009 г. отмечают максимальное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки? ЛС— почти на 51,0% — до 94 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши повысилась до 3,0 грн. (+38,1%), а среднестоимостной — до 21,6 грн. (+46,6%).

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в мае 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Май, год

Млн грн.

Удельный вес ниши, %

Δ, %

Млн упаковок

Удельный вес ниши, %

Δ, %

Низкостоимостная (до 8,7 грн.)

2007

118,5

14,8

64,9

65,2

2008

121,5

12,2

2,5

55,6

60,3

–14,4

2009

147,1

12,9

21,1

48,7

62,8

–12,3

Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)

2007

359,9

44,8

28,6

28,7

2008

435,2

43,8

20,9

29,6

32,1

3,6

2009

512,0

44,9

17,7

23,7

30,6

–19,8

Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)

2007

324,6

40,4

6,1

6,2

2008

437,3

44,0

34,7

7,0

7,6

14,4

2009

480,9

42,2

10,0

5,1

6,6

–27,1

Всего

2007

803,0

99,6

2008

993,9

23,8

92,1

–7,5

2009

1139,9

14,7

77,6

–15,8

Таким образом, в мае 2009 г. превалирующий вклад в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в размере почти 45% продемонстрировала среднестоимостная ниша. Удельный вес высокостоимостной ниши по этому показателю уменьшился до 42,2%. В натуральном выражении вклад таковой в общий объем рынка ЛС составил всего 6,6% или 5,1 млн упаковок.

Традиционно в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в исследуемый период обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 258,0 млн грн. 2-е и 3-е место по величине объема аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. заняли группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (163,5 млн грн.) и N «Средства, действующие на нервную систему» (142,0 млн грн.). Максимальное увеличение объема аптечных продаж в разрезе топ-5 отмечают для группы R «Средства, действующие на респираторную систему» — 19,3% (до 137,1 млн грн.).

Что касается групп АТС- классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям в мае 2009 г. (как в марте и апреле) обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 59,5 млн грн. Максимальное увеличение объема розничной реализации ЛС в денежном выражении отмечают для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — +37% по сравнению с маем 2008 г. (до 28,1 млн грн.).

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МИЛДРОНАТ. Следует сказать, что большинство участников в представленном рейтинге улучшили свои позиции по сравнению с топ-листом за аналогичный период 2008 г.

Таблица 5

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг.

Брэнд

№ п/п, год

2009

2008

2007

АКТОВЕГИН

1

1

2

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

2

1

МИЛДРОНАТ

3

3

4

МЕЗИМ

4

5

6

НАТРИЯ ХЛОРИД

5

10

9

НО-ШПА

6

8

8

КЕТАНОВ

7

12

10

ПРЕДУКТАЛ

8

4

5

ЦЕФТРИАКСОН

9

7

3

КАНЕФРОН

10

17

36

ЭНАП

11

6

7

ТИОТРИАЗОЛИН

12

20

21

ЦЕРАКСОН

13

24

74

АУГМЕНТИН

14

21

32

ЛИНЕКС

15

18

13

ЛАЗОЛВАН

16

9

11

ДИКЛОБЕРЛ

17

19

18

ПРОСТАМОЛ УНО

18

14

14

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

19

15

15

КАРСИЛ

20

29

38

Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в мае 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis». В состав топ-5 крупнейших маркетирующих организаций вошли и 2 украинских фармпроизводителя — «Фармак» и Фармацевтическая фирма «Дарница», занявшие 3-е и 4-е места соответственно. Замыкает топ-5 компания «Nycomed».

Таблица 6

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за май 2007–2008 гг.

Маркетирующая
организация

№ п/п, год

2009

2008

2007

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

1

1

1

Sanofi-Aventis (Франция)

2

2

2

Фармак (Украина)

3

6

7

Дарница (Украина)

4

3

3

Nycomed (Норвегия)

5

8

13

GlaxoSmithKline (Великобритания)

6

9

8

Артериум Корпорация (Украина)

7

7

4

KRKA (Словения)

8

4

6

Sandoz (Швейцария)

9

5

5

Servier (Франция)

10

10

9

Gedeon Richter (Венгрия)

11

14

11

Борщаговский ХФЗ (Украина)

12

12

10

Здоровье (Украина)

13

15

12

Bayer Consumer Care (Швейцария)

14

13

14

Actavis Group (Исландия)

15

16

16

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

17

17

ratiopharm (Германия)

17

19

18

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

18

18

19

Стада-Нижфарм (Германия-Россия)

19

23

24

Ranbaxy (Индия)

20

20

20

Традиционно воспользовавшись данными недельной динамики объема продаж ЛС, мы заглянем на несколько шагов вперед — в июнь месяц (рис. 7). На 23-й или 1-й неделе июня этого года видно некоторое увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении, затем на 24-й, напротив — незначительное снижение. В следующую неделю (25-ю) продажи ЛС снова начали повышаться. Отметим, что годом ранее с 23-й недели объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении демонстрировал снижение.

Рис. 7. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении с 1-й по 25-ю недели 2008-2009 гг.

Рис. 7. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении с 1-й по 25-ю недели 2008-2009 гг.

ИТОГИ

Весенний сезон подошел к концу, впереди знойное время года. К началу лета вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка ЛС по-прежнему был максимальным, однако его «размер» с начала года ежемесячно уменьшается и уже в мае составил меньше 50%. Оптимистичной ноткой можно назвать то, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по сравнению с началом года постепенно сбавляет обороты роста и в абсолютном значении опускается вниз.

Наболевший вопрос — фармрынок в долларах. При пересчете на эту валюту в мае 2009 г. объем розничного фармрынка уменьшился немногим более чем на четверть (как и месяцем ранее). А в национальной валюте объем аптечных продаж увеличился на 15,5% по сравнению с маем 2008 г.

В целом на фармацевтическом рынке в мае продолжилось перераспределение долей между товарами отечественного и зарубежного производства. Украинские производители развивались активнее и медленнее «убывали» по количеству реализованных упаковок. Доля товаров украинского производства увеличилась в денежном и натуральном выражении.

Также мы увидели, что объем продаж ЛС в денежном выражение в июньские недели прошлых годов «затихал», а в текущем году он несколько оживился. Надеемся, что в летний сезон на фармрынке продолжатся благоприятные тенденции весенних месяцев.

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585–97–10 или
e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті