Финансовая успешность предприятий отрасли: кто лидер?

 

Вот уже пятый год подряд журнал «Pharmaceutical Executive» публикует рейтинги фармацевтических компаний, исходя из их финансовой успешности. Профессор Билл Тромбетта (Bill Trombetta) — их бессменный автор, с каждым годом совершенствует свои подходы. Главные новости по итогам 2005 г.: два первых места занимают крупные биотехнологические компании, за ними следует узкопрофильная инновационная компания «Forest Laboratories, Inc.». «AstraZeneca» впервые обошла «Johnson&Johnson» и «GlaxoSmithKline» в этом рейтинге. Его составители вышли за рамки традиционной для финансового аудита системы мер и использовали другие интересные показатели, такие как приходящийся на одного сотрудника объем продаж и доля прибыли, получаемая за счет интеллектуального капитала. Не менее интересен ежегодный рейтинг 500 крупнейших корпораций мира, составляемый журналом «Fortune».

 

ОБЪЕМ ПРОДАЖ РЕЦЕПТУРНЫХ ПРЕПАРАТОВ

В 2005 г. лидером по объему продаж рецептурных препаратов, который достиг 44,3 млрд дол. США, стала компания «Pfizer». По величине изменения объема продаж в процентном соотношении от показателей 2004 г. на первые места вышли компании «Genentech» (+47%), «Novartis» (+35%) и «Forest» (+21%). Динамика объемов продаж «Pfizer» и «Bristol-Myers Squibb» оказалась отрицательной (-2% и -4%, соответственно). Подробная информация от «Pharmaceutical Executive» об объемах реализации рецептурных средств 50 ведущих компаний в 2005 г. и их изменениях по сравнению с 2004 г. была опубликована ранее («Еженедельник АПТЕКА» №22 (543) от 5.06.2006 г.). При этом первые 11 позиций Топ-50 из списка компаний, включенных в настоящий анализ, совпадают; остальные 5 рассеяны вплоть до 42 места Топ-50 (принципы включения компаний в рейтинг описаны в конце статьи).

В ежегодном рейтинге лидирующих по доходам корпораций мира «Fortune 500» компания «Pfizer» занимает 101 место, а всего в него вошли 12 фармацевтических компаний (money.cnn.com/magazines/fortune) (табл. 1). Среди 25 компаний, наиболее стремительно переместившихся в рейтинге вверх, из фармацевтических названа только «sanofi-aventis», переместившаяся на 162 позиции — с 321 на 159 место. Для компаний со штаб-квартирами в США в таблице указана динамика изменений показателей по сравнению с 2004 г.

По объему прибыли в 2005 г. в «Fortune 500» «Johnson&Johnson» занимает 21 место, «GlaxoSmithKline» — 26, «Pfizer» — 30, «Novartis» — 48.

ИНВЕСТИЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКУ

По объему инвестиций в исследования и разработку (R&D) лидирует также компания «Pfizer», которая инвестировала на эти нужды 7,4 млрд дол. (табл. 2). Меньше всех из рассмотренных компаний в R&D в 2005 г. вложила «Forest Labs» — 293 млн дол. В упрощенном понимании: чем больше от объема продаж компания тратит на R&D, тем сильнее она ориентирована на инновации. Но вопреки значительному объему инвестиций в R&D, «Pfizer» и «GlaxoSmithKline» по отношению этого показателя к объему продаж рецептурных препаратов — не на первых местах. Все рекорды бьет «Biogen Idec» с 46,7%, тогда как средний показатель выборки из 16 компаний — 19,8%. Ниже 10%-й отметки — только показатели «Forest» и «Wyeth» (9,2% и 8,5%, соответственно).

СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стоимость предприятия (entеrprise value) — это фактически сумма, на которую величина активов превышает величину обязательств. Определяется как суммарные активы (стоимость всех выпущенных акций плюс наличность) минус все обязательства (суммы, положенные кредиторам).

Стоимость предприятия отражает стоимость компании с точки зрения акционеров; то есть те выгоды, которые акционер может получить от инвестиций в данную компанию, а именно дивиденды, доходы от прироста капитала и пр.

Этот показатель в 2005 г. был наибольшим у «Pfizer» (177,5 млрд дол.), но по сравнению с 2004 г. он снизился на 13,8% (табл. 3). Стоимость предприятия «sanofi-aventis» и «GlaxoSmithKline» в 2005 г. оценена в 150 млрд дол. и более. У «Amgen», занявшей первое место в рейтинге «Pharmexec» в 2006 г., этот показатель составляет 62 млрд дол., то есть треть такового у «Pfizer». У «Genentech», обладателя почетного второго места в рейтинге, — только 29 млрд дол., «Forest», занявшая последнее «призовое» место, — 15 млрд дол., и по этому показателю она предпоследняя. Компании «AstraZeneca» (+15,5%) и «Novartis» (+13,3%) занимают ведущие позиции по созданию (наращиванию) ценности компании с точки зрения акционеров. Из участвовавших в рейтинге компаний 11 создали или увеличили акционерную стоимость, 5 — снизили ее.

Путем деления стоимости предприятия на объем продаж автор стремится устранить влияние такого фактора, как масштабы деятельности компании, на стоимость предприятия. По отношению стоимость предприятия/объем продаж на первом месте среди компаний, участвовавших в рейтинге, находится «Genentech» (12,93) (табл. 3). «Amgen» — вторая по этому показателю, несмотря на то, что объем продаж последней почти вдвое превышает таковой у «Genentech». Как отмечает Б. Тромбетта, это может означать, что акционеры охотнее покупают акции «Genentech», нежели «Amgen».

Таблица 1
Фармацевтические компании мира, вошедшие в «Fortune 500»
 

№ п/п

 

Компания

 

Место в рейтинге

«Fortune 500»

 

Доход, млрд дол. США, (динамика, %)

 

Прибыль, млрд дол. США, (динамика, %)

 

Прибыль/доход (%)

1

Pfizer

101

51,353 (-3)

8,085 (-29)

16

2

Johnson&Johnson

104

50,514 (7)

10,411 (22)

21

3

GlaxoSmithKline

143

39,366

8,753

22

4

sanofi-aventis

159

35,429

2,806

8

5

Novartis

177

32,212

6,130

19

6

Roche Group

204

28,496

4,644

16

7

AstraZeneca

253

23,950

4,706

20

8

Abbott Laboratories

283

22,338 (9)

3,372 (4)

15

9

Merck&Co

289

22,012 (-4)

4,631 (-20)

21

10

Bristol-Myers Squibb

321

20,222 (-8)

3,000 (26)

15

11

Wyeth

343

18,756 (8)

3,656 (196)

19

12

Eli Lilly

464

14,645 (6)

1,980 (9)

14

Таблица 2
Объем инвестиций в R&D и их доля (%) от объема продаж рецептурных препаратов
 

№ п/п

 

Компания

 

Объем инвестиций в R&D, млрд дол. США

 

№ п/п

 

Компания

 

Отношение инвестиций в R&D и объема продаж (%)

1

Pfizer

7,4

1

Biogen Idec

46,7

2

Johnson&Johnson

6,3

2

Johnson&Johnson

28,3

3

GlaxoSmithKline

5,7

3

Schering-Plough

25,0

4

AstraZeneca

5,4

4

Genentech

23,6

5

sanofi-aventis

4,8

5

AstraZeneca

22,6

6

Novartis

4,5

6

Eli Lilly

20,5

7

Merck&Co

3,8

7

Amgen

19,2

8

Eli Lilly

3

8

Novartis

18,1

9

Bristol-Myers Squibb

2,7

9

Bristol-Myers Squibb

17,8

10

Amgen

2,3

10

Merck&Co

17,3

11

Schering-Plough

1,9

11

GlaxoSmithKline

16,8

12

Abbott

1,8

12

Pfizer

16,7

13

Genentech

1,3

13

sanofi-aventis

14,9

14

Wyeth

1,3

14

Abbott

12,9

15

Biogen Idec

0,747

15

Forest

9,2

16

Forest

0,293

16

Wyeth

8,5

Таблица 3
Изменение стоимости предприятия (2004–2005 г.) и отношение этого показателя к объему продаж в 2005 г.
 

№ п/п

 

Компания

 

Изменение ценности предприятия (2004–2005 г.), %

 

№ п/п

 

Компания

 

Отношение ценности предприятия к объему общих продаж

1

AstraZeneca

15,5

1

Genentech

12,93

2

Novartis

13,4

2

Amgen

6,57

3

Biogen Idec

11,3

3

Biogen Idec

6,06

4

Forest

6,4

4

Forest

4,47

5

Amgen

5,6

5

Eli Lilly

4,21

6

Wyeth

4,3

6

GlaxoSmithKline

3,95

7

GlaxoSmithKline

4,0

7

Novartis

3,94

8

Genentech

1,8

8

Sanofi-Aventis

3,71

9

Bristol-Myers Squibb

1,0

9

Pfizer

3,46

10

sanofi-aventis

0,9

10

Wyeth

3,37

11

Schering-Plough

0,2

11

AstraZeneca

3,17

12

Merck&Co

-3,8

12

Johnson&Johnson

3,15

13

Elli Lilly

-5,2

13

Merck&Co

3,03

14

Pfizer

-13,8

14

Abbott

3,02

15

Johnson&Johnson

-15,8

15

Schering-Plough

2,89

16

Abbott

-15,8

16

Bristol-Myers Squibb

2,72

Таблица 4
Чистая прибыль на акцию в 2005 г. и отношение цены акции к доходу
 

№ п/п

 

Компания

 

Чистая прибыль на акцию, дол. США

 

№ п/п

 

Компания

 

Отношение цены акции к доходу

1

Johnson&Johnson

3,46

1

Biogen Idec

95,2

2

Amgen

2,93

2

Genentech

68,8

3

Wyeth

2,70

3

Schering-Plough

66,7

4

AstraZeneca

2,40

4

sanofi-aventis

34,4

5

Novartis

2,22

5

Eli Lilly

29,0

6

Abbott

2,16

6

Novartis

25,3

7

Merck&Co

2,11

7

Amgen

23,8

8

GlaxoSmithKline

2,04

8

GlaxoSmithKline

23,3

9

Forest

1,92

9

Forest

22,3

10

Eli Lilly

1,81

10

AstraZeneca

21,5

11

Bristol-Myers Squibb

1,51

11

Abbott

19,1

12

sanofi-aventis

1,40

12

Wyeth

16,9

13

Genentech

1,18

13

Johnson&Johnson

16,6

14

Pfizer

1,09

14

Bristol-Myers Squibb

16,0

15

Biogen Idec

0,47

15

Merck&Co

16,0

16

Schering-Plough

0,29

16

Pfizer

14,6

Таблица 5
Брутто-прибыль и маржа прибыли фармацевтических компаний в 2005 г.
 

№ п/п

 

Компания

 

Брутто-прибыль, %

 

№ п/п

 

Компания

 

Маржа прибыли, %

1

Biogen Idec

85,4

1

Amgen

29,6

2

Genentech

85,2

2

Forest

23,8

3

Amgen

83,5

3

Merck&Co

21,0

4

Pfizer

83,4

4

Johnson&Johnson

20,6

5

GlaxoSmithKline

77,9

5

Wyeth

19,5

6

AstraZeneca

77,8

6

Genentech

19,3

7

Forest

77,3

7

Bristol-Myers Squibb

16,4

8

Merck&Co

76,6

8

AstraZeneca

16,2

9

Eli Lilly

76,5

9

Novartis

16,0

10

sanofi-aventis

73,4

10

Pfizer

15,7

11

Johnson&Johnson

72,4

11

GlaxoSmithKline

15,4

12

Wyeth

71,3

12

Abbott

15,1

13

Novartis

69,7

13

Eli Lilly

13,5

14

Bristol-Myers Squibb

69,2

14

sanofi-aventis

10,2

15

Schering-Plough

64,9

15

Biogen Idec

6,6

16

Abbott

52,5

16

Schering-Plough

5,3

Таблица 6
Отношение объема продаж к активам доходность активов
 

№ п/п

 

Компания

 

Объем продаж/ активы

 

№ п/п

 

Компания

 

Доходность активов, %

1

Johnson&Johnson

0,87

1

GlaxoSmithKline

16,8

2

Forest

0,86

2

AstraZeneca

16,3

3

Abbott

0,77

3

Johnson&Johnson

15,0

4

Bristol-Myers Squibb

0,68

4

Forest

14,6

5

Schering-Plough

0,61

5

Merck&Co

11,7

6

Eli Lilly

0,59

6

Genentech

11,5

7

Genentech

0,54

7

Abbott

11,0

8

AstraZeneca

0,53

8

Amgen

10,6

9

Novartis

0,52

9

Bristol-Myers Squibb

9,9

10

Wyeth

0,52

10

Eli Lilly

9,3

11

Merck&Co

0,49

11

Wyeth

8,4

12

Pfizer

0,44

12

Novartis

8,2

13

Amgen

0,42

13

Pfizer

8,0

14

GlaxoSmithKline

0,37

14

Schering-Plough

4,0

15

sanofi-aventis

0,33

15

sanofi-aventis

3,8

16

Biogen Idec

0,29

16

Biogen Idec

3,4

Таблица 7
Отношение активов и прибыли к чистой стоимости компании
 

№ п/п

 

Компания

 

Активовы/чистый доход

 

№ п/п

 

Компания

 

Прибыль/ чистый доходу, %

1

Wyeth

2,99

1

Merck&Co

29,2

2

Bristol-Myers Squibb

2,51

2

GlaxoSmithKline

28,3

3

Merck&Co

2,50

3

Wyeth

25,2

4

Eli Lilly

2,28

4

Bristol-Myers Squibb

24,7

5

Schering-Plough

2,09

5

AstraZeneca

23,2

6

Abbott

2,02

6

Johnson&Johnson

23,0

7

sanofi-aventis

1,86

7

Abbott

22,2

8

Pfizer

1,79

8

Eli Lilly

21,1

9

GlaxoSmithKline

1,69

9

Genentech

18,7

10

Novartis

1,69

10

Forest

17,3

11

Genentech

1,63

11

Amgen

15,1

12

Johnson&Johnson

1,53

12

Pfizer

14,3

13

Amgen

1,43

13

Novartis

13,8

14

AstraZeneca

1,42

14

Schering-Plough

8,3

15

Biogen Idec

1,21

15

sanofi-aventis

7,0

16

Forest

1,18

16

Biogen Idec

4,2

ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ И ОТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ АКЦИИ К ДОХОДУ

Наибольшая прибыль на акцию (earnings per share) в 2005 г. была у компании «Johnson&Johnson» (3,46 дол.), наименьшая — у «Schering-Plough» (0,29 дол.) (табл. 4). Зато «Schering-Plough» опережает другие небиотехнологические компании по отношению цены акции к доходу (price/earnings). Лидируют в этом рейтинге «биотехи» — «Biogen Idec» и «Genentech».

БРУТТО-ПРИБЫЛЬ И МАРЖА ПРИБЫЛИ (РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ)

Брутто-прибыль (gross margin) — разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и издержками их производства. Биотехнологические компании в 2005 г. продемонстрировали лидерство в выполнении стратегии установления высоких цен, позволяющей направлять средства на инновационную деятельность. Так, брутто-прибыль «Biogen Idec» составила 85,4%, «Genentech» — 85,2%, «Amgen» — 83,5% (табл. 5). «Pfizer» — единственная небиотехнологическая компания, брутто-прибыль которой в 2005 г. превысила 80%.

Маржа прибыли (margin of profit), т.е. рентабельность, вычисляется как отношение брутто-прибыли к нетто-продажам (совокупный объем продаж минус возврат продукции и скидки). По данному показателю в 2005 г. лидирует «Amgen», маржа прибыли которой составила 29,6% (табл. 5).

ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ К АКТИВАМ И ДОХОДНОСТЬ АКТИВОВ

Отношение объема продаж к активам отражает то, как компания распоряжается своими средствами и имуществом. Наиболее успешной по этому показателю в 2005 г. оказалась компания «Johnson&Johnson» (табл. 6). В конце списка — и фармацевтические гиганты, и биофармацевтические компании: «Pfizer», «Amgen», «GlaxoSmithKline», «sanofi-aventis», «Biogen Idec». Умножая вышеупомянутый показатель на значение брутто прибыли, получают доходность активов (return on assets).

ОТНОШЕНИЕ АКТИВОВ И ПРИБЫЛИ К ЧИСТОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

Величина отношения активов к чистой стоимости компании (net worth, сумма, на которую активы предприятия превышают обязательства) показывает долю заемных средств в структуре капитализации компании. В последние годы наибольшая задолженность имеется у компании «Wyeth», хотя по общим меркам это довольно скромная величина (табл. 7). Отношение прибыли к чистой стоимости компании свидетельствует о долговой нагрузке компании. Наибольшими величинами этого показателя характеризуются компании «Merck», «GlaxoSmithKline», «Wyeth» (табл. 7).

ДОХОД НА ОДНОГО CОТРУДНИКА

Доход на одного cотрудника (отношение общей выручки от продаж за период к численности работников на конец периода) — показатель, все чаще используемый аналитиками. Сравнительно небольшие внешние службы биофармацевтических компаний «Amgen», «Biogen Idec» и «Genentech» вкупе с астрономической стоимостью препаратов обусловливают ведущие позиции по объему доходов на одного сотрудника (табл. 8).

Таблица 8 Таблица 9
Доход на одного сотрудника фармацевтической компании в 2005 г. Итоговый рейтинг фармацевтических компаний по 13 показателям в 2005 г.

№ п/п

Компания

Доход на одного сотрудника,
тыс. дол. США

1

Amgen

756,098

2

Biogen Idec

718,563

3

Genentech

694,737

4

Forest

623,053

5

Pfizer

483,962

6

Bristol-Myers Squibb

446,512

7

Johnson&Johnson

436,851

8

Wyeth

376,015

9

Abbott

373,315

10

GlaxoSmithKline

370,304

11

AstraZeneca

368,259

12

Merck&Co

357,724

13

Novartis

357,441

14

sanofi-aventis

348,095

15

Eli illy

342,723

16

Schering-Plough

291,411

№ п/п

Компания

Суммарное количество баллов

1

Amgen

772

2

Genentech

770

3

Forest

757

4

AstraZeneca

649

5

GlaxoSmithKline

631

6

Johnson&Johnson

626

7

Novartis

571

8

Biogen Idec

555

9

Wyeth

521

10

Eli Lilly

497

10

Merck&Co

497

12

Bristol-Myers Squibb

484

13

Abbott

435

14

Pfizer

389

15

Schering-Plough

351

16

sanofi-aventis

340

«AMGEN» – КОМПАНИЯ ГОДА №1

Итак, в 2005 г. первое место в рейтинге финансовой успешности «Pharmaceutical Executive» делили две компании «Genentech» и «Amgen». «Genentech» вытеснена на 2 место, поскольку «Amgen» показала превосходные результаты по нескольким показателям: отношению прибыли к продажам (29,6%), доходу на одного сотрудника (свыше 756 тыс. дол.) и некоторым другим (табл. 9).

В анализ финансового состояния включены данные 16 компаний, открыто торгующих на фондовой бирже и подающих отчеты форм 10-К или 20-F в Комиссию по ценным бумагам и биржам [Securities $ Exchange Commission]. Кроме информации из этих форм, использованы база данных finance.yahoo.com, а также материалы изданий «Fortune», «Forbes», «BusinessWeek», «In Vivo», «The Wall Street Journal». Для того чтобы сравнительный анализ был корректным, в рейтинг не включены компании, которые резко отличаются от основной массы: крайне диверсифицированные (как «Procter&Gamble»), узкопрофильные (как «Novo Nordisk»), специализирующиеся преимущественно на генерических препаратах (как «Teva»), с необычной структурой собственников (как «Roche») и те, чьи финансовые отчеты не соответствуют американским меркам (например, японские компании). n

Татьяна Власюк по материалам www.pharmexec.com; money.cnn.com

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи