Рейтинг 50 ведущих компаний 2005 года

2005 г. оказался годом крайностей и противоречий. В то время как объем продаж на мировом фармацевтическом рынке увеличился на 7% (при неизменном курсе валют) и достиг отметки в 602 млрд дол. США, рынок Северной Америки увеличился только на 5,2%, а 5 ключевых рынков Европы (Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании) — лишь на 5%. Объем развивающихся рынков (Латинская Америка, Восточная Европа, Азия) в 2005 г. увеличился на двузначные числа в процентах. Китай оказался лидером — объем его продаж увеличился на 20,4%.

В 2005 г. темпы увеличения объема продаж продуктов биологического происхождения по-прежнему опережают рост глобального рынка. Так, в 2005 г. объем продаж биологических препаратов* увеличился на 17% и превысил 52 млрд дол. США. Для сравнения: объем рынка препаратов на основе малых молекул увеличился только на 5,2%. Стремительно растет также рынок генерических препаратов, который в 8 основных странах увеличился на 13%, достигнув 55 млрд дол. Впервые в США объем продаж рецептурных генерических препаратов превысил таковой оригинальных. Поскольку производители генериков становятся более агрессивными и настойчивыми в отвоевывании доли рынка, прежде занимаемой брэндами, компании с большими портфелями оригинальных препаратов намерены удержать место под солнцем и обеспечить доход, увеличив ассортимент продуктов, защитив патенты и перераспределив портфель препаратов.

В 2005 г. на фармацевтический рынок было выведено 30 новых продуктов. Объем продаж каждой из 10 лидирующих компаний составил более 14 млрд дол., суммарный — 230. Общее количество блокбастеров в 2005 г. составило 94, из них 13 препаратов добились этого статуса впервые. В 2005 г. количество разрабатываемых препаратов увеличилось на 9% и составило 2300 продуктов.

Большинство компаний, входящих в десятку лидеров, удержали свои позиции. Компания «Pfizer», несмотря на снижение годовой прибыли в 2005 г., снова подтверждает статус лидера. Вверх по лестнице рейтинга в 2005 г. переместились компании «Novartis» (с 7-й на 4-ю позицию), «Novo Nordisk (с 25-й на 21-ю). Новообразованный концерн «Astellas», возникший в результате слияния компаний «Fujisawa» и «Yamanouchi», занял 16-е место в топ-50. Благодаря процессам интеграции в рейтинг вошли компании «Daiichi» (28-я позиция), «Lundbeck» (40-я), «MedImmune» (49-я) (табл. 1). 2005 г. обозначился усилением процессов консолидации. Так, «Johnson&Johnson» приобрела компанию «TransForm Pharmaceuticals» и намерена приобрести «Peninsula Pharmaceuticals» и «Closure Medical Corporation». «Novartis» совершила покупку немецкой компании «Hexal» и 67,7% акций компании «Eon Labs». Усиливаются процессы консолидации с «Chiron Corporation».

Таблица 1

Рейтинг 50 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов

Место Компания Страна Общий объем продаж, млрд дол. США, (динамика, %) Инвестиции в R&D, млрд дол. США Препараты-бестселлеры и объемы их продаж в мире
(млрд дол. США)
2005 г. 2004 г.
1 1 Pfizer США 44,28 (-4) 7,440 Lipitor (12,19), Norvasc (4,71), Zoloft (3,27)
2 2 GlaxoSmithKline Великобритания 33,96 (8) 5,708 Advair (5,65), Lamictal (1,55), Zorfran (1,52)
3 3 sanofi-aventis Франция 32,34 (-5) 4,789 Lovenox (2,54), Plavix (2,40), Allegra (1,91)
4 7 Novartis Швейцария 24,94 (16) 4,484 Diovan (3,67), Gleevec (2,17), Zometa (1,22)
5 6 AstraZeneca Великобритания 23,95 (12) 5,356 Nexium (4,63), Seroquel (2,76), Seloken (1,74)
6 4 Johnson&Johnson США 22,32 (1) 6,312 Risperdal (3,55), Eprex (3,32), Topamax (1,68)
7 5 Merck США 22,01 (2) 3,848 Zocor (4,40), Singulair (3,00), Cozaar (3,00)
8 9 Wyeth США 15,32 (10) 1,262 Effexor (3,46), Protonix (1,68), Prevnar (1,51)
9 8 Bristol-Myers Squibb США 15,25 (-1) 2,746 Plavix (3,82), Pravachol (2,26), Abilify (0,91)
10 11 Eli Lilly США 14,65 (12) 3,025 Zyprexa (4,20), Gemzar (1,33), Evista (1,04)
11 10 Abbott Labs США 13,99 (16) 1,821 Humira (1,40)
12 12 Roche Швейцария 12,90 (5) 3,792 MabThera (3,16)
13 13 Amgen США 12,02 (13) 2,302 Epogen (2,46)
14 14 Boehringer Ingelheim Германия 10,84 (2) 1,148 Spiriva (0,80)
15 15 Takeda Япония 8,53 (3) 1,320 Prevacid (3,48)
16 Astellas Япония 8,04 (-) 1,259 Prograf (1,32)
17 16 Schering-Plough США 7,56 (18) 1,865 Remicade (0,94)
18 18 Bayer Германия 7,56 (18) 1,130 Kogenate (0,79)
19 17 Schering AG Германия 6,29 (3) 1,163 Betaferon (1,03)
20 22 Genentech США 5,49 (46) 1,261 Rituxan (1,83)
21 25 Novo Nordisk Дания 5,36 (1) 807 Антидиабетические средства (3,81)
22 19 Eisai Япония 4,77 (-5) 730 Aricept (1,52)
23 20 Teva Израиль 4,70 (10) 369 Copaxone (1,18)
24 21 Merck KGaA Германия 4,61(21) 686 Блокаторы b-адренорецепторов(0,41)
25 28 Sankyo Япония 4,25 (46) 807 Mevalotin (1,48)
26 24 Otsuka Япония 3,30 (-11) 490 Abilify (1,30)
27 29 Forest Labs США 3,16 (19) 2293 Lexapro (1,61)
28 Daiichi Япония 3,06 (-1) 536 Levoflaxacin (2,80)
29 26 Baxter International США 3,02 (11) 533 R/антигемофильный фактор (1,53)
30 31 AkzoNobel Нидерланды 2,87 (21) 516 Puregon (0,42)
31 32 Altana Германия 2,84 (27) 496 Pantoprozole (1,66)
32 30 Chugai Япония 2,77 (6) 425 Epogin (0,61)
33 34 Solvay Бельгия 2,69 (24) 391 Androgel (0,28)
34 35 UCB Бельгия 2,42 (16) 605 Zyrtec (0,67)
35 36 Genzyme США 2,41 (9) 503 Cerezyme (0,93)
36 33 Serono Швейцария 2,34 (7) 594 Rebif (1,27)
37 37 Allergan США 2,32 (26) 387 Botox (0,83)
38 38 Mitsubishi Япония 1,89 (4) 471 Omeprazon (-)
39 Gilead Sciences США 1,81 (46) 278 Viread (0,78)
40 Lundbeck Дания 1,65 (7) 324 Cipramil (0,39)
41 40 Watson США 1,65 (0,3) 125 Генерические пероральные контрацептивы (0,32)
42 44 Biogen Idec США 1,62 (9) 747 Avonex (1,54)
43 46 Shire Великобритания 1,60 (17) 286 Adderall (0,73)
44 39 Shionogi Seiyaku Япония 1,57 (-4) 274 Flomox (0,31)
45 49 King Pharmaceuticals США 1,54 (18) 263 Altec (0,55)
46 Tanabe Seiyaku Япония 1,48 (14) 259 Herbesser (0,14)
47 Kyowa Hakko Япония 1,36 (7) 268 Itrizole (0,28)
48 45 Mylan Labs США 1,25 (-9) 88 Генерики (1,01)
49 MedImmune ? 1,24 (9) 385 Synagis (1,06)
50 50 Ono Япония 1,24 (3) 286 Opalmon (0,26)

*Современная терминология в области фармации быстро развивается. В данной публикации биологическими препаратами называют те, которые в качестве активной субстанции содержат белки, полученные при помощи биотехнологий, а также иммунологические продукты, производные крови, моноклональные антитела и т.п. (Guideline on Similar biological Medicinal Products. European Medicines Agency Evaluation of Medicines for Human Use, 2005).

В 2005 г. препараты Lipitor (аторвастатин) и Zocor (симвастатин) разместились соответственно на 1-м и 5-м местах в рейтинге наиболее продаваемых лекарственных средств (табл. 2). Однако в целом объемы реализации статинов увеличились только на 5%. В 2005 г. блокбастерами стали новые гиполипидемические препараты Crestor (розувастатин) и Vytorin (эзетимиб/симвастатин).

Таблица 2

Топ-10 препаратов-бестселлеров в 2005 г.? («IMS Health», MIDAS, декабрь 2005)

Место
в рейтинге
Препарат Компания-производитель Объем продаж,
млрд дол. США
Динамика роста, %
(по сравнению с 2004 г.)
1 Lipitor Pfizer 12,90 6,40
2 Plavix BMS 5,90 16
3 Nexium AstraZeneсa 5,70 16,70
4 Seretide/Advair GlaxoSmithKline 5,60 19
5 Zocor Merck 5,30 -10,70
6 Norvasc Pfizer 5,00 2,50
7 Zyprexa Eli Lilly 4,70 -6,80
8 Risperdal Janssen-Ortho 4,00 12,60
9 Ogastro/Prevacid Abbott/Takeda 4,00 0,90
10 Effexor Wyeth 3,80 1,20

2005 г. был годом окончания срока действия патентов на некоторые инновационные препараты, среди которых такие блокбастеры, как Duragesic (фентанил), Allegra (фексофенадин), Zithromax (азитромицин) и Rocephin (цефтриаксон). В 2006 г. патентную защиту теряет Zocor (симвастатин), в 2008 г. — Fosamax (алендроновая кислота), в 2010 г. — Cozaar (лозартан), в 2012 г. — Singular (монтелукаст).

Рынок средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, сохранил ведущую позицию. Здесь продолжают лидировать гиполипидемические средства, совокупный объем продаж которых увеличился до 32 млрд дол. (табл. 3). Объем реализации только одного представителя этого класса, препарата Lipitor (аторвастатин), составил почти 13 млрд дол.

Таблица 3

Ведущие фармакотерапевтические группы? по общему объему продаж в 2005 г.? («IMS Health», MIDAS, декабрь 2005)

Место
в рейтинге
Фармакотерапевтическая группа Объем продаж,
млрд дол. США
Динамика роста,
% (по сравнению с 2004 г.)
1 Гиполипидемические средства 32,40 6,80
2 Цитостатики 28,50 18,60
3 Противоязвенные средства 26,70 3,80
4 Антидепрессанты 19,80 -3,90
5 Антипсихотические средства 16,20 10,70
6 Ингибиторы ангиотензина II 14,20 18,10
7 Препараты эритропоэтина 12,30 6,30
8 Антагонисты кальция 11,90 2,20
9 Антиэпилептические средства 11,60 0,90
10 Пероральные гипогликемические средства 10,70 6,90

?

Противоопухолевые средства являются наиболее быстро развивающейся сферой фармацевтической индустрии. В 2005 г. объем их продаж достиг 29 млрд дол. Показатели роста этой отрасли сопоставимы с таковыми биологических препаратов (около 17% в год). Крупнейшие производители противоопухолевых препаратов (компании «Genentech», «Biogen Idec», «Novartis», «sanofi-aventis», «ImClone») только в течение нескольких последних лет появились на рынке с целым комплектом препаратов как биологического происхождения, так и продуктов химического синтеза. Динамичное развитие этой сферы рынка обусловлено растущими тенденциями применения подходов на основе фармакогеномики.

Далеко не все компании из топ-10 являются лидерами по темпам увеличения объема продаж. Наибольшие (практически одинаковые) показатели у компаний «Genentech» и «Sankyo», что позволило им переместиться на более высокие позиции в рейтинге — с 22-й на 20-ю и с 28-й на 25-ю соответственно (табл. 4).

Таблица 4

Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по динамике увеличения объемов продаж в 2004–2005 гг.

Место
в рейтинге
Компания-производитель Динамика роста,
% (по сравнению с 2004 г.)
1 Genentech 46,39
2 Sankyo 46,12
3 Gilead 45,65
4 Endo 33,33
5 Altana 27,45
6 Allergan 25,90
7 Solvey 24,28
8 Cephalon 22,45
9 Akzo Nobel 21,17
10 Merck 20,57

Компания «Pfizer» в 2005 г. не только в очередной раз возглавила топ-50 ведущих компаний, но и стала лидером вложения инвестиций в научные исследования и разработку новых лекарственных средств (R&D) (7,440 млрд дол.) (табл. 5). Интересно отметить, что практически все компании из топ-10 по отчислениям на R&D, за исключением «Roche», входят в состав десятки лидеров по объемам продаж. Суммарные инвестиции всех 10 лидеров в эту сферу составили 47,469 млрд дол.

Объем продаж рецептурных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Северной Америки вырос на 5,2% до 265,70 млрд дол. и составил почти половину общих продаж на мировом рынке, Латинской Америки — на 18,5% до 24 млрд дол. (табл. 6). Согласно данным «IMS Health» в 2005 г. объем рынка Китая увеличился на 20,4%, Кореи — 14,6%, России — 19,9%.

Таблица 5

Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по объемам инвестиций в R&D в 2005 г.

Место
в рейтинге

Компания-производитель

Инвестиции в R&D,
млрд дол. США
1 Pfizer 7,440
2 Johnson&Johnson 6,312
3 GlaxoSmithKline 5,708
4 AstraZeneca 5,356
5 sanofi-aventis 4,789
6 Novartis 4,484
7 Merck 3,848
8 Roche 3,792
9 Eli Lilly 3,025
10 Bristol-Myers Squibb 2,746

Таблица 6

Объем продаж лекарственных средств? на ключевых мировых рынках за 2005 г.? («IMS Health», MAT, декабрь 2005)

Мировые рынки

Объем продаж, млрд дол. США % общих продаж Динамика роста, % (по  сравнению с 2004 г.)
Северная Америка 265,70 47 5,20
Европа 169,50 30 7,10
Япония 60,30 10,7 6,80
Азия (исключая Японию), Африка, Австралия 46,40 8,2 11
Латинская Америка 24 4,2 18,50

?

МНЕНИЯ АНАЛИТИКОВ

Барбара Риан (Barbara Ryan), старший аналитик немецкого банка (Deutsche Bank), объясняет замедление увеличения объемов рынка на протяжении последних 5 лет расширением практики генерической замены оригинальных препаратов и потери последними патентной защиты. В 2005 г. впервые в истории США объем продаж рецептурных генерических препаратов превысил таковой оригинальных средств. В соответствии с данными, приведенными «IMS Health», рынок рецептурных генериков вырос на 13%, при этом мировой фармацевтический рынок увеличился только на 7%. В целом увеличение объема продаж генерических препаратов достигло рекордного уровня — 60%.

Многие производители стремятся сделать генерики весомой частью своего портфеля продуктов. Примером такого подхода является «Novartis» — при приобретении ею компаний «Eon Labs» и «Hexal» для генерического подразделения «Sandoz» были отмечены наибольшие инвестиции, вложенные когда-либо инновационной фармацевтической компанией в индустрию генерических препаратов. Кроме того, компания «Novartis» планирует полностью приобрести «Chiron» и далее развивать сферу производства вакцин.

Уже второй год подряд продолжает стремительно расти рынок биологических препаратов. Среди наиболее успешных представителей сектора биологических препаратов Aranesp (дарбопоэтин альфа), препарат для лечения анемии почечного генеза и развившейся на фоне химиотерапии, объем продаж которого увеличился на 46% и составил 2,7 млрд дол.; Enbrel (этанерцепт), препарат для лечения средне-тяжелых форм ревматоидного артрита (объем продаж увеличился на 36% и достиг 2,6 млрд дол.); Neulasta (пегфилграстим), применяемый для уменьшения выраженности нейтропении во время химиотерапии (объем продаж увеличился на 30% и составил 2,2 млрд дол.). Однако на столь быстрый рост объема продаж биологических препаратов может оказать отрицательный эффект выведение на рынок их генерических версий.

Эксперты отмечают успехи онкологии, которые позволили впервые за последние 70 лет добиться снижения смертности вследствие онкологических заболеваний. Однако возмещение расходов на лекарственные средства по-прежнему связано с проблемами, что ограничивает доступ больных к эффективному, но дорогостоящему лечению. Национальный институт качества медицинской помощи (National Institute for Clinical Excellence — NICE) применяет методы экономического моделирования с целью определения экономического показателя затраты/эффективность и составления рекомендаций по лечению. Модель, применяемая NICE, утверждена и модифицирована в большинстве европейских стран.

В 2005 г. компании «Merck» и «GlaxoSmithKline» сообщили о продолжающейся разработке вакцин против вируса папилломы человека (ВПЧ), который является наиболее значимым фактором риска возникновения рака шейки матки. И действительно, с экономической точки зрения предупреждение болезни дешевле лечения, особенно в случае большой распространенности заболевания. По данным ВОЗ ВПЧ в мире инфицировано около 80% сексуально активного населения. Выведение на рынок препарата Gardisil («Merck») планируется в 2006 г., препарата Cervarix («GlaxoSmithKline») — в 2007 г.

Находясь в постоянном движении, жизнь продолжает диктовать свои правила. А это значит, что грядущие изменения неизбежны. n

Татьяна Власюк по материалам журнала «Pharmaceutical Executive»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті