Ученые сделали прорыв в понимании заболеваний нервной системы

13 Червня 2016 2:57 Поділитися

104407У некоторых лиц с таким дегенеративным заболеванием нервной системы, как боковой амиотрофический склероз, в нервных клетках накапливаются сгустки белка, именуемого супероксиддисмутаза 1 (СОД 1). Данный белок является одним из 3 супероксиддисмутаз человека, он выступает в роли антиоксидантного фермента, защищающего внутреннее пространство клетки.

Ученые уже знали, что мутация в гене СОД 1 является причиной возникновения данного заболевания. Но при этом оставалась непонятна роль сгустков белка СОД 1, связанного с одноименным дефектным геном. Не было ясно, данный белок выступает в качестве безвредного побочного продукта заболевания или активного дополнительного фактора, провоцирующего возникновение болезни. Теперь ученым известно, что белок СОД 1 является драйвером патологии. Результаты исследования, проведенного учеными Университета Умео (Umeå University), Швеция, опубликованы в журнале «Journal of Clinical Investigation».

Боковой амиотрофический склероз — дегенеративное, медленно прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, которое характеризуется поражением двигательных нейронов. В итоге для больного все заканчивается атрофией мышц и параличом. На данный момент в научном мире болезнь считается неизлечимой.

Шведские ученые объясняют, что теперь они могут продемонстрировать на модели мыши, как сгустки белка СОД 1 запускают механизм домино, в результате которого происходит распространение болезни через спинной мозг животного. Исследователи предполагают, что для людей действует аналогичный механизм.

В своем исследовании ученые использовали генетически модифицированных мышей, которым была внедрена человеческая форма гена СОД 1. У мышей было определено 2 вида сгустков белка СОД 1 — А и Б, которые распространяются через спинной и головной мозг. В зависимости от вида сгустка различается характер их агрегации, а также скорость развития болезни.

Ученые надеются, что благодаря результатам их работы, возможной станет разработка новых методик терапии бокового амиотрофического склероза, которые помогут предотвратить или даже остановить развитие заболевания.