15 Грудня 2016 2:27 Поділитися

Идентифицирована молекула, которая останавливает злокачественный рост клеток при колоректальном ракеИсследователи выявили ранее неизвестную роль молекулы, которая активирует механизм в колоректальных клетках, благодаря которому они не становятся злокачественными.

Молекула называется NLRC3 и является подвидом NOD-подобных рецепторов, то есть клеточных рецепторов, которые играют важную роль во врожденном иммунитете. Однако до последнего времени не было известно, что NLRC3 защищает клетки от раковых процессов.

Результат нового исследования во главе с доктором Тирумала-Деви Каннеганти (Thirumala-Devi Kanneganti) из отдела иммунологии Детской исследовательской клиники Св. Джуда (St. Jude Children’s Research Hospital), США, опубликованы в журнале «Nature».

Рак возникает, когда клетки в организме начинают бесконтрольно делиться и расти. Этот процесс может начаться практически в любой части тела и распространиться на другие участки. Колоректальный рак обычно локализуется в эпителиальных клетках, выстилающих толстую и прямую кишку.

Колоректальный рак является третьим наиболее распространенным видом рака, диагностируемого у мужчин и женщин в США.

В своем докладе ученые отмечают, что в предыдущих исследованиях выявили, что опухолевые ткани пациентов с колоректальным раком демонстрируют отчетливо уменьшенную экспрессию гена, который кодирует NLRC3. Это позволило предположить, что возможна неопределенная потенциальная функция данного белка в развитии рака.

В ходе исследования ученые выявили, что NLRC3 регулирует (ингибирует) ключевой клеточный процесс, который называется путь PI3K-mTOR, контролирующий пролиферацию клеток, иммунный ответ, воспаление и развитие рака.

Для своего исследования ученые использовали мышей с смоделированным раком толстой кишки. Они установили, что опухоли у испытуемых имели значительно более низкие уровни NLRC3. Это подтверждает результат, полученный в предыдущих исследованиях.

В дальнейших исследованиях на мышах ученые выявили, что NLRC3 играет активную роль в предотвращении воспаления и развития опухоли в эпителиальных клетках толстой кишки. При этом избыточная экспрессия гена NLRC3 в клетках толстой кишки значительно снижает клеточную пролиферацию.

Ученые утверждают, что полученные данные демонстрируют, что NLRC3 играет важную роль в остановке аномального роста клеток. При его недостатке или отсутствии начинается рост опухоли. Возможно, увеличение экспрессии NLRC3 способно стать способом блокирования клеточных процессов, которые приводят к образованию опухоли (онкогенеза).