Этот жестокий, жестокий рынок. Аптечные продажи: сентябрь, 9 мес 2006 г.

Попробуйте представить себе фармацевтический рынок в виде катящегося снежного кома. Начав свое движение с маленького комочка, он неуклонно и равномерно увеличивается в размерах, и остановить его совсем непросто. Разумеется, у всего есть свои пределы. Уже сегодня условия изменились, и наш ком внешне растет лишь незначительно, зато внутри его происходят едва различимые невооруженным глазом качественные изменения, описание которых и легло в основу этой публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

По итогам первых 9 мес 2006 г. в аптеках было реализовано 1,4 млрд упаковок товаров на общую сумму 6,8 млрд грн. (табл. 1). Объем рынка аптечных продаж в исследуемый период оказался больше такового в январе–сентябре 2005 г. на 33,6% в денежном и 15,4% в  натуральном выражении. Среди основных категорий «аптечной корзины» максимальный показатель прироста объема продаж был зафиксирован по  косметике, ее доля на рынке увеличилась по  сравнению с  2005 г. на 0,8% в денежном и 0,6% в натуральном выражении. Наряду с повышением популярности лечебной косметики по категориям ИМН и  БАД также продолжается планомерное увеличение объемов продаж.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров за январь–сентябрь 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

9 месяцев, год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2004 3373,6 86,7 706,6 68,7
2005 4430,8 87,1 31,3 826,2 68,3 16,9
2006 5839,1 85,9 31,8 928,3 66,5 12,4
ИМН
2004 347,0 8,9 298,2 29,0
2005 423,3 8,3 22,0 349,3 28,9 17,1
2006 575,4 8,5 36,0 417,4 29,9 19,5
Косметика
2004 95,3 2,5 13,8 1,3
2005 130,8 2,6 37,2 16,2 1,3 17,2
2006 234,4 3,4 79,2 27,1 1,9 67,4
БАД
2004 73,7 1,9 10,0 1,0
2005 104,7 2,1 42,1 17,5 1,4 74,5
2006 151,3 2,2 44,6 22,8 1,6 30,2
ВСЕГО
2004 3889,6 1028,7
2005 5089,5 30,9 1209,2 17,6
2006 6800,3 33,6 1395,6 15,4

По всем категориям товаров в исследуемый период был отмечен прирост средневзвешенной стоимости по сравнению с 9 мес 2005 г.: ЛС — на 17,3%, ИМН — на 13,8%, Косметика — на 7,1%, БАД — на 11,1%. Следует отметить, что лидером по этому показателю стали ЛС, и в то же время прирост продаж по этой категории оказался наименьшим.

Примечательно, что в условиях стремительно развивающегося рынка кумулятивные показатели за длительный период уже не отражают реального положения вещей. При ближайшем рассмотрении динамики продаж ЛС становится очевидным тот факт, что темпы роста розничного рынка замедляются, причем это вполне естественно перекликается с последними тенденциями в сегменте импорта ГЛС (рис. 1, «Еженедельник АПТЕКА» № 44 (565) от 13 ноября 2006 г.). Динамика количества проданных упаковок явно свидетельствует о том, что современный отечественный потребитель делает свой выбор в пользу хотя и более дорогого, но в то же время более комфортного и качественного лечения (рис. 2). Согласитесь, что гораздо удобнее принять 1 капсулу вечером и ощутить эффект уже через несколько дней, чем в течение недели носиться с флакончиком по городу, постоянно напрягая память в тщетных попытках не забыть засыпать в рот горсточку таблеток во время каждого приема пищи. Динамика летне-осеннего перехода явно указывает на то, что перспектива комфорта безапелляционно вытесняет из сознания потребителя сомнения по  поводу того, стоит ли платить больше. Разумеется, это отразилось как на общем объеме рынка ЛС в натуральном выражении, так и на средневзвешенной стоимости ЛС (рис. 3). В  сентябре 2006 г. в  отношении стоимости было установлено сразу два рекорда — по абсолютному (6 грн. 72 коп. за 1 упаковку) и относительному (прирост составил 30,0% по сравнению с сентябрем 2005 г.) показателям.

Динамика объема розничных                                     продаж ЛС в денежном выражении в                                     январе–сентябре 2004–2006 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–сентябре 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Динамика объема розничных                                     продаж ЛС в натуральном выражении в                                     январе–сентябре 2004–2006 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–сентябре 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Динамика средневзвешенной                                     стоимости ЛС в январе 2004 г. – сентябре 2006 г.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости ЛС в январе 2004 г. – сентябре 2006 г.

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам                                     9   мес 2004–2006 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Перспектива комфорта в лечении уверенно вытесняет из сознания потребителя сомнения по поводу того, стоит ли платить больше

Итоги первых 9 мес 2006 г. явно свидетельствуют не в пользу отечественной составляющей розничного рынка (табл. 2, 3). Смеем предположить, что зарубежные компании в исследуемый период вполне успешно выполнили нормо-план по экономической экспансии в этом сегменте. Если в 2005 г. отечественные и зарубежные производители демонстрировали приблизительно одинаковый прирост аптечных продаж, то за первые 9 мес 2006 г. положение вещей изменилось кардинально. Так, прирост объема продаж импортных ЛС превысил таковой украинских почти в 1,5 раза в денежном и в 5 раз в натуральном выражении. Причем подобная ситуация наблюдалась практически по всем категориям «аптечной корзины», за исключением БАД, где отечественным производителям все же удалось несколько увеличить свою долю по сравнению с первыми 9 мес 2005 г. Таким образом, уже на данном этапе анализа можно смело утверждать, что в 2006 г. потребитель стал покупать не просто более дорогие, но и «более зарубежные» ЛС.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства за 9 мес 2004–2006 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

9 месяцев, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес в категории, % D, % Млн грн. Удельный вес в категории, % D, %
ЛС
2004 2416,3 71,6 957,3 28,4
2005 3169,5 71,5 31,2 1261,3 28,5 31,8
2006 4267,4 73,1 34,6 1571,7 26,9 24,6
ИМН
2004 220,1 63,4 126,8 36,6
2005 272,0 64,3 23,6 151,3 35,7 19,2
2006 397,0 69,0 46,0 178,4 31,0 18,0
Косметика
2004 66,1 69,3 29,2 30,7
2005 90,3 69,0 36,6 40,5 31,0 38,7
2006 163,5 69,7 81,1 71,0 30,3 75,1
БАД
2004 37,2 50,5 36,5 49,5
2005 53,7 51,3 44,5 50,9 48,7 39,6
2006 77,3 51,1 43,9 73,9 48,9 45,1
ВСЕГО
2004 2739,7 70,4 1149,8 29,6
2005 3585,5 70,4 30,9 1504,0 29,6 30,8
2006 4905,2 72,1 36,8 1895,0 27,9 26,0

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства за 9 мес 2004–2006 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

9 месяцев, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес в категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес в категории, % D, %
ЛС
2004 185,7 26,3 520,9 73,7
2005 232,8 28,2 25,4 593,4 71,8 13,9
2006 295,2 31,8 26,8 633,1 68,2 6,7
ИМН
2004 141,7 47,5 156,6 52,5
2005 159,3 45,6 12,4 190,0 54,4 21,4
2006 221,9 53,2 39,3 195,5 46,8 2,9
Косметика
2004 6,0 43,5 7,8 56,5
2005 6,6 40,6 9,4 9,6 59,4 23,2
2006 11,8 43,6 79,5 15,3 56,4 59,1
БАД
2004 2,3 22,6 7,8 77,4
2005 4,6 26,2 102,5 12,9 73,8 66,3
2006 5,8 25,5 26,3 16,9 74,5 31,2
ВСЕГО
2004 335,6 32,6 693,0 67,4
2005 403,2 33,3 20,1 806,0 66,7 16,3
2006 534,7 38,3 32,6 860,8 61,7 6,8

В 2006 г. потребитель стал покупать не просто более дорогие, но и «более зарубежные» ЛС

Описанные эволюции структуры рынка сопровождались вполне закономерными изменениями его ценовых характеристик (табл. 4). Удельный вес ЛС низкостоимостной ниши существенно уменьшился, тогда как высокостоимостной, наоборот, — увеличился, продемонстрировав при этом максимальный прирост объема продаж. Среднестоимостная ниша из года в  год демонстрирует стабильные показатели роста. Интересно, что если удельный вес среднестоимостной ниши незначительно уменьшился в  денежном выражении, то в натуральном — увеличился на 3,5% (и это при практически постоянном показателе средневзвешенной стоимости, рис. 4). Стоимость ЛС других ценовых ниш по итогам 9 мес 2006 г. несколько приблизилась к  таковой среднестоимостной ниши. По-видимому, мы являемся свидетелями направленной миграции объемов рынка — из высокостоимостной и особенно низкостоимостной ниш в среднестоимостную. Так, в исследуемый период доля среденестоимостной ниши в общем объеме реализованных упаковок составила уже не пятую (как в 2004 г.), а четвертую часть рынка.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам за 9 мес 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

9 месяцев, год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2004 707,3 21,0 540,4 76,5
2005 883,9 19,9 25,0 617,1 74,7 14,2
2006 1026,3 17,6 16,1 648,1 69,8 5,0
Среднестоимостная
2004 1477,9 43,8 141,2 20,0
2005 1996,9 45,1 35,1 178,9 21,7 26,7
2006 2618,1 44,8 31,1 234,3 25,2 30,9
Высокостоимостная
2004 1188,4 35,2 25,0 3,5
2005 1550,0 35,0 30,4 30,2 3,7 20,8
2006 2194,8 37,6 41,6 45,9 4,9 52,1
ВСЕГО
2004 3373,6 706,6
2005 4430,8 31,3 826,2 16,9
2006 5839,1 31,8 928,3 12,4

Следует обратить внимание на то, что стратегии отечественных и зарубежных производителей в отношении продвижения ЛС в различных ценовых нишах существенно отличаются. По итогам 9 мес 2006 г. стоимость украинских ЛС, входящих в среднестоимостную нишу, увеличилась на 6,9%, тогда как зарубежных — уменьшилась на 3,5% (рис. 5). При этом прирост объема продаж отечественных ЛС в низко- и высокостоимостной нишах по сравнению с январем–сентябрем 2005 г. оказался значительно выше такового импортных (рис. 6). Итак, зарубежные производители делают ставку в  первую очередь на среденестоимостную нишу, что представляется достаточно рациональным подходом, учитывая однозначно изменившийся характер спроса. Причем подобная стратегия, как мы уже убедились, дала весьма положительный результат.

Сегодня зарубежные производители основную ставку делают на среднестоимостную нишу

Прирост/убыль средневзвешенной                                     стоимости отечественных и зарубежных ЛС в                                     разрезе ценовых ниш за 9 мес 2006 г. по сравнению с                                     аналогичным периодом 2005 г.

Рис. 5. Прирост/убыль средневзвешенной стоимости отечественных и зарубежных ЛС в разрезе ценовых ниш за 9 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Прирост/убыль объема продаж в                                     денежном выражении отечественных и зарубежных                                     ЛС в разрезе ценовых ниш за 9 мес 2006 г.                                     по   сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Рис. 6. Прирост/убыль объема продаж в денежном выражении отечественных и зарубежных ЛС в разрезе ценовых ниш за 9 мес 2006 г. по  сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Исследуя итоговые показатели, не стоит забывать и о свежих тенденциях рынка, которые в  нашем случае покажутся весьма интригующими. Так, в сентябре 2006 г. доля отечественных ЛС в  низкостоимостной нише ознаменовалась минимальным значением с начала года (рис. 7).

Динамика удельного веса                                     отечественных препаратов в общем объеме продаж                                     ЛС низкостоимостной ниши в денежном выражении в                                     январе–сентябре 2006 г.

Рис. 7. Динамика удельного веса отечественных препаратов в общем объеме продаж ЛС низкостоимостной ниши в денежном выражении в январе–сентябре 2006 г.

Динамика удельного веса топ-5                                     стран производителей ЛС по объему продаж в                                     денежном выражении в низкостоимостной нише в                                     январе–сентябре 2006 г.

Рис. 8. Динамика удельного веса топ-5 стран производителей ЛС по объему продаж в денежном выражении в низкостоимостной нише в январе–сентябре 2006 г.

Казалось бы, в этой нише позиции украинских производителей непоколебимы. Но так ли это? Не секрет, что основным конкурентом отечественных препаратов в низкостоимостной нише являются индийские ЛС, доля которых существенно увеличилась именно в сентябре 2006 г. (рис. 8). Причем это немедленно и вполне естественно пошатнуло позиции отечественных ЛС. Важно отметить, что эти данные хорошо согласуются со сведениями о поставках ГЛС из Индии, которые свидетельствуют о том, что как раз за месяц до «индийского роста» в рознице в  Украину было ввезено много недорогих индийских препаратов (рис. 9; «Еженедельник АПТЕКА» № 39 (560) от 9 октября 2006 г.).

Динамика объема импорта ГЛС из                                     Индии в денежном и натуральном выражении в                                     январе–сентябре 2006 г.

Рис. 9. Динамика объема импорта ГЛС из Индии в денежном и натуральном выражении в январе–сентябре 2006 г.

Показательно, что и без того не особенно стабильное положение украинской продукции в среднестоимостной нише еще больше усугубилось в сентябре 2006 г. (рис. 10).

Динамика удельного веса                                     отечественных препаратов в общем объеме продаж                                     ЛС среднестоимостной ниши в денежном выражении в                                     январе–сентябре 2006 г.

Рис. 10. Динамика удельного веса отечественных препаратов в общем объеме продаж ЛС среднестоимостной ниши в денежном выражении в январе–сентябре 2006 г.

Вместе с  тем, отечественные производители настойчиво, ценой больших потерь продолжают разрабатывать высокостоимостную нишу (рис. 11). Смеем заметить, что это очень напоминает отчаянную попытку найти соломинку, за которую можно было бы ухватиться. К сожалению, лишний «кусочек» высокостоимостной ниши вряд ли станет панацеей для украинских компаний, ведь несмотря на все усилия, их доля в  ней не достигает и 7%.

Динамика удельного веса                                     отечественных препаратов в общем объеме продаж                                     ЛС высокостоимостной ниши в денежном выражении в                                     январе–сентябре 2006 г.

Рис. 11. Динамика удельного веса отечественных препаратов в общем объеме продаж ЛС высокостоимостной ниши в денежном выражении в январе–сентябре 2006 г.

Отечественные производители настойчиво, ценой больших потерь продолжают разрабатывать высокостоимостную нишу

Приведенные выше данные несомненно заставят задуматься нашего читателя. Почему же именно в сентябре 2006 г. распределение сил изменилось столь резко? Анализ фармакотерапевтической структуры розничных продаж позволит в значительной степени прояснить ситуацию. Так, в сентябре 2006 г. по зарубежной составляющей большинства АТС-групп третьего уровня, характерных для осеннего сезона, был зафиксирован существенный рост объема продаж, значительно превышающий таковой отечественных ЛС (рис. 12).

Прирост/убыль объема продаж в                                     денежном выражении ЛС, вошедших в топ-10 АТС-групп                                     третьего уровня (с указанием позиций в рейтинге                                     по этому показателю), в разрезе товаров                                     отечественного и зарубежного производства в                                     сентябре 2006 г. по сравнению с   аналогичным                                     периодом 2005 г.

Рис. 12. Прирост/убыль объема продаж в денежном выражении ЛС, вошедших в топ-10 АТС-групп третьего уровня (с указанием позиций в рейтинге по этому показателю), в разрезе товаров отечественного и зарубежного производства в сентябре 2006 г. по сравнению с  аналогичным периодом 2005 г.

Причем в первую очередь это коснулось групп, которые представлены в основном cough&cold-препаратами. Там разница между приростами оказалась наиболее существенной: N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» — 57,8%, R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — 25,7%, R02A «Препараты, применяемые при заболеваниях горла» — 44,2% и R05C «Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства» — 53,6%. Видно, что в итоговом рейтинге за 9 мес 2006 г. влияние АТС-групп, содержащих противопростудные препараты, ощущается гораздо меньше, чем в сентябрьском распределении (табл. 5). По-видимому, значительный выхлоп по объему ввоза импортных препаратов в Украину в августе 2006 г. был результатом качественной подготовки дистрибьюторов к «отопительному сезону». Последствия этой подготовки в «розничном» выражении мы имеем возможность наблюдать уже в сентябре 2006 г. Отечественные же производители, вероятно, подготовились не столь тщательно, за что и поплатились немалым куском рыночного пирога.

В связи с этим вполне естественными выглядят состав топ-листа брэндов ЛС по объему продаж в денежном выражении в сентябре 2006 г., который почти на 20% представлен cough&cold-препаратами, и присутствие всего трех противопростудных брэндов в кумулятивном рейтинге за первые 9 мес 2006 г. (табл. 6, 7). Лидирующая позиция ЭССЕНЦИАЛЕ в нашем сознании вновь становится привычной и непоколебимой. Вместе с тем, февральская рокировка еще дает о себе знать — в  топ-списке брэндов ЛС за 9 мес позиция ФЕЗАМА гораздо выше таковой в рейтинге за сентябрь 2006 г.

При исследовании топ-списков корпораций в первую очередь заслуживают внимания три основных момента. Во-первых, утвердился новый лидер — компания «Menarini Group» возглавила рейтинг по объему продаж ЛС в денежном выражении в сентябре и за первые 9 мес 2006 г., опередив «sanofi-aventis» (табл. 8, 9). Во-вторых, в  2006 г. все больше ощущается влияние деятельности некоторых специализированных дистрибьюторов на розничную структуру продаж. Усиление позиций таких компаний-импортеров, как «Сервье-Украина», «ЮЛГ», «Нижфарм-Украина», «Материа Медика-Украина», «Натурпродукт-Вега» и «Фармасайнс Украина Инк» на рынке импорта ГЛС хорошо согласуется с аналогичной динамикой производителей «Servier», «Solvay Pharmaceuticals», «Стада-Нижфарм», «Материа Медика», «Naturwaren» и «Pharmascience» в рейтинге аптечных продаж.

Все больше ощущается влияние деятельности некоторых специализированных дистрибьюторов на розничную структуру продаж

И, наконец, одной из наиболее актуальных тенденций по праву может считаться ослабление позиций отечественных производителей. Если по итогам 9 мес 2006 г. их положение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года может показаться более-менее стабильным, то в сентябре 2006 г. уже около 90% (!) украинских компаний, вошедших в топ-50 по  объему продаж в денежном выражении, оказались на более низких позициях, чем в сентябре 2005 г.

Важно, что этот процесс в значительной степени затронул «голову» отечественного производства — наиболее продвинутую и весомую группу компаний. Ведь если на долю топ-5 зарубежных корпораций приходится около 1/4 удельного веса в общем объеме продаж импортных ЛС, то отечественная пятерка лидеров аккумулирует в своих руках более половины общего объема реализованной украинской продукции в денежном выражении (рис. 13). При этом динамика удельного веса продаж ЛС первой пятеркой отечественных производителей имеет неутешительный характер и красноречиво говорит сама за себя (рис. 14).

Распределение удельного веса                                     продаж ЛС в денежном выражении среди                                     отечественных корпораций по итогам 9 мес 2006 г.

Рис. 13. Распределение удельного веса продаж ЛС в денежном выражении среди отечественных корпораций по итогам 9 мес 2006 г.

Динамика удельного веса продаж                                     ЛС в   денежном выражении первой пятеркой                                     отечественных корпораций в суммарном объеме                                     продаж топ-5 зарубежных и отечественных                                     корпораций в   январе–сентябре 2006 г.

Рис. 14. Динамика удельного веса продаж ЛС в  денежном выражении первой пятеркой отечественных корпораций в суммарном объеме продаж топ-5 зарубежных и отечественных корпораций в  январе–сентябре 2006 г.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за 9 мес 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2004 г. 2005 г. D, % 2006 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 156,2 227,3 45,5 279,6 23,0
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 111,4 159,8 43,4 241,8 51,3
3 C01E Прочие кардиологические препараты 86,8 122,7 41,4 169,2 37,9
4 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 89,7 117,0 30,5 153,5 31,2
5 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 88,3 115,2 30,4 150,1 30,3
6 N06B Психостимуляторы, средства применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 60,7 93,2 53,5 141,3 51,7
7 A11A Поливитамины с  добавками 89,5 98,6 10,2 135,0 36,9
8 N05C Снотворные и  седативные препараты 79,9 100,1 25,3 131,3 31,1
9 G04B Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики 67,4 90,5 34,3 130,3 44,0
10 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 79,0 107,7 36,4 129,3 20,0
Прочие 2464,7 3198,8 29,8 4177,8 30,6
Всего 3373,6 4430,8 31,3 5839,1 31,8

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в сентябре 2006 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 АКТОВЕГИН
3 ЦЕФТРИАКСОН
4 МИЛДРОНАТ
5 ЛИНЕКС
6 НО ШПА
7 КОЛДРЕКС
8 ПРЕДУКТАЛ
9 МЕЗИМ
10 КЕТАНОВ
11 ФЕРВЕКС
12 НАТРИЯ ХЛОРИД
13 ВИТРУМ
14 КСЕНИКАЛ
15 ЛАЗОЛВАН
16 ЭНАП
17 ВИАГРА
18 ФЕЗАМ
19 ДИКЛОБЕРЛ
20 ПРОСТАМОЛ УНО
21 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
22 СТРЕПСИЛС
23 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
24 ФЕСТАЛ
25 ХИЛАК
26 ГЕПАБЕНЕ
27 МОВАЛИС
28 ТРАУМЕЛЬ С
29 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
30 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ
31 МИЛИСТАН
32 РАНИТИДИН
33 ФЛУКОНАЗОЛ
34 АУГМЕНТИН
35 НИМЕСИЛ
36 НОКСПРЕЙ
37 КАПТОПРЕС
38 ЦИТРАМОН
39 ФАСТУМ
40 ТЕРАФЛЕКС
41 ФАРМАЦИТРОН
42 СОЛПАДЕИН
43 ЦЕФАЗОЛИН
44 ТИОТРИАЗОЛИН
45 ФАРМАЗОЛИН
46 АНАФЕРОН
47 ДУФАСТОН
48 ДЕТРАЛЕКС
49 ПРОТЕФЛАЗИД
50 НАФТИЗИН

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2006 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 АКТОВЕГИН
3 ЦЕФТРИАКСОН
4 ФЕЗАМ
5 МИЛДРОНАТ
6 ПРЕДУКТАЛ
7 МЕЗИМ
8 НО ШПА
9 НАТРИЯ ХЛОРИД
10 ВИТРУМ
11 ЭНАП
12 КЕТАНОВ
13 КСЕНИКАЛ
14 ПРОСТАМОЛ УНО
15 ЛАЗОЛВАН
16 ФЕСТАЛ
17 ДИКЛОБЕРЛ
18 ЛИНЕКС
19 КАПТОПРЕС
20 ВИАГРА
21 КОЛДРЕКС
22 ФЕРВЕКС
23 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
24 РАНИТИДИН
25 ЦЕФАЗОЛИН
26 ТЕРАФЛЕКС
27 ГЕПАБЕНЕ
28 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
29 ЦИТРАМОН
30 ТРАУМЕЛЬ С
31 ТРОКСЕВАЗИН
32 ФЛУКОНАЗОЛ
33 КАЛЬЦЕМИН
34 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
35 СТРЕПСИЛС
36 МОВАЛИС
37 ФАСТУМ
38 ДЕТРАЛЕКС
39 ТИОТРИАЗОЛИН
40 ХИЛАК
41 ДУФАСТОН
42 СПАЗМАЛГОН
43 КАРСИЛ
44 НИМЕСИЛ
45 АНАЛЬГИН
46 КАВИНТОН
47 ДОЛАРЕН
48 ОМЕЗ
49 СОЛПАДЕИН
50 ИМПАЗА

Таблица 8

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в сентябре 2005 и 2006 гг.

Корпорация № п/п
2006 г. 2005 г.
Menarini Group (Италия) 1 2
sanofi-aventis (Франция) 2 1
Novartis (Швейцария) 3 5
Дарница (Украина) 4 3
Артериум Корпорация (Украина) 5 4
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 10
Фармак (Украина) 7 8
KRKA (Словения) 8 9
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 6
Здоровье ФК (Украина) 10 7
Servier (Франция) 11 18
Gedeon Richter (Венгрия) 12 11
Heel (Германия) 13 12
Sagmel (США) 14 14
Nycomed (Норвегия) 15 20
ratiopharm (Германия) 16 19
Pfizer Inc. (США) 17 15
Actavis (Исландия) 18 13
Boehringer Ingelheim (Германия) 19 17
Ranbaxy (Индия) 20 21
Genom Biotech (Индия) 21 16
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 22 27
BMS (США) 23 23
Schering (Германия) 24 22
Bittner (Австрия) 25 24
Egis (Венгрия) 26 26
Mili Healthcare (Великобритания) 27 39
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 28 35
TEVA (Израиль) 29 87
Zentiva (Чешская Республика) 30 34
Материа Медика (Россия) 31 49
Pliva (Хорватия) 32 28
Киевский витаминный завод (Украина) 33 30
Dr. Reddy’s (Индия) 34 29
Bionorica (Германия) 35 42
Johnson&Johnson (США) 36 33
Bayer (Германия) 37 38
Сперко Украина (Украина) 38 36
Naturwaren (Германия) 39 46
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 40
Биофарма (Украина) 41 31
Schering-Plough Corp. (США) 42 45
Концерн Стирол (Украина) 43 32
Grindeks (Латвия) 44 41
Pharmascience (Канада) 45 52
Unipharm (США) 46 47
Sopharma (Болгария) 47 25
Roche (Швейцария) 48 65
Unique Pharmaceuticals Laboratories (Индия) 49 44
Ebewe (Австрия) 50 55

Таблица 9

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за 9 мес 2005 и  2006 гг.

Корпорация № п/п
2006 г. 2005 г.
Menarini Group (Италия) 1 2
sanofi-aventis (Франция) 2 1
Дарница (Украина) 3 3
Novartis (Швейцария) 4 5
Артериум Корпорация (Украина) 5 4
KRKA (Словения) 6 6
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 7
Фармак (Украина) 8 8
GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 10
Здоровье ФК (Украина) 10 9
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11
Servier (Франция) 12 18
Actavis (Исландия) 13 13
Heel (Германия) 14 12
Sagmel (США) 15 14
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 15
ratiopharm (Германия) 17 19
Nycomed (Норвегия) 18 20
Pfizer Inc. (США) 19 16
Ranbaxy (Индия) 20 21
Genom Biotech (Индия) 21 17
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 22 25
Bittner (Австрия) 23 22
Schering (Германия) 24 23
Egis (Венгрия) 25 26
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 26 75
Киевский витаминный завод (Украина) 27 29
BMS (США) 28 24
Bayer (Германия) 29 63
Pliva (Хорватия) 30 27
Материа Медика (Россия) 31 47
Dr. Reddy’s (Индия) 32 33
Johnson&Johnson (США) 33 31
Naturwaren (Германия) 34 36
Zentiva (Чешская Республика) 35 35
Bionorica (Германия) 36 40
Sopharma (Болгария) 37 28
Биофарма (Украина) 38 34
Grindeks (Латвия) 39 30
Концерн Стирол (Украина) 40 32
Mili Healthcare (Великобритания) 41 45
Unipharm (США) 42 44
Schering-Plough Corp. (США) 43 38
Сперко Украина (Украина) 44 37
Roche (Швейцария) 45 41
Pharmascience (Канада) 46 58
Олайнфарм (Латвия, Олайне) 47 50
Unique Pharmaceuticals Laboratories (Индия) 48 43
Юрия-Фарм (Украина) 49 62
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 50 42

Таблица 10

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в сентябре 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии № п/п
2006 г. 2005 г.
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) 1 2
Дарница (Украина) 2 1
Фармак (Украина) 3 5
KRKA (Словения) 4 6
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 4
Здоровье ФК (Украина) 6 3
Servier (Франция) 7 13
Heel (Германия) 8 9
Gedeon Richter (Венгрия) 9 8
Киевмедпрепарат (Украина) 10 7

Таблица 11

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за 9 мес 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии № п/п
2006 г. 2005 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) 2 2
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 4
Здоровье ФК (Украина) 6 6
Киевмедпрепарат (Украина) 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Servier (Франция) 9 13
Heel (Германия) 10 9

В сентябре 2006 г. рейтинг владельцев лицензий возглавила компания «Berlin-Chemie», тогда как в итоговом топ-списке за 9 мес 2006 г. первая строка рейтинга принадлежит «Фармацевтической фирме «Дарница» (табл. 10, 11).

По итогам первых 9 мес 2006 г. можно уверенно говорить о том, что отечественный розничный рынок не стоит на месте. На смену привычному «росту вширь» неотвратимо приходит новая эра развития за счет качественной и соответственно стоимостной составляющей. В  сознании потребителя понятие «комфортность лечения» явно начинает доминировать, уверенно вытесняя сомнения по поводу его стоимости.

Хочется верить, что на обновленном фармацевтическом рынке товары отечественного производства займут достойное место, хотя сентябрьские данные и свидетельствуют не в их пользу. Нам остается лишь поздравить зарубежных производителей с успешным окончанием отчетного периода и пожелать украинским компаниям скорейшей адаптации своего «зимнего» портфеля к современным потребностям рынка. Однако вряд ли стоит ожидать восстановления равновесия в ближайшее время, ведь рынок динамичен, велик, инерционен и поэтому жесток — за неготовность сегодня, по-видимому, придется расплачиваться завтра, через месяц, и, скорее всего, в еще более далекой перспективе.?n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Индекс активности аптечных продаж

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж

После короткой передышки на аптечном рынке в конце октября 2006 г. (41–43-я недели), начало ноября ознаменовалось очередным всплеском активности продаж товаров «аптечной корзины». На 45-й неделе показатель индекса активности продаж достиг своей рекордной величины (1,84 пункта). Причем это выглядит вполне естественным, учитывая постепенную перенастройку организма на зимний режим.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании, — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: kunda@morion.kiev.ua

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Евгений Кунда

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті