Новое открытие ученых поможет в лечении болезни Паркинсона?

30 Січня 2017 12:48 Поділитися

Акула может помочь в лечении болезни Паркинсона?Согласно последним исследованиям американских ученых, биологическое соединение скваламин (squalamine), находящееся в организме акулы, а именно катрана, способствует уменьшению образования токсических белков, которые связывают с развитием болезни Паркинсона.

В журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» были опубликованы результаты работы исследователей, речь идет о том, что скваламин может останавливать накопление белка альфа-синуклеина в модели нематоды и нервных клетках человека.

Болезнь Паркинсона — хроническое неврологическое медленно прогрессирующее заболевание, характеризующееся появлением у больного тремора, нарушением координации движений, также возникают проблемы с ощущением баланса. В основном патологию отмечают у лиц старшего возраста. Вызвано заболевание медленно прогрессирующим разрушением и гибелью нейронов. По словам ученых, точные причины возникновения патологии пока остаются неясными, вместе с тем уже известно о негативном влиянии белка альфа-синуклеина. У лиц с болезнью Паркинсона альфа-синуклеин образовывает определенные сгустки, которые вызывают гибель нервных клеток. Поэтому неудивительно, что все внимание исследователей сосредоточено на поиске вещества, способного останавливать формирование данных скоплений альфа-синуклеина, ведь это может помочь в лечении и предотвращении появления болезни. Группа ученых из Школы медицины Джорджтаунского Университета (Georgetown University School of Medicine), США, предполагает, что именно скваламин может стать таким веществом.

Скваламин — это биологическое соединение, которое в начале 1990-х годов открыл доктор Заслов (Dr. Zasloff), его выделили из ткани катрана. Скваламин демонстрировал сильные антимикробные свойства. В недавнем исследовании ученые решили проверить, каким же образом скваламин влияет на токсичность и накопление белка альфа-синуклеина. Ученые осуществили серию экспериментов, в ходе которых наблюдали за тем, как скваламин воздействует на альфа-синуклеин и липидные везикулы. В предыдущих работах уже было показано, что липидные везикулы (небольшие, закрытые мембраной структуры) играют ключевую роль в запуске накопления альфа-синуклеина в нейронах. Ученые установили, что скваламин препятствует связыванию белка с негативно заряженными липидными везикулами, где он накапливается и образует скопления. Также ученые воздействовали скваламином на нейроны человека, в которых предварительно накопили альфа-синуклеин. В итоге белковые агрегаты не смогли связаться с внешней стороной мембраны и тем самым предотвратили развитие токсичности.

Ученые считают, что нужно продолжить исследования и решить целый ряд вопросов, прежде чем скваламин можно будет считать потенциальным средством для разработки препаратов для лечения болезни Паркинсона. Ученые находятся на стадии организации клинических исследований, чтобы проверить эффективность лекарственного средства у пациентов с болезнью Паркинсона.