Ученые нашли способ, как распознать рак за секунды

08 Вересня 2017 12:22 Поділитися

Ученые из Техасского университета (University of Texas), США, разработали устройство, которое способно быстро и точно идентифицировать раковые ткани во время операции, обеспечивая результаты примерно за 10 с, намного быстрее, чем существующие гистологические методики. MasSpec Pen — это устройство размером с ручку, которое может давать хирургам диагностическую информацию высокой точности о том, какую ткань вырезать или сохранять прямо во время операции, помогая улучшить лечение и снизить вероятность развития рецидива опухолевого процесса. Результаты исследования опубликованы в журнале «Science Translational Medicine».

Современный метод диагностики рака и анализа тканей на наличие опухолевых клеток во время операции является довольно медленным, а иногда, в зависимости от квалификации патологоанатома, — и неточным. Изучение каждого образца ткани может занять более 30 мин, что повышает риск заражения здоровых тканей пациента раковыми клетками. Кроме того, длительная анестезия также может негативно влиять на состояние головного мозга оперируемого.

Живые клетки, независимо от того, являются они здоровыми или злокачественными, продуцируют небольшие молекулы, называемые метаболитами. Эти молекулы задействованы во всех важных жизненных процессах: обмене веществ, синтезе энергии, росте, делении, а также выделении токсинов.

Один из авторов исследования Томас Милнер (Thomas Milner) отметил, что принцип работы MasSpec Pen состоит в том, чтобы чувствительными датчиками  устройства улавливать метаболиты, выделяемые клетками. Полученная информация передается в компьютер, который в течение нескольких секунд анализирует, каким клеткам принадлежат метаболиты, — нормальным или раковым.

Исследователи изучили эффективность MasSpec Pen, анализируя с его помощью образцы тканей от 253 онкобольных. В эксперименте были представлены как нормальные ткани, так и образцы с наличием рака груди, легкого, щитовидной железы и яичника.

В результате ученые смогли выявить раковый процесс за 10 с с точностью примерно в 96%. Кроме того, данная технология способна точнее патологоанатомов выявлять рак между нормальными и раковыми тканями, которые имеют смешанный клеточный состав и называются маргинальными зонами.

Сейчас американские ученые патентуют разработку и готовятся к клиническим испытаниям устройства в 2018 г.

По материалам www.medicalnewsbulletin.com