Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2018 г.: Helicopter View

Данные Государственной службы статистики Украины (ГССУ) свидетельствуют об улучшении экономической ситуации в Украине. Прирост ВВП в I кв. 2018 г. составил 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., во II кв. темпы его прироста увеличились до 3,8%. По прогнозам Национального банка Украины (НБУ), в 2018 г. ожидается рост ВВП на уровне 3,4%. Заработная плата продолжает повышаться и, соответственно, увеличиваются доходы населения. При этом уровень инфляции снизился с 14,1% в январе 2018 г. до 11,4% по итогам 9 мес 2018 г. Улучшение экономической ситуации оказывает влияние на развитие фармацевтического рынка. В данной публикации представлены показатели развития фармацевтического рынка Украины* по итогам 9 мес 2018 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

За 9 мес 2018 г. через аптечную сеть реализовано 1,3 млрд упаковок всех категорий товаров «аптечной корзины», а прирост составил 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В гривневом выражении показатели составили 63,2 млрд грн. и 21,3% соответственно. В долларовом выражении также отмечается «Double-digit»-рост — на 21,4%, а объем розничных продаж — 2,4 млрд дол. (по курсу Межбанка) (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 9 мес 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 9 мес 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Прирост рынка в долларовом выражении — 21,4%

Увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).

Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2016–2018 гг.
9 мес, год Лекарственные средства Медицинские изделия Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2016 35 113,4 18,4 84,1 3375,9 12,2 8,1 1621,6 19,0 3,9 1623,6 37,3 3,9 41 734,5 18,5
2017 43 247,6 23,2 84,2 3868,7 14,6 7,5 1917,1 18,2 3,7 2344,9 44,4 4,6 51 378,3 23,1
2018 52 913,6 22,4 83,7 4754,7 22,9 7,5 2354,8 22,8 3,7 3219,2 37,3 5,1 63 242,3 23,1
Натуральное выражение, млн упаковок
2016 744,7 4,1 64,7 342,3 –0,4 29,7 31,4 –0,6 2,7 33,3 23,1 2,9 1151,6 3,0
2017 813,3 9,2 65,8 344,2 0,6 27,8 34,1 8,5 2,8 45,0 35,4 3,6 1236,6 7,4
2018 839,6 3,2 65,0 364,5 5,9 28,2 35,5 4,1 2,8 51,5 14,4 4,0 1291,2 4,4

Традиционно в разрезе товаров украинского и зарубежного производства в натуральном выражении превалирует продукция отечественных производителей, в то же время в денежном выражении преобладает зарубежная (рис. 2). При этом зарубежные производители укрепляют свои позиции на рынке. По итогам 9 мес 2018 г. отмечается увеличение доли импортных товаров для всех категорий «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Рис. 2
 Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2017–2018 гг.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2017–2018 гг.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2018 г. составила 49,0 грн. и повысилась на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (рис. 3). Наиболее дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 66,3 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 63,0 грн., диетических добавок — 62,5 грн., медицинских изделий — 13,0 грн. При этом темпы прироста данного показателя повысились для всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рис. 3
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

В 2018 г. продолжается намеченный ранее тренд увеличения доли диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении. За период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. их удельный вес в общем объеме рынка увеличился с 3,4 до 5,2% (рис. 4). В целом по итогам 9 мес 2018 г. доля дие­тических добавок составила 5,1%. В натуральном выражении этот показатель также повысился с 2,5% в I кв. 2015 до 4% в III кв. 2018 г.

Рис. 4
 Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. в денежном выражении
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. в денежном выражении

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В исследуемый период объем аптечных продаж лекарственных средств составил 52,9 млрд грн. и 839,6 млн упаковок, увеличившись на 22,4 и 3,2% соответственно. В долларовом выражении рынок лекарственных средств также демонстрирует двузначные темпы прироста — +20,7%. Поквартальная динамика розничных продаж лекарственных средств отчетливо демонстрирует, что рынок продолжает активно развиваться как в гривневом, так и в долларовом выражении (рис. 5).

Рис. 5
 Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По данным НБУ, в сентябре 2018 г. отмечен рост реальной заработной платы на 15,7% и номинальной — на 26% (рис. 6). Повышение заработной способствует увеличению доходов населения, что, в свою очередь, и фиксирует ГССУ. Так, по итогам II кв. 2018 г. реальные доходы населения повысились на 10%, а номинальные — на 22% (рис. 7).

Рис. 6
 Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по август 2018 г. по данным НБУ
Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по август 2018 г. по данным НБУ
Рис. 7
 Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по II кв. 2018 г. по данным ГССУ
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по II кв. 2018 г. по данным ГССУ
Номинальная заработная плата и номинальный доход населения продолжают повышаться — на 26 и 22% соответственно

Рост рынка розничной реализации лекарственных средств практически полностью зависит от благосостояния потребителя и коррелирует с повышением доходов населения. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами через аптечную сеть незначительное. В настоящее время в рамках системы реимбурсации через аптечные сети реализуются инсулины, а также ограниченный перечень международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы. В совокупности это составляет порядка 2% общего объема продаж лекарственных средств.

Структура индексов, характеризующих прирост рынка в денежном выражении, свидетельствует, что за 9 мес 2018 г. рост рынка обеспечивался в большей степени за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей. Также значимый вклад в развитие рынка вносит перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 8). Однако несмотря на повышение цен, инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения значительно ниже, чем в целом по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

Рис. 8
 Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по III кв. 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по III кв. 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
 Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за 9 мес 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. по данным ГССУ
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за 9 мес 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. по данным ГССУ
Инфляция в здравоохранении и Фарме ниже, чем по стране

В структуре рынка в разрезе ценовых ниш отмечается тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов. Это обусловлено ростом цен и перераспределением потребления в сторону более дорогих препаратов (рис. 10).

Рис. 10
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за 9 мес 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за 9 мес 2008–2018 гг.

Также в структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11). За последние 10 лет удельный вес рецептурных препаратов увеличился практически на 7% как в денежном, так и в натуральном выражении.

Рис. 11
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2008–2018 гг.

В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства наметился тренд увеличения доли зарубежных препаратов (рис. 12).

Рис. 12
 Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2008–2018 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

По итогам 9 мес 2018 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют компании «Фармак», «Корпорация Артериум» и «Teva» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж, однако не всем из них удалось увеличить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение. Среди топ-20 лишь 8 компаний смогли повысить этот показатель, еще для 2 компаний он не изменился.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке
№ п/п, год Маркетирующая организация Прирост продаж в гривневом выражении, % Evolution index Доля на рынке, %
2016 2017 2018
1 1 1 Фармак (Украина) 20,3 98 5,38
2 2 2 Корпорация «Артериум» (Украина) 17,4 95 3,53
5 5 3 Teva (Израиль) 27,0 103 3,37
3 3 4 Дарница (Украина) 15,8 94 3,29
4 4 5 Sanofi (Франция) 14,7 93 3,14
6 6 6 Berlin-Chemie (Германия) 15,6 94 3,07
9 9 7 Юрия-Фарм (Украина) 34,1 109 2,35
7 7 8 Группа компаний «Здоровье» (Украина) 12,1 91 2,35
8 8 9 Киевский витаминный завод (Украина) 23,2 100 2,28
10 10 10 KRKA (Словения) 33,5 108 2,23
11 12 11 Дельта Медикел (Украина) 31,8 107 2,06
16 13 12 Кусум Фарм (Украина) 30,2 106 2,03
12 11 13 Acino (Швейцария) 24,1 101 2,01
15 15 14 Sandoz (Швейцария) 31,5 107 1,88
13 14 15 Takeda (Япония) 3,9 84 1,59
20 18 16 Servier (Франция) 23,6 100 1,45
17 17 17 Bayer Consumer Health (Швейцария) 17,8 96 1,42
22 19 18 Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 23,8 101 1,40
18 20 19 Борщаговский ХФЗ (Украина) 14,1 93 1,28
14 16 20 Gedeon Richter (Венгрия) 2,6 83 1,28

Как показывает анализ, факторами роста продаж являются управление ценой, промоционная и рекламная активность. Некоторые компании используют один из этих инструментов, другие же успешно комбинируют их (табл. 3).

Таблица 3. Рейтинг маркетирующих организаций по показателю Evolution index по итогам 9 мес 2018 г. среди топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении за 9 мес 2018 г. с указанием прироста цен и динамики промоционной активности посредством визитов медицинских представителей (МП)*** и рейтингов EqGRP****

По итогам 9 мес 2018 г. в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Нимесил, Актовегин, Натрия хлорид и Спазмалгон. Доля лидера продаж составляет 0,67%, а топ-5 брендов аккумулируют около 3% общего объема розничных продаж (табл. 4).

Таблица 4. Топ-20 брендов лекарственных средств в денежном выражении по итогам 9 мес 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг.
№ п/п, год Бренд
2016 2017 2018
4 2 1 НУРОФЕН
5 3 2 НИМЕСИЛ
1 1 3 АКТОВЕГИН
2 4 4 НАТРИЯ ХЛОРИД
8 9 5 СПАЗМАЛГОН
11 7 6 РЕОСОРБИЛАКТ
3 5 7 НО-ШПА
9 11 8 ТИВОРТИН
7 8 9 ЦИТРАМОН
16 10 10 СИНУПРЕТ
6 6 11 ЭССЕНЦИАЛЕ
175 49 12 КСАРЕЛТО
37 24 13 ДЕТРАЛЕКС
17 13 14 ПАНКРЕАТИН
35 22 15 ЭВКАЗОЛИН
13 14 16 НАЛБУФИН
18 15 17 ДИКЛОБЕРЛ
22 18 18 АЦЦ
31 26 19 МАГНЕ-B6
25 32 20 КАНЕФРОН

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменной. Ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 79% (рис. 13). Между лидерами сегмента отмечается жесткая конкурентная борьба.

Рис. 13
 Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 по сентябрь 2018 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 по сентябрь 2018 г.

ИТОГИ

В отсутствие значимых регуляторных изменений и улучшения экономической ситуации в стране розничный фармацевтический рынок демонстрирует двузначный прирост как в денежном, так и в натуральном выражении. Рост рынка обеспечивался преимущественно за счет повышения цен и перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. Также на развитие рынка позитивно влия­ет повышение благосостояния населения.

В настоящее время на рынке отмечаются такие тренды, как увеличение в его структуре доли диетических добавок, а также рецептурных лекарственных средств и препаратов зарубежного производства. Структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).

В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.

По оценкам экспертов, по итогам 2018 г. объем розничного рынка лекарственных средств в гривневом выражении может увеличиться на 21,7%.

Денис Кирсанов

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи