«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
За 9 мес 2018 г. через аптечную сеть реализовано 1,3 млрд упаковок всех категорий товаров «аптечной корзины», а прирост составил 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В гривневом выражении показатели составили 63,2 млрд грн. и 21,3% соответственно. В долларовом выражении также отмечается «Double-digit»-рост — на 21,4%, а объем розничных продаж — 2,4 млрд дол. (по курсу Межбанка) (рис. 1).

Увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).
9 мес, год | Лекарственные средства | Медицинские изделия | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2016 | 35 113,4 | 18,4 | 84,1 | 3375,9 | 12,2 | 8,1 | 1621,6 | 19,0 | 3,9 | 1623,6 | 37,3 | 3,9 | 41 734,5 | 18,5 |
2017 | 43 247,6 | 23,2 | 84,2 | 3868,7 | 14,6 | 7,5 | 1917,1 | 18,2 | 3,7 | 2344,9 | 44,4 | 4,6 | 51 378,3 | 23,1 |
2018 | 52 913,6 | 22,4 | 83,7 | 4754,7 | 22,9 | 7,5 | 2354,8 | 22,8 | 3,7 | 3219,2 | 37,3 | 5,1 | 63 242,3 | 23,1 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2016 | 744,7 | 4,1 | 64,7 | 342,3 | –0,4 | 29,7 | 31,4 | –0,6 | 2,7 | 33,3 | 23,1 | 2,9 | 1151,6 | 3,0 |
2017 | 813,3 | 9,2 | 65,8 | 344,2 | 0,6 | 27,8 | 34,1 | 8,5 | 2,8 | 45,0 | 35,4 | 3,6 | 1236,6 | 7,4 |
2018 | 839,6 | 3,2 | 65,0 | 364,5 | 5,9 | 28,2 | 35,5 | 4,1 | 2,8 | 51,5 | 14,4 | 4,0 | 1291,2 | 4,4 |
Традиционно в разрезе товаров украинского и зарубежного производства в натуральном выражении превалирует продукция отечественных производителей, в то же время в денежном выражении преобладает зарубежная (рис. 2). При этом зарубежные производители укрепляют свои позиции на рынке. По итогам 9 мес 2018 г. отмечается увеличение доли импортных товаров для всех категорий «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2018 г. составила 49,0 грн. и повысилась на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (рис. 3). Наиболее дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 66,3 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 63,0 грн., диетических добавок — 62,5 грн., медицинских изделий — 13,0 грн. При этом темпы прироста данного показателя повысились для всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2018 г. продолжается намеченный ранее тренд увеличения доли диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении. За период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. их удельный вес в общем объеме рынка увеличился с 3,4 до 5,2% (рис. 4). В целом по итогам 9 мес 2018 г. доля диетических добавок составила 5,1%. В натуральном выражении этот показатель также повысился с 2,5% в I кв. 2015 до 4% в III кв. 2018 г.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В исследуемый период объем аптечных продаж лекарственных средств составил 52,9 млрд грн. и 839,6 млн упаковок, увеличившись на 22,4 и 3,2% соответственно. В долларовом выражении рынок лекарственных средств также демонстрирует двузначные темпы прироста — +20,7%. Поквартальная динамика розничных продаж лекарственных средств отчетливо демонстрирует, что рынок продолжает активно развиваться как в гривневом, так и в долларовом выражении (рис. 5).

По данным НБУ, в сентябре 2018 г. отмечен рост реальной заработной платы на 15,7% и номинальной — на 26% (рис. 6). Повышение заработной способствует увеличению доходов населения, что, в свою очередь, и фиксирует ГССУ. Так, по итогам II кв. 2018 г. реальные доходы населения повысились на 10%, а номинальные — на 22% (рис. 7).


Рост рынка розничной реализации лекарственных средств практически полностью зависит от благосостояния потребителя и коррелирует с повышением доходов населения. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами через аптечную сеть незначительное. В настоящее время в рамках системы реимбурсации через аптечные сети реализуются инсулины, а также ограниченный перечень международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы. В совокупности это составляет порядка 2% общего объема продаж лекарственных средств.
Структура индексов, характеризующих прирост рынка в денежном выражении, свидетельствует, что за 9 мес 2018 г. рост рынка обеспечивался в большей степени за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей. Также значимый вклад в развитие рынка вносит перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 8). Однако несмотря на повышение цен, инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения значительно ниже, чем в целом по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).


В структуре рынка в разрезе ценовых ниш отмечается тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов. Это обусловлено ростом цен и перераспределением потребления в сторону более дорогих препаратов (рис. 10).

Также в структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11). За последние 10 лет удельный вес рецептурных препаратов увеличился практически на 7% как в денежном, так и в натуральном выражении.

В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства наметился тренд увеличения доли зарубежных препаратов (рис. 12).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА
По итогам 9 мес 2018 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют компании «Фармак», «Корпорация Артериум» и «Teva» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж, однако не всем из них удалось увеличить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение. Среди топ-20 лишь 8 компаний смогли повысить этот показатель, еще для 2 компаний он не изменился.
№ п/п, год | Маркетирующая организация | Прирост продаж в гривневом выражении, % | Evolution index | Доля на рынке, % | ||
2016 | 2017 | 2018 | ||||
1 | 1 | 1 | Фармак (Украина) | 20,3 | 98 | 5,38 |
2 | 2 | 2 | Корпорация «Артериум» (Украина) | 17,4 | 95 | 3,53 |
5 | 5 | 3 | Teva (Израиль) | 27,0 | 103 | 3,37 |
3 | 3 | 4 | Дарница (Украина) | 15,8 | 94 | 3,29 |
4 | 4 | 5 | Sanofi (Франция) | 14,7 | 93 | 3,14 |
6 | 6 | 6 | Berlin-Chemie (Германия) | 15,6 | 94 | 3,07 |
9 | 9 | 7 | Юрия-Фарм (Украина) | 34,1 | 109 | 2,35 |
7 | 7 | 8 | Группа компаний «Здоровье» (Украина) | 12,1 | 91 | 2,35 |
8 | 8 | 9 | Киевский витаминный завод (Украина) | 23,2 | 100 | 2,28 |
10 | 10 | 10 | KRKA (Словения) | 33,5 | 108 | 2,23 |
11 | 12 | 11 | Дельта Медикел (Украина) | 31,8 | 107 | 2,06 |
16 | 13 | 12 | Кусум Фарм (Украина) | 30,2 | 106 | 2,03 |
12 | 11 | 13 | Acino (Швейцария) | 24,1 | 101 | 2,01 |
15 | 15 | 14 | Sandoz (Швейцария) | 31,5 | 107 | 1,88 |
13 | 14 | 15 | Takeda (Япония) | 3,9 | 84 | 1,59 |
20 | 18 | 16 | Servier (Франция) | 23,6 | 100 | 1,45 |
17 | 17 | 17 | Bayer Consumer Health (Швейцария) | 17,8 | 96 | 1,42 |
22 | 19 | 18 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 23,8 | 101 | 1,40 |
18 | 20 | 19 | Борщаговский ХФЗ (Украина) | 14,1 | 93 | 1,28 |
14 | 16 | 20 | Gedeon Richter (Венгрия) | 2,6 | 83 | 1,28 |
Как показывает анализ, факторами роста продаж являются управление ценой, промоционная и рекламная активность. Некоторые компании используют один из этих инструментов, другие же успешно комбинируют их (табл. 3).
По итогам 9 мес 2018 г. в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Нимесил, Актовегин, Натрия хлорид и Спазмалгон. Доля лидера продаж составляет 0,67%, а топ-5 брендов аккумулируют около 3% общего объема розничных продаж (табл. 4).
№ п/п, год | Бренд | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
4 | 2 | 1 | НУРОФЕН |
5 | 3 | 2 | НИМЕСИЛ |
1 | 1 | 3 | АКТОВЕГИН |
2 | 4 | 4 | НАТРИЯ ХЛОРИД |
8 | 9 | 5 | СПАЗМАЛГОН |
11 | 7 | 6 | РЕОСОРБИЛАКТ |
3 | 5 | 7 | НО-ШПА |
9 | 11 | 8 | ТИВОРТИН |
7 | 8 | 9 | ЦИТРАМОН |
16 | 10 | 10 | СИНУПРЕТ |
6 | 6 | 11 | ЭССЕНЦИАЛЕ |
175 | 49 | 12 | КСАРЕЛТО |
37 | 24 | 13 | ДЕТРАЛЕКС |
17 | 13 | 14 | ПАНКРЕАТИН |
35 | 22 | 15 | ЭВКАЗОЛИН |
13 | 14 | 16 | НАЛБУФИН |
18 | 15 | 17 | ДИКЛОБЕРЛ |
22 | 18 | 18 | АЦЦ |
31 | 26 | 19 | МАГНЕ-B6 |
25 | 32 | 20 | КАНЕФРОН |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменной. Ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 79% (рис. 13). Между лидерами сегмента отмечается жесткая конкурентная борьба.

ИТОГИ
В отсутствие значимых регуляторных изменений и улучшения экономической ситуации в стране розничный фармацевтический рынок демонстрирует двузначный прирост как в денежном, так и в натуральном выражении. Рост рынка обеспечивался преимущественно за счет повышения цен и перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. Также на развитие рынка позитивно влияет повышение благосостояния населения.
В настоящее время на рынке отмечаются такие тренды, как увеличение в его структуре доли диетических добавок, а также рецептурных лекарственных средств и препаратов зарубежного производства. Структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).
В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.
По оценкам экспертов, по итогам 2018 г. объем розничного рынка лекарственных средств в гривневом выражении может увеличиться на 21,7%.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим