Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2019 г.: Helicopter View

Развитие фармацевтического рынка напрямую зависит от экономической ситуации в стране, которая в последние годы перманентно улучшается. По данным Национального банка Украины (НБУ), в 2018 г. темпы роста экономики ускорились. Так, реальный ВВП возрос на 3,3% по сравнению с 2017 г. и достиг наивысшего показателя за последние 7 лет. Однако в 2019 г. НБУ прогнозирует замедление темпов роста ВВП до 2,5%. Также НБУ фиксирует снижение уровня инфляции в 2018 г. до 9,8% (с 13,7% в 2017 г.) и прогнозирует дальнейшее ее снижение до 6,3% на конец 2019 г. Заработная плата и доходы населения продолжают увеличиваться. Соотношение государственного долга и ВВП в течение 2018 г. снизилось до 61% из почти 72% в конце 2017 г. В данной публикации проанализированы ключевые показатели и тренды развития фармацевтического рынка Украины* по итогам I кв. 2019 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I кв. 2019 г., аптечные продажи всех категорий товаров «аптечной корзины» составили 25,6 млрд грн. и 442,5 млн упаковок. В гривневом выражении продажи увеличились на 18,5%, а в натуральном — на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. В долларовом выражении рынок продемонстрировал прирост на 18,2%, а объем розничных продаж составил 936,1 млн дол. США (по курсу Межбанка) (рис. 1).

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Прирост рынка в долларовом выражении — 18%

В исследуемый период отмечается увеличение объема продаж в денежном выражении для всех категорий товаров «аптечной корзины». В то же время в натуральном выражение фиксируется уменьшение объемов продаж лекарственных средств на 2% (табл. 1).

Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2017–2019 гг.
Год Лекарственные средства Медицинские изделия Диетические добавки Косметика Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2017 14 719,8 20,8 84,3 1 295,3 14,6 7,4 612,6 19,3 3,5 826,8 45,9 4,8 17 454,5 21,2
2018 18 131,8 23,2 84,1 1 584,1 22,3 7,3 725,6 18,4 3,4 1 120,3 35,5 5,2 21 561,7 23,5
2019 21 271,2 17,3 83,2 1 886,0 19,1 7,4 856,2 18,0 3,4 1 540,2 37,5 6,0 25 553,6 18,5
Натуральное выражение, млн упаковок
2017 278,7 8,1 66,6 112,3 –2,4 26,9 11,4 10,2 2,7 16,0 37,9 3,8 418,4 6,0
2018 292,9 5,1 67,3 112,3 –0,1 25,8 11,6 1,3 2,7 18,4 15,0 4,2 435,2 4,0
2019 287,2 –2,0 64,9 123,0 9,6 27,8 11,8 2,3 2,7 20,4 11,0 4,6 442,5 1,7

В разрезе товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка в денежном выражении характерно превалирование зарубежных товаров, в натуральном — преимущественно отечественных, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных товаров превысила отметку 50% (рис. 2). По итогам I кв. 2019 г., зарубежные производители укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. В денежном выражении в общей структуре рынка незначимо сократилась доля зарубежных лекарственных средств. В целом же по рынку соотношение объемов продаж украинских и зарубежных товаров «аптечной корзины» в денежном выражении практически не изменилось.

Рис. 2
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2018–2019 гг.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2018–2019 гг.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2019 г. составила 57,7 грн. и повысилась на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,4 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 74,1 грн., косметики — 72,4 грн., медицинских изделий — 15,3 грн.

Рис. 3
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Одним из трендов фармрынка Украины в последние годы стало увеличение доли диетических добавок в общей структуре продаж. По итогам I кв. 2019 г., доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила 6,0%, в то время как в I кв. 2015 г. этот показатель составлял 3,4% (рис. 4). В последние годы темпы прироста продаж диетических добавок значительно выше среднерыночного показателя (см. табл. 1).

Рис. 4
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении за период с I кв. 2015 по I кв. 2019 г.
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении за период с I кв. 2015 по I кв. 2019 г.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

По итогам I кв. 2019 г., объем розничной реализации лекарственных средств составил 21,3 млрд грн., 287,2 млн упаковок и 779,2 млн дол. При этом в гривневом и долларовом выражении отмечается прирост продаж на уровне 17%. В натуральном же выражении объем продаж сократился на 2% по сравнению с аналогичным перио­дом 2018 г.

Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении, однако в феврале–марте темпы прироста замедлились, а в упаковках в этот период отмечается значимое сокращение объемов продаж на уровне 6% (рис. 5). Ранее наша редакция анализировала данную ситуацию (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (1179) от 04.03.2019 г.) и пришла к выводу, что это связано со смещением эпидсезона заболеваемости гриппом и ОРВИ в Украине.

Рис. 5

Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с января 2017 по март 2019 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как известно, розничный фармрынок практически полностью финансируется за счет потребителя. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации через аптечную сеть незначительное. В связи с этим благосостояние населения — один из ключевых факторов развития фармрынка. В последние годы фиксируется увеличение как заработной платы, так и доходов населения. По данным НБУ, в феврале 2019 г. рост реальной заработной платы зафиксирован на уровне 10,7%, а номинальной — на 20,4% (рис. 6). На фоне повышения заработной платы отмечается и увеличение доходов населения, что, в свою очередь, фиксирует Государственная служба статистики Украины (ГССУ). Так, по итогам IV кв. 2018 г., реальные доходы населения возросли на 6,8%, а номинальные — на 16,4% (рис. 7).

Рис. 6
Динамика изменения средней зароботной платы за период с января 2016 по февраль 2019 г. по данным НБУ
Динамика изменения средней зароботной платы за период с января 2016 по февраль 2019 г. по данным НБУ
Рис. 7
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по IV кв. 2018 г. по данным ГССУ
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по IV кв. 2018 г. по данным ГССУ
Номинальная заработная плата и доходы населения продолжают увеличиваться

В 2018 г. рост рынка обеспечивался в большей степени за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, а также увеличения объема продаж в упаковках и перераспределения потреб­ления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8). При этом отмечается повышение роли инфляционной составляющей по сравнению с 2017 г. В I кв. 2019 г. также следует обратить внимание на значимую роль инфляционной составляющей в структуре индикаторов прироста рынка в денежном выражении.

Рис. 8
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по I кв. 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по I кв. 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Несмотря на это, данные ГССУ свидетельствуют, что инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения в целом по-прежнему ниже, чем в целом по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

Рис. 9
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за I кв. 2019 г. по сравнению с I кв. 2018 г. по данным ГССУ
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за I кв. 2019 г. по сравнению с I кв. 2018 г. по данным ГССУ
Инфляция в здравоохранении и Фарме по-прежнему ниже, чем по стране в целом

В разрезе ценовых ниш характерен тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов в общей структуре розничных продаж (рис. 10). За последние 10 лет их удельный вес увеличился на 10% в денежном и на 5% в натуральном выражении. В структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11).

Рис. 10
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.
Рис. 11
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.

В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется относительный паритет на уровне 38/62%. В натуральном же выражении просматривается тренд смещения потребления в сторону импортных препаратов (рис. 12).

Рис. 12
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2019 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

По итогам I кв. 2019 г., рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют компании «Фармак», «Корпорация Артериум» и «Sanofi» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж, при этом лишь 8 из них смогли нарастить свою долю на рынке. Об этом свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке
№ п/п, год Маркетирующая организация Прирост продаж в гривневом выражении, % Evolution index Доля на рынке, %
2017 2018 2019
1 1 1 Фармак (Украина) 21,9 103 5,35
2 2 2 Корпорация Артериум (Украина) 12,7 95 3,51
4 5 3 Sanofi (Франция) 21,5 103 3,28
3 4 4 Дарница (Украина) 12,9 95 3,15
6 3 5 Teva (Израиль) 9,4 92 3,08
5 6 6 Berlin-Chemie (Германия) 1,1 85 2,60
10 10 7 KRKA (Словения) 28,3 108 2,48
8 7 8 Киевский витаминный завод (Украина) 17,2 99 2,37
9 8 9 Юрия-Фарм (Украина) 16,2 98 2,35
11 11 10 Дельта Медикел (Украина) 19,2 101 2,19
7 9 11 Группа компаний «Здоровье» (Украина) 9,4 92 2,17
15 13 12 Кусум Фарм (Украина) 26,5 107 2,07
14 12 13 Sandoz (Швейцария) 22,9 104 2,02
13 14 14 Acino (Швейцария) 23,2 104 1,93
12 15 15 Takeda (Япония) 2,6 87 1,43
21 17 16 Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 15,3 97 1,41
24 22 17 GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 28,3 108 1,34
20 20 18 Servier (Франция) 19,5 101 1,33
17 16 19 Bayer Consumer Health (Швейцария) 1,8 86 1,32
18 18 20 Борщаговский ХФЗ (Украина) 8,6 92 1,25

Одним из факторов успеха является активное продвижение посредством рекламы и промоции. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Reckitt Benckiser» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) выступают «Teva», «Berlin-Chemie» и «Фармак» (табл. 4).

Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ*** по итогам I кв. 2019 г.
Маркетирующая организация EqGRP, %
Фармак (Украина) 15 443,4
GSK Consumer Healthcare (Великобритания) 9612,9
Reckitt Benckiser (Великобритания) 8606,0
Sandoz (Швейцария) 7661,6
Sanofi (Франция) 7219,1
Корпорация Артериум (Украина) 6680,4
Сперко Украина (Украина) 5923,9
Киевский витаминный завод (Украина) 5520,9
Sopharma (Болгария) 5246,7
Naturwaren (Германия) 4592,2
Таблица 4. Топ-10 маркетирующих организаций по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции товаров «аптечной корзины» посредством визитов МП**** по итогам I кв. 2019 г.
Маркетирующая организация Количество воспоминаний о визитах МП, тыс.
Teva (Израиль) 49,01
Berlin-Chemie (Германия) 46,90
Фармак (Украина) 38,69
KRKA (Словения) 35,11
Sandoz (Швейцария) 33,61
Дельта Медикел (Украина) 31,72
Acino (Швейцария) 29,26
Sanofi (Франция) 27,93
Дарница (Украина) 27,80
Кусум Фарм (Украина) 24,98

По итогам I кв. 2019 г. в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Ксарелто, Нимесил, Синупрет и Натрия хлорид (табл. 5).

Таблица 5. Топ-20 брендов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
№ п/п, год Бренд
2017 2018 2019
3 1 1 Нурофен
70 29 2 Ксарелто
5 3 3 Нимесил
6 5 4 Синупрет
2 4 5 Натрия хлорид
12 11 6 Спазмалгон
1 2 7 Актовегин
13 6 8 Тивортин
9 7 9 Реосорбилакт
7 9 10 Но-Шпа
10 8 11 АЦЦ
21 15 12 Эвказолин
313 255 13 Вальсакор
4 10 14 Эссенциале
19 12 15 Новирин
11 13 16 Цитрамон
27 37 17 Налбуфин
53 42 18 Фервекс
50 33 19 Бифрен
269 91 20 Пульмикорт

В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменной — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 79% (рис. 13).

Рис. 13
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по март 2019 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по март 2019 г.

ИТОГИ

На фоне улучшения экономической ситуации в Украине фармрынок продолжает активно развиваться, демонстрируя двузначные темпы прироста в гривневом и долларовом выражении на уровне 18%. В I кв. 2019 г. темпы прироста несколько замедлились в связи со смещением эпидсезона заболеваемости. На 2019 г. эксперты прогнозируют прирост продаж в национальной валюте на уровне 16,2–20,1% и в натуральном выражении порядка 1,6%. В I кв. 2019 г. продолжаются намеченные ранее тенденции увеличения в структуре рынка доли диетических добавок, рецептурных лекарственных средств и препаратов зарубежного производства. Структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).

В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.

Денис Кирсанов

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс.
****Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Александр 03.10.2019 3:10
Добрый день! На рисунке 13 указаны топ-10 дистрибьюторов по объему поставок. Подскажите пожалуйста есть ли полный список компаний? Если да, то могли бы Вы поделиться ним. Заранее спасибо. С уважением, Александр.
yurist 04.10.2019 3:14
Добрый день. данные Вы можете запросить у компании ProximaResearch http://proximaresearch.ua/ua/index.html#contacts

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті