«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I кв. 2019 г., аптечные продажи всех категорий товаров «аптечной корзины» составили 25,6 млрд грн. и 442,5 млн упаковок. В гривневом выражении продажи увеличились на 18,5%, а в натуральном — на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. В долларовом выражении рынок продемонстрировал прирост на 18,2%, а объем розничных продаж составил 936,1 млн дол. США (по курсу Межбанка) (рис. 1).

В исследуемый период отмечается увеличение объема продаж в денежном выражении для всех категорий товаров «аптечной корзины». В то же время в натуральном выражение фиксируется уменьшение объемов продаж лекарственных средств на 2% (табл. 1).
Год | Лекарственные средства | Медицинские изделия | Диетические добавки | Косметика | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2017 | 14 719,8 | 20,8 | 84,3 | 1 295,3 | 14,6 | 7,4 | 612,6 | 19,3 | 3,5 | 826,8 | 45,9 | 4,8 | 17 454,5 | 21,2 |
2018 | 18 131,8 | 23,2 | 84,1 | 1 584,1 | 22,3 | 7,3 | 725,6 | 18,4 | 3,4 | 1 120,3 | 35,5 | 5,2 | 21 561,7 | 23,5 |
2019 | 21 271,2 | 17,3 | 83,2 | 1 886,0 | 19,1 | 7,4 | 856,2 | 18,0 | 3,4 | 1 540,2 | 37,5 | 6,0 | 25 553,6 | 18,5 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2017 | 278,7 | 8,1 | 66,6 | 112,3 | –2,4 | 26,9 | 11,4 | 10,2 | 2,7 | 16,0 | 37,9 | 3,8 | 418,4 | 6,0 |
2018 | 292,9 | 5,1 | 67,3 | 112,3 | –0,1 | 25,8 | 11,6 | 1,3 | 2,7 | 18,4 | 15,0 | 4,2 | 435,2 | 4,0 |
2019 | 287,2 | –2,0 | 64,9 | 123,0 | 9,6 | 27,8 | 11,8 | 2,3 | 2,7 | 20,4 | 11,0 | 4,6 | 442,5 | 1,7 |
В разрезе товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка в денежном выражении характерно превалирование зарубежных товаров, в натуральном — преимущественно отечественных, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных товаров превысила отметку 50% (рис. 2). По итогам I кв. 2019 г., зарубежные производители укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. В денежном выражении в общей структуре рынка незначимо сократилась доля зарубежных лекарственных средств. В целом же по рынку соотношение объемов продаж украинских и зарубежных товаров «аптечной корзины» в денежном выражении практически не изменилось.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2019 г. составила 57,7 грн. и повысилась на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,4 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 74,1 грн., косметики — 72,4 грн., медицинских изделий — 15,3 грн.

Одним из трендов фармрынка Украины в последние годы стало увеличение доли диетических добавок в общей структуре продаж. По итогам I кв. 2019 г., доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила 6,0%, в то время как в I кв. 2015 г. этот показатель составлял 3,4% (рис. 4). В последние годы темпы прироста продаж диетических добавок значительно выше среднерыночного показателя (см. табл. 1).

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
По итогам I кв. 2019 г., объем розничной реализации лекарственных средств составил 21,3 млрд грн., 287,2 млн упаковок и 779,2 млн дол. При этом в гривневом и долларовом выражении отмечается прирост продаж на уровне 17%. В натуральном же выражении объем продаж сократился на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.
Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении, однако в феврале–марте темпы прироста замедлились, а в упаковках в этот период отмечается значимое сокращение объемов продаж на уровне 6% (рис. 5). Ранее наша редакция анализировала данную ситуацию (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (1179) от 04.03.2019 г.) и пришла к выводу, что это связано со смещением эпидсезона заболеваемости гриппом и ОРВИ в Украине.

Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с января 2017 по март 2019 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Как известно, розничный фармрынок практически полностью финансируется за счет потребителя. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации через аптечную сеть незначительное. В связи с этим благосостояние населения — один из ключевых факторов развития фармрынка. В последние годы фиксируется увеличение как заработной платы, так и доходов населения. По данным НБУ, в феврале 2019 г. рост реальной заработной платы зафиксирован на уровне 10,7%, а номинальной — на 20,4% (рис. 6). На фоне повышения заработной платы отмечается и увеличение доходов населения, что, в свою очередь, фиксирует Государственная служба статистики Украины (ГССУ). Так, по итогам IV кв. 2018 г., реальные доходы населения возросли на 6,8%, а номинальные — на 16,4% (рис. 7).


В 2018 г. рост рынка обеспечивался в большей степени за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, а также увеличения объема продаж в упаковках и перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8). При этом отмечается повышение роли инфляционной составляющей по сравнению с 2017 г. В I кв. 2019 г. также следует обратить внимание на значимую роль инфляционной составляющей в структуре индикаторов прироста рынка в денежном выражении.

Несмотря на это, данные ГССУ свидетельствуют, что инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения в целом по-прежнему ниже, чем в целом по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

В разрезе ценовых ниш характерен тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов в общей структуре розничных продаж (рис. 10). За последние 10 лет их удельный вес увеличился на 10% в денежном и на 5% в натуральном выражении. В структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11).


В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется относительный паритет на уровне 38/62%. В натуральном же выражении просматривается тренд смещения потребления в сторону импортных препаратов (рис. 12).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
По итогам I кв. 2019 г., рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют компании «Фармак», «Корпорация Артериум» и «Sanofi» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж, при этом лишь 8 из них смогли нарастить свою долю на рынке. Об этом свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.
№ п/п, год | Маркетирующая организация | Прирост продаж в гривневом выражении, % | Evolution index | Доля на рынке, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||||
1 | 1 | 1 | Фармак (Украина) | 21,9 | 103 | 5,35 |
2 | 2 | 2 | Корпорация Артериум (Украина) | 12,7 | 95 | 3,51 |
4 | 5 | 3 | Sanofi (Франция) | 21,5 | 103 | 3,28 |
3 | 4 | 4 | Дарница (Украина) | 12,9 | 95 | 3,15 |
6 | 3 | 5 | Teva (Израиль) | 9,4 | 92 | 3,08 |
5 | 6 | 6 | Berlin-Chemie (Германия) | 1,1 | 85 | 2,60 |
10 | 10 | 7 | KRKA (Словения) | 28,3 | 108 | 2,48 |
8 | 7 | 8 | Киевский витаминный завод (Украина) | 17,2 | 99 | 2,37 |
9 | 8 | 9 | Юрия-Фарм (Украина) | 16,2 | 98 | 2,35 |
11 | 11 | 10 | Дельта Медикел (Украина) | 19,2 | 101 | 2,19 |
7 | 9 | 11 | Группа компаний «Здоровье» (Украина) | 9,4 | 92 | 2,17 |
15 | 13 | 12 | Кусум Фарм (Украина) | 26,5 | 107 | 2,07 |
14 | 12 | 13 | Sandoz (Швейцария) | 22,9 | 104 | 2,02 |
13 | 14 | 14 | Acino (Швейцария) | 23,2 | 104 | 1,93 |
12 | 15 | 15 | Takeda (Япония) | 2,6 | 87 | 1,43 |
21 | 17 | 16 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 15,3 | 97 | 1,41 |
24 | 22 | 17 | GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 28,3 | 108 | 1,34 |
20 | 20 | 18 | Servier (Франция) | 19,5 | 101 | 1,33 |
17 | 16 | 19 | Bayer Consumer Health (Швейцария) | 1,8 | 86 | 1,32 |
18 | 18 | 20 | Борщаговский ХФЗ (Украина) | 8,6 | 92 | 1,25 |
Одним из факторов успеха является активное продвижение посредством рекламы и промоции. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Reckitt Benckiser» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) выступают «Teva», «Berlin-Chemie» и «Фармак» (табл. 4).
Маркетирующая организация | EqGRP, % |
Фармак (Украина) | 15 443,4 |
GSK Consumer Healthcare (Великобритания) | 9612,9 |
Reckitt Benckiser (Великобритания) | 8606,0 |
Sandoz (Швейцария) | 7661,6 |
Sanofi (Франция) | 7219,1 |
Корпорация Артериум (Украина) | 6680,4 |
Сперко Украина (Украина) | 5923,9 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 5520,9 |
Sopharma (Болгария) | 5246,7 |
Naturwaren (Германия) | 4592,2 |
Маркетирующая организация | Количество воспоминаний о визитах МП, тыс. |
Teva (Израиль) | 49,01 |
Berlin-Chemie (Германия) | 46,90 |
Фармак (Украина) | 38,69 |
KRKA (Словения) | 35,11 |
Sandoz (Швейцария) | 33,61 |
Дельта Медикел (Украина) | 31,72 |
Acino (Швейцария) | 29,26 |
Sanofi (Франция) | 27,93 |
Дарница (Украина) | 27,80 |
Кусум Фарм (Украина) | 24,98 |
По итогам I кв. 2019 г. в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Ксарелто, Нимесил, Синупрет и Натрия хлорид (табл. 5).
№ п/п, год | Бренд | ||
2017 | 2018 | 2019 | |
3 | 1 | 1 | Нурофен |
70 | 29 | 2 | Ксарелто |
5 | 3 | 3 | Нимесил |
6 | 5 | 4 | Синупрет |
2 | 4 | 5 | Натрия хлорид |
12 | 11 | 6 | Спазмалгон |
1 | 2 | 7 | Актовегин |
13 | 6 | 8 | Тивортин |
9 | 7 | 9 | Реосорбилакт |
7 | 9 | 10 | Но-Шпа |
10 | 8 | 11 | АЦЦ |
21 | 15 | 12 | Эвказолин |
313 | 255 | 13 | Вальсакор |
4 | 10 | 14 | Эссенциале |
19 | 12 | 15 | Новирин |
11 | 13 | 16 | Цитрамон |
27 | 37 | 17 | Налбуфин |
53 | 42 | 18 | Фервекс |
50 | 33 | 19 | Бифрен |
269 | 91 | 20 | Пульмикорт |
В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменной — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 79% (рис. 13).

ИТОГИ
На фоне улучшения экономической ситуации в Украине фармрынок продолжает активно развиваться, демонстрируя двузначные темпы прироста в гривневом и долларовом выражении на уровне 18%. В I кв. 2019 г. темпы прироста несколько замедлились в связи со смещением эпидсезона заболеваемости. На 2019 г. эксперты прогнозируют прирост продаж в национальной валюте на уровне 16,2–20,1% и в натуральном выражении порядка 1,6%. В I кв. 2019 г. продолжаются намеченные ранее тенденции увеличения в структуре рынка доли диетических добавок, рецептурных лекарственных средств и препаратов зарубежного производства. Структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).
В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.
Коментарі