Вирус, кризис, карантин: дебри причин и щель возможностей

Коварный COVID-19 еще только приступил к аудиту нашей системы здравоохранения, но сразу выявил две проблемы: прогнозирования и реальности. Реформа медицины удалась: формула «деньги следуют за пациентом» во время эпидемии коронавируса, предусматривающая постфинансирование лечения уцелевшего после него пациента, уничтожит либо инфицированных, либо медицину в целом. И это при том, что система санэпиднадзора у нас разрушена до основания, на ее восстановление средств нет, о превентивных мерах вспоминать поздно.

Болеют все!

Карта мира стремительно краснеет, министр здравоохранения Бельгии запретила гражданам традиционные оргии, европейские лидеры дают своим народам апокалиптические прогнозы, Ватикан виртуально отпускает католикам грехи… Президент Эстонии Кальюлайд светит в темноте фонариком, Макрон на танке, а Батька рекомендует всем трактор — точнее, пахать. Страны вечной фиесты, дружно подхватив вирус, нон-стоп транслируют нам трагическое реалити-шоу, но не сдаются: итальянцы поют с балконов, испанцы за свои 25 евро выгуливают чужих собачек, а испанская полиция развлекает их песнями и плясками.

Обыватели всех стран разъединились: пока немногие экстремалы в погоне за лайками облизывают обработанные антисептиком унитазы на камеру, большинство послушно надели маски и вызывают лифт зубочисткой (я это делаю клочком туалетной бумаги, которую накупила специально для ручек и кнопок на моем пути).

Можно сколько угодно говорить о гражданской ответственности и призывать здоровых людей вести себя, как «больные» — чтобы, «боявшись» заразить других, не заразиться самим, — пока гром не грянет, «молнию» никто не заметит.

Посему руководство КНР «выстроило» и так сверхорганизованных и дисциплинированных китайцев, переписав и пересчитав их заново, заодно выявив среди граждан нелегалов, а также обнулив активность населения в соцсетях — именно так в режиме военного положения борются с паникерами и подстрекателями, поскольку вирус паники порождает хаос, отнюдь не всегда управляемый из Госдепа.

В то же время ничего не слышно о жертвах COVID-19 в КНДР — коммуняки их скрывают или «железный занавес» оказался более эффективной защитой, чем респиратор? Как бы то ни было, но перед незнакомым лицом инфекции мир самоизолировался: границы закрыты, и любители парижских круассанов могут посетить Венскую оперу лишь виртуально, зато наши носители безвиза не только импортировали на родину опасные «бациллы», но уже и наградили ими соседей: у 4 молдаван, побывавших в Тернопольской обл., 20 марта выявлен коронавирус.

Меж тем китайский вирус в прямом и переносном смысле вернул на украинскую землю миллионы наших соотечественников и уравнял всех: независимо от пола и происхождения, национальности и специальности, статуса и IQ — ему все фракции покорны.

Тут бы нам вспомнить положение статьи 4 Закона Украины «Об Основах законодательства Украины о здравоохранении», в соответствии с которым основными принципами здравоохранения, в частности, являются гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами — примириться, подружиться и сплотиться перед лицом общей опасности. Тем более, что в статье 5 этого закона определено, что здравоохранение — общий долг общества и государства, следовательно, принцип «все для фронта, все для победы» должен, наконец, возобладать при распределении скудных бюджетных средств.

26 марта на парламентском портале обнародован законопроект «О внесении изменений в приложение № 3 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» относительно финансового обеспечения мероприятий по предупреждению возникновения, распространения и ликвидации последствий коронавирусной болезни (COVID-19)».

В Государственном бюджете Украины на 2020 г. предлагают предусмот­реть отдельную бюджетную программу «резервный фонд — мероприятия по предупреждению возникновения, распространения и ликвидации последствий коронавирусной болезни (COVID-19)», главным распорядителем которой определить Министерство финансов Украины.

Кроме того, расходы по этой программе предусмотрели в размере 10 447 886,7 тыс. грн.

Источником средств для финансового обеспечения программы станут средства от уменьшения отдельных бюджетных назначений, которые, по мнению авторов проекта, не являются первоочередными (сокращается финансирование социально защищенных статей, помощь многодетным семьям, расходы на чернобыльцев и ветеранов, но в то же время остается первоочередным содержание неких наблюдательных советов, главы которых не замечены своей высокой социальной ответственностью).

Посему Украина решила пойти по пути самоизоляции по примеру стран, которые ввели у себя «чрезвычайные» режимы (Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Испания, Финляндия, США, Казахстан, Сербия), но для начала 12 марта у нас был введен карантин, затем в трех областях — Житомирской, Черновицкой и Киевской — объявлена чрезвычайная ситуация, а 20 марта Кабинет Министров Украины объявил о введении режима чрезвычайной ситуации в Киеве, Днепропетровской и Ивано-Франковской областях. До этого чрезвычайную ситуацию объявили в трех областях — Черновицкой, Житомирской и Киевской…

Разбросанные по диванам — мы спасаем страну

25 марта Кабинет Министров распространил режим чрезвычайной ситуации на всю Украину до 24 апреля, также на 30 дней по всей стране продлен карантин. Остается актуальным вопрос введения чрезвычайного положения.

В чем разница между чрезвычайной ситуацией (ЧС) и чрезвычайным положением (ЧП)?

Вы, конечно, слышали о принципе верховенства права: нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия (ст. 8 Конституции), а согласно статье 3 Основного закона «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

В данном случае принцип верховенства права — это баланс рисков общества от реализации прав и свобод конкретной личности. В «мирное» время бремя индивидуальных рисков от ограничения основных прав и свобод превалирует над общественными интересами, и если законом определен алгоритм легитимного поведения лица в двух вариантах, то право выбора модели легитимного поведения принадлежит лицу: в любом варианте оно действует по закону, что исключает его ответственность за незаконность своего деяния.

Сейчас стоит вопрос о санитарно-эпидемиологической безопасности общества в целом — поэтому наши права и свободы несколько ограничены.

Так, 17 марта у нас был проголосован и принят законопроект № 3219 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)».

В частности, им установлены санкции за нарушение правил карантина: административная ответственность в виде штрафа для граждан — от 1 до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 тыс. до 34 тыс. грн), для должностных лиц — в размере от 2 до 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 тыс. до 170 тыс. грн).

Административная и уголовная ответственность предусмотрены и за нарушение санитарных правил по предот­вращению инфекционных заболеваний — штраф до 51 тыс. грн, а также арест на срок до 6 мес или до 3 лет лишения свободы. Если действия виновного повлекли за собой чью-либо смерть, срок тюремного заключения увеличивается до 5–8 лет.

И это пока еще карантинные меры в условиях ЧС, а режим ЧП значительно жестче: если он будет принят, наши конституционные права и свободы ограничатся существеннее.

Так, если сейчас в Киеве закрыто метро и ограничено движение общественного транспорта, а своим ходом (на личном транспорте или пешком) мы перемещаемся без ограничений, то в режиме ЧП для медиков, военных, правоохранителей, аптекарей, спасателей, продавцов продуктовых магазинов, сотрудников коммунальных служб и систем жизнеобеспечения будет работать спецтранспорт.

Пешком вы прогуляетесь (причем на лице — маска, на руках — перчатки, при себе антисептик) только в ближайшую булочную или аптеку — ограничение свободы передвижения и штрафы за нарушение домашней самоизоляции.

Также режим ЧП предусматривает:

  • ограничение движения транспортных средств и их осмотр;
  • усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
  • запрет забастовок;
  • принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц (ваш автомобиль, например, вполне может послужить борьбе с эпидемией (после отмены ЧП вам его вернут, разумеется);
  • временную или безвозвратную эвакуацию людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарного или временного жилья;
  • установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированных, аварийно-спасательных формирований и военных подразделений, привлеченных к преодолению чрезвычайных ситуаций;
  • временный запрет строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно-спасательных формирований;
  • введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости и др.

Кроме того, нас ждут:

  • установление комендантского часа;
  • мобилизация ресурсов предприя­тий, организаций и учреждений и переориентация производства (не исключаю национализацию некоторых из них);
  • радикальное уменьшение объемов розничных наличных расчетов (вместо оплаты товаров и услуг банковскими карточками — деньги зло, ибо источник заразы).

Информационная безопасность нам будет обеспечена за счет отключения потенциально опасных источников информации.

В областях чрезвычайное положение могут ввести не дольше, чем на 60 дней, по всей стране — не дольше, чем на 30 дней.

ЧП вводится Указом Президента, но его целесообразность должна обсуждаться на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).

Чрезвычайное положение сродни военному — 26 ноября 2018 г. Указом Президента Украины, утвержденным Верховной Радой Украины, военное положение было введено в 10 областях и территориальном море Украины на 60 сут, но затем этот срок был сокращен до 30 сут. Однако не дожидаясь окончания этого срока, многие из проголосовавших за военное положение парламентариев уехали на каникулы на дальние моря, бросив нас на произвол агрессора, который в канун нового года, видимо, поленился на нас напасть.

Сейчас им ехать некуда, поэтому все сроки мы отбудем по полной программе.

Бонусы карантина

Для бизнеса важно, что антивирусный закон предусматривает внесение юридического факта введения карантина в перечень форс-мажорных обстоятельств (юристы знают, насколько важна оговорка о форс-мажоре в случае неисполнения стороной договора своих обязанностей ввиду обстоятельств непреодолимой силы). Однако факт введения карантина не освобождает сторону от исполнения обязательства — речь идет лишь о пролонгации срока его исполнения и об освобождении от ответственности за нарушение обязательств и сроков (отмене санкций за несвоевременное исполнение). Формула: «предоплату получили, а обязательство не исполнили — карантин-с!» не работает.

Также законом предусмотрена возможность работы дома для сотрудников, государственных служащих и служащих органов местного само­управления и предоставления по их согласию отпуска; предоставление права владельцам менять режимы работы органов, учреждений, предприятий, дополнительные доплаты к заработной плате медицинским и другим работникам, привлеченным к ликвидации заболевания, установление административной ответственности за самовольное оставление места обсервации и др.

По поводу налоговых каникул и отмены штрафных санкций: закон не освобождает от финансовой ответственности, в частности, за нарушение правил учета, производства и оборота топлива или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях; нарушение порядка начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы. И если за занижение налогоплательщиком налоговых обязательств в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. штрафные санкции не применяются, то санкции за занижение налоговых обязательств по НДС, акцизному налогу и рентной плате остаются в силе.

Были внесены изменения и в закон про ЕСВ в части применения штрафных санкций: за нарушения, совершенные в период с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 г., они не применяются (например несвоевременная уплата ЕСВ и подача отчетности конт­ролирующим органам).

«Все больше людей нашу тайну хранит»

Но вернемся к балансу интересов личности/общества: а как быть в случае врачебной тайны? Например, у всех на слуху случай сокрытия известной частной лабораторией результатов тестов на коронавирус — согласно закону учреждения здравоохранения, к которым относятся и частные клиники и центры диагностики, обязаны сообщать о положительных результатах тестов на коронавирус — в случае сокрытия у медучреждения могут отозвать лицензию.

Таким образом, сокрытие социально значимой информации содержит состав преступления. В то же время медицинское учреждение обязано хранить врачебную тайну, нарушение которой также противозаконно. Причем право на тайну своего диагноза предусмотрено статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Право на уважение частной и семейной жизни», страной-участницей которой является Украина и положения которой являются нормами прямого действия, которыми, в частности, руководствуется Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) при рассмотрении исков граждан о вмешательстве со стороны публичных властей в осуществление права на частную жизнь.

Часть 2 этой статьи содержит исключение из такого права для охраны здоровья других лиц, но если инфицированный коронавирусом, узнав о своем диагнозе, самоизолировался, думаю, у него будет шанс потом подать иск к клинике о разглашении своей тайны, а в конкретном случае с частной лабораторией ее пациенты — потенциальные субъекты обжалования действий государства Украина в соответствии со ст. 8 Конвенции (и независимо от результата рассмотрения возможного уголовного производства в отношении должностных лиц этой лаборатории).

Шанс со временем обратиться в ЕСПЧ (который, кстати, сейчас тоже на карантине) есть у молодого одессита, заболевшего COVID-19 и узнавшего о своем диагнозе из СМИ: «О том, что тест показал заражение вирусом, я узнал из СМИ, просто сопоставив год рождения и место нахождения заболевшего. Только к 11:00 25.03 мне начали звонить сотрудники правоохранительных органов и сотрудники муниципалитета, а врачи так и не удосужились сообщить мне результаты анализов».

В общем, «Никогда такого не было, и вот опять!» — сказал бы о нашей ситуации В.С. Черномырдин. Учитывая еще и всеобщий правовой нигилизм, лучше порекомендовать гражданам в связи с эпидемиологической обстановкой не посещать общественные места, в связи с метеорологической — не выходить на улицу, а в связи с экономико-политической — лучше не рождаться вовсе.

Ирина Кириченко,
адвокат, патентный поверенный

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті