Реформы здравоохранения Турции: страхование, ценообразование, возмещение стоимости препаратов

В  Турции существует открытая форма продаж, но в витринах не видно десятков различных упаковок одного и того же многоисточникового препарата, например ранитидина разных производителей. Наоборот, на прилавках десятками, чуть ли не сотнями выстроены одинаковые коробочки, образцы продукции либо мировых брэндов, либо местных производителей. Частичным объяснением этой непривычной для нашего глаза картины является то, что, поскольку большая часть населения охвачена медицинским страхованием, пациенты принимают решение о покупке того или иного препарата в основном не сами, а с помощью врача. Другое наблюдение нашего коллеги, отдыхавшего на  берегу Мраморного моря — самого густонаселенного района Турции, — оперативность в доставке в аптеки препаратов, которые понадобились пациенту. Можно предположить, что маленькие аптеки работают с  небольшим товарным запасом, ведь после снижения государством цен на препараты аптеки были вынуждены продавать купленную по старым ценам продукцию дешевле. И если некоторые оптовые компании добились для себя скидок на будущее, то аптекам большинство производителей отказали в возвращении поставок, а государство — в компенсациях. Помимо потерь, преобразования в здравоохранении страны принесли турецким аптекам и позитивные моменты. К примеру, в феврале 2005 г. был отмечен большой наплыв потребителей после реорганизации системы социального страхования, в результате которой больницам, принадлежащим Организации социального страхования (SSK), запретили отпускать препараты пациентам, находящимся на  амбулаторном лечении. Об этих и других реформах в здравоохранении Турции рассказано в статье, подготовить которую любезно согласились операторы нашего рынка, хорошо знакомые с жизнью страны.

Общее впечатление о ситуации в здравоохранении и фармации Турции — цивилизованность, то есть использование традиционных механизмов, таких как система общего медицинского страхования, возмещение стоимости лекарственных средств, регистрация генерических препаратов на основании доказательств их эквивалентности оригинальным, эксклюзивность данных и т. п. Все это удалось внедрить, несмотря на внутри- и внешнеполитические проблемы — национализм, курдский сепаратизм, коррупцию и финансовые трудности.

Выходом из пике, когда в 2001 г. состояние экономики было близким к банкротству, государство обязано правительству Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan), а события последних 5 лет называют вторым (после последствий реформ знаменитого Мустафы Кемаля (Ататюрка)) экономическим чудом. Недавно, а именно в результате всенародных досрочных парламентских выборов 22 июля, Партия справедливости и развития (АК), лидером которой является премьер-министр, вновь получила большинство мест (341) в парламенте (меджлисе), заручившись поддержкой 47% избирателей (www.bbc.co.uk; журнал «The Economist»; http://secim2007.ntvmsnbc.com/). Теперь законодателям предстоит избрать нового президента республики (последние досрочные парламентские выборы последовали за решением Конституционного суда аннулировать, за отсутствием кворума, результаты голосования по  кандидатурам Абдуллы Гюля (Abdullah Gul) — министра иностранных дел и его товарища по партии Р.Т. Эрдогана на пост президента). Причина срыва президентских выборов — бойкотирование голосования представителями оппозиционных партий, которые обвиняют АК в стремлении подорвать светские основы турецкого государства, ревностно оберегаемые вооруженными силами страны. Р. Т. Эрдогана и А. Гюля, жены которых вопреки действующему запрету появляются в учреждениях в традиционных мусульманских платках, обвиняют в попытках возродить политический ислам. В самой партии эти обвинения отвергают. Заручившись поддержкой почти половины населения страны политик предлагает ввести прямые президентские выборы, избирать парламент сроком не на 5, а на 4 года, а президента — не на 7, а на 5, но при этом ограничить пребывание главы государства на посту не одним сроком, а двумя (www.bbc.co.uk).

Позитивные тенденции в турецкой экономике отмечают все эксперты: «Осуществление плана, разработанного Кемалем Дервисом (Kemal Dervis), бывшим в 2001 г. министром финансов, позволило обуздать инфляцию, достичь ежегодного экономического роста около 7% и привлечь рекордные объемы зарубежных инвестиций» (журнал «The Economist» от 21 июля 2007 г.).

Пациенты. Национальные особенности

Для Турции, по сравнению со  странами — членами ЕС (ЕС-25), характерен высокий показатель рождаемости (21 и 10 родившихся детей на 1000 жителей в год соответственно), детей в возрасте до 14 лет там 37% (17% как в старых (ЕС-15), так и в новых странах — членах ЕС (ЕС-10). Уровень детской смертности снижается, но он все еще довольно высок, и вероятность умереть, не дожив до 6-летнего возраста в Турции на  порядок выше, чем в странах ЕС. Показатель вероятности смерти для населения в возрасте от 15 до 60 лет в этой стране промежуточный между таковыми старых и новых членов ЕС (176 на 1000 жителей), но по сравнению с Украиной (384 на 1000 жителей) дает своим повзрослевшим гражданам почти вдвое больше шансов дожить до 61 года (в мире этот показатель колеблется от 33 до 789 среди женщин Сан-Марино и Зимбабве соответственно).

По основным демографическим показателям, как отмечают эксперты ВОЗ, Турции свойственны как черты страны с переходной экономикой и средними доходами (увеличенная доля инфекционных заболеваний, сравнительно высокая детская и материнская смертность), так и характерные особенности индустриально развитых стран (большая значимость хронических неинфекционных заболеваний).

Система оказания медицинской помощи

Система оказания медицинской помощи — очень сложная, жестко централизованная и фрагментированная — отмечено в справочной информации Европарламента «Общий обзор сектора общественного здравоохранения Турции» (General overview of the public health sector in Turkey in 2006. Briefing note (IP/A/ENVI/FWC/2005–112)). Это — результат исторического развития, а не последствие рационального планирования.

Процесс реформирования (скорее подготовки) к нему в стране начался еще в 90-х годах ХХ в. Переход к активным действиям (читаем в «PPRI-pharma profile. Turkey») произошел только после выборов 2003 г., когда правительство Р.Т. Эрдогана начало проводить преобразования во всех сферах экономики и общественной жизни. Сразу после его прихода к власти была издана соответствующая программа и предприняты такие революционные шаги:

• в ведение министерства здравоохранения (МЗ) переданы больницы SSK и некоторые другие; в результате МЗ стало крупнейшим провайдером медицинской помощи, опережающим высшие медицинские учебные заведения (вторые по значимости);

• объединение в единое целое — Систему всеобщего медицинского страхования — нескольких таких систем;

• введение института семейных врачей (в настоящее время — в нескольких пилотных регионах; в 2008 г. этот опыт планируют распространить по всей стране);

• улучшение доступа не имеющих медицинской страховки граждан, пользующихся предоставляемыми государством зелеными картами, к медицинской помощи: до 2003 г. им обеспечивали только стационарное лечение; теперь они не платят и за амбулаторное, а только осуществляют соплатеж в размере 20% стоимости лекарственных средств;

• предоставление владельцам полисов SSK возможности обслуживаться в частных аптеках;

• предоставление возможности пользоваться услугами частного сектора здравоохранения участникам любой из страховых схем.

Источники финансирования

Как указано выше, одной из целей проводящихся реформ является объединение различных фондов в Систему всеобщего медицинского страхования. Поскольку Верховный суд отменил несколько важных статей соответствующего законодательства, имплементацию новой системы пришлось перенести на год вперед — на январь 2008 г., приводим короткий перечень существующих фондов, объединяющихся в единое целое:

• крупнейшим является SSK, его услугами пользуются работники частного и государственного секторов экономики, а также члены их семей (56,8% популяции страны в 2005 г.); финансирование осуществляется сотрудниками и их работодателями, исходя из уровня заработной платы;

• второй по финансовым показателям — Пенсионный фонд государственных служащих (Government Employees Retirement Fund — GERF); пенсионеры-госслужащие и члены их семей в 2005 г. составляли 12,8% популяции страны; финансируется за счет работающих госслужащих и государства;

• Bag-Kur охватывал в 2005 г. 14,2% популяции Турции — частных предпринимателей, работников сельскохозяйственного сектора, кустарей и финансировался за счет взносов участников. Все три вышеупомянутые фонда могут получать государственные субсидии, если расходы превышают поступления;

• система для работающих государственных служащих и членов их семей, финансирующаяся из государственного бюджета, то есть — за счет налогов;

• для малообеспеченных слоев населения предназначена система так называемых зеленых карт (ими пользуются около 14% граждан страны), которые предоставляются государством.

От медицинской страховки, предоставляемой тем или иным фондом своей целевой аудитории, нельзя отказаться. В то же время ясно, что по причине существования нелегального рынка труда государственными зелеными картами пользуются и те, кто вполне мог бы быть членом одного из фондов. Система частного медицинского страхования в Турции не развита — на компании, занимающиеся таким видом деятельности, приходится меньше 4% средств в системе здравоохарнения.

Сложно определить сумму средств, поступающих в систему здравоохранения от самих граждан. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD), 28,6%, которые составляют общий бюджет здравоохранения (примерно 23 млрд евро или 7,6% ВВП в 2005 г.) — поступили от частных лиц. На таком же уровне — 28% — доля средств частных лиц в расходах на здравоохранение Венгрии (WHO, 2006).

Учреждения здравоохранения

Амбулаторный прием пациентов ведут как частные, так и государственные структуры, причем большинство специалистов совмещают занятость в учреждениях обоих типов. Дефицитная ныне специальность врач общей практики введена сравнительно недавно (в 1983 г.). Ее получают выпускники медицинского вуза, и они же, в основном, ведут амбулаторный прием в медицинских центрах. Система направления к врачам-специалистам работает плохо, и, поскольку пациент свободен в выборе врача, он зачастую обращается непосредственно в учреждения, оказывающие медицинскую помощь второго и третьего уровней. Как уже было сказано, в 2008 г. планируют начать внедрение института семейного врача по всей стране; такую специализацию получат нынешние врачи общей практики после 1 года обучения. Оплату труда названных специалистов планируют осуществлять, исходя из количества обслуженных ими пациентов. Сейчас врачи, оказывающие медицинскую помощь в учреждениях государственной формы собственности, получают зарплату на основании общегосударственной тарифной сетки. Кроме того, дополнительные выплаты из оборотных средств своих учреждений медицинские работники получают, исходя из объема работ, выполненных за предыдущий месяц. В некоторых случаях этот дополнительный доход может превышать размер заработной платы.

Пациент за амбулаторную медицинскую помощь в государственных учреждениях ничего не платит, исключая плату за назначенный препарат (20% или 10% соплатеж для работающих и пенсионеров соответственно). Частные клиники могут требовать дополнительной оплаты.

В госпитальном секторе 92,4% коек принадлежат государственным учреждениям, и только 13 тыс. коек (7,6%) — частным (по  состоянию на 2005 г.). Стационары преимущественно подчинены МЗ (65,9%) и оказывают как помощь второго (больницы МЗ), так и третьего уровней (университетские клиники и некоторые больницы МЗ). Однако система направления пациентов в учреждения разного уровня не действует, и даже в университетские клиники нередко обращаются за первичной медицинской помощью. Теоретически застрахованный пациент не должен платить за оказываемую в стационаре помощь. На деле же нередко приходится покупать лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты питания вне больницы. Оплата труда сотрудников больниц осуществляется примерно так же, как таковая врачей, проводящих амбулаторный прием.

Финансируются больницы из государственного бюджета, в утверждаемом ежегодно объеме (в основном на оплату труда) и в виде платы за услуги. Соответствующие тарифы, согласно которым страховые фонды осуществляют оплату, ежегодно публикуются министерством финансов.

Обращение лекарственных средств

Ответственность за выдачу разрешений на маркетинг, ценообразование, отнесение препаратов к категории таких, стоимость которых возмещается, и инспекции несет Директорат лекарственных средств и аптек (Ĭlaç ve Eczac|l|k Genel Müdürlüğü), в его составе — несколько комиссий, членами которых являются эксперты, представители МЗ и других организаций. Разрешение на маркетинг выдается только компаниям, зарегистрированным в Турции. Импортировать фармацевтическую продукцию также могут только турецкие компании. Заявитель готовит подробное досье с информацией об эффективности, безопасности, биоэквивалентности (для генерических препаратов), биодоступности (для оригинальных), подтверждением, что препарат производят с  соблюдением правил GMP. С 2005 г. обязательно также подавать сведения о том, в каких странах уже зарегистрирован этот продукт.

Первый этап рассмотрения заявки происходит в Экспертном комитете по  разрешениям на маркетинг лекарственных средств для человека (включает 20 постоянных экспертов; процесс рассмотрения занимает обычно 3–4 мес). Второй этап (6–8 мес) осуществляется Экспертным комитетом по технологии и фармакологии, оценивающим технические аспекты, связанные с препаратом. Третий этап (3–6 мес) получения разрешения на  маркетинг — установление цены. Этим занимается собирающийся ежеквартально Комитет по ценообразованию МЗ, членами которого являются представители министерства финансов, министерства труда и социальной политики, государственная организация по планированию и казначейство. Система референтных цен, согласно которой работает профильный комитет, описана ниже. После установления цены информацию о биоэквивалентности и биодоступности рассматривает соответствующий комитет. После ее подтверждения компания получает разрешение на  маркетинг лекарственного средства. При этом период рассмотрения заявки, сообщает МЗ, не превышает принятого в ЕС 210-дневного срока.

Решение о том, будет возмещаться стоимость того или иного препарата или нет, принимает соответствующий огран — межведомственная комиссия, координируемая министерством финансов.

Турецкий фармацевтический рынок относительно небольшой, объем его розничных продаж в 2006 г. составил 5,6 млрд дол. США (примерно в 3 раза больше по сравнению с украинским при количестве населения около 72 млн чел.) (www.piribo.com). Объем импорта препаратов в 2005 г. составил 2,9 млрд дол. (превышает аналогичный показатель в Украине больше чем в 2 раза), экспорта — 282 млн дол. (больше чем в 3 раза по сравнению с Украиной). В топ-10 наиболее продаваемых лекарственных средств лидируют комбинированный препарат флутиказон+сальметерол, иматиниб и флурбипрофен (таблица).

Таблица

Топ-10 действующих веществ в составе моно- и комбинированных препаратов, по объему продаж в денежном выражении в 2005 г. (IMS Health, по PPRI-Pharma Profile)

1 Флутиказон+сальметерол
2 Иматиниб
3 Флурбипрофен
4 Этодолак
5 Гидрохлортиазид+вальсартан
6 Тиотропиум бромид
7 Доцетаксел
8 Оланзапин
9 Аторвастатин
10 Амоксициллин+клавулановая кислота

Патенты и защита данных

Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности — главная тема дискуссий представителей отрасли. В январе 2005 г., после долгих переговоров и консультаций МЗ ввело 6-летний срок рыночной эксклюзивности. Он распространяется на  препараты с новыми активными веществами, зарегистрированными после 1 января 2005 г. и  вступает в действие с даты первой регистрации в любой из стран, входящих в таможенный союз ЕС, а ограничивается сроком действия патента на действующее вещество. Рыночную эксклюзивность получили также препараты, зарегистрированные после 1 января 2001 г., если на турецком рынке отсутствуют их генерические версии или соответствующие заявки на последние не были поданы до 31 декабря 2004 г.

Производители

Турецкую фармацевтическую промышленность представляют около 300 компаний, из которых 50 ориентированы на  научные разработки, остальные производят генерические препараты. Исследовательские и генерические компании создали отдельные ассоциации. Представители отрасли официально не участвуют в работе комиссий по возмещению стоимости препаратов. Такие гиганты как «Bayer» (Германия), «Roche», «Novartis» (Швейцария), «GlaxoSmithKline» (Великобритания), «sanofi-aventis» (Франция), «Pfizer», «Baxter» (США) имеют собственные заводы в Турции.

Большинство крупных турецких фармацевтических компаний были организованы еще в начале или середине ХХ в. За это время сложилась система функционирования отрасли, которая обеспечила ей высокую эффективность и конкурентоспособность, в том числе и на  мировом рынке.

Дистрибьюторы

В 2005 г. на рынке было представлено около 50 дистрибьюторов, однако 70% объема продаж сосредоточено в руках 2 лидеров — «Hedef Alliance» и «Selcuk Ecza». 50% «Hedef Alliance» пренадлежит «Alliance Unichem». Доля региональных аптечных объединений на рынке (которые обслуживают около 5 тыс. розничных точек в Бурсе, Измире и Стамбуле) составляет 10–12%. Больницы имеют возможность приобретать лекарственные средства как непосредственно у производителей, так и у дистрибьюторов (после проведения тендеров). Согласно законодательству государственные лечебные учреждения приобретают препараты у поставщика, предложившего самую низкую цену. Как уже отмечалось, до 2005 г. бенефициарии SSK могли приобретать назначенные им лекарственные средства только в аптеках больниц SSK. После передачи этих больниц под юрисдикцию МЗ назначения, сделанные в рамках SSK, могут быть обслужены в любой аптеке, включая частные, что привело к увеличению рыночной доли последних. Государственное регулирование цен, изменения в системе возмещения стоимости и проблемы с платежами ведут к тому, что все большее количество дистрибьюторов стремятся объединиться с зарубежными компаниями. Задержки платежей аптекам со стороны SSK, который теперь сотрудничает практически со всеми аптеками, создают финансовое давление на оптовых операторов рынка. В связи с этим они предлагают предусмотреть финансовую ответственность государства за задержку платежей больше 1 мес и разделить финансовую нагрузку между аптеками, дистрибьюторами и фармацевтическими компаниями.

Розничные операторы

В основном аптеки — частная собственность, а находящиеся при больницах обслуживают только стационарных больных. Врачи могут отпускать препараты только в тех районах, где нет аптек, и с их появлением указанная практика врача должна прекратиться. Аптечные магазины и супермаркеты не могут продавать ни рецептурные, ни безрецептурные препараты. Образование аптечных сетей, торговля лекарственными средствами через интернет и  по почте запрещены. Владельцем аптеки (одной, не нескольких) может быть только человек с фармацевтическим образованием — гражданин страны. Интересы аптек представляет влиятельная и мощная профессиональная ассоциация.

По сравнению с другими странами OECD с более развитой экономикой Турция расходует большую долю бюджета здравоохранения на лекарственные средства: почти 25% (Дания — 9%, Люксембург — 12%, Греция — 15%). Они остаются самым доступным средством оказания медицинской помощи, при этом часто рецептурные препараты отпускают в аптеках без рецепта. В системе здравоохранения, средства расходуемые самим пациентом, идут в основном на приобретение препаратов (41%). Около 25% из своего кармана платит находящийся на стационарном лечении застрахованный пациент, когда вынужден приобретать лекарственные средства во  внебольничных аптеках.

Система ценообразования

Свободное установление цены на  препараты в Турции запрещено. Начиная с 2004 г. ответственность за ценообразование для этой группы товаров возложена исключительно на МЗ. Оно является частью процесса регистрации лекарственных средств и касается отпускных цен производителя. Изменение установленной цены может быть произведено только вышеупомянутой Комиссией по  ценообразованию, которая собирается на  заседание раз в квартал. Предприятия отрасли могут предложить пересмотреть цену, если она изменилась в референтных странах или изменился курс валют.

Принятая система референтных цен основывается на показателях 5 рынков: Италии, Испании, Франции, Португалии, Греции. Список референтных стран ежегодно пересматривается, но пока не претерпевал изменений.

Максимальная отпускная цена препарата для производителя равна его же минимальной цене в 5 референтных странах. Если в этих странах препарат не зарегистрирован, то цена устанавливается на  уровне самой низкой в одной из 25 стран — членов ЕС. В случае, когда препарат еще не был зарегистрирован ни в одной из этих стран, то производитель и МЗ договариваются о его цене, которая является обязательной для лекарственных средств всех ценовых уровней. Кроме того, эта процедура прописана законом и не существует никакого другого варианта ценообразования.

Для генерических препаратов устанавливается цена, составляющая 80% стоимости оригинального препарата (она не может быть выше цены референтного оригинального препарата и самой высокой цены эквивалентного генерического). Описанная система применяется и к безрецептурным препаратам.

Как отмечено выше, определен размер стандартных скидок на уровне как производителей, так и аптек, с учетом которых устанавливается цена при регистрации препарата. На оригинальное лекарственное средство производитель предоставляет скидку в объеме 4% стоимости, если он на турецком рынке зарегистрирован менее 6 лет назад и 11% — если более 6. Скидка на генерические лекарственные средства составляет 11%. Аптечная скидка начисляется, исходя из установленной цены производителя, а также дохода аптеки за предыдущий год: 3% для аптек с годовым доходом 122,222 тыс. евро, 3,5% — 122,222-244,444 тыс. евро, 4% — 244,444-305,555 тыс. евро и 4,5% — 305,555 тыс. евро и выше.

Маржа дистрибьюторов и аптечные наценки регулируются согласно прогрессивной шкале (чем выше стоимость перпарата, тем ниже маржа и наценки — 2–9% и 10–25% соответственно). Объем НДС на  лекарственные средства составляет 8% — ниже, чем на другие товары и препараты до 2004 г. (18%).

Возмещение стоимости препаратов

Серьезные преобразования коснулись и системы возмещения стоимости лекарственных средств. В прошлом в Турции различные социальные страховые организации руководствовались при этом собственными правилами. С 2003 г. все государственные структуры выполняют единые нормативные требования. Сегодня все фонды социального страхования пользуются одним положительным списком и возмещают стоимость препаратов на  основании правил, описанных в «Руководящих принципах имплементации бюджета», ежегодно выпускаемых министерством финансов. Основным органом, осуществляющим подготовку «Руководящих принципов» и списка, является Комиссия по возмещению стоимости лекарственных средств (далее — Комиссия).

Решение о том, будет ли возмещаться стоимость того или иного препарата, может принимать только названная выше Комиссия. Принципы включения/исключения лекарственного средства из списка недостаточно четкие и не вполне ясна роль членов комиссии. Существуют опасения, что при принятии решения о возмещении медицинская сторона будет играть меньшую роль, чем финансовая. Первоначально предполагалось, что относительно включения каждого нового препарата в список будут проводить фармакоэкономический анализ, но сейчас этого не делают. Были случаи оспаривания в суде решений Комиссии об исключении препарата из списка неправительственными организациями, но решения суда были субъективными и не основывались на  научных фактах.

Статус препарата (возмещается стоимость или нет) может меняться со временем. Некоторые лекарственные средства могут быть включены или исключены из списка, как, например, 120 безрецептурных препаратов в 2006 г.

Согласно этой схеме все препараты, стоимость которых должна возмещаться, были определены в эквивалентные группы (сегодня их 333) с одинаковыми действующими веществами, их дозировками и показаниями к применению. Страховые агентства, возмещающие стоимость препаратов, выплачивают сумму, равную стоимости самого дешевого препарата в группе плюс 22% ее же. Чтобы считаться референтным, препарат должен присутствовать на рынке не меньше 5 мес и иметь долю на рынке по меньшей мере равную 1% среди лекарственных средств, входящих в эту же эквивалентную группу. Если пациенту нужен препарат, стоимость которого не возмещается, он оплачивает разницу в стоимости. Если цена назначенного препарата ниже референтной, возмещается стоимость назначенного препарата. Врачи могут без ограничений назначать лекарственные средства, цены которых выше референтных. В таких случаях либо фармацевт по  согласованию с пациентом заменяет его на  более дешевый, либо пациент доплачивает разницу.

Стоимость препарата возмещается полностью пациентам с хроническими заболеваниями и находящимся на  стационарном лечении. Работающее население и те, кто находится у них на иждивении, имеют право на 80% возмещение стоимости, пенсионеры — на 90%.

Рассказать о происходящих в системе здравоохранения и фармотрасли Турции изменениях согласились генеральный директор представительства турецкой фармацевтической компании «Нобель Илач Санаи Ве Тиджарет Аноним Ширкети» в Украине Джавит Ильхан и менеджер по маркетингу этой компании Джем Демирджи.

dsc_5907.jpg (17732 bytes)
Джавит Ильхан
Джем Демирджи
Джем Демирджи

— Какие наиболее значимые изменения системы здравоохранения можно отметить?

— Прежде всего, создание единой государственной страховой организации (GHIS). До 2004 г. население пользовалось услугами различных страховых компаний, каждая из которых имела свой определенный сектор обслуживания. Такие организации существовали отдельно для государственных служащих, военных, частных предпринимателей и т.д. Они имели собственные лечебные учреждения и аптеки, которые обслуживали только свой сектор. В свете кардинальных реформ, начиная с 2005 г., подобные медицинские учреждения перешли в подчинение МЗ. В свою очередь, все лечебные учреждения МЗ стали доступны для членов SSK и у них появилась возможность приобретать препараты в частных аптеках (функционирующих при этой организации). Оплата всех медицинских услуг, а также лекарственных средств, осуществляется государством.

— Означает ли это, что гражданин Турции может получить бесплатную медицинскую помощь в любом лечебном учреждении по своему выбору, включая частные, а также бесплатно приобрести лекарственные средства по выписанному рецепту в любой аптеке?

— Это действительно так. Новая схема страхования охватывает все лечебные учреждения, обратиться можно в любое понравившееся. 80–90% аптек (а все внебольничные аптеки являются частными) имеют договоры с государством о возмещении стоимости препаратов, отпущенных по рецепту. Таким образом, если лекарственное средство находится в списках возмещаемых, то обратившийся оплачивает только определенный процент его стоимости, а оставшуюся часть оплачивает государство. Такой процент зависит от статуса пациента. 100% возмещение стоимости осуществляется пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями или находящимся на  стационарном лечении, пенсионеры оплачивают 10% стоимости препарата. Активное работающее население и те, кто находится у них на  иждивении, оплачивает 20% стоимости.

— Почему же не все аптеки заключают подобные договоры?

— Существует шкала скидок на стоимость препаратов, которые должны предоставить аптеки государству для возможности заключить договор. Размер скидки высчитывается исходя из уровня объема продаж за предыдущий год, исключая НДС. Для аптек с годовым доходом около 120 000 евро она составляет 3%, 120 000-240 000 — 3,5%, 240 000-300 000 — 4%, 300 000 и выше — 4,5%. Владельцы аптек, которые согласны с подобными условиями, и заключают договор.

— Существует ли подобная система для производителей?

— Да. Производитель должен предоставить скидку в размере 11% на  оригинальный препарат, если он имеет срок лицензии свыше 6 лет, и 4% — если меньше. Для всех генерических препаратов размер скидки составляет 11%.

— Каковы общие принципы возмещения стоимости лекарственных средств для производителей?

— Государство возмещает стоимость только тех препаратов, которые имеют внутри данной фармакологической группы цену до определенного уровня. Поскольку 80% закупок осуществляется именно государством, то все производители препарата этой фармакологической группы стараются снизить цену до уровня предлагаемой для возможности возмещения. С введением этой системы снизились доходы, однако это дало возможность расширить рынок.

— Насколько трудно внести препарат в списки возмещаемых?

— Процедура проста и прозрачна. Для внесения в список должно быть соблюдено несколько условий. Препарат должен быть самым дешевым и его доля на рынке должна составлять не менее 1% по объему продаж в  денежном выражении в своей фармакологической группе, а также находиться на рынке не менее 5 мес.

— В свете реформ системы возмещения из списка были изъяты более 100 наименований безрецептурных препаратов. Как это отразилось на отрасли?

— Считаю это решение верным. Для пациента не составляет большой проблемы приобрести препарат для симптоматического лечения, например простуды, за 1–2 дол. Конечно, некоторый ущерб производителям был нанесен, однако из-за невысокой стоимости таких препаратов он, в целом, оказался невелик.

— Какие существуют механизмы защиты от поддельных препаратов? Насколько это явление распространено в Турции?

— Для нас эта проблема была актуальна лет 20 назад. После введения жесткого контроля всех серий выпускаемого препарата на  пути от производителя до аптеки соответствующими инспектирующими органами, подделки практически не встречаются. Кроме того, была введена голографическая защита упаковки.

— Существуют ли какие-нибудь санкции для владельцев аптек, в которых обнаружен поддельный препарат?

— Согласно существующему законодательству, в Турции человек с фармацевтическим образованием может открыть только одну аптеку. Сеть аптек отсутствует как таковая. Лишение лицензии на всю оставшуюся жизнь, я думаю, является достаточно серьезным основанием не распространять в  своей аптеке поддельную продукцию.

— Как Вы можете прокомментировать 6-летний срок действия патента, принятый в Турции? Страны ЕС переходят на схему 8+2+1.

— Увеличение срока действия патента было негативно воспринято отечественными производителями, которые, в основном, ориентированы на создание генерической продукции. Однако под давлением ЕС на этом этапе удалось остановиться именно на  этом сроке.

—?Какой опыт реформ Вашей страны мог бы быть полезен Украине?

— Прежде всего, должно быть полное соответствие стандартам GMP. Вторым обязательным условием для турецкой фармпромышленности была доказанная биоэквивалентность генерических препаратов. Причем из-за недостаточного количества отечественных лабораторий, которые могли проводить подобные исследования, препараты отсылались в страны ЕС. Пакет исследований на одно лекарственное средство стоит около 150 тыс. дол США. Умножив эту сумму на количество производимых наименований, получаем значимое число. Однако все затраты стоили того, чтобы в любой аптеке Турции сейчас можно было купить качественный препарат, соответствующий всем стандартам ЕС. Думаю, что именно эти требования должно предъявить государство вашим производителям прежде всего. n

Дарья Полякова, Наталья Грищенко, фото Елены Старостенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті