Польский законопроект о клинических исследованиях: Главный этический комитет, некоммерческие исследования и компенсация вреда

На сайте Центра законодательства при правительстве (Rządowego Centrum Legislacji) опубликован законопроект от 29 апреля о клинических исследованиях лекарственных средств для человека. Он необходим для обеспечения применения законодательства ЕС в этой сфере. Вторая цель — повысить привлекательность клинисследований в Польше, которых в расчете на количество жителей проводится меньше по сравнению с другими европейскими странами, такими как Чехия или Венгрия.

Разработка проекта закона о клинических исследованиях лекарственных средств для человека является следствием необходимости обеспечить внедрение одноименного Регламента (ЕС) № 536/2014 Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 г. Законопроект регулирует:

1) порядок выдачи разрешений на клиническое исследование и его существенное изменение;

2) порядок назначения, состав и задачи Главного комитета по биоэтике;

3) порядок предоставления биоэтическим комиссиям полномочий на проведение этической оценки клинических исследований;

4) принципы и процедуры проведения этической оценки клинического исследования и соответствующие сроки;

5) обязанности спонсора, главного исследователя и исследователя;

6) принципы гражданской ответственности исследователя и спонсора;

7) принципы работы Фонда защиты участников клинических исследований;

8) размер и способ оплаты вознаграждений, связанных с клиническим исследованием;

9) правила финансирования медицинских услуг, связанных с клиническим исследованием;

10) правила и порядок проведения инспекций клинического исследования.

Отличия от украинской нормативной базы

Мы проанализировали наиболее интересные, на наш взгляд, особенности польского проекта по сравнению с действующим украинским приказом. Например, в украинском нормативно-правовом акте есть понятие «клинического аудита» (в польском проекте, как и в европейском Регламенте, обозначено как «инспекция»), но инспекции — отсутствует (аудит определяют как контроль со стороны ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины»). Напротив, согласно польскому законопроекту, аудит проводит спонсор.

В рамках проекта вводятся правила, направленные на увеличение количества некоммерческих клинических исследований, проводимых в Республике Польша, и облегчение утверждения таких исследований.

В польском проекте исключена предусмотренная действующим законом (так же и в Украи­не) возможность спонсирования клинического исследования любым физическим лицом. Спонсорство разрешено лишь физическому лицу — исследователю, инициирующему некоммерческое исследование. Введено также понятие «соспонсора». Прописано также большое количество других новых положений.

Расширенное понимание

Так, аудит — независимый контроль процедур и документации клинических исследований, проводимый спонсором как элемент системы обеспечения качества с целью определения того, проводится ли клиническое исследование в соответствии с протоколом, а также данными, полученными в связи с клинисследованием, проанализированными и представленными также в соответствии с протоколом и процедурами, разработанными спонсором для стандартизации способа выполнения конкретных действий, связанных с исследованием.

В польском законе существует термин «обратная проверка изменений данных», это метод хранения документации клинического исследования, позволяющий отслеживать ход исследования и все связанные с ним события и решения.

Содержится указание на то, что финансовое вознаграждение (не считая компенсаций) может быть предложено только участникам I фазы клинического исследования — биоэквивалентности или биодоступности. Запрещается проводить клинические исследования с участием военнослужащих и других лиц, находящихся в иерархической зависимости, ограничивающей свободу информированного согласия, а также лиц, лишенных свободы или находящихся под стражей.

В документе дано определение «некоммерческого клинического исследования». Полученные в его ходе данные нельзя использовать для получения разрешения на маркетинг лекарственных препаратов, для внесения поправок в это разрешение или в маркетинговых целях, за исключением изменений в регистрационные свидетельства о безопасности лекарственных средств. Спонсору некоммерческого клинического исследования запрещается совершать правовые действия, позволяющие использовать данные, полученные в результате некоммерческого клинического исследования, для получения разрешения на маркетинг лекарственных препаратов, вносить изменения в существующее разрешение или в маркетинговых целях. В Польше потенциал некоммерческих клинических исследований используется не в полной мере, поэтому их количество все еще очень невелико. В 2011 г. было зарегистрировано всего 3 некоммерческих исследования, а в 2019 г. — 15, что составило 2,5% от общего количества (рис. 1). В некоторых странах Европейского Союза доля некоммерческих исследований достигает 40% (urpl.gov.pl).

Рис. 1
Количество коммерческих и некоммерческих исследований, внесенных в Центральный реестр клинических исследований (Centralnej Ewidencji Badań Klinicznych) в 2010–2020 гг. (urpl.gov.pl)

В 2020 г. в Управление регистрации лекарственных средств, медицинских изделий и биологических продуктов (Urząd Rejestracji Produktów Leczniczych, Wyrobów Medycznych i Produktów Biobójczych — URPL) было подано 597 заявок на начало клинического исследования лекарственного средства — самое большое количество за всю историю. Из них 62 заявки касались некоммерческих исследований (для сравнения, в 2019 г. —18). Среди поданных заявок преобладают таковые на клинические исследования III фазы (около 51%) и II фазы (34%) (рис. 2). Большинство (более 29%) нацелены на лекарственные средства, используемые в онкологии, 8% — для применения в педиатрии.

Рис. 2
Доля (%) в общем количестве исследований разных фаз, относительно которых подавали заявки в 2010–2020 гг. (urpl.gov.pl)

Главный исследователь в значении Регламента 536/2014 может иметь лицензию на практику как:

1) врач;

2) стоматолог;

3) медсестра или акушерка с высшим образованием в сестринском или акушерском деле (при этом один из исследователей может быть врачом или стоматологом).

При подаче заявки на разрешение проведения клинического исследования в Польше плата составляет (в зависимости от разновидности) от 6 до 30 тыс. злотых (от 43,5 до 218 тыс. грн). При этом еще в 2018 г., позже всех остальных стран — членов ЕС, Польша отказалась от требования предоставлять вместе с заявкой договор между спонсором и исследователем, как сейчас принято в нашей стране. Спонсор обеспечивает соответствие исследуемых препаратов нормам Надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practic — GMP).

Главный комитет по биоэтике

Новым законом учреждается Главный комитет по биоэтике при президенте Агентства по клиническим исследованиям (Agencja Badań Medycznych; далее — Агентство). Главный комитет по биоэтике состоит из не более чем:

1) 15 представителей по научным дисциплинам: медицинские, фармацевтические нау­ки или науки о здоровье, с высшим образованием и степенью магистра или эквивалентной и не менее 10  годами профессионального опыта:

а) как практикующий врач, стоматолог, медсестра, лабораторный диагност, фармацевт или

б) в сфере исследований в области медицины и наук о здоровье, в частности, клинических исследований;

2) 6 представителей по научным дисциплинам: философия, богословские науки, с не менее чем 5 годами профессионального опыта в области биоэтики;

3) 6 представителей научной дисциплины «Юриспруденция» с не менее чем 3-летним опытом профессиональной деятельности, непосредственно связанной с оказанием юридической помощи в области медицинского права или подготовкой проектов нормативных актов, связанных с медицинским правом;

4) 3 представителя организаций, уставной целью которых является защита прав пациентов.

К членам главного комитета по биоэтике предъявляется ряд других требований правового характера. Член Главного комитета по биоэтике получает вознаграждение в размере, не превышающем двукратной средней величины ежемесячной заработной платы в предпринимательском секторе без учета премий из прибыли за предыдущий год, объявленной в официальном вестнике Республики Польша «Monitor Polski» за определенный месяц.

Главный комитет по биоэтике готовит этический обзор клинического исследования непосредственно или путем назначения биоэтической комиссии, принимая резолюцию преобладающими 3/4 голосов при открытом голосовании каждым членом, без возможности воздержаться.

Ответственность за ущерб

Проведение клинического исследования не освобождает исследователя и спонсора от гражданской ответственности, возникшей в результате проведенного клинисследования. Для проведения клинического исследования спонсор обязан застраховать ответственность (за причинение телесных повреждений, расстройство здоровья или смерть) перед третьими лицами, за исключением клинических исследований с низкой степенью вмешательства (это исключение не распространяется на страховку исследователя).

Министр, ответственный за финансовые дела, по согласованию с министром, отвечающим за вопросы здравоохранения, после консультации с Польской страховой палатой (Polskiej Izby Ubezpieczeń) определит в виде постановления точный объем обязательного страхования и минимальную сумму гарантий с учетом специфики клинического исследования.

Перед началом клинисследования спонсор вносит взнос в Фонд защиты участников клинических исследований (Fundusz Ochrony Uczestników Badań Klinicznych; далее — Фонд), являющийся государственным целевым фондом, управляемым Агентством. Из средств Фонда выплачивают компенсации в связи с вредом, причиненным вследствие клинических исследований.

Доходами Фонда являются:

1) вышеупомянутые взносы;

2) дотации из государственного бюджета в соответствии с годовым финансовым планом;

3) проценты на накопленные средства;

4) добровольные взносы, завещания и пожертвования;

5) прочие доходы.

Правом на получение пособия в связи с телес­ными повреждениями или смертью участника клинического исследования обладают также его родственники, которые могут подавать в Фонд соответствующие заявки на протяжении 1 года после того, как об этом стало известно, но не позднее 3 лет с момента окончания исследования.

Состав комиссии, члены которой имеют право на вознаграждение в размере 600 злотых за рассмотрение заявления, определяется президентом Агентства в каждом случае отдельно. В ее состав входят:

1) минимум 2 члена с уровнем магистра или его эквивалентом в области медицинских наук, которые занимаются медицинской профессией не менее 5 лет или имеют ученую степень доктора медицинских наук;

2) 1 участник, имеющий как минимум высшее образование и уровень магистра юриспруденции, работавший юристом не менее 3 лет или имеющий степень доктора юридических наук, обладающий знаниями в области клинических исследований.

Цель работы комиссии — определить, связаны ли повреждения пациента с его участием в клиническом исследовании, а также предполагаемый размер компенсации, если установлено, что ущерб причинен в результате такого участия. В ее заседаниях (уведомление о дате должно быть вручено не менее чем за 7 дней), за исключением той части, во время которой проводится обсуждение и голосование ее решения (принимают в срок до 4 мес), может участвовать лицо, подавшее заявку, а также представитель:

1) спонсора или исследователя;

2) страховой организации, с которой спонсором или исследователем заключен договор страхования ответственности.

В случае установления факта причинения ущерба вследствие участия в исследовании комиссия может указать, что ущерб причинен по вине исследователя или спонсора. В течение 14 дней после вынесения заключения заявитель, исследователь и спонсор имеют право направить президенту Фонда мотивированное ходатайство о пересмотре. Заявление о пересмотре дела рассматривают в течение 30 дней комиссией в другом составе.

Лицо, подававшее заявление на получение компенсации, в течение 7 дней с даты получения предложения о размере компенсации подает заявление о ее принятии или отклонении. Повторное обращение в связи с теми же повреждениями, что стали известны на момент подачи первого заявления, не допускается. Сумма страхового возмещения (если применяется) уменьшается на сумму компенсации (или наоборот). Последнюю выплачивают в течение 30 дней после принятия соответствующего решения. Ее максимальная величина составляет (подробные условия будут определены министром) на одного участника одного исследования в случае:

1) причинения вреда здоровью — 100 000 злотых (728 тыс. грн);

2) смерти — 300 000 злотых (2,2 млн грн).

Расходы на рассмотрение дела комиссией несут либо заявитель, либо спонсор, в зависимости от того, в чью пользу выносится решение. Так, «проигравшая» сторона оплатит величину государственной пошлины (200 злотых или около 1500 грн), возмещение расходов на проезд и проживание, а также потерянного заработка или дохода членов комиссии и вознаграждение за составление заключения.

Принципы финансирования медицинских услуг в связи с исследованием

Спонсор (если исследование некоммерческое, правила немного иные) финансирует медицинские услуги, связанные с исследованием и включенные в протокол клинического исследования, в том числе необходимые для устранения последствий побочных реакций исследуемого препарата или эффектов прочих вмешательств, выполняемых исключительно в целях клинического исследования, если они выходят за рамки гарантированного обще­обязательным страхованием пакета услуг. Таким образом разграничивают обязаннос­ти спонсора и государства.

Ответственность за нарушения

Проведение клинического исследования без получения информированного согласия участника или его законного представителя, использование в исследовании стимулов или финансовых вознаграждений, или обещание улучшить здоровье в ходе клинисследования, внесение в протокол (без соответствующих согласований) изменений, имеющих значение для безопасности участников, начало исследования без необходимых разрешений, а также непредоставление информации о неожиданных серьезных побочных реакциях и отклонениях от протокола (со стороны спонсора) наказывается штрафом, ограничением либо лишением свободы на срок до 3 лет. Продолжение клинического исследования после вынесения решения о его приостановлении также предусматривает наложение штрафа.

Благодаря данной законотворческой инициативе Польша получает отдельный правовой акт, выделяющий сферу клинических исследований, поскольку ранее этому служил лишь закон о лекарствах (Prawo farmaceutyczne), гармонизированный с Директивой 2001/20/ЕС Европейского парламента и Совета.

По материалам www.gov.pl; zakon.rada.gov.ua; ec.europa.eu

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті