|
МЕТОДОЛОГИЯ
Отображение взаимосвязей между основными составляющими фармацевтического рынка (см. схему) требует комплексного подхода к изучению как всех компонентов исследования в целом, так и каждого из них отдельно. В связи с этим были выделены общие векторы с учетом поправок на сезонные колебания и специфики каждой составляющей.
|
Следует напомнить, что в структуре аптечных продаж помимо ЛС присутствуют такие категории товаров, как косметика, изделия медицинского назначения (ИМН), биологически активные добавки (БАД) и пр. В целях исследования использованы данные по всем составляющим «аптечной корзины», тем не менее, главный акцент сделан на продаже ЛС. Расчет денежных показателей осуществлялся в розничных ценах.
В нашем исследовании используются данные по затратам на телевизионную рекламу ЛС на украинских телеканалах в ценах прайс-листов рекламных фирм. Но не следует забывать, что реальные расходы рекламодателей могут значительно отличаться от приведенных в статье в связи с тем, что телекомпании предоставляют своим клиентам скидки до 77% (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (329) от 25 февраля 2002 г.).
Экспертный анализ структуры экспорта и импорта осуществлялся с использованием данных, включающих показатели по группам УКТ ВЭД 3001—3006. Следует отметить, что к группам 3005 и 3006 относятся ИМН, реактивы для лабораторных исследований и др. При этом их удельный вес в общем объеме импорта в денежном выражении составляет 5,8 и 8,5% для импорта и экспорта соответственно, или 2,3 и 0,3 млн дол. США. В дальнейших расчетах используются данные по первым четырем группам, что обусловлено выбором основного вектора исследования — ЛС. Структура подачи данных по импорту ЛС не позволяет исключить из товарных групп сведения о продукции, не относящейся к готовым ЛС (препараты, применяемые в ветеринарии, субстанции, сыпучие (in bulk) ЛС и др.). В связи с этим при анализе импортных операций в статье использованы показатели импорта ЛС в целом, а данные считаются предварительными и будут уточняться по итогам полугодия.
Выраженное взаимное влияние составляющих фармрынка позволяет выделить три наиболее массивных типа взаимодействия между ними, каждый из которых имеет свою специфику и функции:
1) «розничные продажи ЛС — телевизионная реклама ЛС» — направлен на отображение общих закономерностей и взаимосвязей между аптечными продажами и затратами на телевизионную рекламу в исследуемый период;
2) «импорт ЛС — розничные продажи препаратов зарубежного производства — реклама на телевидении» — описывает динамические показатели взаимосвязи между импортом ЛС, розничными продажами импортных препаратов и вложениями в рекламу этих препаратов;
3) «внутрирыночное производство — розничные продажи отечественных препаратов — реклама на телевидении» — направлен на отражение динамических показателей взаимосвязи между внутрирыночным производством ЛС, розничными продажами отечественных препаратов и вложениями в рекламу этих препаратов.
РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ЛС — ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА ЛС
Общий объем аптечных продаж в денежном выражении в мае 2004 г. составил 384,8 млн грн. или приблизительно 72,2 млн дол. США, что оказалось ниже показателя аналогичного периода 2003 г. на 0,5%, а в натуральном выражении — около 101,4 млн упаковок, что выше показателя 2003 г. на 5,6% (табл. 1).
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров
Категория |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
||||
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
|||
ЛC |
62,13 |
85,56 |
62,46 |
86,47 |
0,53 |
69,03 |
71,89 |
68,69 |
67,73 |
-0,50 |
ИМН |
6,01 |
8,28 |
6,56 |
9,08 |
9,12 |
23,58 |
24,56 |
30,37 |
29,95 |
28,77 |
Косметика |
2,41 |
3,32 |
1,80 |
2,49 |
-25,18 |
2,22 |
2,31 |
1,35 |
1,33 |
-39,45 |
БАД |
2,06 |
2,84 |
1,41 |
1,96 |
-31,52 |
1,19 |
1,24 |
1,01 |
1,00 |
-15,33 |
Всего |
72,61 |
– |
72,23 |
– |
-0,52 |
96,03 |
– |
101,41 |
– |
5,60 |
?
Очевидно, что лидирующей категорией товаров являются ЛС, хотя величина изменения объемов по сравнению с 2003 г. незначительна как в денежном, так и в натуральном выражении. На постоянном уровне сохраняется и средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС (рис. 1).
|
Тенденция к уменьшению объемов аптечных продаж косметики и БАДов подтверждается и в рассматриваемый период. Отметим, что снижение уровня розничных продаж в денежном и натуральном выражении по категории косметика сопровождается повышением средневзвешенной стоимости упаковки данной продукции. Противоположная ситуация наблюдается относительно ИМН. Вышеприведенные данные свидетельствуют об изменениях, происходящих в структуре продаж среднестатистической аптеки.
Общий объем затрат на телевизионную рекламу ЛС в мае 2004 г. составил 6,7 млн дол. США, что превысило показатель аналогичного периода прошлого года на 173,0%. Для сопоставления приведем значение коэффициента, указывающего, насколько велика доля затрат на телевизионную рекламу ЛС по сравнению с объемами аптечных продаж — 10,7%. Такие значительные вложения в промоцию и высокий показатель прироста затрат на телевизионную рекламу по сравнению с маем 2003 г. наряду с отсутствием прироста объемов розничных продаж также указывают на изменения, происходящие в структуре продаж аптечных учреждений.
Смена акцентов коснулась и структуры распределения затрат на телевизионную рекламу по различным каналам (рис. 2, 3). Количество телеканалов, в эфире которых рекламировались ЛС, с мая 2003 по май 2004 г. возросло с 10 до 17, а лидер ТОР-5 каналов в 2003 г. («Интер») уступил свое место телеканалу «1+1», сместившись на пятое место.
|
|
Экспертный анализ объемов аптечных продаж и вложений в рекламу в разрезе классификационной системы АТС (ВОЗ, 2004) дал возможность определить наиболее популярные группы препаратов, а также выявить некоторую корреляцию между затратами на телевизионную рекламу и объемами аптечных продаж за исследуемый период (табл. 2).
Таблица 2
Структура аптечных продаж и вложений в рекламу ЛС на телевидении
(сортировка по убыванию объемов розничных продаж)
ATC-код |
Название |
Объем розничных продаж, млн. дол. США |
Объемы затрат на рекламу, млн. дол. США |
Количество выходов |
GRP, % |
WGRP, % |
№ п/п в мае 2003 г. (продажи) |
№ п/п в мае 2003 г. (реклама) |
A |
Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм |
14,98 |
1,73 |
2329 |
2964,96 |
1513,53 |
1 |
3 |
C |
Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему |
8,05 |
1,03 |
1147 |
1495,16 |
876,38 |
2 |
2 |
N |
Средства, действующие на нервную систему |
8,03 |
1,29 |
1905 |
1670,53 |
995,48 |
4 |
7 |
R |
Средства, действующие на респираторную систему |
6,84 |
0,55 |
910 |
1242,48 |
478,75 |
3 |
1 |
J |
Противомикробные средства для системного применения |
6,25 |
0,01 |
160 |
4,11 |
2,75 |
5 |
– |
M |
Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат |
4,54 |
0,58 |
745 |
634,67 |
485,01 |
8 |
5 |
G |
Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны |
4,22 |
0,27 |
1001 |
1165,34 |
212,38 |
6 |
6 |
D |
Дерматологические средства |
3,74 |
0,91 |
1971 |
1561,53 |
679,59 |
7 |
4 |
B |
Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз |
2,26 |
– |
– |
– |
– |
9 |
– |
S |
Средства, действующие на органы чувств |
1,13 |
– |
– |
– |
– |
10 |
– |
L |
Антинеопластические и иммуномодулирующие средства |
0,83 |
– |
– |
– |
– |
11 |
– |
H |
Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов) |
0,73 |
– |
– |
– |
– |
12 |
– |
P |
Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты |
0,42 |
– |
– |
– |
– |
13 |
– |
V |
Различные средства |
0,25 |
– |
– |
– |
– |
14 |
– |
Отметим, что при сравнении аналогичных периодов 2003 и 2004 г. значительных изменений в структуре аптечных продаж в разрезе классификации АТС не наблюдается, тогда как структура затрат на телевизионную рекламу претерпела существенные изменения в зависимости от терапевтических свойств промотируемых препаратов.
Лидирующие позиции по объемам розничных продаж в мае 2004 г., равно как и в аналогичный период прошлого года, принадлежат группе А — «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», по которой к тому же отмечена самая высокая промоционная активность на телевидении (рис. 4).
|
Группа N — «Средства, действующие на нервную систему» — поднялась на один пункт в рейтинге аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и занимает третье место. Следует отметить, что если в 2003 г. эта группа занимала седьмую позицию по объемам вложений в рекламу, то в исследуемый период — вторую (рис. 5).
|
Очевидно, что самые высокие коэффициенты GRP и WGRP наиболее характерны для лидирующих позиций рейтинга аптечных продаж.
Результаты анализа рекламных бюджетов и объемов розничных продаж крупнейших компаний-производителей ЛС свидетельствуют о незначительных изменениях в структуре аптечных продаж и существенных — в структуре вложений в рекламу в течение мая 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 (табл. 3).
Таблица 3
Топ-лист компаний-производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении
и соответствующие вложения в рекламу на телевидении в мае 2004 г.
№ п/п |
Компания-производитель |
Объем розничных продаж, млн. дол. США |
Объемы затрат на рекламу, тыс. дол. США |
Количество выходов |
GRP, % |
WGRP, % |
№ п/п в мае 2003 г. (продажи) |
1 |
Дарница |
2,667 |
– |
– |
– |
– |
1 |
2 |
Menarini Group |
2,576 |
1048,11 |
1638 |
1668,06 |
929,88 |
2 |
3 |
Aventis Pharma |
1,814 |
– |
– |
– |
– |
3 |
4 |
KRKA |
1,677 |
64,39 |
398 |
359,07 |
63,19 |
8 |
5 |
Здоровье |
1,652 |
– |
– |
– |
– |
10 |
6 |
Фармак |
1,633 |
– |
– |
– |
– |
6 |
7 |
Sanofi-Synthelabo |
1,606 |
– |
– |
– |
– |
5 |
8 |
Киевмедпрепарат |
1,588 |
– |
– |
– |
– |
4 |
9 |
Gedeon Richter |
1,423 |
366,99 |
746 |
406,19 |
206,17 |
7 |
10 |
Борщаговский ХФЗ |
1,383 |
– |
– |
– |
– |
9 |
11 |
GlaxoSmithKline |
1,290 |
134,22 |
109 |
312,92 |
145,25 |
13 |
12 |
Heel |
1,092 |
– |
– |
– |
– |
11 |
13 |
Lek |
1,071 |
221,37 |
326 |
531,63 |
245,99 |
12 |
14 |
Pfizer Inc. |
1,035 |
7,42 |
40 |
15,57 |
5,05 |
14 |
15 |
Boehringer Ingelheim |
1,022 |
– |
– |
– |
– |
15 |
16 |
Nycomed |
1,001 |
– |
– |
– |
– |
23 |
17 |
Novartis |
0,975 |
396,76 |
879 |
986,33 |
389,36 |
18 |
18 |
Actavis |
0,935 |
638,51 |
676 |
648,01 |
476,76 |
17 |
19 |
Sagmel |
0,883 |
– |
– |
– |
– |
25 |
20 |
Genom Biotech |
0,840 |
– |
– |
– |
– |
22 |
21 |
Merckle |
0,840 |
– |
– |
– |
– |
19 |
22 |
Галичфарм |
0,682 |
262,32 |
312 |
338,72 |
224,96 |
33 |
23 |
Schering |
0,671 |
– |
– |
– |
– |
30 |
24 |
Servier |
0,661 |
– |
– |
– |
– |
31 |
25 |
Ranbaxy |
0,653 |
– |
– |
– |
– |
26 |
26 |
Bittner |
0,643 |
253,04 |
257 |
933,41 |
194,97 |
24 |
27 |
Solvay Pharmaceuticals |
0,617 |
– |
– |
– |
– |
29 |
28 |
Sopharma |
0,596 |
– |
– |
– |
– |
34 |
29 |
Egis |
0,586 |
– |
– |
– |
– |
46 |
30 |
BMS |
0,574 |
– |
– |
– |
– |
20 |
31 |
Johnson & Johnson |
0,568 |
111,38 |
122 |
263,09 |
130,08 |
21 |
32 |
Pliva |
0,558 |
– |
– |
– |
– |
27 |
33 |
Концерн Стирол |
0,549 |
– |
– |
– |
– |
35 |
34 |
Roche |
0,540 |
127,19 |
170 |
178,50 |
89,14 |
28 |
35 |
Киевский витаминный завод |
0,506 |
9,28 |
40 |
16,29 |
6,07 |
39 |
36 |
Zentiva |
0,499 |
229,32 |
530 |
472,56 |
157,63 |
– |
37 |
Ferrosan |
0,464 |
– |
– |
– |
– |
49 |
38 |
Grindeks |
0,462 |
– |
– |
– |
– |
56 |
39 |
Dr. Reddy’s |
0,451 |
9,16 |
108 |
9,66 |
6,69 |
52 |
40 |
Naturwaren |
0,426 |
– |
– |
– |
– |
16 |
41 |
Yamanouchi Europe |
0,417 |
– |
– |
– |
– |
36 |
42 |
Сперко Украина |
0,413 |
– |
– |
– |
– |
51 |
43 |
Биофарма |
0,407 |
– |
– |
– |
– |
43 |
44 |
Schering-Plough |
0,405 |
157,89 |
70 |
392,26 |
151,06 |
32 |
45 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals |
0,382 |
– |
– |
– |
– |
45 |
46 |
IVAX |
0,381 |
– |
– |
– |
– |
38 |
47 |
ICN Solco |
0,378 |
– |
– |
– |
– |
42 |
48 |
Олайнфарм |
0,336 |
– |
– |
– |
– |
65 |
49 |
Лектравы |
0,329 |
– |
– |
– |
– |
47 |
50 |
Unipharm |
0,328 |
– |
– |
– |
– |
37 |
Лидерами аптечных продаж в исследуемый период, как и в мае 2003 г., остаются компании «Дарница» и Menarini Group. Что касается объемов аптечной реализации, то следует отметить переход по рейтингу вверх таких компаний, как KRKA (на 4 позиции), «Здоровье» (на 5 позиций).
Объемы розничных продаж в денежном выражении относительно равномерно распределяются между компаниями-производителями ЛС (рис. 6), что свидетельствует о сравнительно низком уровне консолидации.
|
Обращает на себя внимание появление в рейтинге вложений в рекламу довольно большого количества компаний, которые не промотировали свою продукцию на телевидении в мае 2003 г.
Распределение затрат на телевизионную рекламу ЛС в мае 2004 г. среди компаний-производителей характеризуется высоким показателем консолидации (рис. 7). Так, компании, которые составляют первую пятерку рейтинга, обеспечили 54,3% всех рекламных вложений за исследуемый период.
|
Экспертный анализ данных топ-листа брэнд-нэймов по денежным объемам продаж (табл. 4) позволяет отметить следующие характерные особенности исследуемого периода по сравнению с маем 2003 г.:
Таблица 4
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в мае 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
Объем розничных продаж, тыс. дол. США |
№ п/п в мае 2003 г. |
Смещение в рейтинге |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
705,6 |
1 |
0 |
2 |
АКТОВЕГИН |
696,34 |
4 |
↑2 |
3 |
ЦЕФТРИАКСОН |
505,69 |
8 |
↑5 |
4 |
НО-ШПА |
468,89 |
2 |
↓2 |
5 |
МИЛДРОНАТ |
435,7 |
15 |
↑10 |
6 |
ЦЕФАЗОЛИН |
411,29 |
29 |
↑23 |
7 |
МЕЗИМ |
359,68 |
11 |
↑4 |
8 |
ФЕСТАЛ |
356,42 |
10 |
↑2 |
9 |
ЭНАП |
335,59 |
32 |
↑23 |
10 |
ВИАГРА |
329,82 |
5 |
↓5 |
11 |
ТЕРАФЛЕКС |
308,72 |
69 |
↑58 |
12 |
КАПТОПРЕС |
295,79 |
9 |
↓3 |
13 |
КЕТАНОВ |
293,67 |
13 |
0 |
14 |
ВИТРУМ |
289,28 |
3 |
↓11 |
15 |
ДИКЛОБЕРЛ |
286,1 |
35 |
↑20 |
16 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
282,81 |
6 |
↓10 |
17 |
ЛАЗОЛВАН |
270,83 |
30 |
↑13 |
18 |
ПРЕДУКТАЛ |
254,74 |
21 |
↑3 |
19 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
246,03 |
38 |
↑19 |
20 |
АНАЛЬГИН |
240,73 |
31 |
↑11 |
21 |
ЦИТРАМОН |
236,14 |
24 |
↑3 |
22 |
ЛИНЕКС |
231,26 |
12 |
↓10 |
23 |
ФАСТУМ ГЕЛЬ |
230,08 |
14 |
↓9 |
24 |
СТРЕПСИЛС |
230,02 |
17 |
↓7 |
25 |
РАНИТИДИН |
228,51 |
42 |
↑17 |
26 |
МОВАЛИС |
228,02 |
26 |
0 |
27 |
ФЕЗАМ |
226,91 |
27 |
0 |
28 |
МУЛЬТИ-ТАБС |
223,85 |
23 |
↓5 |
29 |
БИСЕПТОЛ |
222,58 |
40 |
↑11 |
30 |
КАВИНТОН |
221,39 |
47 |
↑17 |
31 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
218,86 |
33 |
↑2 |
32 |
АМБРОКСОЛ |
218,05 |
18 |
↓14 |
33 |
ДИКЛОФЕНАК |
215,47 |
16 |
↓17 |
34 |
НИЗОРАЛ |
212,14 |
7 |
↓27 |
35 |
КАРСИЛ |
210,77 |
50 |
↑15 |
36 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
206,75 |
48 |
↑12 |
37 |
ФРАКСИПАРИН |
203,32 |
63 |
↑26 |
38 |
ТРАУМЕЛЬ С |
199,43 |
22 |
↓16 |
39 |
НАФТИЗИН |
193,75 |
25 |
↓14 |
40 |
ЦИКЛОФЕРОН |
193,69 |
49 |
↑9 |
41 |
ФАРМАЗОЛИН |
186,42 |
45 |
↑4 |
42 |
МАКРОПЕН |
183,51 |
20 |
↓22 |
43 |
КОРВАЛОЛ |
179,05 |
19 |
↓24 |
44 |
КОФОЛ |
178,28 |
28 |
↓16 |
45 |
СПАЗМОЛГОН |
175,91 |
58 |
↑13 |
46 |
ДОКТОР МОМ |
174,96 |
37 |
↓9 |
47 |
МАГНЕ-B6 |
171,23 |
41 |
↓6 |
48 |
ГЛЮКОЗА |
168,18 |
46 |
↓2 |
49 |
ХИЛАК |
167,68 |
43 |
↓6 |
50 |
ТРОКСЕВАЗИН |
165,25 |
56 |
↑6 |
1. Лидерство по денежным объемам аптечных продаж уже не первый месяц удерживает препарат ЭССЕНЦИАЛЕ.
2. Резкое увеличение объемов продаж отмечено по таким препаратам, как ТЕРАФЛЕКС, ЦЕФАЗОЛИН, ЭНАП, ФРАКСИПАРИН и некоторым другим. Нужно отметить высокую промоционную активность на телевидении в отношении препарата ТЕРАФЛЕКС на протяжении марта-апреля 2004 г. В апреле 2004 г. ТЕРАФЛЕКС был лидером по объемам затрат на рекламу. Так, представляется очевидным, что резкий подъем этого препарата по рейтингу вверх (на 58 позиций!) был тщательно подготовлен заранее.
3. Существенно опустились вниз по рейтингу препараты КОРВАЛОЛ, ДИКЛОФЕНАК.
Отметим, что препараты МЕЗИМ, ПРОСТАМОЛ УНО, ЛИНЕКС, ФАСТУМ ГЕЛЬ являются точками связи между топ-50 брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении и топ-50 торговых наименований препаратов по объемам рекламных затрат на телевидении за исследуемый период (табл. 5).
Таблица 5
Топ-50 торговых наименований препаратов по объемам затрат на телерекламу в мае 2004 г.
№ п/п |
Брэнд-нэйм |
Объемы затрат на рекламу, тыс. дол. США |
Количество выходов |
GRP, % |
WGRP, % |
№ п/п в мае 2003 г. |
Смещение в рейтинге |
1 |
АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР |
965,44 |
1231 |
1031,87 |
713,49 |
– |
– |
2 |
ИНДОВАЗИН |
638,51 |
676 |
648,01 |
476,76 |
– |
– |
3 |
МЕЗИМ |
445,67 |
490 |
446,99 |
391,04 |
– |
– |
4 |
ГАСТРОМАКС |
344,41 |
563 |
468,33 |
281,09 |
– |
– |
5 |
СЕДАВИТ |
262,32 |
312 |
338,72 |
224,96 |
– |
– |
6 |
ЭСПУМИЗАН |
251,23 |
396 |
402,63 |
207,36 |
– |
– |
7 |
ДЕНЕБОЛ |
245,92 |
315 |
249,11 |
164,98 |
– |
– |
8 |
МИФУНГАР |
229,32 |
530 |
472,56 |
157,63 |
– |
– |
9 |
ЛАМИЗИЛ |
223,02 |
410 |
497,67 |
209,37 |
4 |
5 |
10 |
ЛИНЕКС |
221,37 |
326 |
531,63 |
245,99 |
7 |
3 |
11 |
ВЕНОПЛАНТ |
216,01 |
102 |
353,56 |
235,01 |
8 |
3 |
12 |
ЛОРАНО |
198,88 |
264 |
302,92 |
132,64 |
12 |
0 |
13 |
АЛЬКА-ПРИМ |
190,55 |
565 |
325,74 |
136,74 |
– |
– |
14 |
ИБУПРОМ |
176,51 |
149 |
170,89 |
158,48 |
– |
– |
15 |
ТАВЕГИЛ |
173,66 |
468 |
488,49 |
179,88 |
3 |
12 |
16 |
КУРИОЗИН |
172,36 |
453 |
182,67 |
91,30 |
– |
– |
17 |
КЛАРИТИН |
157,89 |
70 |
392,26 |
151,06 |
2 |
15 |
18 |
ФАСТУМ ГЕЛЬ |
154,69 |
173 |
199,41 |
156,45 |
– |
– |
19 |
СОЛПАДЕИН |
134,22 |
109 |
312,92 |
145,25 |
– |
– |
20 |
РЕННИ |
127,19 |
170 |
178,50 |
89,14 |
– |
– |
21 |
ИМОДИУМ |
111,38 |
122 |
263,09 |
130,08 |
– |
– |
22 |
ТЕРБИЗИЛ |
105,30 |
182 |
121,70 |
61,99 |
– |
– |
23 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
102,42 |
462 |
461,52 |
78,08 |
– |
– |
24 |
ЛИОТОН 1000 ГЕЛЬ |
94,10 |
117 |
157,51 |
96,95 |
9 |
15 |
25 |
КВАМАТЕЛ |
89,33 |
111 |
101,82 |
52,88 |
– |
– |
26 |
ПАНТЕНОЛ |
78,06 |
126 |
111,63 |
56,84 |
21 |
5 |
27 |
ПСИЛО-БАЛЬЗАМ |
68,18 |
92 |
124,16 |
77,74 |
– |
– |
28 |
ГЕРБИОН |
64,39 |
398 |
359,07 |
63,19 |
– |
– |
29 |
ГАЛСТЕНА |
58,43 |
54 |
235,81 |
51,16 |
14 |
15 |
30 |
ГЕНТОС |
56,17 |
69 |
179,02 |
36,49 |
13 |
17 |
31 |
РЕГУЛАКС |
51,85 |
163 |
239,44 |
39,79 |
– |
– |
32 |
ОРИГИНАЛЬНЫЙ БОЛЬШОЙ БАЛЬЗАМ БИТТНЕРА |
49,68 |
38 |
132,72 |
32,98 |
18 |
14 |
33 |
ПУМПАН |
48,77 |
53 |
222,74 |
41,96 |
20 |
13 |
34 |
РЕМЕНС |
40,00 |
43 |
163,12 |
32,38 |
23 |
11 |
35 |
ФИГУРИН |
33,21 |
89 |
63,90 |
33,47 |
– |
– |
36 |
АЭСЦИН |
19,03 |
159 |
97,05 |
19,63 |
10 |
26 |
37 |
ГИНСОМИН |
18,46 |
18 |
13,54 |
8,40 |
– |
– |
38 |
КОНТРАКТУБЕКС |
15,77 |
28 |
22,17 |
10,98 |
– |
– |
39 |
СИНУФОРТЕ |
13,24 |
20 |
56,46 |
13,58 |
– |
– |
40 |
КОРВАЛМЕНТ |
9,28 |
40 |
16,29 |
6,07 |
– |
– |
41 |
ЭКЗИФИН |
9,16 |
108 |
9,66 |
6,69 |
– |
– |
42 |
КОЛЛОМАК |
7,42 |
40 |
15,57 |
5,05 |
30 |
12 |
43 |
АГИОЛАКС |
6,36 |
34 |
14,50 |
4,33 |
– |
– |
44 |
ДИП РИЛИФ |
5,29 |
107 |
15,09 |
4,99 |
– |
– |
45 |
ДЕРМАЗОЛ |
5,02 |
160 |
4,11 |
2,75 |
– |
– |
46 |
КЛИМАКТОПЛАН |
3,24 |
29 |
2,61 |
2,24 |
– |
– |
47 |
КОФОЛ |
2,94 |
88 |
2,35 |
1,59 |
– |
– |
48 |
ЛИВОЛИН |
1,12 |
6 |
1,67 |
1,95 |
– |
– |
49 |
ВУНДЕХИЛ |
1,06 |
2 |
3,74 |
2,00 |
– |
– |
50 |
ВОЛЬТАРЕН |
0,08 |
1 |
0,17 |
0,11 |
– |
– |
Обращает внимание тот факт, что препарат МЕЗИМ занимает третье место по объемам вложений в рекламу в этом месяце, поднявшись при этом по соответствующему рейтингу на 3 позиции. Похожая ситуация имеет место и относительно препарата ПРОСТАМОЛ УНО, который «взлетел» по топ-листу брэндов ЛС на 19 позиций.
Следует отметить, что к категории не рекламированных в мае 2003 г. из топ-50 2004 г. относится 35 препаратов. Поэтому можно предположить, что прирост объемов рекламных затрат достигается в первую очередь за счет появления новых марок.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о популярности такого маркетингового инструмента, как телевизионная реклама в конкурентной борьбе на фармацевтическом рынке, где многие операторы делают ставку на телевизионную промоцию.
Что касается изменений, произошедших в структуре розничных продаж ЛС, то очевидно, что для более глубокого понимания ситуации не вполне достаточно обобщенного их отражения. В данном случае представляется необходимым обратиться к изучению таких составляющих аптечной корзины, как отечественные и импортные препараты. В этом помогут два типа взаимодействия, описанных в начале публикации.
ИМПОРТ ЛС — РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ПРЕПАРАТОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА — РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
В первую очередь следует отметить, что сравнение данных по объемам аптечных продаж зарубежных препаратов и данных таможенных служб об импорте последних за период, равный одному месяцу, не является корректным. Это объясняется довольно значительным временным разрывом (по экспертным оценкам — от одного месяца до трех) между ввозом и продажей из аптек импортированных препаратов. Поэтому относительно прямую корреляцию можно будет выделить только по отношению к показателям сезонности. Статические показатели за исследуемый период будут приведены блоками и описаны вне рамок прямой взаимосвязи с учетом вышеотмеченной временной задержки.
Так, общий объем импорта фармацевтической продукции в мае 2004 г. в денежном выражении составил 37,2 млн дол. США, в натуральном — 876,3 т, превысив аналогичные показатели прошлого года на 12,8 и 4,7% соответственно.
Согласно данным рис. 8–9 зафиксировано увеличение объемов поставок импортных лекарственных средств как в натуральном, так и в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Как видим, в мае 2004 г. наблюдается характерный сезонный спад активности импортеров.
|
|
Общий объем аптечной корзины в разрезе препаратов зарубежного производства в денежном и натуральном выражении равен 50,27 млн дол. США и 33,8 млн упаковок, что соответственно на 5,1 и 8,1% ниже аналогичного показателя в 2003 г. (табл. 6). При этом наблюдается уменьшение объемов продаж импортных товаров по всем категориям, причем наибольший — по БАДам и косметике.
Таблица 6
Объем аптечных продаж в денежном и натуральном выражении
в разрезе категорий товаров зарубежного производства
Категория ? |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
||||
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
|||
ЛС |
45,67 |
86,19 |
44,15 |
87,82 |
-3,32 |
19,69 |
53,49 |
17,49 |
51,69 |
-11,17 |
ИМН |
4,44 |
8,37 |
4,15 |
8,26 |
-6,39 |
15,67 |
42,57 |
15,54 |
45,95 |
-0,79 |
БАД |
1,27 |
2,40 |
0,72 |
1,43 |
-43,48 |
0,45 |
1,23 |
0,22 |
0,65 |
-51,03 |
Косметика |
1,61 |
3,05 |
1,25 |
2,49 |
-22,43 |
1,00 |
2,71 |
0,58 |
1,71 |
-41,94 |
Всего |
52,99 |
– |
50,27 |
– |
–5,12 |
36,80 |
– |
33,83 |
– |
–8,07 |
Наметившаяся с начала года тенденция к снижению денежных и натуральных объемов аптечных продаж зарубежных ЛС в исследуемый период проявилась еще ярче (рис. 10–11).
|
|
Следует отметить, что согласно помесячной динамике поставок импортных препаратов выявлен постоянный прирост денежных объемов импорта по сравнению с аналогичными месяцами 2003 г. Тем не менее, в розничной сети этот показатель в мае 2004 г. характеризуется отрицательным значением. Поскольку же средневзвешенная цена упаковки зарубежных ЛС остается неизменной (рис. 12), вышеприведенные данные позволяют сделать предположение о том, что некоторая довольно существенная часть импортируемых ЛС в апреле и тем более мае 2004 г. осталась лежать на складах или импортная продукция в форме in bulk фасовалась отечественными производителями.
|
Данная ситуация представляется тем более неординарной ввиду того, что именно на май 2004 г. приходится максимальный прирост затрат на рекламу ЛС зарубежного производства по сравнению с 2003 г. (рис. 13).
|
В целях более углубленного изучения сложившейся ситуации рассмотрим изменения, произошедшие в географической структуре импорта (табл. 7). Очевидно, что по странам-поставщикам недорогих препаратов (Болгария, Словения, Иордания) наблюдается уменьшение объемов поставок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как по странам-лидерам — значительное наращивание (рис. 14–15).
Таблица 7
География импорта ЛС
№ п/п |
Страна |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
Германия |
4819,43 |
14,60 |
7119,27 |
19,12 |
47,72 |
102,59 |
12,26 |
126,31 |
14,41 |
23,12 |
2 |
Индия |
4173,35 |
12,64 |
5204,76 |
13,98 |
24,71 |
216,90 |
25,91 |
249,97 |
28,53 |
15,25 |
3 |
Франция |
3157,53 |
9,57 |
4181,58 |
11,23 |
32,43 |
36,40 |
4,35 |
39,45 |
4,50 |
8,36 |
4 |
Дания |
1099,72 |
3,33 |
2901,23 |
7,79 |
163,82 |
3,81 |
0,46 |
8,73 |
1,00 |
129,01 |
5 |
Италия |
1487,95 |
4,51 |
1950,22 |
5,24 |
31,07 |
21,70 |
2,59 |
13,60 |
1,55 |
-37,35 |
6 |
Венгрия |
2451,94 |
7,43 |
1886,63 |
5,07 |
-23,06 |
36,64 |
4,38 |
32,55 |
3,71 |
-11,17 |
7 |
Россия |
724,93 |
2,20 |
1524,09 |
4,09 |
110,24 |
26,97 |
3,22 |
56,14 |
6,41 |
108,17 |
8 |
Австрия |
1300,41 |
3,94 |
1513,68 |
4,06 |
16,40 |
19,17 |
2,29 |
16,72 |
1,91 |
-12,78 |
9 |
Швейцария |
1331,24 |
4,03 |
1221,89 |
3,28 |
-8,21 |
6,67 |
0,80 |
12,55 |
1,43 |
88,20 |
10 |
Болгария |
1447,69 |
4,39 |
1199,22 |
3,22 |
-17,16 |
88,34 |
10,55 |
65,97 |
7,53 |
-25,32 |
11 |
Нидерланды |
1023,13 |
3,10 |
1128,38 |
3,03 |
10,29 |
10,52 |
1,26 |
14,22 |
1,62 |
35,17 |
12 |
Великобритания |
975,21 |
2,95 |
988,66 |
2,65 |
1,38 |
26,15 |
3,12 |
31,66 |
3,61 |
21,07 |
13 |
США |
836,99 |
2,54 |
871,08 |
2,34 |
4,07 |
17,08 |
2,04 |
17,21 |
1,96 |
0,76 |
14 |
Польша |
828,04 |
2,51 |
778,14 |
2,09 |
-6,03 |
37,23 |
4,45 |
14,53 |
1,66 |
-60,98 |
15 |
Канада |
237,44 |
0,72 |
613,69 |
1,65 |
158,46 |
5,18 |
0,62 |
4,07 |
0,46 |
-21,44 |
16 |
Латвия |
447,77 |
1,36 |
490,82 |
1,32 |
9,61 |
10,21 |
1,22 |
8,72 |
1,00 |
-14,58 |
17 |
Словения |
1724,62 |
5,23 |
455,99 |
1,22 |
-73,56 |
37,73 |
4,51 |
7,20 |
0,82 |
-80,93 |
18 |
Румыния |
82,80 |
0,25 |
358,64 |
0,96 |
333,14 |
0,28 |
0,03 |
1,01 |
0,11 |
264,13 |
19 |
Иордания |
138,70 |
0,42 |
303,76 |
0,82 |
119,01 |
1,02 |
0,12 |
1,62 |
0,18 |
58,74 |
20 |
Бельгия |
1423,68 |
4,31 |
298,74 |
0,80 |
-79,02 |
8,63 |
1,03 |
3,81 |
0,43 |
-55,87 |
Прочие |
3293,19 |
9,98 |
2252,51 |
6,05 |
-31,60 |
123,83 |
14,79 |
150,24 |
17,15 |
21,32 |
|
Всего |
33005,76 |
– |
37242,98 |
– |
12,84 |
837,06 |
– |
876,27 |
– |
4,68 |
|
|
Следует отметить, что лидером среди импортеров ЛС в денежном выражении остается Германия, а в натуральном — Индия. Значение прироста по России, находящейся на седьмом месте рейтинга, которое составляет 110,2%, указывает на появление среди стран-импортеров нового серьезного конкурента. Объем импорта по первым 10 странам составляет 66,6 и 71,0% в денежном и натуральном выражении соответственно.
Экспертный анализ распределения поставок по регионам Украины (табл. 8, рис. 16–17) указал на повышение значимости в роли импортеров таких областей, как Донецкая, Харьковская, Ивано-Франковская и особенно Одесская. Причем, следует заметить, что относительно Одесской области скорее всего имеют место качественные изменения в структуре поставок, выражающиеся в диспропорции показателей прироста по денежным и натуральным объемам (отличаются более чем в 10 раз).
Таблица 8
Распределение импорта ЛС по регионам Украины
№ п/п |
Регион |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
г. Киев |
18593,01 |
56,33 |
21013,12 |
56,42 |
13,02 |
456,13 |
54,49 |
514,97 |
58,77 |
12,90 |
2 |
Одесская обл. |
1486,34 |
4,50 |
3630,44 |
9,75 |
144,25 |
40,45 |
4,83 |
45,06 |
5,14 |
11,39 |
3 |
Днепропетровская обл. |
4301,25 |
13,03 |
3586,50 |
9,63 |
-16,62 |
100,10 |
11,96 |
66,45 |
7,58 |
-33,62 |
4 |
Киевская обл. |
3887,59 |
11,78 |
3565,60 |
9,57 |
-8,28 |
81,93 |
9,79 |
74,75 |
8,53 |
-8,77 |
5 |
Донецкая обл. |
2109,73 |
6,39 |
2917,39 |
7,83 |
38,28 |
38,49 |
4,60 |
45,66 |
5,21 |
18,62 |
6 |
Харьковская обл. |
605,24 |
1,83 |
1096,51 |
2,94 |
81,17 |
31,01 |
3,71 |
50,79 |
5,80 |
63,77 |
7 |
Львовская обл. |
406,39 |
1,23 |
345,04 |
0,93 |
-15,10 |
20,50 |
2,45 |
7,24 |
0,83 |
-64,69 |
8 |
Запорожская обл. |
500,68 |
1,52 |
277,46 |
0,74 |
-44,58 |
25,53 |
3,05 |
16,02 |
1,83 |
-37,26 |
9 |
Тернопольская обл. |
402,72 |
1,22 |
230,04 |
0,62 |
-42,88 |
33,99 |
4,06 |
15,12 |
1,73 |
-55,51 |
10 |
Ивано-Франковская обл. |
– |
– |
122,35 |
0,33 |
100,00 |
– |
– |
1,12 |
0,13 |
100,00 |
Прочие |
712,81 |
2,16 |
458,53 |
1,23 |
-35,67 |
8,93 |
1,07 |
39,10 |
4,46 |
337,68 |
|
Всего |
33005,76 |
– |
37242,98 |
– |
12,84 |
837,06 |
– |
876,27 |
– |
4,68 |
?
|
|
Лидером среди регионов-импортеров по-прежнему является Киев, чья доля в общем объеме импорта составляет 56,4 и 68,4% в денежном и натуральном выражении соответственно. При этом его удельный вес в общем объеме импорта планомерно продолжает возрастать.
Тем не менее, вышеприведенные данные не могут в полной мере объяснить изменения, имеющие место в структуре розничных продаж, и тем более ситуацию с застоем продукции зарубежных производителей на складах. Для решения этой задачи обратимся к последнему из рассматриваемых типов взаимодействия.
ВНУТРИРЫНОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ — РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Прежде чем описывать динамику и закономерности, напомним, что внутрирыночное производство (ВП) — это показатель «производство минус экспорт». В данном случае, когда речь идет о ВП лекарственных средств, подразумеваются те ЛС отечественного производства, которые в дальнейшем планируется реализовывать в розничной сети. Следовательно, сама собой вырисовывается взаимосвязь между ВП и аптечными продажами.
Следует отметить, что данные по производству, используемые в данной публикации, могут уточняться в течение года, что связано со спецификой их сбора Госкомстатом, по срочным формам отчетности. В табл. 9 сгруппированы данные по производству в мае 2004 г. с учетом изменений в методологии сбора и обработки информации.
Таблица 9
Объемы производства за май 2004 г. по позициям товарной номенклатуры ЛС
Наименование |
Объем производства |
Витамины, провитамины и их производные |
3,8 т |
Гормоны коры надпочечных желез и их производные |
0,8 т |
Алкалоиды |
0,1 т |
Антибиотики |
6,4 т |
Продукты органотерапевтические |
114 тыс. грн. |
Препараты лекарственные на основе антибиотиков, из них: |
74,6 т |
препараты лекарственные, содержащие пенициллин или стрептомицин и их производные, в дозах или расфасованные для розничной продажи |
5,1 т |
Препараты лекарственные на основе гормонов, из них: |
8,4 т |
препараты лекарственные, содержащие инсулин, расфасованные для розничной продажи |
3,1 т |
препараты лекарственные, содержащие гормон коры надпочечной железы, расфасованные для розничной продажи |
5,0 т |
препараты лекарственные, содержащие прочие гормоны, расфасованные для розничной продажи |
0,3 т |
Прочие лекарственные препараты, из них: |
1548,2 т |
препараты лекарственные на основе алкалоидов или их производных, расфасованные для розничной продажи |
58,2 т |
препараты лекарственные прочие, содержащие витамины или провитамины, их производные и смеси, расфасованные для розничной продажи |
211,3 т |
Cыворотки иммунные и прочие фракции крови |
1,2 т |
Вакцины для лечения человека |
0,6 т |
Препараты контрастные для рентгеновских исследований, реактивы диагностические и пр. |
0,5 т |
Объем производства в мае 2004 г. составил 33,6 млн дол. США, превысив показатель аналогичного периода 2003 г. на 11,6%.
Как видим, в 2004 г. имеет место планомерное наращивание объемов производства, с учетом поправки на сезонные колебания (рис. 18).
|
В целях вычленения взаимосвязей между отдельными сегментами фармацевтического рынка необходимо обратиться к показателям экспортных поставок.
Общий объем экспорта в мае 2004 г. составил 3,5 млн дол. США и 608,5 т, что оказалось ниже аналогичного показателя прошлого года на 3,3 и 3,4% соответственно.
В мае 2004 г. выявлено существенное сезонное снижение объемов экспортных поставок как в денежном (рис. 19), так и в натуральном (рис. 20) выражении. Объем экспорта в исследуемый период характеризовался отрицательным значением. Следует отметить, что такое снижение может быть обусловлено как минимум двумя факторами: количеством праздничных дней в мае и весеннее-летним сезонным спадом потребительских запросов на ЛС. Этим фактом, в некоторой степени, можно объяснить ситуацию с застоем импортных ЛС на складах. Так, уменьшение объемов экспортных поставок, наряду с довольно высоким положительным приростом объемов производства, свидетельствуют о том, что в розничном товарообороте участвовало больше продукции отечественного производства, чем в предыдущие месяцы.
|
|
В мае 2004 г. также отмечено незначительное повышение цены за 1 кг экспортируемой продукции (рис. 21). Более углубленное понимание данной ситуации может способствовать рассмотрение данных по географии экспорта (табл. 10).
|
Таблица 10
География экспорта ЛС
№ п/п |
Страна |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
Россия |
1322,32 |
37,06 |
760,58 |
22,05 |
-42,48 |
272,16 |
43,21 |
150,55 |
24,74 |
-44,69 |
2 |
Узбекистан |
156,19 |
4,38 |
557,95 |
16,18 |
257,23 |
19,02 |
3,02 |
63,31 |
10,40 |
232,88 |
3 |
Грузия |
164,85 |
4,62 |
462,00 |
13,40 |
180,25 |
14,43 |
2,29 |
42,64 |
7,01 |
195,61 |
4 |
Беларусь |
603,48 |
16,91 |
425,53 |
12,34 |
-29,49 |
118,75 |
18,85 |
123,10 |
20,23 |
3,66 |
5 |
Молдова |
205,59 |
5,76 |
371,61 |
10,78 |
80,75 |
26,12 |
4,15 |
112,44 |
18,48 |
330,40 |
6 |
Казахстан |
519,48 |
14,56 |
338,38 |
9,81 |
-34,86 |
72,96 |
11,58 |
27,92 |
4,59 |
-61,74 |
7 |
Азербайджан |
161,92 |
4,54 |
176,38 |
5,11 |
8,93 |
33,08 |
5,25 |
67,03 |
11,01 |
102,59 |
8 |
Польша |
94,48 |
2,65 |
95,01 |
2,76 |
0,56 |
7,85 |
1,25 |
7,32 |
1,20 |
-6,66 |
9 |
Туркменистан |
103,95 |
2,91 |
47,29 |
1,37 |
-54,51 |
10,33 |
1,64 |
4,26 |
0,70 |
-58,78 |
10 |
Армения |
66,03 |
1,85 |
38,33 |
1,11 |
-41,95 |
3,37 |
0,54 |
0,73 |
0,12 |
-78,43 |
Прочие |
169,60 |
4,75 |
175,57 |
5,09 |
3,52 |
51,73 |
8,21 |
9,22 |
1,51 |
-82,18 |
|
Всего |
3567,89 |
– |
3448,63 |
– |
–3,34 |
629,80 |
– |
608,51 |
– |
–3,38 |
Подтверждая общую закономерность, согласно данным за май 2004 г. основными потребителями отечественных препаратов являются преимущественно страны СНГ. Обращают на себя внимание показатели объемов экспорта в Узбекистан и Грузию, указывающие на повышение последних в 2–3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, по этим странам в 3-4 раза увеличился удельный вес в общем объеме экспорта. В то же время отмечен довольно значительный отрицательный показатель по России, хотя объемы импорта в Украину из этой страны характеризуются положительным приростом и она остается лидером как по натуральным, так и по денежным объемам экспортных поставок (рис. 22–23).
|
|
В рейтинге крупнейших регионов-экспортеров появился новый игрок — Николаевская обл. (табл. 11). Днепропетровская обл. резко поднялась по рейтингу, а прирост ее показателей по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 1122,7%. Значительно сократила свои экспортные мощности Запорожская область (на 66,6% в денежном выражении), спустившись на 5 позиций вниз по рейтингу. Следует отметить, что Киев сохраняет лидерство среди регионов-экспортеров, имея удельный вес, равный 63,4% в денежном (рис. 24) и 52,9% — в натуральном выражении (рис. 25), а цена за 1 кг продукции, экспортируемой из столицы, возросла на 9%.
Таблица 11
Распределение экспорта ЛС по регионам Украины в мае 2004 г.
№ п/п |
Регион |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
май 2003 г. |
май 2004 г. |
прирост, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
г. Киев |
2140,50 |
59,99 |
2184,82 |
63,35 |
2,07 |
343,44 |
54,53 |
321,71 |
52,87 |
-6,33 |
2 |
Харьковская обл. |
592,64 |
16,61 |
389,17 |
11,28 |
-34,33 |
61,49 |
9,76 |
29,25 |
4,81 |
-52,44 |
3 |
Одесская обл. |
372,07 |
10,43 |
311,42 |
9,03 |
-16,30 |
101,72 |
16,15 |
61,22 |
10,06 |
-39,81 |
4 |
Львовская обл. |
163,20 |
4,57 |
173,29 |
5,02 |
6,18 |
37,65 |
5,98 |
33,31 |
5,47 |
-11,52 |
5 |
Житомирская обл. |
30,51 |
0,86 |
115,30 |
3,34 |
277,91 |
25,88 |
4,11 |
106,47 |
17,50 |
311,34 |
6 |
Днепропетровская обл. |
7,04 |
0,20 |
86,08 |
2,50 |
1122,73 |
0,69 |
0,11 |
44,42 |
7,30 |
6375,36 |
7 |
Черкасская обл. |
39,91 |
1,12 |
46,92 |
1,36 |
17,56 |
6,77 |
1,08 |
2,21 |
0,36 |
-67,34 |
8 |
Донецкая обл. |
38,80 |
1,09 |
44,85 |
1,30 |
15,59 |
2,34 |
0,37 |
3,48 |
0,57 |
48,53 |
9 |
Николаевская обл. |
– |
– |
35,86 |
1,04 |
100,00 |
– |
– |
1,40 |
0,23 |
100,00 |
10 |
Запорожская обл. |
71,10 |
1,99 |
23,72 |
0,69 |
-66,64 |
32,16 |
5,11 |
0,10 |
0,02 |
-99,69 |
Прочие |
112,12 |
3,14 |
37,20 |
1,08 |
-66,82 |
17,66 |
2,80 |
4,94 |
0,81 |
-72,03 |
|
Всего |
3567,89 |
– |
3448,63 |
– |
–3,34 |
629,80 |
– |
608,51 |
– |
–3,38 |
?
|
|
Таким образом, вполне определенные изменения в структуре экспорта обусловили в мае 2004 г. превышение значений прироста объемов ВП по сравнению с производством на 2% (рис. 26).
|
Общий объем аптечной корзины в разрезе препаратов отечественного производства в денежном и натуральном выражении равен 22,0 млн дол. США и 67,6 млн упаковок, что на 11,9% и 14,1% выше аналогичного показателя 2003 г. (табл. 12). Объемы аптечных продаж отечественных ЛС в денежном выражении характеризуются относительно высоким приростом (11,2%) и довольно незначительным — в натуральном (3,8%) (рис. 27–28). При этом наблюдается уменьшение денежных объемов продаж БАДов и косметики отечественного производства.
Таблица 12
Объем аптечных продаж в денежном и натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного производства
Категория |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
Май 2003 г. |
Май 2004 г. |
Прирост, % |
||||
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн дол. США |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
|||
ЛС |
16,46 |
83,87 |
18,30 |
83,35 |
11,19 |
49,35 |
83,31 |
51,20 |
75,76 |
3,75 |
ИМН |
1,58 |
8,04 |
2,41 |
10,97 |
52,75 |
7,92 |
13,36 |
14,82 |
21,94 |
87,27 |
БАД |
0,80 |
4,05 |
0,70 |
3,17 |
-12,44 |
0,74 |
1,25 |
0,79 |
1,17 |
6,38 |
Косметика |
0,79 |
4,04 |
0,55 |
2,50 |
-30,79 |
1,23 |
2,07 |
0,77 |
1,14 |
-37,43 |
Всего |
19,62 |
– |
21,95 |
– |
11,87 |
59,23 |
– |
67,58 |
– |
14,09 |
|
|
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в мае 2004 г. средневзвешенная стоимость упаковки отечественных ЛС повысилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что согласуется с данными рис. 29. Таким образом, с начала 2004 г. наметилась тенденция к планомерному увеличению средневзвешенной стоимости упаковки ЛС отечественного производства.
|
Следует отметить, что с начала 2004 г. в мае зафиксировано минимальное значение прироста вложений в телевизионную рекламу отечественной продукции по сравнению с прошлым годом (рис. 30).
|
Результаты экспертного анализа данных по основным составляющим фармацевтического рынка Украины в мае 2004 г. тезисно можно сформулировать следующим образом:
•?выявлены корреляционные мультизависимости между всеми составляющими фармацевтического рынка;
•?обнаружено практически полное отсутствие прироста объемов аптечных продаж в мае 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
•?выявлена тенденция к снижению денежных и натуральных объемов розничных продаж продукции зарубежного производства;
•?отмечена тенденция к увеличению как денежных, так и натуральных объемов розничных продаж ЛС отечественного производства;
•?таможенные неурядицы в мае не имели фатального влияния на импорт ЛС;
•?очевидно, структура импорта продолжает меняться, о чем свидетельствует повышение стоимости весовой единицы импортной продукции;
•?вопрос корреляции импорта продукции в форме in bulk с темпами прироста объемов реализации продукции отечественного производства требует отдельного рассмотрения.
Следует отметить основную тенденцию к возрастанию объема рынка ЛС (импорт + производство – экспорт), в первую очередь — за счет отечественного производства ЛС, что находит подтверждение в возрастании объемов аптечных продаж украинских ЛС. n
|
Евгений Кунда
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим