Здравоохранение Украины: состояние и перспективы реформирования

В 2005 г. Правительство Украины через МЗ обратилось к ЕС с просьбой о содействии в реализации реформы вторичной медицинской помощи (ВМП). Основным стимулом для этого послужило признание КМУ противоречивого характера действующих законов, правил и норм, которые регламентируют работу отрасли здравоохранения, а также неэффективность врачебной практики и существующей системы управления (в первую очередь — финансовыми потоками). Реализация проекта ЕС «Содействие реформе вторичной медицинской помощи в Украине» (далее — проект) начата 6 августа 2007 г. и продлится до декабря 2009 г. В ней задействован консорциум, который представлен ведущими европейскими компаниями, имеющими значительный практический опыт внедрения проектов технической помощи во всем мире: «EPOS», «ECORYS», «NI-CO». Проект финансируется ЕС, его общий бюджет составляет 4 млн евро. В рамках внедрения этого проекта предусмотрено проведение целого ряда мероприятий, среди которых и семинары для администраторов региональных органов управления здравоохранения на тему «Современные методы управления здравоохранением и возможная модель реформирования отрасли». О работе последнего из них, состоявшегося 18–19 марта в Буче, и пойдет речь в этой публикации.

НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

В существующей в Украине системе здравоохранения, унаследованной от СССР, приоритет принадлежит стационарной медицинской помощи. Опыт европейских стран свидетельствует о том, что внедрение современных технологий и повышение качества первичной медицинской помощи (ПМП) уменьшают потребность в стационарном лечении многих заболеваний. После обретения нашей страной независимости правительство неоднократно декларировало необходимость реформирования системы здравоохранения. На практике же главным приоритетом государственной политики в этом направлении было сохранение существующей системы.

В Украине существует большая сеть лечебных учреждений ВМП (6 на 100 тыс. населения, это в 4 раза больше, чем в европейских странах)

Можно констатировать, что сегодня в Украине нет четкой разницы между ПМП и ВМП. Предоставление ПМП основано на территориальном принципе. При этом за учреждением, предоставляющим ПМП, закреплена конкретная территория, поделенная на участки. Каждый из них обслуживает определенный терапевт, который и является первичным звеном медицинской помощи.

Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» предоставил пациенту возможность свободного выбора лечащего врача. Однако если теоретически он имеет право выбора поставщика медицинских услуг, то на практике зачастую сталкивается с преградами на пути реализации права на бесплатную медицинскую помощь, предусмотренного ст. 49 Конституции Украины. Кроме того, больные могут обращаться к специалистам узкого профиля без направления от участкового терапевта и часто такой возможностью пользуются. Эта тенденция широко поддерживается терапевтами, поскольку их услуги оплачиваются согласно фиксированной ставке, независимо от нагрузки и продуктивности труда, что обусловливает отсутствие профессиональной конкуренции среди врачей.

Стационарная медицинская помощь организована на трех уровнях:

1. Больницы, которые обслуживают сельское население (оснащены лишь базовым оборудованием);

2. Муниципальные и центральные районные больницы, которым, по данным, полученным в ходе реализации проекта, принадлежит 70% всех стационарных коек. Кроме того, стационарную помощь при терапии отдельных групп заболеваний предоставляют городские специализированные диспансеры. Амбулаторную, акушерскую и гинекологическую помощь оказывают в женских консультациях, являющихся подразделениями родильных домов или поликлиник;

3. Государственные, областные и межобластные специализированные клинические и диагностические центры национальных исследовательских институтов (25% стационарных коек).

Очевидно, что в Украине существует большая сеть лечебных учреждений ВМП (6 на 100 тыс. населения, это в 4 раза больше, чем в европейских странах). Большая часть из них не предоставляет всего спектра услуг ВМП. Поддержка излишнего коечного фонда поглощает ресурсы, необходимые для актуальных потребностей здравоохранения. Разница между высокоспециализированной третичной медицинской помощью (ТМП) и ВМП становится все менее выраженной. С другой стороны, существует проблема укомплектованности больниц персоналом. Сегодня в Украине остаются вакантными 10% врачебных должностей, а 20% работающих врачей — пенсионного возраста.

Ситуация в сфере отечественного здравоохранения усложнилась в связи с ростом цен на лекарственные средства, что привело к снижению их доступности. Сегодня большинство аптек приватизированы. С 2000 г. в государственных учреждениях здравоохранения обязательны закупки препаратов согласно тендерной процедуре. Также имеют место их централизованные закупки МЗ Украины для определенных категорий пациентов. Новая редакция Национального перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения была утверждена постановлением КМУ от 25.03.2009 г.

Бюджетные средства являются основным источником финансирования отрасли. Формально населению Украины предоставлены широкие гарантии на получение бесплатной медицинской помощи. В ст. 49 Конституции Украины, принятой в 1996 г., сказано, что: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно». Однако это государственное обязательство оказалось неподкрепленным достаточным объемом финансирования. Потому в 1996 г. государственным лечебно-профилактическим учреждениям было разрешено предоставление медицинских услуг за плату. Поскольку условия предоставления бесплатных и платных медицинских услуг не имеют четких нормативных отличий, в лечебно-профилактических учреждениях практикуется взимание наличных денег за лечение. Право принятия решения об объемах медицинской помощи, предоставляемой бесплатно и за плату, фактически принадлежит поставщикам медицинских услуг. Это привело к снижению доступности медицинской помощи для населения в целом.

Вследствие дефицита бюджетного финансирования роль частных источников возросла еще больше. Принимая во внимание неофициальную плату за медицинские услуги, доля прямых расходов населения достигает 50% общих расходов на здравоохранение. Добровольное медицинское страхование составляет всего 1% общих расходов. Внешние источники финансирования, включая помощь международных организаций, не оказывают значительного влияния на финансирование отрасли.

МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

Оксана АбовскаяОксана Абовская, международный эксперт по реформированию и государственному управлению отраслью здравоохранения, руководитель проекта, рассказала, что главная его цель — оказать помощь КМУ и МЗ в формировании эффективной и экономически целесообразной системы здравоохранения. Реализация проекта подразумевает разработку национальной стратегии развития системы ВМП с учетом политических и юридических аспектов, планирование системы ВМД и управление отраслью (то есть создание долгосрочных планов развития для регионов, разработка рекомендаций по созданию IT-систем для больничного сектора, а также моделей реструктуризации ВМД); планирование распределения инвестиций и управление работой медицинских учреждений, организационное и кадровое развитие.

В основу проекта положен обобщенный опыт систем здравоохранения стран ЕС. Так, в Финляндии, Германии и Великобритании к больницам общего профиля, которые предоставляют населению ВМП, предъявляется ряд требований: охват населения должен быть не менее 100 тыс.; оперативных вмешательств — не менее 4 тыс. в год; родов — минимум 400 в год; расстояние до любого населенного пункта, находящегося в сфере обслуживания учреждения, — не более 60–70 км; возможность оказывать медицинскую помощь 24 ч в сутки 7 дней в неделю. Количество коек определяется на основании мониторинга потребностей населения каждого района. При такой организации медицинское учреждение эффективно использует денежные ресурсы, персонал имеет достаточную практику для совершенствования профессиональных навыков, населению доступна своевременная и квалифицированная медицинская помощь.

По мнению экспертов проекта, реформирование системы ВМП в Украине должно пройти в 7 этапов:

1. Разделение ВМП и ПМП с увеличением роли последней;

2. Изменение структуры и статуса учреждений ВМП (больниц). Проект рекомендует реорганизовать медицинские учреждения, являющиеся бюджетными организациями, в коммунальные некоммерческие неприбыльные предприятия, основателями которых станут региональные органы власти — местные советы. Также предлагается внедрение контрактов между лечебными учреждениями и покупателями медицинских услуг, в качестве которых выступают органы местного самоуправления, а в дальнейшем это будут страховые компании;

3. Создание новой системы отчетности и внедрение профессиональных стандартов оказания медицинской помощи для выполнения условий контрактов на покупку медицинских услуг;

4. Оптимизация деятельности сети учреждений ВМП посредством создания межтерриториальных объединений больниц, имеющих статус коммунальных предприятий;

5. Внедрение новых методов оплаты, которые предусматривают появление мотивации к повышению качества предоставляемых услуг при их экономической эффективности;

6. Усовершенствование методов управления в сфере здравоохранения, включая подготовку необходимого количества управленческих кадров;

7. Активная разъяснительная работа среди медицинского персонала и населения относительно реформирования системы ВМП на всех этапах.

По словам О. Абовской, проект не затрагивает вопросов медицинского страхования, поскольку сейчас речь идет о создании условий для более эффективного использования финансовых средств в сфере здравоохранения.

Сегодня в проекте задействованы три пилотных области: Полтавская, Житомирская и Харьковская. В каждой их них осуществлен подсчет необходимого количества коек с учетом демографических особенностей. Разработан генеральный план развития отрасли для Житомирской обл., включающий распределение специализированных отделений (кардиологии, хирургии, гинекологии) между больницами разных уровней. Также даны рекомендации, касающиеся разграничения услуг ПМП, ВМП и ТМП, разработаны перечни и формы нормативных документов, которые необходимы для регистрации коммунального некоммерческого неприбыльного предприятия, межтерриториального объединения больниц и т.д.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Владимир РудыйВладимир Рудый, кандидат наук государственного управления, член Национального совета по вопросам здравоохранения при Президенте Украины, национальный координатор проекта, подчеркнул, что реформа здравоохранения направлена на усовершенствование всех его составляющих: управления, обеспечения ресурсами, финансирования, предоставления услуг. Однако наиболее важной и первоочередной является реформа финансирования. Сегодня в Украине население не защищено от рисков, связанных с расходами на медицинскую помощь, вследствие широкого распространения прямой оплаты на месте предоставления услуг. Кроме того, используемая модель финансирования отрасли неэффективна, потому что не способствует повышению качества оказания медицинской помощи и не соответствует принципам справедливости при использовании ресурсов и услуг.

Механизмы государственного финансирования системы здравоохранения Украины не имеют значительных отличий от таковых времен СССР, несмотря на изменения, внесенные Бюджетным кодексом, принятым в 2001 г. Бюджетная система нашей страны была разделена на такие уровни: государственный, областной, районный и городской, бюджеты поселков.

Финансирование здравоохранения — общегосударственная функция, которая передается на нижестоящие уровни. При этом средства из Государственного бюджета направляются в областные, из них — в районные, городские и в бюджеты поселков. Расчет объемов финансирования здравоохранения на разных бюджетных уровнях определяется с помощью формул, утвержденных КМУ в 2001 г. и 2004 г. Региональные власти и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно утверждать направления использования полученных ими средств с ограничениями, установленными нормативами финансирования. Каждый бюджетный уровень отвечает за финансовое обеспечение определенных видов помощи конкретных медицинских учреждений. При этом медицинские услуги, предоставляемые ими, дублируются и являются взаимозаменяемыми (областные и городские, городские и ведомственные больницы). Как отметил В. Рудый, 4-уровневая модель финансирования здравоохранения и наличие параллельных медицинских служб с отдельным финансированием не обеспечивают эффективного объединения ресурсов и приводит к дублированию многих услуг и неэффективному расходованию средств.

Большая часть государственных средств на финансирование отрасли поступает из местных бюджетов. В 2004 г. их доля в финансировании здравоохранения составила 65%, а Государственного бюджета (в структуре сводных расходов) — 35%. При этом в структуре Государственного бюджета средства, главным распорядителем которых является МЗ Украины, составляют немногим более половины. Остальными распоряжаются 14 других министерств и ведомств. Большая часть средств из местных бюджетов выделяется на стационарную помощь. Расходы на амбулаторную помощь и дневные стационары составляют менее 30% общих. По данным Государственного комитета статистики, в 2004 г. в структуре расходов местных бюджетов на здравоохранение почти 2/3 составляла оплата труда работников сферы здравоохранения с начислениями. По состоянию на конец 2004 г. в государственном секторе здравоохранения насчитывалось 7662 амбулаторно-поликлинических, 2933 больничных учреждения, 989 станций (отделений) скорой медицинской помощи, около 16 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов.

Одним из основных условий эффективной реформы является разделение финансирования ПМП и ВМП

В период проведения предвыборных кампаний (как президентской 2004 г., так и парламентской 2005 г.) их участниками были приняты многочисленные социальные обязательства: повышение зарплат, пенсий и т.д. В условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации их выполнение вызывает значительные трудности. Ожидать в ближайшей перспективе существенного увеличения бюджетных расходов на здравоохранение также не приходится. Существует ряд экономических препятствий относительно принятия решения о введении социального медицинского страхования. Во-первых, это уже существующая высокая налоговая нагрузка на работодателей. Во-вторых, повышение цен на энергоносители уменьшает шансы на достижение консенсуса относительно введения нового налога на зарплату.

Главное задание реформы в системе здравоохранения — преодолеть фрагментацию финансовых и других ресурсов. С этой целью проектом рекомендовано объединение финансовых ресурсов на региональном уровне. Сегодня актуально преодоление фрагментации на общенациональном уровне. Решение о ликвидации высокого финансового обеспечения медицинской помощи для работников отдельных ведомств является политическим. Если сохранение существующего неравенства в доступности медицинской помощи будет признано несоответствующим политике демократизации украинского общества, то это повлечет за собой ликвидацию ведомственных систем финансирования здравоохранения. В этом случае все пациенты будут получать медицинскую помощь, финансируемую из местных бюджетов.

Создание на региональном уровне единого покупателя медицинских услуг (местные органы самоуправления или региональное отделение в системе социального медицинского страхования при его наличии) может стать эффективным инструментом реструктуризации сети медицинских учреждений. Будут созданы возможности для преодоления дублирования услуг и охвата большего количества пациентов. Вместе с тем необходимы изменения в соотношении участия государства и населения в финансировании здравоохранения.

Одним из основных условий эффективной реформы является разделение финансирования ПМП и ВМП. Согласно определению ВОЗ к ПМП относятся медицинские услуги, предоставляемые в амбулаторных условиях и предусматривающие индивидуальную медицинскую помощь и профилактические мероприятия. Понятие ВМП охватывает специализированные амбулаторные медицинские услуги и такие, которые предоставляют больницы широкого профиля в амбулаторных и стационарных условиях по направлениям служб ПМП, и не включает высокотехнологических стационарных услуг, относящихся к ТМП. Решение проблемы разделения финансирования ПМП и ВМП требует активных действий от КМУ и органов местного самоуправления. При этом на национальном уровне необходимо принять нормативные акты МЗ Украины, которые определят понятия ПМП, ВПМ и ТМП. На местном уровне важным является внедрение системы свободного выбора семейного врача и формирование списков пациентов каждого участка.

Большинство лечебно-профилактических учреждений государственной и коммунальной форм собственности в нашей стране имеет статус бюджетных и поэтому (в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса) финансируется по методу постатейной сметы доходов и расходов. Он является эффективным с точки зрения сдерживания затрат, но не создает у поставщиков медицинских услуг мотивации для достижения основных целей здравоохранения: профилактики и терапии заболеваний в соответствии с законными ожиданиями пациентов.

Финансирование на основе постатейной сметы расходов может быть заменено на таковое, основанное на методе глобального бюджета. При этом средства, выделяемые лечебно-профилактическому учреждению, не разбиваются по статьям расходов и не зависят от его мощности. Финансирование осуществляется на основе контракта на предоставление медицинских услуг между их поставщиком и покупателем. Они согласовывают объемы амбулаторной и стационарной помощи, которую первый обязуется предоставить населению в течение года, и общий объем выделяемых средств. Получив их, лечебно-профилактическое учреждение далее самостоятельно распоряжается расходами.

Профилактика заболеваний и увеличение роли амбулаторной помощи являются наиболее важными задачами реформирования в целом. В свете их реализации возможно также внедрение системы финансирования в зависимости от количества пациентов, обслуживаемых каждым врачом ПМП (подушная оплата), в виде премий за достижение целевых показателей или гонораров.

В. Рудый сообщил, что в Украине проводятся эксперименты с внедрением таких систем финансирования, как глобальный бюджет и подушная оплата. Так, в г. Комсомольск Полтавской обл. (около 50 тыс. населения) с 1998 г. апробируется модель организации ПМП, предусматривающая заключение контрактов между городским советом и семейными врачами — частными предпринимателями. Согласно контракту оплата осуществляется в соответствии с количеством пациентов, обслуживаемых каждым врачом. Результаты аудита и социологических опросов, проведенных в этом городе в 2003 г., свидетельствуют о том, что такая модель является экономически более эффективной по сравнению с традиционной.

При изменении юридического статуса появляются новые возможности в управлении ресурсами, создаются условия для изменения системы стимулирования работы персонала

В пилотном Золочевском р-не Харьковской обл. было принято решение о разделении финансирования ПМП и ВМП и заключении отдельных контрактов. При этом в договоре о предоставлении услуг ВМП, которая оказывается центральной районной больницей (ЦРБ), в качестве оплаты предполагалось использовать средства из глобального бюджета, а в договоре о покупке услуг ПМП — подушную оплату. Однако в мае 2006 г., когда должна была начаться практическая реализация решения местных органов самоуправления, администрация ЦРБ, врачи стационара и поликлиники воспрепятствовали внедрению новых методов финансирования, организовав манифестацию. Основной их аргумент — угроза неминуемого развала существующей системы стационарной помощи. Вероятно, причиной сопротивления со стороны администрации ЦРБ стало нежелание терять часть ресурсов и имущества, которые должны были поступить центру ПМП. Очевидны и опасения врачей стационара по поводу того, что деятельность центра ПМП уменьшит потребность в их услугах и приведет к сокращению штата узких специалистов, а также снижению их доходов, в том числе неофициальных.

Как отметил В. Рудый, повышение уровня автономии лечебно-профилактических учреждений и разделение функций потребителя и поставщика медицинских услуг посредством внедрения государственных контрактов являются ключевыми предпосылками успеха реформирования отечественной системы здравоохранения. Для внедрения новых методов оплаты и обеспечения автономии поставщиков медицинских услуг необходимо изменение правового статуса лечебно-профилактических учреждений из бюджетных организаций в коммунальные некоммерческие неприбыльные.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Анна НечайАнна Нечай, доктор юридических наук, отметила, что отсутствие или противоречивость законов, опираясь на которые можно осуществить реформирование, или прямой запрет на осуществление каких-либо действий являются юридическими преградами на пути реформирования здравоохранения. С другой стороны, отсутствие подзаконных актов или необходимость их изменений не расцениваются как юридическая преграда, потому что КМУ, министерства и ведомства могут изменять свою нормативную базу при наличии политической воли к этому.

В ст. 49 Конституции Украины сказано, что существующая сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения не может быть сокращена. Это утверждение является юридической преградой на пути реформирования отрасли здравоохранения. Однако существующее законодательство разрешает изменять правовой статус лечебно-профилактических учреждений из бюджетных организаций в коммунальные некоммерческие предприятия, а также создавать объединения таких предприятий с дальнейшим перераспределением функций между членами объединения.

Правовой статус бюджетного учреждения определяется Бюджетным кодексом Украины, согласно которому это неприбыльная организация, полностью финансируемая из Государственного или местного бюджетов. Юридический статус коммунальных некоммерческих предприятий определяется Хозяйственным кодексом Украины. В части 1 ст. 78 Хозяйственного кодекса отмечено, что такое предприятие создается компетентным органом местного самоуправления и входит в сферу его управления. Таким образом, изменение статуса лечебно-профилактического учреждения никак не отражается на форме собственности и базовом принципе управления. Именно поэтому речь не идет о приватизационных процессах.

Однако при изменении юридического статуса появляются новые возможности в управлении ресурсами, создаются условия для изменения системы стимулирования работы персонала, появляются предпосылки для дальнейшего гибкого усовершенствования сети медицинских учреждений за счет их добровольного объединения и перераспределения функций. В Украине уже существуют лечебно-профилактические учреждения, изменившие свой статус на коммунальное некоммерческое предприятие (в Харьковской и Житомирской областях).

А. Нечай подчеркнула, что для уменьшения проблем, связанных с получением статуса неприбыльной организации, необходимо предусмотреть в уставе предприятия все положения, упомянутые в Кодексе Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Решение об изменении статуса лечебно-профилактического учреждения из бюджетного в коммунальное некоммерческое принимается местными органами самоуправления. При этом в решении необходимо четко обозначить, что учреждение будет финансироваться из местного бюджета, а также приобретет право получать материальные ресурсы из других источников, его имущество будет находиться в коммунальной собственности и закрепится за таким учреждением на праве оперативного управления. Оно сможет предоставлять платные услуги согласно перечню, определяемому законодательством Украины. Решение органов местного самоуправления также должно содержать сведения относительно действий в случае ликвидации предприятия.

В уставе предприятия необходимо указать, что целью деятельности учреждения не является получение прибыли, имущество предприятия находится в коммунальной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, основным источником финансирования являются бюджетные средства. Оно также может иметь другие источники финансирования согласно Хозяйственному кодексу и законодательству Украины, доходы предприятия учитываются и используются в соответствии с требованиями, предусмотренными в отношении неприбыльной организации. В случае ликвидации предприятия все его активы будут переданы другой неприбыльной организации, занимающейся таким же видом деятельности. Очевидно, сотрудники Государственной налоговой администрации на местах должны понимать, что и почему происходит с юридическим статусом лечебно-профилактических учреждений.

Лечебно-профилактические учреждения, ставшие коммунальными некоммерческими неприбыльными предприятиями, смогут объединяться на добровольной основе. По словам А. Нечай, межтерриториальное объединение лечебно-профилактических учреждений даст ряд экономических преимуществ: появится возможность распределения функций между ними, при этом определенные медицинские услуги будут предоставляться теми учреждениями, которые могут это сделать дешевле и эффективнее. Небольшие больницы можно будет перепрофилировать в медико-социальные учреждения без необходимости их закрытия. Учреждения — члены объединения смогут совместно решать аналогичные проблемы и централизованно выполнять некоторые функции с целью экономии человеческих и финансовых ресурсов. Кроме того, межтерриториальные объединения лечебно-профилактических учреждений — это инструмент для осуществления экономико-статистического анализа относительно стоимости медицинских услуг, внедрения механизмов контроля их качества, а также финансового стимула работы персонала.

От органов местного самоуправления требуется принятие ряда решений:

1. Об изменении юридического статуса лечебно-профилактических учреждений;

2. О создании межтерриториального объединения лечебно-профилактических учреждений и утверждении его устава;

3. О предоставлении администрации лечебно-профилактических учреждений права осуществлять деятельность относительно юридической регистрации и функционирования межтерриториального объединения;

4. Об избрании органов управления межтерриториальным объединением и представителей от каждого областного совета в них;

5. О предоставлении администрации лечебно-профилактических учреждений права заключать договоры с межтерриториальным объединением относительно вопросов, предусмотренных уставом объединения.

Очевидно, что при таких изменениях администрациям лечебно-профилактических учреждений будут предоставлены более широкие полномочия. Однако степень их ответственности также повысится.

Мирослава ЖдановаМирослава Жданова, директор Департамента по организации медицинской помощи МЗ Украины, отметила, что население в целом недовольно качеством медицинских услуг, предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями государственной и коммунальной форм собственности, а также уровнем их доступности. При этом согласно отчетам, полученным из регионов Украины, количество врачей на душу населения значительно превышает европейские и мировые показатели. Именно поэтому проблема реформирования отрасли приобретает актуальность. Информация, предоставленная экспертами проекта, вызывает все большую заинтересованность со стороны местных органов самоуправления, администраций и сотрудников лечебно-профилактических учреждений.

В пилотных областях (Харьковской, Полтавской и Житомирской) ведется реформирование отрасли здравоохранения на местном уровне, начиная с финансирования и заканчивая изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, а также объемом их деятельности. Участники проекта могут ответить на вопросы, связанные с процессом реформирования. МЗ Украины пришло к выводу, что говорить о реформе ВМП целесообразно в том случае, когда адекватно организована ПМП, в том числе неотложная медицинская помощь, требует изменений и ТМП.

Вполне понятны опасения сотрудников лечебно-профилактических учреждений относительно возможных сокращений персонала при реорганизации таковых

Как отметила М. Жданова, в МЗ Украины прошло совещание, на котором была дана положительная оценка материалам, разработанным экспертами проекта. В ближайшее время предполагается предоставление рекомендаций, касающихся реформы ПМП, отработанных на примере Полтавской обл. и дающих возможность двигаться в направлении реформы ВМП. В Украине существует развитая сеть лечебных учреждений: ЦРБ, районные, городские больницы, сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Для ее оптимизации МЗ предлагает создать на региональном уровне отделы здравоохранения при районных государственных администрациях, которые в перспективе выступят в роли покупателя медицинских услуг. ЦРБ, в состав которой входят стационарное, консультативное, диагностическое и поликлиническое отделения, необходимо разделить на два отдельных подразделения, финансируемых из районного бюджета учреждения. Одно из них — районная больница — будет предоставлять ВМП, второе — превратится в самостоятельно функционирующее учреждение ПМП. В дальнейшем обоим учреждениям рекомендуется изменить статус на коммунальные некоммерческие неприбыльные предприятия. При районных больницах необходимо создать службы неотложной медицинской помощи. Время, за которое бригада неотложной медицинской помощи должна прибыть к пациенту в городах, не должно превышать 15 мин, в сельской местности — 30 мин. Для этого необходимо обустроить места соответствующей дислокации станций неотложной медицинской помощи.

На уровне ТМП МЗ Украины рекомендуется организовать университетские клиники. Они не будут структурными подразделениями университетов, но направления их деятельности включат практический, научный и подготовительный (обучение специалистов) уровни. Решение, касающееся организации университетских клиник, министр здравоохранения видит в объединении областных детских, областных и некоторых городских больниц.

По словам М. Ждановой, реформа ВМП предполагает достижение рационального использования больничных коек, ПМП при этом сможет предоставляться в соответствии с ее задачами.

Здравоохранение Украины:состояние и перспективы реформирования

Вполне понятны опасения сотрудников лечебно-профилактических учреждений относительно возможных сокращений персонала при реорганизации таковых. Однако конструктивный диалог поможет решить проблему занятости специалистов, которых можно направить в учреждения, оказывающие ПМП, в том числе экстренную медицинскую помощь.

В заключение хотелось бы отметить, что законодательство хоть и не запрещает, но и не подталкивает органы местного самоуправления к принятию соответствующих решений. Результат — выжидательная позиция с их стороны. Администрация и персонал лечебно-профилактических учреждений не в полной мере осознают экономическую нецелесообразность содержания большой сети больниц общего профиля, и негативное влияние такой позиции на качество медицинских услуг, а также их стоимость. И поэтому они могут выступать оппонентами реформы.

Елена Приходько,
фото Любови Столяр

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи