Перемен требуют наши сердца! Госпитальные закупки лекарственных средств в I кв. 2011г.

Сегодня Украина — единственная страна в Европе, в которой отсутствует система государственного медицинского страхования. Украинцы оплачивают стоимость лекарств преимущественно из свое­го кармана, тогда как в странах ЕС основным плательщиком выступают государство и/или страховая компания. Пока в других странах государство совершенствует существующие программы медицинского страхования, в нашей стране участие государства в лечении пациентов ничтожно мало. Объем государственных закупок лекарств уменьшается. А до внедрения страховой медицины как таковой в нашей стране, по мнению ряда экспертов фармрынка, очень далеко. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Отечественный рынок лекарственных средств сформирован из 2 сегментов — розничного и госпитального. В первом случае плательщиком выступает конечный потребитель, который оплачивает стоимость лекарств в аптечном учреждении. Во втором — плательщиком выступает государство, которое ежегодно выделяет на потребности Министерства здравоохранения средства, в частности для госпитальных закупок необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Необходимо понимать, что средства госбюджета направляю­тся во многие сферы системы здраво­охранения (заработная плата, оплата коммунальных услуг и др.).

В I кв. объем госпитальных закупок сократился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 8% в денежном и на 11% в натуральном выражении и составил 534,8 млн грн. за 27,8 млн упаковок .

И больше нет ничего — все находится в нас

По итогам I кв. 2011 г. общий объем рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) в Украине составил 6,2 млрд грн. за 332,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 18,4% в денежном и 4,7% в натуральном выражении (рис. 1).

Рис. 1
 Динамика объема рынка лекарственных средств в разрезе розничного и госпитального сегментов с указанием их долевого участия в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Динамика объема рынка лекарственных средств в разрезе розничного и госпитального сегментов с указанием их долевого участия в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.

Главным плательщиком за лекарственные средства в нашей стране является не государство, а потребители. За увеличение общего объема продаж лекарственных средств в I кв. 2011 г. рынок обязан именно потребителю (рис. 2). Удельный вес госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарств постепенно сокращается. Напомним, что по итогам 2009 г. его доля по денежному показателю составляла 18,0%, в 2010 г. она снизилась до 15,3%. I кв. 2011 г. стартовал с показателем меньше 10%. В натуральном выражении доля госпитального сегмента еще меньше — в 2009 г. она составляла 16,3%, в 2010 г. снизилась до 13%, а в I кв. 2011 г. — до 8,4% (см. рис. 1).

Рис. 2
 Темпы прироста/убыли объема рынка лекарственных средств в разрезе розничного и госпитального сегментов в денежном и натуральном выражении в I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодо­м предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема рынка лекарственных средств в разрезе розничного и госпитального сегментов в денежном и натуральном выражении в I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодо­м предыдущего года

Ежегодно в сегменте государственных закупок лекарственных средств в I кв. отмечают слабую динамику. Вполне очевидно, что этот факт учитывают госпитальные дистрибьюторы и также проявляют слабую активность ввоза готовых лекарственных средств в этот период. В общей структуре импорта готовых лекарственных средств в I кв. 2011 г. объем ввоза готовых лекарственных средств госпитальными дистрибьюторами сократился на 48% относительно аналогичного периода 2010 г.

Также следует учитывать, что в середине 2010 г. Министерство здравоохранения Украины заявило о ряде отклонений тендерных предложений преимущественно из-за несоответствия тендерного предложения условиям тендерной документации (www.moz.gov.ua).

Напомним, что в рамках административной реформы, инициированной Президентом Украи­ны, на протяжении нескольких месяцев текущего года осуществлялась реорганизация профильного министерства, которая сопровождалась значительными кадровыми изменениями, в том числе в подразделении, отвечающем за закупки. Сегодня — это отдел конкурсных торгов, действующий в составе Департамента финансово-ресурсного обеспечения.

…чтобы друг друга понять

Ценовые характеристики розничного и гос­питального сегмента несколько отличаются. В целом в госпитальном сегменте средневзвешенная стоимость лекарств выше, чем на рынке аптечных продаж (рис. 3). Хотя в I кв. 2011 г. этот показатель находился примерно на одном уровне.

Рис. 3
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в розничном и госпитальном сегментах по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в розничном и госпитальном сегментах по итогам I кв. 2009–2011 гг.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на украинском рынке лекарств в целом (розничный + госпитальный сегмент) по итогам I кв. 2011 г. составила 18,7 грн., повысившись по сравнению с I кв. предыдущего года на 13%. В исследуемый период в госпитальном сегменте этот показатель был незначительно выше, чем на рынке аптечных продаж — 19,2 грн., в розничной реализации — 18,7 грн., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,9 и 14,4% соответственно.

По сравнению с предыдущими кварталами средневзвешенная стоимость препаратов в госпитальном сегменте снизилась. Вполне очевидно, это было обусловлено укреплением позиций отечественных производителей, лекарственные средства которых значительно ниже цены зарубежных конкурентов. Так, в I кв. 2011 г. доля препаратов украинского производства впервые превысила 50% общего объема госпитальных закупок в денежном выражении, а в натуральном — приблизилась к отметке 90% (рис. 4).

Рис. 4
 Структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Рис. 5
 Темпы прироста/убыли госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

При том, что госпитальный сегмент продемонстрировал в I кв. 2011 г. отрицательную динамику, для госпитальных закупок отечественных лекарств характерны опережающие темпы прироста в денежном выражении, в то время как закупки препаратов зарубежного производства значительно сократились (рис. 5). Физический объем закупленных украинских лекарств в исследуемый период сократился незначительно (5%), чего нельзя сказать о таковых зарубежного производства.

Напомним, что на розничном рынке лекарственных средств в денежном выражении оте­чественные производители в последние годы успешно конкурируют с зарубежными игроками и планомерно увеличивают свою долю. Хотя по сравнению с госпитальным сегментом их удельный вес почти в 2 раза меньше. По итогам I кв. 2011 г. доля украинских препаратов на розничном рынке лекарственных средств достигла 27% (еще в I кв. 2009 г. она составляла 23%). В натуральных величинах этот показатель несколько снизился — до 64%. По сравнению с I кв. 2010 г. для сегмента лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении отмечена опережающая динамика на фоне сегмента зарубежных препаратов, а в натуральном выражении — противоположная ситуаци­я. Это было обусловлено опережающим повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства — +21% по сравнению с I кв. 2010 г., тогда как для препаратов зарубежного производства этот показатель в 2,5 раза ниже — +8,5% (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 18 (789) от 09.05.2011 г.).

В госпитальном сегменте средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских препаратов также повышается опережающими темпами — +28% по сравнению с +18% — для зарубежных лекарств (рис. 6). В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства в исследуе­мый период была в почти в 7 раз ниже таковой импортных конкурентов и составила 11 грн., в сегменте зарубежных препаратов — 76,6 грн.

Рис. 6
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного и отечественного производства I кв. 2009–2011 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного и отечественного производства I кв. 2009–2011 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года

В целом в сегменте госпитальных закупок средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась в исследуемый период на 3%. Это было обусловлено смещением структуры рынка в пользу менее дорогостоящих отечественных препаратов. Как раз для таких препаратов отечественного производства низко- и среднестоимостной ниши в исследуемый период максимально повысилась средневзвешенная стоимость (+15 и 19% соответственно).

Динамика госпитальных закупок лекарственных средств отечественного и зарубежного производства определяется различными составляющими (рис. 7). В I кв. 2011 г. сокращение физического объема госпитальных закупок лекарственных средств было обусловлено в основном зарубежными препаратами. Преимущественный вклад в высокий прирост объема госпитальных закупок отечественных препаратов обеспечил инфляционный индекс.

Рис. 7
 Индикаторы прироста/убыли объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении в разрезе зарубежного и отечественного производства в I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении в разрезе зарубежного и отечественного производства в I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
 Ценовая структура госпитальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I–IV кв. 2009–2010 гг.
Ценовая структура госпитальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I–IV кв. 2009–2010 гг.

В I кв. 2011 г. в целом в сегменте госпитальных закупок индекс замещения на уровне –10% был результатом не только сокращения объема рынка в натуральных величинах, но и обусловлен смещением ценовой структуры госпитальных закупок лекарственных средств в пользу более дешевых препаратов (рис. 8). Причем увеличение объема госпитальных закупок в денежном выражении в исследуемый период отмечают исключительно для препаратов низкостоимостной ниши (рис. 9). В натуральном выражении лекарства этой ценовой ниши сократились менее значимо по сравнению с препаратами средне- и высокостоимостной ниши.

Рис. 9
 Темпы прироста/убыли госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Отметим, что в результате активной динамики отечественных производителей украинские препараты увеличили свое присутствие в различных ценовых нишах — низко-, средне- и высокостоимостной (в денежном и натуральном выражении). Причем опережающее темпы прироста демонстрировали украинские препараты высокостоимостной ниши.

Демографическая ситуация в нашей стране оставляет желать лучшего. Численность населения ежегодно сокращается. Максимальное количество смертей фиксируют от сердечно-сосудистых заболеваний (табл. 1).

Таблица 1 Причины смерти украинцев (2009 и 2010 гг.)
Заболевания Тыс чел. % к 2009 г.
2009 2010
Всего умерших 706,7 698,2 -1,2
в т. ч:
Болезни системы кровообращения 460,6 465,1 1,0
Новообразований 88,6 88,8 0,2
Внешних причин смерти 48,9 44 -10,0
Болезней органов пищеварения 30,1 26,8 -11,0
Болезней органов дыхания 21,1 19,5 -7,6
Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания 15,1 14,6 -3,3

При этом в структуре госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении максимальный объем закупок составляют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 10). Хотя доля этой группы по сравнению с I кв. 2009 г. уменьшилась более чем на 10%. Как выяснилось, это было обусловлено преимущественно уменьшением закупок лекарств подгруппы А10 «Антидиабетические препараты» как в I кв. 2010 г., так и в I кв. 2011 г. Зачастую наиболее распространенными осложнениями сахарного диабета являются сердечно-сосудистые заболевания. Следовательно, пациенты недополучат лекарства для лечения серьезных заболеваний.

Рис. 10
 Удельный вес препаратов групп АТС-Классификации по объему госпитальных закупок АТС в денежном выражении в I кв. 2009-2011 г., а также темпов прироста/убыли объема госпитальных закупок в I кв. 2011 г. в сравнении с I кв. 2010 г.
Удельный вес препаратов групп АТС-Классификации по объему госпитальных закупок АТС в денежном выражении в I кв. 2009-2011 г., а также темпов прироста/убыли объема госпитальных закупок в I кв. 2011 г. в сравнении с I кв. 2010 г.
Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием позиций в рейтинзе за I кв 2009-2010 гг.
Брэнд № п/п
2011 г. 2010 г. 2009 г.
НАТРИЯ ХЛОРИД 1 1 4
ГЛЮКОЗА 2 10 27
ТИОПЕНТАЛ 3 9 17
РЕОСОРБИЛАКТ 4 5 14
АКТОВЕГИН 5 2 5
ЦЕФТРИАКСОН 6 4 12
КУРОСУРФ 7 82 311
ГЕПАРИН 8 28 50
ДИАЛИПОН 9 44 45
ТИОТРИАЗОЛИН 10 12 21
ЭССЕНЦИАЛЕ 11 26 18
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ 12 19 25
ДИПРОФОЛ 13 35 47
МЕТАМАКС 14 51 65
ДИТИЛИН 15 67 29
ЭМСЕФ 16 13 73
БЕРЛИТИОН 17 31 36
АНАЛЬГИН 18 34 38
ФАРМАСУЛИН 19 17 3
ТУБЕРКУЛИН 20 55 66

Лидером среди брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении в I кв. 2011 г. является НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 2). В целом рейтинг торговых наименований лекарственных средств, закупаемых госпитальными учреждениями, значительно изменился по сравнению с таковым в I кв. 2010 г.

Список маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г., как и в аналогичный период 2010 г., возглавила отечественная Корпорация «Артериум» (табл. 3). Следующие 3 позиции заняли ее украинские компании — «Юрия-Фарм», «Фармак» и «Дарница». На 5-й позиции разместилась зарубежная фармкомпания «Nycomed».

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием позиции в рейтинге за 2010 г., а также позиций компаний по объему продаж лекарств в розничном сегменте в I кв. 2011 г.
2011 Маркетирующая организация 2010 На розничном рынке
1 Корпорация Артериум (Украина) 1 5
2 Юрия-Фарм (Украина) 3 30
3 Фармак (Украина) 4 1
4 Дарница (Украина) 5 6
5 Nycomed (Норвегия) 6 4
6 Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2
7 Здоровье (Украина) 11 14
8 Sanofi-Aventis (Франция) 7 3
9 Борщаговский ХФЗ
(Украина)
18 16
10 Биолек (Украина) 30 86
11 GlaxoSmithKline
(Великобритания)
16 13
12 Dr. Reddy’s (Индия) 13 44
13 Gedeon Richter (Венгрия) 10 11
14 Здоровье народу (Украина) 29 74
15 Teva (Израиль) 15 9
16 Биофарма (Украина) 19 50
17 Киевский витаминный завод (Украина) 25 19
18 Novo Nordisk (Дания) 9 101
19 Merck&Co (США) 23 32
20 Инфузия (Украина) 43 159

Следует отметить, что верхушка списка маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок — топ-5 компаний — активно развивается, укреп­ляет свои позиции и наращивает долю в гос­питальном сегменте. Их суммарный удельный вес по сравнению с I кв. 2009 г. увеличился на 10% и в I кв. 2011 г. достиг 32%.

…МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

В I кв. 2011 г. общий объем отечественного рынка лекарственных средств в целом (розничный + госпитальный сегмент) составил 6,2 млрд грн. за 332,5 млн упаковок, увеличившись на 18% в денежном и 5% в натуральном выражении относительно аналогичного периода предыдущего года. Общий рост рынка лекарств был обусловлен исключительно динамикой розничного сегмента.

Госпитальные закупки в I кв. 2011 г. сократились как в денежном, так и в натуральном выражении (на 8 и 11% соответственно). Убыль в госпитальном сегменте была обусловлена уменьшением закупок препаратов зарубежного производства. Отечественные лекарства, в свою очередь, продемонстрировали положительную динамику развития в денежном (+22%) и незначительную убыль натуральном выражении (-5%). Преимущественный вклад в общий прирост объема госпитальных закупок украинских лекарственных средств был обеспечен инфляционной составляющей.

И хотя украинские препараты значительно дешевле зарубежных конкурентов, в последнее время их стоимость неуклонно растет как на розничном рынке, так и в сегменте госпитальных закупок. Так, в I кв. 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских лекарств в госпитальном сегменте составила 11,1 грн., увеличившись на 29% относительно аналогичного периода 2010 г. В это же время темпы прироста средневзвешенной стоимости препаратов зарубежного производства были более сдержанными — +18% относительно I кв. 2010 г. (до 76,6 грн.).

С одной стороны, можно отметить знаковое событие и поздравить отечественных производителей с увеличением доли в этом маленьком сегменте рынка лекарственных средств — до 50% в деньгах и почти до 90% в упаковках.

С другой стороны, радоваться особо нечему — и без того малый сегмент государственных закупок лекарственных средств развивается крайне слабо и убыль госпитальных закупок в I кв. 2011 г. заставляет сердце сжиматься…

Оксана Сергиенко
(©) Vhcreative | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи