Казнить нельзя, помиловать! Какой может быть судьба аптечных киосков?

Сегодня бурно обсуждается вопрос ликвидации аптечных киосков в городской местности. Такое решение объясняется тем, что сегодня аптечные киоски с целью повышения рентабельности умышленно нарушают Лицензионные условия, реализовывая рецептурные препараты. В данной публикации мы расскажем о том, какой может быть дальнейшая судьба аптечных киосков, а также о последствиях для конечных потребителей в случае принятия проекта в существующей редакции относительно закрытия аптечных киосков. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», синдикативных баз данных «AxiomaTM», официального сайта Государственного комитета статистики Украины www.ukrstat.gov.ua.

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 15.03. 2011 г. В основе этого анализа — информация об аптечных предприятиях (субъектах хозяйствования), имеющих лицензию на розничную торговлю. Необходимо отметить, что ФЛП и СПД — это по сути одно и то же. СПД — субъект предпринимательской деятельности, а ФЛП — физическое лицо — предприниматель. В соответствии с Законодательством Украины правильно будет использовать термин ФЛП.

ЧЕМ НЕ УГОДИЛИ АПТЕЧНЫЕ КИОСКИ?

Для начала освежим в памяти читателя общую структуру аптечного сегмента. Напомним, что по итогам 2010 г. в общем объеме аптечной реализации львиную долю аккумулируют аптеки — 78%, аптечные пункты — 14%, а киоски — 8%. Практически во всех областях Украины удельный вес аптечных пунктов в общем объеме аптечной выручки превышает долю аптечных киосков, за исключением Днепропетровской, Харьковской и Киевской областей, где эти два типа торговых точек (ТТ) представлены почти в равных долях (более подробно — «Еженедельник АПТЕКА» № 20 (791) от 23.05.2011 г. ). В рознице наблюдается прирост удельного веса аптек в общем количестве ТТ в Украине, что вполне естественно, поскольку они аккумулируют львиную долю розничного товарооборота.

В разрезе различных типов ТТ по состоянию на 01.01.2011 г. генеральная совокупность аптек составила 12 715, для аптечных пунктов отмечено снижение этого показателя почти на 4% — до 5250 ТТ. Количество аптечных киосков на 01.01.2011 г. уменьшилось более существенно — на 25% по сравнению с предыдущим годом — до 3706. Тенденция сохранилась в последующие месяцы текущего года — уже по состоянию на 15.03. 2011 г. количество аптечных киосков уменьшилось до 3484. В общем количестве ТТ доля аптечных киосков в этот период составила 16,4% (аптек — 58,8%, аптечных пунктов — 24,9%).

Что же происходит с той частью ритейла, над которой нависла угроза ликвидации?

В Украине аптечные киоски существовали еще со времен бывшего СССР. Когда наша страна стала независимой, начало формироваться украинское законодательство в сфере регулирования реализации лекарственных средств. В процессе его формирования было принято решение об изъятии из Закона Украины «О лекарственных средствах» нормы относительно отпуска безрецептурных препаратов через общую торговую сеть. Поэтому были созданы аптечные киос­ки — именно с целью защиты прав пациентов на безрецептурные лекарственные средства в тех местах, где субъектам хозяйствования невыгодно открывать аптеки. В аптечном киоске пациент/покупатель мог всегда получить компетентную консультацию специалиста здравоохранения в лице фармацевта.

Сегодня главная причина закрытия аптечных киосков — несоблюдение требований Лицензион­ных условий в части реализации рецептурных препаратов. Проект предусматривает прекращение существования такого структурного подразделения аптеки, как аптечный киоск. В случае принятия проекта субъектам хозяйственной деятельности будет предоставлен 1 год для того, чтобы привести работу аптечных учреждений в соответствие с новыми Лицензионными условиями, то есть перевести аптечные киоски в аптеки или закрыть.

По состоянию на 15.03.2011 г. в Украи­не функционирует 3484 аптечных киоска. Из 3484 аптечных киосков в городах расположено 2489, а остальные 995 — в других населенных пунктах, таких как поселки городского типа, поселки, села и т. д. (рис. 1).

Рис. 1.
Количество аптечных киосков в городах и других местностях с указанием доли таковых в общем количестве аптечных киосков
Количество аптечных киосков в городах и других местностях с указанием доли таковых в общем количестве аптечных киосков

В существующей редакции проекта ликвидация аптечных киосков не распространяется на расположенные в сельской местности — здесь они останутся.

В региональном разрезе максимальное количество аптечных киосков представлено в городах Восточного и Центрального регионов — 808 и 571 соответственно. Что касается аптечных киосков, расположенных вне города, максимальное их количество представлено в Центральном, Южном и Западном регионах. Таким образом, в случае ликвидации аптечных киосков пре­имущественно их количество уменьшится в городах Восточного и Центрального регионов. В первом случае аптечные киоски могут исчезнуть в городах Донецкой и Днепропетровской областей, поскольку они аккумулируют наибольшую долю аптечных киосков в общем количестве таковых в городах Украины (рис. 2). Отметим, что в шахтерском регионе, где расположено множество маленьких городов — Донецкой области — сосредоточено более 10% общего количества аптечных киосков, а в Днепропетровской — 9,4%. В Центральном регионе больше всего аптечных киосков расположено в городах Винницкой и Черкасской областей — 116 и 94 соответственно.

Рис. 2.
Доля топ-10 областей по количеству аптечных киосков в городах Украины
Доля топ-10 областей по количеству аптечных киосков в городах Украины

Во многих развитых странах реализация безрецептурной продукции разрешена в общей торговой сети. Цель такой политики — обеспечить физическую доступность безрецептурных лекарственных средств для пациента в условиях оптимизации государственных расходов на здраво­охранение. Существующая редакция проекта Лицензионных условий предполагает реализацию безрецептурных и рецептурных лекарственных средств исключительно в аптеке или аптечном пункте.

Представим ситуацию, когда произойдет ликвидация аптечных киосков. Несмотря на то что в целом доля аптечных киосков наименьшая в общей структуре аптечных учреждений, оте­чественный фармацевтический рынок безусловно недополучит определенный объем аптечных продаж и, конечно, это повлияет на темпы его развития. Произойдет это по следующей причине: после закрытия аптечного киоска увеличение размера свободного места на полке в аптеке не предполагается. Каким бы ни был размер аптечного киоска, в случае его закрытия весь товар, представленный на его полках, не сможет поместиться на полках аптеки, поскольку они уже заполнены продукцией. Уместно вспомнить, сколько усилий прилагают в аптеках по оптимизации пространства торговой площади и товарных групп. И хотя аптечным киоскам выдвигают условие в течении 1 года переформатироваться в аптеку, остается открытым вопрос: как быть, если из экономических соображений аптеке на месте аптечного киоска будет невыгодно работать?

Средний выторг на 1 аптечный киоск в городах с января по май 2011 г. составил 95 тыс. грн. Учитывая количество аптечных киосков в городах, которое составляет 2489, и умножив этот показатель на их средний выторг, получаем результат: 236 млн грн. — этот объем потеряет отечествен­ный фармацевтический рынок в случае ликвидации аптечных киосков или порядка 11% общего розничного товарооборота.

Кто будет в выиграше от таких показателей? Никто! Для производителя, который бесспорно является драйвером развития отечественного фармацевтического рынка, такой поворот событий сулит снижение прибыльности, для дистрибьюторов — сокращение клиентской базы, уменьшение объемов поставок и другое, что неизбежно повлечет за собой снижение рентабельности бизнеса.

В случае снижения конкуренции в розничном сегменте субъекты хозяйствования смогут повысить наценки на продукцию. С учетом невысокого уровня доходов большинства украинцев это приведет к уменьшению потребления лекарств в натуральном выражении. Что будет делать в таком случае производитель? Позволим себе предположить, что он будет сокращать кредитование, расходы на рекламу или повышать цены на продукцию, что также отразится на темпах роста объема рынка лекарств в натуральном выражении в сторону снижения. А рынок только начал восстанавливаться в физическом объеме после кризисных перипетий!..

Такое развитие событий отразится на деятельности всех его субъектов. Что уже говорить о потребителе, который в случае ликвидации аптечных киосков больше не сможет купить продукцию в привычном месте и, более того, посетив другое аптечное учреждение, найдет ее с более высокой ценой. «Кто виноват? — подумает он и сразу же решит, — аптека»…

И если уж говорить об этой искусственно выдуманной злополучной игре на выбывание, то следует напомнить о функционирующем рыночном механизме — конкуренции, который сам определяет, кому из аптечных учреждений выжить. Конкуренция как форма соперничества между аптечными учреждениями создает свое­образные правила игры на рынке, расширяя ассортимент продукции, формируя конкурентные цены, повышая качество сервиса, внедряя технические новшества и др. Стоит ли вмешиваться в налаженный рыночный механизм?

ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ

Много разговоров ведется о доступности лекарств для населения. Это касается не только ценовой политики лекарственных средств, но и количества аптечных учреждений. Все чаще отмечаем ситуацию, когда аптечные учреждения территориально близко расположены друг от друга. Плохо ли это? Для аптек — да! (из-за конкурентных сражений), но для потребителя это положительное обстоятельство. У него есть выбор и возможность купить продукцию в случае, если он забыл это сделать, пройдя мимо одной аптеки и увидя поблизости вторую.

Динамичное развитие аптечной индустрии, можно сказать, разбаловало потребителей. они экономят свое время и не желают тратить его на походы в аптеки, им удобно, чтобы они были расположены вблизи мест проживания, работы, по их ежедневному маршруту. Упрощает задачу целенаправленного похода в аптеку очень удобная «скорая аптечка» для потребителей — такой вид структурного подразделения аптеки, как аптечные киоски. Небольшие по площади аптечные киоски расположены в местах повышенной проходимости (переходах, транспортных развязках и др.). Как мы уже отметили, их особенность заключается в ограничениях реализуемого ассортимента (в отличие от аптек, аптечные киоски не имеют права заниматься реализацией рецептурных лекарственных средств) и размере торговой площади. Следовательно, ассортимент аптечных киосков гораздо скромнее, чем аптек. С экономической точки зрения при отсутствии рецептурных препаратов формат аптечных киосков обладает меньшим товарооборотом, чем аптека. Но, с точки зрения потребителя, удовлетворить потребность и повысить доступность лекарств которого хотят все участники рынка, аптечный киоск в повседневной жизни в силу своего месторасположения является палочкой-выручалочкой в экстренных ситуациях.

Аптечные киоски и аптеки отвечают за доступность лекарственных средств, в первом случае — за безрецептурные, во втором — как за Rx, так и OTC. Аптечные пункты по причине их размещения в лечебно-профилактических учреждениях практически не участвуют в этом. Несложно догадаться, что в случае ликвидации аптечных киосков доступность лекарств для населения снизится и усилится нагрузка на аптеки. Коснется это населения, проживающего в городах, а доля городского населения в нашей стране составляет почти 70% в общей структуре населения (рис. 3).

Рис. 3.
Количество городского и сельского населения Украины в разрезе регионов и областей за январь-март 2011 г.
Количество городского и сельского населения Украины в разрезе регионов и областей за январь-март 2011 г.

В структуре крупного промышленного Восточного региона, где расположено множество небольших городов, доля городского населения максимальная в сравнении с другими регионам­и (без учета Киева). В городах самой крупной по количеству населения Донецкой области самый высокий показатель количества жителей на 1 ТТ — 2478 человек, тогда как в целом по Украине этот показатель составляет 2026 человек (рис. 4).

Рис. 4.
Количество жителей на 1 ТТ в городах в разрезе областей Украины
Количество жителей на 1 ТТ в городах в разрезе областей Украины
Рис. 5.
Количество жителей на 1 ТТ в сельской местности в разрезе областей Украины
Количество жителей на 1 ТТ в сельской местности в разрезе областей Украины

В сельской местности доступность лекарств ниже. Количество жителей на 1 ТТ — составляе­т 2478 человек (рис. 5). Причем существуют регионы, в сельской местности которых этот показатель значительно выше. Например, в сельской местности Львовской области количество жителей на 1 ТТ выше, чем в целом по Украине в 2 раза — 5572 человека, в Ровенской области — 4150 человек. И это при том, что в Западном регионе превалирует сельское население.

Как мы уже сказали, в решении вопросов доступности безрецептурных лекарств принимают участие аптеки и аптечные киоски. Учитывая количество одних и вторых в целом в городах Украины на 1 ТТ приходится 2677 человек (рис. 6). Максимальную нагрузку получают ТТ в городах Донецкой области — 3449 человек на 1 ТТ. В Западном регион­е, где высока доля сельского населения, показатель количества жителей на 1 ТТ в городах значительно ниже и составляет менее 2 тыс. человек (в Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях).

Рис. 6.
Количество жителей на 1 ТТ (аптеки и аптечные киоски) в городах в разрезе областей Украины
Количество жителей на 1 ТТ (аптеки и аптечные киоски) в городах в разрезе областей Украины

Для того чтобы понять, что произойдет с доступностью лекарств в случае ликвидации аптечных киосков в городах Украины, мы рассчитали нагрузку количества жителей в городах на 1 ТТ, а именно аптеку. В целом по Украи­не 3398 жителей городов приходится на 1 аптеку (рис. 7). Максимальное количество жителей на 1 аптеку отмечено в городах Донецкой, Черниговской и Житомирской областях — свыше 4 тыс. человек. Несложно догадаться, что упразднение аптечных киосков в городах усложнит доступность лекарств для населения и увеличит нагрузку аптек.

Рис. 7.
Количество жителей на 1 ТТ (аптека) в городах в разрезе областей Украины
Количество жителей на 1 ТТ (аптека) в городах в разрезе областей Украины

В сельской местности нагрузка аптек значительно выше — в среднем на 1 аптеку приходится 4390 человек (рис. 8). Значительно отличается от общерыночных показателей ситуация в областях Западного региона — во Львовской на 1 аптеку приходится свыше 8 тыс. человек, в Волынской — 7 тыс. человек.

Рис. 8.
Количество жителей на 1 ТТ (аптека) в сельской местности в разрезе областей Украины
Количество жителей на 1 ТТ (аптека) в сельской местности в разрезе областей Украины

С точки зрения потребителя, усиление конкуренции в аптечном сегменте для него выгодно, поскольку нет необходимости долго искать необходимый препарат. К тому же, конкуренция в аптечной индустрии — эффективный механизмом регулирования цен (в сторону снижения). Однако интересы представителей аптечного сектора и интересы потребителей не всегда совпадают. А тем более, как выясняется, не совпадают они и с регуляторными органами. Злободневная тема ликвидации аптечных киосков явно выражает чью-то обособленную заинтересованность, направленную на создание монополии. Трудно поверить, что ликвидация аптечных киосков сделает лучше жизнь пациента, у которого, кстати, вообще не спросили мнения.

В случае ликвидации аптечных киосков в городах доступность лекарств снизится, а нагрузка на 1 аптеку повысится и может составить свыше 3400 человек. Причем в некоторых городах этот показатель будет еще выше

Вопросы бизнеса ФЛП

Аптечный бизнес ФЛП донедавна также был в центре внимания регуляторных органов. Сегодня 1 ФЛП может работать по одной лицензии, при этом владеть и осуществлять розничную торговлю через несколько типов аптечных учреждений — аптеки, аптечные пункты и киоски. Главное намерение регуляторных органов заключалось в ограничении деятельност­и ФЛП — предполагалось, что под одной лицензией 1 ФЛП будет иметь возможность создавать и осуществлять розничную торговлю исключительно не более чем в 1 аптеке только при наличии соответствующего фармацевтического образования и стажа работы. Однако по состоянию на сегодняшний день актутальность этого вопроса несколько снизилась. К счастью, беспристрастные цифры и расчеты отразили возможное развитие отечественного фармацевтического рынка при ограничении деятельности ФЛП, а именно замедление его развития.

Что может быть дальше?

Таким образом, в аптечной индустрии может произойти революция, которая приведет к тому, что на территории Украины в городах будут ликвидированы аптечные киоски.

Необходимо понимать, что в связи с вероятным уменьшением количества точек продаж физическая доступность лекарств для населения нашей страны снизится. Сегодня в среднем на 1 аптеку в городах Украины приходится 3398 человек. Существуют города, где этот показатель еще выше. Если за ТТ принять аптеку + аптечный киоск, что характерно на сегодняшний день, то количество жителей на 1 ТТ составляет 2677 человек. Таким образом, вполне очевидно, что в случае ликвидации аптечных киосков количество городских жителей, которое приходится на 1 аптеку, увеличится. И снизится доступность лекарств для населения.

Безусловно, последствия принятия проекта в существующей редакции в части закрытия аптечных киосков негативно отразятся на развитии отечественного фармацевтического рынка и деятельности всех его участников . Интересно, что даже учитывая такие факты, некоторые операторы фармацевтического

рынка настроены оптимистично и прогнозируют перераспределение товарных потоков. Только непонятно, каким образом это произойдет, ведь аптечные полки не резиновые.Уместно напомнить, что драйвером развития рынка являются производители. Для них сокращение точек продаж продукции на развивающемся рынке означает потерю прибыльности бизнеса.

Каковы возможные действия производителя в таком случае? Он может значительно сократить товарное кредитование, расходы на маркетинговое продвижение или повысить цены на продукцию, что также отразится на динамике рынка в физическом объеме. Вопрос «Зачем замедлять развитие отечественного  фармацевтического рынка?» остается открытым. Участники рынка в недоумении. С их мнением относительно существующего проект­а мы постоянно знакомим читателей «Еженедельника АПТЕКА». Будем надеяться, что предложенных изменений не произойдет и отечественный фармацевтический рынок будет развиваться в полном составе участников и в привычной структуре аптечного ритейла. А кому покинуть аптечный бизнес, пусть определяет здоровая рыночная конкуренция.

Оксана Сергиенко

Комментарии

rfnfgekmnf 25.07.2011 1:54
"236 млн грн. — этот объем потеряет отечественный фармацевтический рынок в случае ликвидации аптечных киосков или порядка 11% общего розничного товарооборота" - с этим утверждением я НЕ согласен. 11% товарооборота аптечных киосков в метро попросту распределятся между аптеками и аптечными пунктами которые находятся на выходе из подземки. В любом случае в условии города нуждающийся в лекарственном обеспечении не пострадает от исчезновения киосков. Что же касается дистрибьютора и производителя - они также найдут свои 11 процентов в ближайших аптеках. Пострадавшими в данном случае останутся ФЛП и, дистрибьюторы фальсификата, т.к. ФЛП это их клиенты. Это исключительно мое мнение, если у когото есть другое - поделитесь....
Елена 25.07.2011 3:45
Если киоски закрывают из-за несоблюдения лиц.условий, то почему же не разрешить им продавать только те рецептурные препараты, которые не стоят на предметно- количественном учете и не входят в списки ядов и прочих. Ведь в киосках работают теже специалисты что и в аптеках, и холодильники, и умывальники у них тоже есть.Так чем же киоски хуже пунктов?
Провизор 25.07.2011 9:02
Уважаемые коллеги ! Если ВЫ действительно провизоры и фармацевты давайте не лить грязь друг на друга. Это будет выгодно не нам с Вами , а действующей власти. Лозунг "Разделяй и властвуй!" будет работать против нас всех! Все молчат о том,что в киосках полнейший бедлам: рецептурные препараты и тд. Любой киоск без рецептурных препаратов убыточен! Аптеки из-за такого бордака еле выживают. Если-бы ФЛП было выгодно работать в киосках то они бы не поддерживали их закрытие читайте ссылку Представники ФОП підтримали пропозицію щодо ліквідації такого виду аптечного закладу як аптечний кіоск. http://www.apteka.ua/article/89110
Александр 29.07.2011 12:51
А где ещё два комментария?В том числе мой, вчерашний в защиту киосков.Это что цензура ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
Вималий 29.01.2014 9:39
А кто вообще думает о людях? В наших частных микрорайонах г. Комсомольск живут 3000 чел. Киска нет. Правильно говорят - бизнесу не выгодно. за лекарством едем в город за 5-8 км. А аптечные пункты можно открывать только при лечебном учреждении. Почему? Никто ответа не даёт. Надо ликвидировать киоски. А аптечные пункты располагать не более 500 метров от потребителя в помещении, которое отвечает Лицензионным условиям!

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи