«Санофи-Авентис»: интеграция завершается, впереди — новые задачи

20 августа 2004 г. на небосводе мирового фармацевтического рынка зажглась новая яркая звезда — в результате объединения двух известных французских компаний «Санофи-Синтелабо» и «Авентис» была создана «Санофи-Авентис», которая стала крупнейшей фармацевтической компанией в Европе и третьей по величине в мире. А уже в сентябре руководство «Санофи-Авентис» официально объявило о новых назначениях в топ-менеджменте представительств компании в мире: руководящие позиции заняли более 100 менеджеров в 70 странах («Еженедельник АПТЕКА», № 36 (457) от 20 сентября 2004 г.). Перед ними была поставлена важнейшая стратегическая задача — до начала 2005 г. обеспечить полную интеграцию во всех видах деятельности компании. Генеральным директором «Санофи-Авентис» в Украине стал Анатолий Яцишин, под руководством которого в течение более 10 лет успешно работал коллектив представительства «Санофи-Синтелабо». И сегодня, когда до Нового года уже остаются считанные дни и есть все основания оценивать события года уходящего (в ряду которых образование «Санофи-Авентис», безусловно, стало одним из наиболее значимых), А. Яцишин рассказал корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» об особенностях интеграционного процесса в «Санофи-Авентис» в Украине, изменениях в его структуре и маркетинговой политике, а также о том, чем жил в последние месяцы новый коллектив.

Анатолий Яцишин, генеральный директор компании «Санофи-Авентис» в Украине

Анатолий Яцишин, генеральный директор компании «Санофи-Авентис» в Украине

— Анатолий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, каковы первые итоги интеграционного процесса между компаниями «Санофи-Синтелабо» и «Авентис»?

— Процессы интеграции в нашей компании осуществляются уже почти 4 мес. За это время нами пройден достаточно непростой, но вместе с тем интересный путь, уже есть весомые достижения. То, что нам удалось сделать за этот период, безусловно, станет базисом успеха компании в будущем году. Прежде всего мы создали принципиально новую организационную структуру представительство компании в Украине, которая уже утверждена на уровне высшего руководства компании. Нам удалось построить ее так, что мы сохранили практически все лучшие кадры как «Санофи-Синтелабо» в Украине, так и компании «Авентис». Именно это является основным достижением интеграционного процесса, и в новый 2005 г. коллектив компании «Санофи-Авентис» в Украине вступает единым и обновленным. В него вошли наиболее опытные и перспективные сотрудники, причем как на уровне менеджмента, так и службы медицинских представителей. Это крайне важно, ведь наши сотрудники выполняют главную работу компании, ежедневно контактируя с партнерами: врачами, провизорами и фармацевтами, сотрудниками дистрибьюторских компаний. Но прежде всего на этапе создания новой команды требовалось определить их потенциал и выяснить степень готовности, в том числе психологической, к работе в новой компании — с новым имиджем, значительно расширившимся портфелем препаратов и качественно новыми требованиями. Я считаю, что в настоящее время эта задача нами также успешно решена. В последние месяцы оба коллектива выполняли обязательства, взятые каждым представительством до конца 2004 г., при этом нам также удалось вместе работать на перспективу. Так, недавно мы провели специальный тренинг по организации новой команды, участие в котором приняли сотрудники обеих компаний. За неделю, в течение которой он длился, мы смогли и потрудиться, и отдохнуть, и ближе познакомиться друг с другом. Кроме того, мы работали над созданием коллектива медицинских представителей в регионах и над тем, чтобы ознакомить их с правилами работы, корпоративными принципами, расширившимся портфелем препаратов нашей новой компании.

Не менее важным шагом на пути интеграции стало и определение портфеля препаратов, которые будут активно промотироваться в будущем году. На первый взгляд, это несложная задача. Но следует учитывать, что на момент объединения в портфеле каждой из компаний насчитывалось более 10 «стратегических» продуктов. И для того чтобы дальнейшая работа по продвижению на рынке практически вдвое большего количества этих лекарственных препаратов была эффективной, требовалось очень четко определить принципы работы команды по каждой стратегически важной фармакотерапевтической группе препаратов, а их у нас 8. Препараты предстояло объединить таким образом, чтобы это позволило предоставить врачам полноценную и исчерпывающую информацию о каждом из них и обеспечить их равномерное потребление, не уступающее таковому в период, когда наши команды работали самостоятельно.

На мой взгляд, все это станет хорошей основой для того, чтобы достичь нашей главной стратегической цели будущего года — обеспечить компании «Санофи-Авентис» лидирующую позицию на украинском рынке среди как зарубежных, так и отечественных фармацевтических компаний. А если учесть совокупные доли рынка компаний «Санофи-Синтелабо» и «Авентис», то для успешной реализации этих амбициозных планов у нас есть все основания.

— Вы затронули вопрос структурных изменений в компании. Насколько существенно расширился штат сотрудников представительства?

— Процессы интеграции в двух компаниях во всем мире проходили постепенно. И это неудивительно — ведь коллективы обеих компаний насчитывали значительное число сотрудников: около 30 тыс. человек трудились в «Санофи-Синтелабо» и 70 тыс. — в «Авентисе». Это две компании мирового уровня и работа по формированию новой команды велась на каждом менеджерском уровне, и украинское предствительство — не исключение. Безусловно, новая команда — это не результат простого слияния двух коллективов, структура нового представительства не является точной копией таковой представительства «Санофи-Синтелабо» или «Авентис». Интеграционный процесс подразумевал не только количественные, но и качественные изменения, суть которых состояла в том, что учитывая увеличение коллектива в целом и портфеля продуктов, нам предстояло находить новые организационные и кадровые решения. Конечно же, расширение штата произошло — увеличилась численность сотрудников менеджерского звена, ведь теперь им нужно управлять другим коллективом и воплощать в реальность уже другие задачи. Что касается медицинских представителей, то в настоящее время происходит некоторое «выравнивание» команды, обмен тем лучшим, что выработала корпоративная культура компаний «Санофи-Синтелабо» и «Авентис», ознакомление с принципами и тактикой работы друг друга. У нас также несколько отличаются потенциалы коллективов сотрудников внешней службы: один более опытный и зрелый, второй — более молодой и по-хорошему амбициозный. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы обеспечить «взаимопроникновение культур», объединить богатый опыт с энергией молодости, чтобы работа обновленной команды в дальнейшем была еще более продуктивной. Иными словами, чтобы 1+1 равнялось не просто 2, а гораздо больше!

— Как Вы уже отметили, существенное расширение портфеля лекарственных препаратов компании повлечет за собой и изменения маркетинговой политики… Сохранятся ли стратегические приоритеты в продвижении препаратов?

— Безусловно, «стратегические» лекарственные средства сохранят свои приоритетные позиции, поскольку в данной группе и у компании «Санофи-Синтелабо», и у компании «Авентис» всегда находились препараты, без преувеличения, мирового уровня. Кардинальных изменений в этом аспекте мы не планируем. Но есть и другая сторона вопроса — выделив группы стратегических препаратов в портфелях наших компаний, мы выяснили, что располагаем довольно солидным портфелем не «стратегических», но достаточно известных, востребованных и успешно реализуемых препаратов — так называемых зрелых продуктов (mature products) (например, НО-ШПА и ФЕСТАЛ), о продвижении которых также не следует забывать. В этой группе еще предстоит выделить препараты, промоционная поддержка которых будет приоритетной.

— Каковы главные принципы деятельности и корпоративная культура компании «Санофи-Авентис»?

— Безусловно, мы постараемся сохранить все лучшие традиции обеих компаний. Прежде всего хочу подчеркнуть, что компания «Санофи-Авентис» будет исповедовать принцип, который был основополагающим для компании «Санофи-Синтелабо» с самого начала ее деятельности на фармацевтическом рынке — максимальное присутствие на всех рынках мира. Для нас не существует больших или маленьких стран или рынков. Если рассмотреть этот принцип сквозь призму работы предствительства в Украине, это означает, что мы не разделяем области нашей страны на большие и маленькие. Продвижению препаратов компании будет уделяться одинаковое внимание во всех регионах, потому что они нужны украинским пациентам, независимо от места проживания. Этого принципа мы будем строго придерживаться и в нашей дальнейшей работе.

Вместе с тем, давними традициями и ценным опытом работы обладают как компании «Санофи-Синтелабо» и «Авентис» в целом, так и их украинские представительства. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы найти применение способностям каждого сотрудника, наиболее полно раскрыв его потенциал, а также с максимальной эффективностью использовать методы, выработанные как одним, так и другим коллективом. Речь не идет о том, чтобы «перелицевать» стиль и культуру работы одного представительства под стандарты другого. «Санофи-Авентис» — это принципиально новая компания, которая воплощает лучшие достижения и мировой опыт обеих компаний. Поэтому формирование на основе интеграции корпоративной культуры нашей новой команды я также расцениваю как одну из приоритетных задач следующего года, и уверен, что она будет успешно выполнена.

— Как будет популяризироваться среди украинских специалистов здравоохранения новый визуальный имидж компании «Санофи-Авентис»? Претерпит ли изменения дизайн упаковок лекарственных препаратов, в частности будет ли размещен на них новый логотип компании?

— Образование новой фармацевтической корпорации на основе двух крупных и известных в мире компаний — процесс достаточно длительный, введение многих новшеств требует определенного времени и усилий. Но, безусловно, все, что зависит от нашего представительства в отношении ознакомления медицинской и фармацевтической общественности с новым имиджем компании, будет сделано. Рекламно-информационные материалы о лекарственных препаратах «Санофи-Авентис», предназначенные для врачей и работников аптечных учреждений, обязательно будут содержать новый логотип компании. Более того, часть таких материалов уже изготовлена Так, фирменные календари компании на 2005 г., деловые ежедневники и другую рекламную продукцию, на которую нанесен логотип «Санофи-Авентис», врачи, провизоры и фармацевты смогут получить из рук наших медицинских представителей уже к Новому году.

Что же касается изменений дизайна упаковок и сроков нанесения на них нового логотипа — это вопрос, который будет решаться на уровне руководства центрального офиса «Санофи-Авентис». Но очевидно, что вряд ли можно ожидать подобных изменений в скором будущем. Дело в том, что это сопряжено с необходимостью соблюдения целого ряда юридических формальностей. Ведь каждая компания зарегистрировала и запатентовала свои препараты под собственным торговым названием, имиджем производителя и логотипом, и, вероятнее всего, они будут сохранены до истечения срока регистрации. По мере того как вопросы изменения наименования производителя будут решаться на уровне высшего руководства компании, мы будем претворять в жизнь эти решения и в Украине. Но учитывая то, что большинство препаратов как «Санофи-Синтелабо», так и «Авентис» имеют регистрацию на ближайшие несколько лет, я не прогнозирую изменения в дизайне упаковок в 2005 г. Поэтому в ближайшее время наши препараты сохранят свой «облик», останутся узнаваемыми специалистами и потребителями. Кроме того, даже при условии последующего изменения наименований и логотипа производителя, общий имидж упаковок сохранится, ведь его кардинальное действие, как правило, чревато весомыми финансовыми потерями для компании.

— «Санофи-Авентис» обладает мощной научно-исследовательской базой. Можно ли ожидать в будущем году появления на мировом и украинском фармацевтических рынках инновационных лекарственных средств компании?

— Конечно же. Так, уже к концу 2005 г. «Санофи-Авентис» планирует вывести на рынок новый оригинальный лекарственный препарат, предназначенный для применения у лиц с риском сердечно-сосудистых заболеваний. Это лекарственное средство будет способствовать уменьшению избыточной массы тела, а также никотиновой зависимости. Таким образом, его применение позволит модифицировать сразу два ключевых фактора риска сердечно-сосудистой патологии и ее осложнений. Уверен, что препарат очень перспективен и его появление в Украине будет с интересом воспринято врачами разных специальностей.

— Каковы Ваши ожидания в отношении финансовых результатов работы компаний «Санофи-Синтелабо» и «Авентис» в 2004 г., будут ли они столь же блестящими, как по итогам первого полугодия? Каковы перспективы 2005 г.?

— Мы ожидаем получить первые финансовые результаты работы компании уже к середине января. Уверен, что положительная динамика увеличения объемов продаж лекарственных препаратов обеих компаний сохранится как на мировом рынке, так и в Украине. Основания для такого прогноза дают показатели нашей деятельности в первом полугодии, а также выполнение планов, поставленных перед украинскими представительствами центральными офисами компаний «Санофи-Синтелабо» и «Авентис». Наши коллективы приложили для этого максимум усилий, и в целом есть все основания для оптимистической оценки перспектив развития бизнеса компании «Санофи-Авентис» в 2005 г.

— Ожидаете ли Вы каких-либо негативных экономических последствий общественно-политических событий, происходящих в Украине в конце текущего года, в частности роста инфляции? Как это может отразиться на фармацевтическом рынке?

— В целом в 2004 г. экономическая ситуация в стране была благоприятной для развития украинского фармацевтического рынка. Базисом для этого стало развитие промышленного производства, повышение внутреннего валового продукта и покупательной способности населения. Однако нарушение финансового баланса, сложившегося в начале осени, увеличение социальных выплат обусловили изменение инфляционных процессов. Правительство прогнозирует определенный рост инфляции и в проекте бюджета на 2005 г. (для этого есть объективные предпосылки). Что касается работы в этих условиях нашей компании, в последние месяцы мы никак не изменили условия сотрудничества с нашими партнерами и четко выполняли обязательства, оговоренные в заключенных на 2004 г. внешнеэкономических контрактах. Цены на продукцию и условия ее поставок остались прежними. По моему мнению, объективных оснований для существенного повышения компаниями-производителями цен на фармацевтическую продукцию пока нет. Однако при этом нельзя не учитывать важный фактор, влияющий на стоимость импортных лекарственных средств в Украине, — европейские производители устанавливают стоимость своей продукции в евро, курс которого по отношению к гривне повышается. И хотя номинально цену на препараты компании-производители не меняют, тем не менее расходы оптовых операторов на закупки возрастают, что вынуждает их повышать отпускные цены для розницы.

Что касается последствий возможного повышения инфляции для фармацевтического рынка, следует отметить, что за последние годы он стал уже достаточно зрелым и структурированным, представляя собой саморегулирующуюся систему. Поэтому отдельным операторам очень сложно нарушить сложившийся баланс, ведь в настоящее время крупные компании выступают своего рода «сдерживающим фактором», способным эффективно противостоять попыткам дестабилизации ситуации на рынке.

— И в завершение нашей беседы, что Вы хотели бы пожелать в преддверии Новогодних и Рождественских праздников работникам фармацевтической отрасли и системы здравоохранения?

—? Миссия компании «Санофи-Авентис» — нести здоровье людям во всем мире, повышать качество их жизни. Поэтому от имени нашего коллектива я хочу пожелать всем, кто помогает нам в этом, прежде всего здоровья — ведь оно поистине бесценно, а также благополучия и стабильности. Надеюсь, что бурные общественно-политические события, ознаменовавшие конец уходящего года, сменятся стабилизацией и уверенным ростом как в экономике нашей страны, так и в жизни каждого ее гражданина. Новый год — это всегда новые чаяния, время смелых ожиданий и сокровенных мечтаний. Пусть все они сбудутся! o

Елена Барсукова, фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті